isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

15 февраля 2019

Политех готовит BIM-менеджеров и собирает самый большой BIM-проект в мире

Александр Высоцкий, Ольга Коршунова

Высоцкий Коршунова

Александр Высоцкий — Генеральный директор, Ольга Коршунова — координатор компании Vysotskiy Consulting, авторизованного учебного центра Autodesk.

Vysotskiy Consulting сотрудничает с СПбПУ им. Петра Великого в течение шести лет. За годы взаимодействия проведены десятки полугодовых курсов и подготовлены более тысячи BIM-специалистов в рамках обязательной программы обучения местных и международных групп.

В статье описан опыт Политеха Петра в обучении BIM-менеджменту студентов старших курсов и магистратуры. Курс основан на практическом опыте внедрения BIM командой Vysotskiy consulting в реальные компании.

В дальнейшем представители компании планируют рассказать о нововведениях последнего года и самых лучших студенческих проектах, а также выложить модель BIM-города, о котором идет речь в статье, в общий доступ с возможностью погулять по ней и посмотреть отдельные проекты.

Оригинал статьи

Политех BIM-проект

Ведущие ВУЗы страны начали обучать технологиям информационного моделирования. Но на практике обучение часто сводится лишь к базовым инструментам моделирования и подготовки простейшей документации. В последние пять лет проектно-строительный рынок России начал активно осваивать BIM-технологии. Из-за этого образовалась колоссальная нехватка кадров.

Поэтому в большинстве случаев студенты получают лишь базовые навыки: разрабатывают архитектурную модель без системного информационного наполнения, не пользуются инструментами взаимодействия в BIM-среде. Также не рассматриваются темы проверки качества проекта и взаимной увязки данных.

Специалисты с такими знаниями в лучшем случае смогут подключиться к процессу проектирования, но не смогут управлять им и помогать коллегам.

Обучать «кнопкам» в Revit недостаточно

В реальной компании проектировщик – часть большой команды. Каждый сотрудник выполняет свой фронт задач, при этом все работают в единой информационной среде.

Сами проекты, как правило, многодисциплинарные и объемные. Поэтому модель должна быть структурирована для гибкой и быстрой работы с высокодетализированными объектами. Помимо сложности, объекты обычно располагаются в стесненных условиях и должны быть увязаны с окружающей застройкой.

Из-за сжатых сроков и сложности часто появляются ошибки в документации. На стройплощадке возникает монтаж по месту: воздуховоды пересекаются с балками, а трубы не попадают в подготовленные отверстия.

Ещё одна проблема – отслеживание темпов строительства. 4D-моделирование позволяет увязать плановые графики строительства с реальными сроками возведения объекта и выразить данные в любых показателях: процентовке или объемах материала, в рамках этажа, здания и всей стройплощадки.

Все эти задачи остаются нераскрытыми в большинстве ВУЗовских программ. В то же время ПО для работы в BIM имеет инструменты для их решения. Если выпускник владеет соответствующими навыками, то может сэкономить компании время и деньги, превращаясь в ценный кадр.

Политех учит не только проектированию, но и BIM-менеджменту

В СПбПУ им. Петра Великого BIM обязателен для ряда дисциплин с 2006 года. За это время университет совместно с Vysotskiy consulting выстроил гибкую систему обучения.

Знакомство с информационным моделированием происходит у старшеклассников в рамках довузовской подготовки, обучение ведется в течение всего срока вплоть до окончания магистратуры. Старшекурсники учатся не только моделированию, но и настройке совместной работы, администрированию проекта и проверке его качества.

Выпускники легко находят работу благодаря востребованным знаниям, глубокому пониманию алгоритмов работы и процессов в проектно-строительных компаниях.

В данной статье пойдет речь о последнем, наиболее сложном и интересном этапе обучения.


Ватин

«Мой опыт работы со строительными организациями показывает, что в Политехе готовят самые востребованные BIM-кадры. Первые проекты с применением BIM они делают уже в первом семестре первого курса.

Хорошие знания и навыки применения BIM студенты часто сочетают с высоким уровнем владения английским языком. Это дает им возможность работать с англоязычной научно-технической литературой и документацией, формирует широкий кругозор и глобальный охват проблематик.

Нашим выпускникам нет равных в BIM, и их берут на работу в режиме частичной занятости ещё до окончания обучения».

— Ватин Николай Иванович, профессор кафедры «Строительство уникальных зданий и сооружений» Инженерно-строительного института СПбПУ Петра Великого

Обучением старшеклассников и студентов первых и средних курсов занимаются преподаватели университета, а команда Vysotskiy consulting разработала авторскую программу обучения для старших курсов. Благодаря многолетнему опыту по внедрению BIM у ключевых игроков проектно-строительного рынка, программа затрагивает все ключевые проблемы для проектов любой отрасли проектирования и строительства.

Программа идет один семестр и поделена на логические блоки:

  • командная работа и постоянное взаимодействие;
  • систематизация и регламентирующие документы;
  • моделирование;
  • сборка проекта и контроль пересечений;
  • календарное планирование и использование классификатора;
  • эффектная подача проекта.
Аталихова

«Я проходила курс по BIM-администрированию в СПбПУ, который вёл А. Е. Высоцкий. Обучение было продуктивно и информативно.

Считаю, что получила правильное понимание BIM-технологий и благодаря этому устроилась в крупную строительную компанию».

Диана Аталихова, BIM-менеджер компании BI Group

Блок 1: Командная работа в Revit и внешнее взаимодействие

На практике BIM-модель – результат совместной работы нескольких отделов компании. Архитекторы, конструкторы, инженеры взаимодействуют как внутри своего отдела, так и между ними. Также сотрудники делятся по обязанностям: проектировщики, руководители, BIM-команда.

Для имитации реальной структуры компании студенты делятся на команды по 3 человека. Внутри команды определяют роли: самый ответственный становится BIM-менеджером, а остальные – проектировщиками. BIM-менеджер настраивает систему и отвечает за техническую сторону работы, направляет и контролирует работу двух других участников. В результате ребята учатся разделять ответственность, общаться друг с другом и лучше понимают специфику работы реальных проектных команд.

Политех BIM-проект

Каждая команда работает над уникальным проектом, который может выбрать сама или получает в качестве задания. Например, помимо жилых домов, больниц и школ ребята разрабатывали замки, вокзалы, заводы, церкви, порты и многие другие типы объектов. Некоторые брали свои рабочие проекты. Это позволяет охватить специфику ряда подотраслей и разнообразить учебный процесс.

В реальной жизни вокруг участка строительства почти всегда есть прилегающие объекты: постройки, естественные преграды, объекты инфраструктуры. Иногда требуется увязать между собой несколько прилегающих участков. Кроме того, здание всегда располагается в определенных координатах.

На курсе имитируется городская застройка: вся работа ведется на координатной сетке, напоминающей большое поле для «Морского боя». У каждой команды есть свой участок.

Файл с координатной сеткой выдается студентам вместе с заданием. На его основе при работе в связанных файлах они настраивают координаты относительно общего плана города.

Политех BIM-проект

Помимо координатной привязки студенты обязаны иметь общие объекты с соседями: дворовые проезды, набережные, мосты, железнодорожные пути. Для этого требуется умение взаимодействовать с внешними командами.
Политех BIM-проект

Как правило, над моделью реального объекта работает несколько человек. Поэтому в курсе рассматриваются инструменты совместной работы.

Работа в одном файле одновременно дается теоретически ввиду обучения сразу большой аудитории. Зато все команды делят свои модели на набор связанных файлов. Работа в нескольких файлах помогает моделировать одновременно разные разделы, а Revit при этом нетребователен к ресурсам ПК.

Студенты применяют разбивку по разделам. Отдельно моделируют архитектуру, упрощенные инженерные сети (вентиляцию, водоснабжение, канализацию), генплан и антураж. Некоторые команды дополнительно моделируют конструктив, электрику, интерьер.

Такой подход позволяет студентам понять, как выстраивается совместная работа в реальных проектах, а также пути оптимизации модели.

В качестве бонуса формируется виртуальный BIM-город. На момент написания статьи над ним работало более 600 человек – это один из самых больших BIM-проектов в мире. В 2019 году мы планируем сделать общедоступной общую модель города.

Блок 2: Систематизация

В рабочей практике крайне важно работать по единым стандартам. Но выпускники ВУЗов часто не понимают важность системности и аккуратной работы.

Одно из требований на курсе – освоить культуру работы с данными. Для папок и файлов используется единая система имен, что позволяет легко ориентироваться в сотнях реализованных проектов.

Политех BIM-проект

Политех BIM-проект

Обмен информацией происходит только онлайн, через облачное хранилище Dropbox. Оно позволяет студентам работать над проектом одновременно, а также упрощает приемку проекта. Также это готовит учеников к дальнейшей работе на сервере, когда все данные постоянно доступны остальным участникам проекта.

С 2018 года студенты работают на основе техзадания на BIM-модель (EIR) и готовят свой план реализации проекта (BEP). О новом опыте мы расскажем в следующих материалах.

Блок 3: Моделирование

После настройки единой среды студентам необходимо непосредственно разработать проект: здание, условные инженерные сети ОВ и ВК, генплан и антураж.

Так как обучение проходит для студентов-старшекурсников, то они уже должны быть знакомы с моделированием. Поэтому на курсе данные темы не рассматриваются.

В случае если у студентов отсутствуют знания по инструментам моделирования, то они изучают материал на нашем учебном портале.

Политех BIM-проект

Блок 4: Сборка проекта и контроль пересечений

В реальных проектах важно анализировать проектные решения комплексно, в рамках единой модели. Для этого студенты собирают свой проект в Autodesk Navisworks. Работать с большими и тяжелыми моделями в нем проще, чем в Revit – проект не подвисает, навигация удобная, есть полезные инструменты для анализа.
Политех BIM-проект

Студенты используют инструменты осмотра модели, измерения аннотаций, добавления замечаний. Студенты также учатся искать элементы по свойствам, выгружать спецификации в Excel, управлять визуальным стилем объектов. Эти инструменты позволят в дальнейшей работе легко рецензировать BIM-проекты.

Одно из основных явных преимуществ BIM перед двумерным проектированием – возможность находить пересечения элементов на этапе разработки проектной документации и легко устранять их. Студенты устраняют пересечения между сетями и несущими элементами в модели в Revit, размещая отверстия в стенах под коммуникации.

С такими знаниями на работе выпускники быстро проверят проект, отловят и исправят ошибки.

Политех BIM-проект

Блок 5: Календарное планирование и использование классификатора

Отслеживание сроков строительства интересует заказчика не меньше, чем поиск и устранение пересечений. Возможность наглядно сравнить факт с планом, увидеть, где произошло отставание, а где строители идут на опережение, предоставляет другой инструмент контроля и управления в Navisworks – Timeliner. Параллельно с этим у лидеров освоения BIM-технологий уже появляются свои классификаторы для быстрого разделения здания на понятные подкатегории.
В учебном проекте 4D-модель создается посредством задания произвольного классификатора элементов модели и создания календарного графика строительства в Microsoft Project. На этапе моделирования студенты задают каждому элементу код классификатора, который впоследствии привязывают к соответствующему столбцу календарного графика в окне инструмента Timeliner. Это позволит выпускникам сразу включиться в работу технически продвинутых строителей и заказчиков, и эффективно отслеживать темпы строительства в BIM-модели.

Самые продвинутые даже пишут скрипты в Dynamo для быстрого назначения классификатора элементам, а потом приходят на работу в нашу команду.

Коршунова

«Курсовой проект по BIM был самым интересным и объемным за все шесть лет обучения. Подача с использованием современных технологий выгодно выделяла курс в общем потоке предметов.

Моя команда моделировала биоклиматический небоскреб. Отдельной болью стал классификатор: специального ПО для автозаполнения классификатора мы не нашли, поэтому написали скрипт в Dynamo. Это позволило подробно проработать календарный график — в MS Project было более 500 работ. А автоматическое заполнение классификатора сэкономило много времени.

В дальнейшем рабочем процессе пригодились абсолютно все темы – от технических деталей до взаимодействия с людьми».

— Ольга Коршунова, координатор Vysotskiy Consulting


С 2018 года студенты работают на основе международного классификатора Unifоrmat. Единый классификатор помогает стандартизировать BIM-проекты, а также подготовить учеников к работе в международной компании.

Блок 6: Эффектная подача проекта

Помимо грамотного управления проектом и поиска ошибок необходимо уметь выгодно представить результат своей работы. Поэтому «мученики» должны представить презентационные материалы.
Политех BIM-проект Политех BIM-проект Политех BIM-проект Политех BIM-проект
Политех BIM-проект Политех BIM-проект Политех BIM-проект Политех BIM-проект
Политех BIM-проект Политех BIM-проект Политех BIM-проект Политех BIM-проект
Студенты выполняют визуализацию и видеообход в Revit, а также формируют стереопанораму в облаке. Наиболее продвинутые используют Lumion и другие решения для создания материалов.
В реальной работе студенты смогут быстро подготовить презентационные материалы в Revit или решить задачу в специализированном ПО.

Особенности обучения большой аудитории

Обучение в ВУЗе — не основное направление нашей компании. Поэтому из-за рабочей загрузки времени на проведение курса мало: обычно мы стараемся закрыть все темы за 6 занятий по одной или две пары (1,5 — 3 часа). Поток варьируется от 100 до 350 человек, и поэтому нужно оптимизировать учебный процесс.

Поделимся нашими наработками, как реализовать данную программу в рамках большой аудитории. Все способы работоспособны – экономят время преподавателя, силы студентов, повышают качество проекта и общий уровень знаний материала.

Видеозапись лекций
Курс обширный – включает в себя много теории и практическую часть в разных программных комплексах. Если ученики будут сразу работать за ПК, то скорость обучения снижается примерно в 5-10 раз. Плюс вспомнить пошаговые действия и нигде не ошибиться почти невозможно.
Политех BIM-проект

Чтобы избавить студентов от поиска забытой информации на сторонних ресурсах, а также избежать всевозможных ошибок при выполнении учебных проектов, занятия ведутся в формате лекции с видеозаписью. Так студент может освежить все ключевые моменты непосредственно перед выполнением проекта, пересмотреть материал для подготовки к зачету и даже вернуться к нему для решения рабочих задач. Как бонус преподавателю – сокращается количество однотипных вопросов по проекту.
Тестирование
Прием зачета у нескольких сотен студентов — процесс долгий. Чтобы выделить наиболее активных и старающихся, в конце каждого занятия проводится тестирование через Google-форму. В результате автоматически создается таблица, которая отражает уровень знаний каждого студента, общую картину и примерный показатель посещаемости.

Во время зачета студенты, хорошо написавшие все проверочные, освобождаются от итогового тестирования.

Политех BIM-проект

Google-таблицы для учета команд и знаний
Еще один облачный инструмент – Google-таблицы – используется на этапе формирования команд, выбора типа объекта и места расположения.
Политех BIM-проект

Посредством Google-таблиц старосты групп могут внести необходимую информацию онлайн сами. Преподавателю остается просмотреть итоговую таблицу, внести корректировки и закрыть ее для редактирования.

Помимо организации команд студенты используют таблицу впоследствии во время выполнения проекта. Ищут соседей по номерам квадратов, чтобы разместить общие проезды.

Во время итоговых тестов все результаты также публикуются сразу онлайн.

Таким образом, использование Google-таблицы позволяет решить сразу несколько организационных задач: разделение на команды, выдачу заданий для выполнения проекта, возможность самостоятельной коммуникации студентов между собой, финальную оценку проекта.

Dropbox
В реальной компании для организации совместной работы используется сервер. На курсе организовать сервер сложно. Поэтому мы используем облачное хранилище Dropbox.
Политех BIM-проект

Все файлы загружаются через интернет. У каждой команды своя папка. Команда высылает приглашение в папку преподавателю. Как только приглашение принято – всё, что попадает в папку, подгружается на компьютер преподавателю.

Dropbox присылает уведомления, когда и что подгрузила та или иная команда в облако. Преподаватель имеет доступ ко всем наработкам в любое время. Можно посмотреть, на каком этапе выполнения проекта находится команда, удаленно сориентировать по технически сложным вопросам, помочь решить нетиповые задачи или просто дать обратную связь.

Ни во время курса, ни на зачете нет необходимости во флешках или каких-то других способах передачи информации.

Общение через соцсети
Еще один полезный инструмент на курсе – социальные сети.

Для вопросов во время лекции создается чат в Telegram. Студент задает интересующий его вопрос, преподаватель отвечает на него в перерыве между основными темами. Студенту не надо кричать, преподавателю – отвлекаться на вопросы во время подачи материала.

Политех BIM-проект

В двухнедельных перерывах между лекциями общение строится через группу Вконтакте. Все вопросы студенты пишут в специально созданное обсуждение. Таким образом, преподаватель не отвлекается на уведомления, а вопросы не повторяются.
Политех BIM-проект

Общение между командами строится на информации из Google-таблицы. Студенты в любой момент могут найти, кому принадлежат соседние квадраты. Затем в поиске по участникам группы Вконтакте найти нужных людей и связаться с ними. Так коммуникация между студентами выстраивается автоматически без участия преподавателя.

Использование социальных сетей позволяет выстроить удобную для всех коммуникацию, сделать лекции организованнее. Студенты учатся общаться друг с другом. При этом все экономят время.

Поощрение
Еще одна важная деталь при проведении массового обучения – давать дополнительный стимул для передовых студентов. Чтобы выкладываться по полной и насыщать проекты на курсе разработана система поощрения.

Студентов ждут бонусы, если они сдают проект досрочно и в нем есть «фишки». «Фишкой» может быть детальная проработка разделов проекта, сложная архитектура и сходство с реальными объектами, проработка внутренних интерьеров, крутая визуализация и рендеры в стороннем ПО, совместная с другими командами проработка элементов генплана (мостов, набережных и т. д.), подробный календарный график строительства, анимация со строительными кранами, ссылка на стереопанораму в модели в Navisworks и другие детали.

Главный бонус – «автомат» по предмету. Также команды награждаются сертификатами победителей, а в 2018 году лучшие из лучших получили очки виртуальной реальности для мобильного телефона – Xiaomi VR Play 2.

Новицкий

«Во время курса по BIM-администрированию я приобрел хороший стартовый пакет познаний в области координации различных разделов проектирования, а также примерил на себя роль BIM-менеджера.

Хочется отметить, что, работая в команде в качестве координатора, имеешь возможность посмотреть на вещи под другим углом и понять на своем примере проблемы координации разделов. А тесное переплетение теории и практики дает наилучшие результаты».

— Дмитрий Новицкий, BIM-менеджер, ООО «Адамант-строй»

Дальше будет еще круче

Статья отражает наш опыт подготовки кадров. Его можно взять за основу, и сделать еще более интересную и востребованную программу обучения. Наша команда также старается улучшать и развивать курс. Сейчас мы тестируем ряд нововведений.

В 2018 году студенты начали работать с регламентирующими документами. В качестве задания они получили техническое задание на BIM-модель. На его основе ученики писали BEP – план выполнения BIM-проекта.

Помимо этого мы ввели обязательный для всех единый классификатор – UniformatClassifications_rus. До этого студенты сами создавали классификатор под свои проекты. Единый классификатор приблизил учебный проект к формату реального.

Для рендеринга ввели условие обязательной демонстрации модели в Autodesk Live. Студенты высоко оценили и полюбили новый продукт для визуализации.

Благодаря тому, что к проведению обучения подключилась координатор Vysotskiy consulting Ольга Коршунова, добавились и более практические занятия – разработка скриптов в Dynamo, а также разработка пользовательских семейств.

В 2019 году мы хотим сделать курс открытым для посещения широкого круга слушателей. Но реализация идеи зависит в том числе от административной политики Политеха Петра.

Итог – востребованные кадры

Авторский курс от компании Vysotskiy Consulting завершает формирование компетенций BIM-специалистов со стороны университета.


Бойцов

«Bonava стажирует старшекурсников и выпускников c 2012 года. Стажировка занимает от 6 месяцев до 2 лет. По мере нее ребята развиваются, набор из компетенций и зон ответственности постоянно увеличивается. А по окончании легко устраиваются на работу.

За 6 лет программы стажировок мы привлекли огромный поток студентов из СПбПУ Петра Великого и на собственном опыте убедились, что там растят одних из самых сильных BIM-кадров в РФ, а после последнего этапа обучения выходят особо востребованные специалисты.

Ребята не только хорошо владеют Revit, но и умеют настраивать совместную работу, управлять проектом и контролировать его, знают тонкости программного обеспечения, с каждым годом все более продвинутые в плане рендера и представления проекта.

Нередко стажеры помогают в BIM более «старшим товарищам».

Полагаю, в этом помогает большая направленность на совмещение обучения и стажировки, где фокус идет на практику, а также выполнение дипломных работ в Revit с самого начала обучения.

Это сильно меняет мышление на пространственное, ориентированное на данные, визуализацию и помогает в коммуникации. Такие ребята имеют существенное преимущество при приеме на работу».

— Александр Бойцов, заместитель директора по развитию, руководитель отдела проектирования ООО «Бонава Санкт-Петербург»


К окончанию обучения студенты овладевают ключевыми навыками BIM-менеджера. Они умеют организовать себя, грамотно хранить данные, работать в команде, а также управлять проектом, контролировать его и готовить презентационные материалы. Выпускники с таким уровнем подготовки легко устраиваются на работу даже в крупные проектно-строительные компании с серьезным опытом работы в BIM.


Мы готовы обмениваться опытом с другими ВУЗами, проводить семинары для студентов, тренинги для сотрудников и другие мероприятия. Если вам интересно взаимодействие в подготовке кадров – напишите нам на contact@bim.vc.

© Александр Высоцкий, Ольга Коршунова. Любое использование материалов статьи возможно только при размещении активной ссылки на данную страницу.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.