Форум компании Dassault Systèmes, проходивший недавно в технопарке Сколково, был посвящен цифровизации промышленности. И хотя эта тема далеко не новая, представители Dassault Systèmes постарались придать ей свежее звучание, объяснив, что нынешний этап индустриализации отличается от предыдущих и поэтому нуждается в новых платформах.
В качестве такой платформы компания предлагает 3DEXPERIENCE, речь о которой шла буквально в каждом докладе. При этом фокус был направлен не на представление нового функционала, а на демонстрацию разнообразных возможностей 3DEXPERIENCE на примерах ее применения в различных отраслях.
Новое время – новые требования
Dassault Systèmes называет нынешний этап цифровизации промышленности Индустриальным Ренессансом. «С нашей точки зрения, это означает применение технологий и навыков обработки информации для моделирования сценариев развития будущего», – сказал Алексей Рыжов, управляющий директор Dassault Systèmes в России и СНГ, и пояснил, что под этим подразумевается не просто прогноз, а моделирование тех результатов, которые могут быть получены при использовании того или иного сценария. В современном стремительно меняющемся мире при выборе правильного решения необходимо быстро проверить десятки и даже сотни вариантов.Алексей Рыжов
«Пять лет назад мы построили 3DEXPERIENCE в качестве платформы для Индустриального Ренессанса», – сказал Оливье Рибе, вице-президент по индустриальным решениям, Dassault Systèmes, EMEAR, и добавил, что основная идея заключалась в том, чтобы позволить предприятиям менять способы ведения бизнеса. В компании считают, что не нужно выполнять цифровизацию прошлого. Процессы и технологии, придуманные 20-30 лет назад, уже устарели, и их цифровизация вряд ли позволит добиться преимуществ.
Оливье Рибе
«Что такое 3DEXPERIENCE? – задал риторический вопрос Оливье Рибе и сам на него ответил: – Это – операционная система, которая позволяет объединить все дисциплины и посмотреть на все процессы в компании в рамках единой структуры, включая разработку, моделирование, производство, продажи и операции. К этой платформе можно подключать разные сети и цепочки поставок, с тем чтобы выбирать подходящие сервисы, такие как услуги производства, 3D-печати и т.д.».
Но обычно предприятия используют много разных систем и не хотят от них отказываться ради перехода на единую платформу. В Dassault Systèmes это понимают. По словам Оливье Рибе, 3DEXPERIENCE позволяет строить гетерогенную среду и интегрировать решения других поставщиков, которые есть у заказчика: «Нельзя сказать, что это простой процесс, но это возможно».
Он также отметил рост популярности платформы: «В прошлом году ее приобрели 75 тысяч новых заказчиков, сейчас их примерно 320 тысяч, причем из самых разных отраслей. Исторически у нас много заказчиков в аэроскосмической, оборонной, транспортной, машиностроительной, горнодобывающей индустриях. Но мы усилили деятельность в новых отраслях, таких как строительство, развитие городов и территорий, энергетика и производство материалов».
Рассказывая о последних достижениях, Оливье Рибе выделил четырех заказчиков. Так, недавно Boeing, давний клиент Dassault Systèmes, заключил новый контракт на миллиард долларов, направленный на оптимизацию системы снабжения. Компания Airbus, тоже давний клиент Dassault Systèmes, подписала договор о совместном проектировании, конструировании и производстве следующего поколения самолетов. Компания EDF, работающая в области ядерной энергетики, решила полностью перейти на платформу 3DEXPERIENCE и перенести на нее все данные. А недавно компания ABB, которая и раньше использовала 3DEXPERIENCE, объявила о новом контракте по автоматизации и роботизации производства.
На форуме были представлены и другие примеры использования 3DEXPERIENCE, причем не только из традиционных отраслей, но и из новых, в частности из медицины. Особое место среди клиентов Dassault Systèmes занимают стартапы, о поддержке которых было объявлено в прошлом году.
Инноватор выбирает платформу
На пленарном заседании выступил один из таких стартапов – белорусская инжиниринговая компания SkyWay, которая специализируется на разработке и строительстве надземных транспортно-инфраструктурных систем. Следует отметить, что на пленарной сессии это было единственное выступление клиентской компании. Видимо, Dassault Systèmes хотела привлечь особое внимание к опыту этого новатора.
Для создания такого сложного продукта была нужна мощная платформа, которая объединяет много технологий, и в начале прошлого года компания остановила свой выбор на 3DEXPERIENCE. Алексей Войленко объяснил причину такого решения: «Важна не только платформа, но и сама компания Dassault Systèmes, которая помогает решать разные проблемы. Ведь взаимодействие производителя и потребителя очень важны. Заказчик может влиять на продукт, и это по-настоящему совместная работа».
По словам Андрея Войленко, за полтора года пройдено две фазы проекта: собраны все ключевые процессы в единой цифровой среде и создан фундамент устойчивого развития инноваций. Сейчас идет реализации третьей фазы, включающей техподготовку и производство, а впереди четвертая фаза, подразумевающая развертывание производства в любой точке мира. При этом особое значение имеют средства моделирования процессов, так как без этого невозможно заниматься инновациями и сложными разработками.
Как подчеркнул Алексей Войленко, цифровизация создает те потенциальные возможности, которые не были доступны вчера: «Системная инженерия, виртуальная симуляция, цифровой макет, разработка продукта в цифровом двойнике – за этим будущее».
Российские дела
Как подчеркнул Оливье Рибе, в компании считают, что нужно продолжать инвестировать в Россию, поскольку в нашей стране есть потенциал для инноваций: «Здесь работают компании, которые занимаются объединением механики, электроники и ПО совершенно новыми, невиданными раньше способами, например SkyWay. Здесь есть огромный рынок, высокая культура и множество отраслей, довольно крупных, нуждающихся в трансформации. Насколько быстро это произойдет, я не знаю. Но могу сказать, что в России уже идет цифровая трансформация, причем у вас не столько об этом говорят, сколько делают».Эту тему продолжил Алексей Рыжов, который отметил, что в нашей стране Индустриальный Ренессанс не только возможен, но уже происходит: «Хотелось бы, чтобы он происходил везде и по всем направлениям. Но уже есть заказчики, которые ориентированы на будущее и хотят создавать конкурентоспособные продукты с использованием самых последних технологий».
Что касается направлений для инвестиций, то Оливье Рибе в первую очередь выделил развитие у партнеров компетенций, которые необходимы для поставки, установки и конфигурирования продуктов Dassault Systèmes. Он также отметил, что с некоторыми заказчиками ведутся совместные проекты в области НИОКР и конструкторской подготовки. Кроме того, компания внимательно смотрит на стартапы с точки зрения партнерства для их покупки и инвестирует в них, правда, пока не в России.
Алексей Рыжов считает важным направлением инвестиций полную локализацию платформы 3DEXPERIENCE: «Это очень непростая работа. Мы потратили на нее более полутора лет и в этом году наконец закончили. Когда мы говорим о переводе, то для некоторых языков, таких как английский или испанский, есть много стран, которым пригодится локализация. А для русского языка это инвестиция именно в нашу страну, поскольку 98% пользователей будет у нас».
Он также упомянул, что при работе в России его компания перешла на постоянные цены в рублях, которые не меняются в течение года, и это тоже инвестиция, благодаря которой заказчикам проще планировать бюджеты.
Еще одним направлением для инвестиций стал процесс сертификации системы ENOVIA в соответствии с требованиями ФСТЭК, поскольку для некоторых клиентов был необходим такой сертификат.
Рассказывая о развитии бизнеса в России, Алексей Рыжов отметил, что хотя число заказчиков не измеряется сотнями тысяч, как в мире, но тем не менее за прошлый год их количество увеличилось, а партнерская сеть выросла. Недавно произошло важное событие – расширилось сотрудничество с ключевым российским заказчиком, компанией АвтоВАЗ, которая входит в международный альянс с Renault. Новый контракт связан с производством автомобилей на платформе 3DEXPERIENCE, и внедрение платформы будет происходить на тех проектах, которые АвтоВАЗ реализует вместе Renault.
Больше чем САПР и PLM
По словам Оливье Рибе, за последние три-четыре года платформа 3DEXPERIENCE прошла эволюционный путь развития и теперь значительно превосходит то, что раньше подразумевалось под терминами САПР и PLM: «Мы подняли планку системного проектирования и инжиниринга на новый уровень. Кроме того, резко увеличили количество приложений, которые работают на платформе, включая приложения для моделирования физических компонентов, электромагнитных, гидравлических, механических характеристик. Также можем моделировать весь завод, весь производственный цикл от начала до конца».Алексей Рыжов добавил, что о преимуществах 3DEXPERIENCE свидетельствует рост спроса со стороны заказчиков: «Доля платформы в портфеле продуктов Dassault Systèmes растет каждый год и сейчас измеряется десятками процентов не только глобально, но и в нашей стране».
Отчасти спрос связан с переходом заказчиков компании с системы CATIA V5 на платформу. По словам Оливье Рибе, таких, в зависимости от страны, от 30 до 50%. Есть и новые заказчики, которые раньше использовали продукты компаний Autodesk, Siemens и других. Когда они переходят на системы Dassault Systèmes, то, как правило, выбирают платформу.
Но несмотря на успехи платформы, CATIA продолжает занимать значительную долю в доходе компании. Причина, по мнению Оливье Рибе, в том, что нынешняя CATIA – это совсем не та система, какой она была 20 лет назад: «Теперь с ее помощью осуществляется переход от линейного проектирования, то есть того, что называется САПР, к когнитивному, непрерывному проектированию. Системная инженерия, аддитивное производство – все эти области управляются посредством CATIA, но это уже новая CATIA».
Он заметил, что CATIA – это лишь один из 12 программных портфелей продуктов компании, которые включают SOLIDWORKS, DELMIA, ENOVIA и т.д.: «Все они растут. Это происходит потому, что мы выходим в новые отрасли, в которых до этого не работали. Раньше мы мало занимались полезными ископаемыми, строительством, геологическими науками, а сейчас эти отрасли развиваются у нас очень быстро».
Демонстрации преимуществ 3DEXPERIENCE на конкретном примере было посвящено выступление Дмитрия Козаченко, технического директора Dassault Systèmes в России и СНГ, который подробно показал, как некая компания создает новую модель экскаватора с помощью 3DEXPERIENCE.
Дмитрий Козаченко
Продвигая платформу, Dassault Systèmes не забывает о CATIA, которая составляет основу стратегии компании. О том, как с помощью этой системы происходит разработка конкурентоспособного продукта, рассказала Сесиль Доян, вице-президент Dassault Systèmes по стратегическому планированию, CATIA.
Сесиль Доян
На примерах Сесиль Доян показала, как пользователь вводит требования и ограничивающие условия, а система сама рассчитывает решение: «С учетом производства у вас появляются дополнительные ограничения, и вы выбираете оптимальные результаты с помощью различных компромиссов». По ее словам, то же самое можно делать не только для механического проектирования, но и для мультифизического генеративного дизайна – например посмотреть, как на проект повлияет течение жидкости, или проверить устойчивость с помощью краш-теста.
Сесиль Доян подчеркнула, что все эти средства являются когнитивными помощниками проектирования, и они невозможны без единой платформы.
Несколько фото с выставки