isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

17 июня 2019

Алексей Рыжов: «В кризис компании охотнее инвестируют в повышение эффективности бизнеса»

Компания Dassault Systèmes известна своей стратегией увеличения числа отраслей, с которыми она работает. О том, как сейчас развивается эта стратегия и как такой подход отражается на бизнесе компании в России, Елене Гореткиной рассказывает Алексей Рыжов, управляющий директор Dassault Systèmes, Россия и СНГ.
Рыжов

Что Вы лично относите к главным технологическим достижениям Dassault Systèmes за последние несколько лет?
На мой взгляд, важный шаг был сделан семь лет назад, когда вице-председатель и главный исполнительный директор Dassault Systèmes Бернар Шарлес объявил стратегию разработки и внедрения платформы 3DEXPERIENCE. Сейчас платформы – популярная тема, а тогда еще никто не говорил про платформы и никто не понимал, зачем мы это делаем.

Я считаю технологическим достижением то, что за прошедшие годы нам удалось реализовать эту концепцию с практической стороны. В частности, именно для этого мы приобретали компании – не просто для того, чтобы наращивать портфель решений, а с целью реализации изначального замысла.

Расскажите об этом замысле подробнее, пожалуйста.
Возьмем, к примеру, предприятие, которое добывает руду, используя тяжелую технику. Нужно спроектировать эту технику. Это – одна из задач, которые мы решали многие годы. Но далее возникает необходимость организовать процесс управления этим предприятием так, чтобы информация не терялась при передаче от одного отдела к другому. После – возникает задача сбыта: нужно оптимизировать транспорт, чтобы необходимое количество вагонов было своевременно подано, их загрузили и вовремя отправили.

Этот пример иллюстрирует главное технологическое достижение. Компания Dassault Systèmes последовательно реализует задачу создания виртуальной модели жизненного цикла всего предприятия, охватывая все больше деталей, начиная от проектирования продуктов и кончая проектированием бизнеса в целом.

Среди ваших клиентов есть те, кто создал такую модель?
В России такие заказчики уже есть, в основном в наших традиционных отраслях – авиастроении, автопроме, судостроении и добывающей индустрии. Они приобретают все больше и больше наших продуктов именно потому, что хотят иметь в одном месте всю информацию для получения целостной картины работы предприятия. Это им необходимо для того, чтобы люди, которые принимают решения, могли понять в любой момент времени, что у них происходит с производством, со сбытом, отстает ли от графика то или иное подразделение и к чему это приведет с точки зрения бизнеса. И таких заказчиков становится все больше.
Раз уж мы заговорили про отрасли, скажите, сколько отраслей сейчас охватывает платформа 3DEXPERIENCE и сколько из них в России?
У нас сейчас 11 отраслей и 12 брендов. В России мы еще работаем не во всех отраслях. Больше всего заказчиков у нас в авиастроении, автомобилестроении, горно-геологической отрасли и энергетике. Сейчас активно смотрим в сторону строительства, только в наших терминах это направление называется «Строительство, городская инфраструктура и территории», потому как сюда входит все, что возводится на земле, и то, что в этот момент происходит с инфраструктурой.
Какие у вашей компании планы по освоению отрасли строительства? Идет ли речь о применении имеющихся технологий, например 3DEXPERIENCE, или речь может идти о поглощении?
Если сравнить технологии, которые в последние 50 лет использовались в машиностроении и в строительстве, то окажется, что ситуация совершенно разная. Машиностроение развивалось семимильными шагами, потому как росла потребность в производстве сложных изделий и точность изготовления еще многие годы назад была на очень высоком уровне. А в области строительства как строили 50 лет назад, так примерно строят и теперь. Современные технологии не так быстро проникают на стройку, как в других отраслях.

Но сегодня благодаря развитию строительной отрасли уже появилось понимание того, что там тоже нужны инновации. Застройщики и инвесторы хотят внедрять информационные системы, которые помогут им сэкономить деньги, построить быстрее и качественней.

Возьмем, например, концепцию BIM. Она была придумана для строительного рынка, но идеологически ничем не отличается от концепции производства сложных изделий в машиностроении. Мы в Dassault Systèmes хорошо понимаем, что такое стройка с точки зрения концепции, и абсолютно уверены, что можем использовать в области строительства наши инструменты, реализованные для машиностроения много лет назад, адаптировав их для строительного рынка. Причем для этого нам не нужно покупать что-то еще.

На самом деле мы уже давно работаем в области строительства, например в области проектирования уникальных сложных фасадов. Но возведением гражданских сооружений до сих пор не занимались, потому что раньше такой цели не было.

Есть ли уже материальные результаты в строительной отрасли?
Да, конечно. Например, французская строительная компания Bouygues Construction, которая занимается возведением сложных объектов и применяет технологию BIM, развивает цифровую среду для совместного управления строительными проектами на базе платформы 3DEXPERIENCE.
Получается, что ваша область – это по-прежнему сложные объекты?
Безусловно. Чем больше сложность, тем выше требования к информационным системам. Мы не работаем на массовом рынке легких задач.
А как обстоят дела в России по работе в строительной отрасли?
Мы неоднократно приводили в качестве примера компанию «Атомстройэкспорт», которая занимается строительством атомных электростанций. Это клиент из энергетической отрасли, но его задача связана именно со строительством объектов, в которых используются десятки или даже сотни тысяч компонентов, масса оборудования, а работа идет с привлечением огромного количества поставщиков и «смежников». У них еще шесть лет назад было реализовано информационное моделирование и концепция BIM.
Это пример из капитального строительства. А как насчет гражданского?
На сегодняшний день для нас более приоритетным является капитальное строительство.
Есть ли еще новые отрасли, которые вы планируете осваивать в России в ближайшее время?
В мире не так много стран, где развиваются все 11 отраслей, с которыми работает Dassault Systèmes. Наша страна уникальная, у нас есть все эти отрасли. Но поскольку ресурсы нашего офиса не бесконечны, мы не можем охватить все и сразу. Это оставляет огромное поле для будущего развития.

Например, отрасль фармакологии, с которой мы очень плотно работаем в мире, а в России еще даже не начинали. Но это не значит, что не хотим, просто пока заняты другими отраслями.

Какие основные изменения в бизнес-стратегии компании за последние несколько лет Вы можете назвать, если рассматривать российский рынок?
Мы не выходим с новой стратегией каждые полгода или год. Для компании в целом стратегическим стало принятое семь лет назад решение о переходе к разработке и продвижению платформы 3DEXPERIENCE. С тех пор стратегия не менялась.

Российский рынок тоже начал двигаться в общем русле – от применения отдельных продуктов к платформе. Я считаю, что это движение идет вполне синхронно с точки зрения того, куда мы идем, что делаем, какие проекты реализуем. По сложности они уже не отличаются от того, что делается за рубежом.

Добиться этого помогают инвестиции компании в российский рынок, которые направлены на локализацию продуктов с учетом наших стандартов, обучение партнеров и работу с вузами. Кроме того, мы ввели фиксированные цены в рублях. Идет расширение российского офиса – в прошлом году штат вырос на 30%.

Вы отметили, что одной из особенностей Dassault Systèmes является активный акцент на построение отраслевых решений. В какой степени такие решения внедряются на российском рынке?
Наша платформа – это не коробочный софт, одинаковый для всех. Мы всегда подбираем набор продуктов под нужды конкретного заказчика. Нельзя клиенту из кораблестроения предложить решение, предназначенное для автомобилестроения. Поэтому мы всегда предлагаем отраслевое решение, заточенное под ту задачу, которую решает данный клиент.

А поскольку и в России, и в мире в каждой отрасли решаются одни и те же задачи, то и решения продвигаются такие же. У нас их уже больше 500, они подбираются и комплектуются в зависимости от отраслей.

Кто и как подбирает и комплектует отраслевые решения?
В Dassault Systèmes интересная трехмерная структура. С одной стороны, есть региональные офисы, например российский. С другой стороны, имеются 12 основных продуктов – CATIA, ENOVIA, SOLIDWORKS, DELMIA, SIMULIA и т. д. – и соответствующие отделы в компании. А с третьей стороны, есть индустриальная экспертиза, представленная отраслевыми подразделениями, созданными в соответствии с 11 отраслями, в которых мы работаем. Это значит, что, например, в подразделении по автомобилестроению трудятся люди, которые пришли из автомобильных концернов. Они знают, чем живет индустрия, какие задачи сейчас стоят.

На пересечении знаний индустриальных групп, экспертизы продуктовых отделов и сведений от региональных офисов о потребностях конкретной страны рождается стратегия, необходимая для удовлетворения нужд заказчиков из данного региона. Поэтому, когда мы с российскими заказчиками обсуждаем, что им нужно, то обычно привлекаем наших экспертов по соответствующей отрасли из штаб-квартиры. Мы говорим с заказчиком на одном языке, и в итоге он получает то, что ему нужно.

Таким образом, отраслевые эксперты из штаб-квартиры помогают сформировать отраслевые решения, которые потом можно тиражировать на заказчиков из данной отрасли. Возьмем, например, «Атомстройэкспорт». Мы с ними начинали сотрудничество около шести лет назад, и в ходе нашей совместной работы были сформированы многие индустриальные решения. Это говорит о том, что у наших предприятий есть уровень зрелости, достаточный для создания совместных решений.

Такие решения нужно внедрять, и обычно этим занимаются партнеры. Как обстоят дела с партнерской сетью?
За год число партнеров выросло примерно на 20%. Это не считая тех, кто занимается SOLIDWORKS. Когда мы выходим в новую для нас индустрию или в каком-то сегменте вырастает спрос, а у нас не хватает своей экспертизы или ресурсов, тогда мы находим соответствующего партнера. В результате сеть развивается.
Раз сеть расширилась, то можно сделать вывод, что число заказчиков выросло?
Это так.
Сейчас много разговоров про цифровизацию. Это как-нибудь влияет на спрос?
Да, мы это чувствуем по разговорам с клиентами. У заказчиков появились программы по цифровизации и люди, которые за нее отвечают. И их задача – сформировать на своем предприятии стратегию по цифровизации. Когда мы с такими людьми начинаем диалог, то сразу находим общий язык, потому что уже давно занимаемся цифровизацией и обладаем высоким уровнем экспертизы.
Значит ли это, что у заказчиков появились средства под проекты цифровизации?
Все клиенты, с которыми мы обсуждаем такие проекты, не испытывают дефицита бюджета в этом направлении. Все они считают деньги и хотят понять, какая будет отдача от инвестиций и зачем им это надо.
Могли бы Вы охарактеризовать развитие бизнеса Dassault Systèmes в России и СНГ – пусть и без финансовых показателей, но все же достаточно конкретно?
В течение последних трех лет мы уверенно развиваем наш бизнес и оцениваем темпы его роста в двузначных цифрах.
Как вам это удается, учитывая, что в последние три года в экономике не прекращается кризис?
Именно в момент кризиса компании начинают задумываться о том, на что они тратят деньги, где и почему возникает убыток и как решить эту проблему. Когда все хорошо и денег много, то не хочется что-либо менять. А когда компания находится в ситуации кризиса или конкурентного давления или когда происходит что-то непредсказуемое, то люди задумываются и стараются работать более эффективно, пытаются понять, на чем можно сэкономить, и даже в ситуации кризиса находят для этого инвестиционные средства.
Как изменился вклад SOLIDWORKS в общую выручку Dassault Systèmes на рынке РФ и СНГ после того, как на этом рынке бизнес SOLIDWORKS был радикально перестроен?
Мы довольны результатами. Количество партнеров выросло с трех до 45. Раньше на территории России и СНГ партнерская сеть покрывала пять городов, а сегодня более 70. В результате, когда у клиента возникает потребность в покупке, ему удобно иметь дело с компанией, которая находится рядом и может предоставить поддержку.

Так что заказчики реагируют позитивно. У них также появилась возможность выбора поставщика, которой не было раньше. Некоторые наши партнеры продают не только SOLIDWORKS, но и другие ИТ-продукты, такие как ОС, антивирусы, офисное ПО, и, соответственно, могут поставлять комплексные решения.

Что касается финансовых результатов SOLIDWORKS, то рост даже выше, чем у Dassault Systèmes в России, и доля этого подразделения в общем доходе растет. В мире спрос на SOLIDWORKS тоже увеличивается несмотря на то, что объем продаж уже достаточно большой.

Будет ли SOLIDWORKS встраиваться в единую платформу?
Несомненно. В феврале было объявление, что развитие SOLIDWORKS будет направлено на полную интеграцию с платформой, и этот процесс уже реализуется на нативном уровне, поэтому любой пользователь SOLIDWORKS может использовать платформу 3DEXPERIENCE, не испытывая проблем с обменом данными. Для этого предусмотрены специальные программные решения, которые позволяют сконвертировать файловую систему SOLIDWORKS в датацентричную систему 3DEXPERIENCE.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.