isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

3 июня 2019

Посчитать за 60 секунд

Обзор отраслевых новостей за май

Дмитрий УшаковДмитрий Ушаков

В мае значимых новостей, которые имеют шанс оказать влияние на всю отрасль инженерного ПО, было немного. Одной из таких новостей мы в редакции признали введение первого тарифа на аренду инженерного ПО с посекундной тарификацией.

Перспективы уберизации САПР

Речь идёт об электронном сервисе eCADFEM (от российского дистрибьютора ПО CADFEM CIS), который предоставляет в аренду (по сети интернет через специализированный сервер) лицензии на программное обеспечение для инженерного анализа от американской компании ANSYS, Inc. Ключевым отличием этого сервиса от других способов аренды ПО является посекундный учёт времени использования ПО от момента запуска до закрытия программы. Продолжительность каждой сессии умножается на стоимость использования соответствующего программного продукта (от 3 до 24 долларов США в час), в конце дня стоимость всех сессий суммируется и списывается с вашего лицевого счёта. Получается практически идеальное развитие идеи аренды ПО, омрачённое, впрочем, необходимостью авансового приобретения пакетов услуг стоимостью не менее $4275 (в стоимость пакета включено обучение работе с ANSYS), а также уплаты стартового взноса в размере $500.

Любопытно провести параллель между ПО и автомобилями: и те и другие можно приобрести в собственность (в случае ПО это будут постоянные лицензии), оформить в лизинг (аренда лицензий на фиксированный срок). А тарификация за время фактического использования ПО эквивалентна каршерингу — возможности взять автомобиль в любом месте, проехать на нём туда, куда нужно, и оставить прямо там, заплатив за пользование с точностью до минуты (до секунды в случае ПО). У каршеринга проявился удивительный побочный эффект: пользователи предпочитают брать в аренду автомобили класса премиум — так, парк московской компании YouDrive почти целиком составляют модели Mercedes и BMW. То, что люди не могут себе позволить купить в собственность, они охотно берут в краткосрочную аренду. Но ведь и постоянные лицензии на программные продукты ANSYS недёшевы (речь идёт о суммах в десятки тысяч долларов США), поэтому их аренда за 20 долларов в час выглядит доступной альтернативой.

BMW X2 в каршеринге YouDrive

BMW X2 в каршеринге YouDrive

Завершая сравнение автомобилей и ПО, можно вспомнить о такси, и тут прямого аналога в софтверном мире пока нет — подрядные работы в области инженерного проектирования/расчётов поминутно не тарифицируются, но как знать — возможно, и в этой области когда-нибудь появится свой Uber.

Искусственный интеллект уходит на периферию

Другая тема месяца (хотя почему месяца — нескольких последних лет!) — искусственный интеллект. В мае российский президент Владимир Путин впервые провёл открытое совещание по теме развития искусственного интеллекта в России, на котором заявил о необходимости обеспечить технологический суверенитет в этой сфере — чтобы не допустить монополии одной страны, которая, по его мнению, в таком случае станет властелином мира. Вице-премьер Максим Акимов, курирующий технологическое развитие, объявил, что федеральный проект по искусственному интеллекту будет разработан не позднее октября текущего года, а объём его финансирования на шесть лет может составить около 90 млрд рублей (около полутора миллиардов долларов США). Для сравнения напомню, что бюджет пятилетней федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011 г. составил 50 млрд рублей.

А ветераны ИТ-отрасли, конечно, не могут не вспомнить знаменитый проект создания компьютеров пятого поколения с мощными функциями искусственного интеллекта, на который Япония за десять лет (1982-1992) потратила 57 млрд йен (около полумиллиарда долларов) и который закончился грандиозным провалом. (Напомню в скобках, что из советского проекта «СТАРТ», ставшего ответом на эту японскую инициативу, родилось обширное древо организаций, включая компанию ЛЕДАС и портал isicad.)

С тех пор прошло 30 лет, ничего принципиально нового в теоретических основах ИИ не появилось (искусственные нейронные сети были предложены ещё в 1950-х гг., генетические алгоритмы в 1960-х, экспертные системы в 1970-х), но мощности компьютеров существенно возросли, а самое главное, появились глобальные и локальные компьютерные сети, позволяющие передавать большие потоки данных от периферийных устройств, а значит возникла, наконец, практическая необходимость обрабатывать большие объёмы данных и принимать решения в реальном времени.

NVIDIA EGX - платформа периферийных вычислений для применения ИИ в индустрии

NVIDIA EGX - платформа периферийных вычислений для применения ИИ в индустрии

27 мая на компьютерной выставке Computex (Тайвань) американская компания NVIDIA представила платформу ускоренных вычислений NVIDIA EGX, которая позволяет компаниям использовать ИИ с низкими задержками на периферийных устройствах: получать непрерывный поток данных от 5G станций, складов, магазинов, заводов и других мест, обрабатывать их и принимать необходимые решения в реальном времени. На одном краю EGX крошечный чип NVIDIA Jetson Nano™, способный выполнять полтриллиона операций в секунду (TOPS) при энергопотреблении всего несколько ватт в таких задачах, как распознавание изображений. EGX масштабируется до полноценной стойки серверов NVIDIA T4, способных обеспечить свыше 10 000 TOPS в операциях распознавания речи и других ИИ-задачах в реальном времени.

ИИ-вычисления NVIDIA доступны в ключевых облаках, таких как Microsoft Azure. На том же Computex руководители компании Microsoft сделали программный доклад о своей инициативе «Интеллектуальная Граница» (Intelligent Edge).

Под этой этикеткой Microsoft понимает постоянно расширяющийся набор подключенных систем и устройств, которые собирают и анализируют данные в реальном времени. Уяснив, что IoT (интернет вещей) является областью огромного роста и беспрецедентных инноваций, компания поставила перед собой задачу упростить IoT — от облака до самых маленьких устройств с микроконтроллерами. Партнёрам Microsoft, разрабатывающим подключаемые к облаку интеллектуальные периферийные устройства, предлагается использовать Azure IoT Central, Azure IoT Edge и Windows IoT. В частности, вышеупомянутая платформа NVIDIA EGX будет поддержана на устройствах Azure IoT Edge, что, несомненно, создаст надёжный фундамент для светлого будущего интернета вещей. Дело за малым — построить на предложенных платформах коммерческое решение, которое обогатит внедрившую его компанию. О том, как использовать большие данные для больших изменений бизнеса, рассуждает Андрей Шолохов в своей майской статье.

3DEXPERIENCE для бизнес-утопий

Май — месяц конференций. Даже те, что давно отшумели, продолжают вызывать публикационные отклики, примером чему служит статья Ральфа Грабовски «Dassault Systèmes всерьёз не хочет, чтобы вы использовали SOLIDWORKS» с критическим разбором февральского мероприятия SOLIDWORKS World 2019. Тема внутренней конкуренции CATIA (3DEXPERIENCE) и SOLIDWORKS изрядно набила оскомину за 9 лет, минувших с момента публикации эпохальной статьи Мартина Дэя «Смерть SolidWorks?», но сама проблема никуда не ушла — менеджеры французской группы Dassault Systèmes по-прежнему не могут убедить пользователей SOLIDWORKS перейти на новое ядро. Их последняя отчаянная попытка скрестить ужа с ежом — 3DEXPERIENCE.Works — была прохладно встречена пользователями. Поможет ли переименование конференции из SOLIDWORKS World в 3DEXPERIENCE World?

Эти неудачи, впрочем, никак не мешают успешному бизнесу — компания увеличила выручку в первом квартале на 8% (в годовом выражении в постоянной валюте), а выручку от продажи ПО 3DEXPERIENCE — и вовсе на 26%. Российские пользователи смогли больше узнать о платформе 3DEXPERIENCE на недавнем форуме компании Dassault Systèmes в Сколково, отчёт о котором написала для наших читателей Елена Гореткина.

DS Forum Ru 2019

Утопический проект струнного транспорта Юницкого смоделирован в 3DEXPERIENCE и представлен на форуме Dassault Systèmes в Москве

Интересно, что Dassault Systèmes довольно оригинально — порой на грани скандала — подходит к выбору показательных примеров внедрения своих продуктов в России и СНГ. Так, прототипы суперкаров Marussia (так никогда и не увидевших серийного производства) несколько лет подряд — вплоть до банкротства Marussia Motors — выставлялись в кулуарах московского мероприятия Dassault, а Николай Фоменко был приглашённым докладчиком, делившимся с аудиторией своим опытом использования CATIA. В этом году Dassault выделила центральное время на пленарной сессии для выступления представителя белорусской компании SkyWay, скандально известной бизнес-утопией под названием «струнный транспорт Юницкого», которую автор тщетно пытается воплотить в жизнь со времён развала СССР. Понятно, что компьютер всё стерпит, но, возможно, мировому САПР-гиганту стоит более тщательно подходить к выбору докладчиков?

Утро на стройке, ночь в Петергофе

В отличие от Dassault американская компания Autodesk ищет креатив не в докладчиках, а в месте проведения мероприятия. Ведь роль конференц-центра может исполнить стройплощадка! При регистрации участникам выдавались не только бейджи, но и каски, для выступлений было отведено «помещение» в строящемся здании, презентация транслировалась прямо на бетонную стену — всё это создавало атмосферу полного погружения в процесс. Сама же стройка, осуществляемая группой компаний «Основа», служила примером внедрения технологий BIM в строительстве. Интересно почитать не только официальный отчёт о мероприятии, но и живые отзывы его участников.
На стройке с Autodesk

На стройке можно не только строить, но и делиться опытом внедрения BIM

Кстати, описание приёмов работы в BIM-системе Revit всё больше привлекают внимание читателей isicad — опубликованные в последние месяцы статьи «Расставим все точки. Работа с координатами в Revit», «Гидравлический расчет в Revit стандартными средствами» и «Как проверить проект в Revit, не зная Revit» неизменно выходят в лидеры читательского интереса. Надеемся, и вы их не пропустили.

18 апреля компания Autodesk провела в Казани Конгресс технологий будущего, посвящённый трендам развития строительной отрасли и цифрового производства, подробный отчёт о котором написала Юлия Шмакотина. А 21-24 мая в столице Татарстана прошёл национальный финал конкурса WorldSkills, ставший прелюдией к международному финалу, который состоится в Казани в августе и соберёт молодых профессионалов из более чем 60 стран мира, соревнующихся в 56 компетенциях. Партнёрами мероприятия выступают Autodesk, Hexagon, Siemens, PTC, АСКОН и многие другие компании. Читайте статью Сергея Маркина «31 компетенция Autodesk в Worldskills».

worldSkills 2019

Партнёры-конкуренты на WorldSkills

Другим примером организации форумов служит отечественная компания АСКОН, которая уже несколько лет проводит свой ежегодный форум «Белые ночи САПР» в Петергофе. АСКОН пытается конкурировать (по крайней мере, на российском рынке) как с Autodesk, так и с Dassault Systèmes. В первом случае речь идёт о комплексном решении для информационного моделирования на основе программных продуктов АСКОН (Renga, Pilot-BIM) и партнёров (APM Civil Engineering, ЛИРА и др.). Во втором — о решениях консорциума «РазвИТие», тоже состоящих из продуктов самой компании (КОМПАС-3D, ВЕРТИКАЛЬ, ЛОЦМАН:PLM и др.) и её партнёров (APM WinMachine, ADEM, FlowVision и т.д.).

Об обоих решениях АСКОН с партнёрами уже рассказывали в апреле — на форумах «РосТИМ» в Челябинске и «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса» в Екатеринбурге. В мае дошла очередь и до Санкт-Петербурга. Читайте отчёты Давида Левина с говорящими названиями: «Первый день Форума „Белые ночи САПР 2019“: АСКОН может гордиться проектом РазвИТие» и «В тех реальных условиях, в которых мы живём 30 лет, АСКОН сделал практически всё возможное».

Renga 3 года 5 продуктов

Примеры созданных в Renga информационных моделей зданий

Кстати, разработчики BIM-системы Renga в мае отметили четырёхлетие с момента её рыночного дебюта, что позволило им подвести некоторые итоги, описанные Екатериной Васильевой в статье «Три продукта за четыре года: от проектирования раздела АР до комплексного проекта в российской BIM-системе Renga».

Виртуальное погружение за 15 долларов

Среди других публикаций мая хочется выделить статью Филлипа Кина «Виртуальная и дополненная реальность (VR/AR) в исполнении SOLIDWORKS, Onshape, Siemens, Autodesk и других», изначально опубликованную на портале engineering.com на английском языке. Для читателей isicad.ru мы сделали перевод этого прекрасного обзора на русский.

Google Cardboard - картонные очки для виртуальной реальности

Google Cardboard — картонные очки для виртуальной реальности стоимостью $15 (смартфон нужно приобретать отдельно)

Филлип предлагает желающим приобрести простейший шлем виртуальной реальности Google Cardboard за 15 долларов (для его использования требуется также смартфон с гироскопом, который сегодня есть почти у каждого) и погрузиться в высококачественные фотореалистичные трёхмерные изображения и анимации, созданные с помощью SOLIDWORKS Visualize Professional. Но создатель SOLIDWORKS Джон Хирштик пошёл ещё дальше и перенёс свою новую MCAD-систему Onshape в виртуальную реальность на устройстве Magic Leap. Благодаря облачной архитектуре Onshape поддержка этого устройства ничем принципиально не отличается от поддержки проектирования с помощью веб-браузера или iPad. А компания BMW использует игровой движок Unreal Engine для создания смешанной реальности, необходимой при проектировании автомобилей. Об этих и других применениях технологий виртуальной и дополненной реальности читайте в статье Филлипа Кина.


Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.