В конце прошлого года на Autodesk University в Лас-Вегасе были подведены итоги конкурса AEC Excellence Awards 2018. Всего судьи просмотрели 256 заявок (196 проектов и 60 заявок на звание «Инноватор года») из 32 стран.
В каждой из трёх номинаций – «Инфраструктура», «Проектирование зданий», «Строительство» – было по девять финалистов, трое из которых стали победителями в категориях в зависимости от стоимости проекта. Алла Землянская рассказывает о нескольких инфраструктурных проектах из шорт-листа и, конечно, о победителях.
Категория Small project (до $100 млн)
I местоПроект: «Методология градостроительного планирования на микроуровне»
Компания: Empresa Desarrollo Urbano de Medellin, Колумбия
ПО: Autodesk InfraWorks, Civil 3D, NavisWorks, Revit, Insight
Начиная проект, EDU собрала информацию из нескольких баз данных городских ГИС, в том числе для коммунальных сетей, транспорта и города в целом. Команда перенесла эту информацию вместе с ортофотоснимками в InfraWorks и использовала ее для создания 3D-карты города. В Civil 3D были разработаны предварительные модели уклонов, насыпи, выемки и другая инженерная информация для пострадавших районов. Вернув эти данные обратно в InfraWorks, члены команды создали трёхмерную модель территории, включавшую в себя как существующее положение, так и предполагаемые изменения ландшафта. Revit использовался для создания концептуальных моделей новых жилых домов.
Важной частью проекта стало вовлечение общественности. Возможно, это и обеспечило ему победу – это очень интересный пример того, как трёхмерная модель целого города в InfraWorks может использоваться не только для анализа текущей ситуации, моделирования угроз и градостроительного планирования, но и как наглядная агитация для работы с местными жителями, которым вместо казённого языка распоряжений и указов (или в дополнение к нему?) предложили понятные картинки «как и есть» и «как будет».
Финалист
Проект: Новый мост «La Rivière des Galets»
Компания: Colas SA, Франция
ПО: Autodesk Civil 3D, Revit, Recap, 3ds Max, Navisworks, BIM 360
Реюньон – французский заморский департамент на острове в Индийском океане. Два самых крупных его города соединены единственной автомагистралью, и почти 70 000 автомобилей в день пересекают реку Гале по двум существующим двухполосным мостам: бетонному, по которому идёт движение на юг до Сен-Поля, и металлическому, по которому поток движется в противоположном направлении к Сен-Дени. Эти узкие места становятся причиной пробок, кроме того, возраст металлического моста, построенного в 1950-х годах, создаёт проблемы безопасности, особенно во время циклонов, когда речной поток становится опасно мощным.
Поэтому было принято решение о строительстве нового моста, с тремя полосами в каждую сторону, пешеходной и велосипедной дорожками. Особенность этого проекта в том, что, во-первых, новый мост будет возводиться между двумя существующими, что требует высокой скоординированности разных специальностей. Во-вторых, краны, задействованные в стройке, должны находиться прямо в русле реки, которая в сезон дождей превращается в бурный поток, поэтому нужно максимально точное планирование процесса строительства, чтобы успевать в сухой сезон.
Финалист
Проект: Проект монорельса в парке Тхэджондэ
Компания: Sambo Engineering, Корея
ПО: Autodesk InfraWorks, Civil 3D, Revit, Dynamo
Монорельсовая дорога длиной около 4 километров для посетителей природного парка Тхэджондэ должна будет проходить примерно в 6 метрах над землей, предоставляя туристам потрясающий вид на скалы, море и окружающие склоны. Этот живописный парк расположен в сложной горной местности и обладает сложной экосистемой, поэтому компании Sambo нужно было одновременно решить нетривиальную инженерную задачу, вписывая кривые на плане и в профиле трассы, и выдержать при этом гармонию с окружающим ландшафтом.
Revit также использовался для проектирования главного здания депо и четырех станций монорельсовой дороги, а также для конструкции трека. Моделирование сложной извилистой траектории в чистом Revit было проблемой, и решить её помог инструмент визуального программирования Dynamo. С его помощью инженеры извлекали информацию о поверхности и профиле из Civil 3D в таблицу Excel и в Dynamo настроили связь с элементами Revit.
Категория Medium project ($100 млн - $500 млн)
I место
Проект: Железная дорога Ухань-Сянъян-Шиянь
Компания: China Railway Siyuan Survey and Design Group, Китай
ПО: Autodesk Civil 3D, InfraWorks, Revit, BIM 360, Vault, Inventor
Первое место в этой категории получил проект высокоскоростной магистрали между китайскими городами Ухань и Шиянь, разделёнными горами, множеством рек и озёр. На этом проекте инженеры компании China Railway Siyuan Survey and Design Group применили, кажется, все решения из портфеля Autodesk – от Vault, который был выбран платформой для управления инженерными данными, связки InfraWorks и Civil 3D для выбора оптимального прохождения трассы и проектирования оси, Revit и Inventor для проектирования искусственных сооружений, до технологий виртуальной реальности и 3D-печати и использования BIM360 для координации специалистов, проектировавших станции.
«Благодаря нашему дальновидному подходу к проектированию и планированию, мы завершили проектирование шести туннелей и десяти мостов всего за 1,5 месяца, – говорит Хуа Се, ИТ-руководитель проекта. – Мы смогли использовать инструменты из коллекции AEC, чтобы ускорить выполнение повторяющихся задач проектирования, что помогло нам повысить эффективность проектирования туннелей и мостов».
Финалист
Проект: Линия метро Атакёй-Икителли
Компания: Prota Engineering, Турция
ПО: Autodesk InfraWorks, Civil 3D, AutoCAD Map 3D, Revit, 3ds Max, Navisworks
Линия метро М9 Атакой – Икителли – это второй проект метро в Турции, конкурс на который включал требования BIM. Первый, выполненный также при участии компании Prota Engineering, получил награду AEC Excellence Award в прошлом году.
Важным решением было использование BIM 360 Docs в качестве платформы для обмена информацией, до этого у компании не было такого опыта. Это полностью себя оправдало: BIM 360 Docs обеспечил слаженную работу трёх распределённых проектных команд, находящихся в Стамбуле, Анкаре и Измире. По словам специалистов Prota Engineering, главный положительный эффект в том, что на этапе проектирования BIM помог сократить время принятия решений, повысить производительность и помочь оптимизировать закупки.
Финалист
Проект: Проект реконструкции посёлка Ямада
Компания: CTI Engineering Co., Япония
ПО: Autodesk InfraWorks, Civil 3D, ReCap, Navisworks, BIM 360
Ямада, небольшой рыбацкий городок в префектуре Иватэ, был одним из наиболее пострадавших от землетрясения 2011 года. Он был практически полностью затоплен, а подземные толчки разрушили 120 000 зданий. В то время как японское правительство, учёные, архитекторы и градостроители спорили о том, как восстановить прибрежные города, чтобы лучше защитить людей от цунами, Ямада приступил к работе. Город привлёк работе токийскую компанию CTI Engineering, чтобы помочь восстановить всё полностью, от инфраструктуры до жилья.
Проект был сложнее, чем все, которыми CTI Engineering занимались раньше. Нужно было собрать планы жилой застройки и всю информацию о городской инфраструктуре (водоснабжении, канализации, дорогах), при этом ситуация осложнялась тем, что вокруг шла глобальная реконструкция и был большой риск задержек из-за нехватки рабочей силы.
При строительстве новых дорог и канав для выноса в натуру использовалась технология дополненной реальности (AR) вместо закрепления вешек. На стройке рабочие использовали носимые устройства, которые позволяли им проверять данные 3D-модели, полученные в Civil 3D, в режиме реального времени. Используя метод AR, команда сохранила качество строительства при одновременном повышении эффективности на 48% по сравнению с привычным процессом.
Категория Large project (более $500 млн)
I место
Проект: Дублёр Четвёртой скоростной магистрали
Компания: Chongqing Municipal Research Institute of Design, Китай
ПО: Autodesk InfraWorks, Revit, Navisworks, Civil 3D, Dynamo
Победитель в категории проектов стоимостью больше $500 млн тоже из Китая. Сложнейший проект части автострады в Чунцине, гигантском городе на юго-западе Китая, разделённом рекой Янцзы. В проекте 7 больших развязок, одна из которых соединяла 8 дорог и включала 35 съездов. По сути, это одно гигантское инженерное сооружение, которое нужно было интегрировать в загруженную транспортную систему мегаполиса.
По оценке проектной команды, им удалось сократить время проектирования на 15%, благодаря возможности принимать более правильные решения и видеть весь проект, насчитывающий более 5300 файлов, целиком.
Финалист
Проект: Разработка интегрированной модели для оценки стоимости в InfraWorks
Компания: Norconsult AS / Bane NOR SF, Норвегия
ПО: Autodesk InfraWorks
Одна из основных задач группы планирования – найти такой коридор для трассы, который обеспечит самое оптимальное соотношение затрат и выгод, и при этом позволит уменьшить воздействие на окружающую среду. Команда использовала InfraWorks как основной инструмент для совместной работы. Bane NOR располагает обширной базой данных о затратах, основанной на опыте многих других их проектов. Эта база данных была программно интегрирована с инструментами проектирования InfraWorks. Используются таблицы данных Excel, библиотека стилей железной дороги в InfraWorks и всплывающие подсказки, чтобы обеспечить автоматическую обратную связь для расчёта затрат при разработке предварительного проекта.
Интегрированная модель затрат InfraWorks помогает всем участникам понять, как затраты на различные варианты влияют на смежные дисциплины и общую стоимость проекта. В результате только на одном 10-километровом отрезке была получена экономия от 50 до 70 миллионов долларов.
Финалист
Проект: Морской контейнерный терминал в Венеции
Компания: CCCC Second Harbor Consultants Co.,Ltd. / 3TI Progetti, Италия
ПО: Autodesk InfraWorks, Civil 3D, AutoCAD Map 3D, ReCap, Revit, 3ds Max, Navisworks
Проект нового морского грузового терминала в Венеции, точке, где соединяются торговые пути между Азией и Европой. Значительный рост трафика за последнее десятилетие побудил администрацию порта Венеции начать разработку масштабного проекта, который включает строительство нового автоматического терминала в море с контейнерным причалом, 4,2-километровым волнорезом, вспомогательную зону и береговую инфраструктуру.
В этом проекте был применён подход с использованием изготовленных заранее компонентов, которые доставлялись с завода к месту строительства. В итоге они составили 73% всех основных возводимых конструкций и 91% – вспомогательных. Для проектирования таких компонентов использовался Revit, а для моделирования процесса монтажа – Navisworks, что позволило серьёзно повысить эффективность.
Заканчивая обзор лучших инфраструктурных проектов по версии Autodesk, я хочу напомнить читателям, что конкурс AEC Excellence Awards открыт для участников со всего мира. Мне бы очень хотелось, чтобы Россия снова вернулась на карту проектов, как это было два года назад, и я уверена, что для наших инженеров это более чем реально. Российские проектные компании работают с не менее сложными, амбициозными, изящными и впечатляющими проектами и достойны того, чтобы войти в зал славы Autodesk.