«Поддерживать ПО от разных разработчиков неудобно, да и зачем, если ПО Комплекса АСКОН решает все необходимые задачи»
Фотографии предоставлены пресс-службой ПО «Севмаш»
IT-специалисты «Океанприбора» при поддержке высшего руководства компании создали уникальную систему цифрового сопровождения приборостроительного производства на базе Комплекса АСКОН. Поговорили с Эдуардом Лазаревым, заместителем начальника НИО ИТ Концерна, о том, каких результатов удалось добиться, какие сложности побороть, а еще о том, какими качествами надо обладать, чтобы добиваться намеченных IT-целей.
Эдуард Лазарев,
заместитель начальника НИО ИТ, Концерн «Океанприбор»
Главная задача на первом этапе — обеспечить миграцию данных из устаревшего, уже не поддерживаемого Программного комплекса ИНТЕРМЕХ в Комплекс АСКОН. С этой задачей мы успешно справились и импортировали более 14,5 тысяч спецификаций из PDM-системы Search в ЛОЦМАН:PLM.
При этом ЛОЦМАН в его базовом исполнении не удовлетворял требованиям пользователей, и программа некоторое время находилась в опытной эксплуатации. ПО требовало кастомизации: часть доработали мы сами, другую часть разработок выполнили специалисты АСКОН.
На мой взгляд, 50% успеха заключается в участии топ-менеджмента компании в проекте внедрения. В нашем случае руководство осознает значимость IT-реформ, само ставит задачи, выделяет ресурсы и средства, с пониманием относится к тому, что что-то идет не так, ведь внедрение — это небыстрый, итерационный процесс, и в чем-то может быть отступление от намеченного ранее плана
И сегодня ЛОЦМАН — основа нашей производственной системы: там хранится конструкторская, технологическая, программная документация, документация по стандартизации (СТО, СТП). Общее количество зарегистрированных пользователей — порядка 800 человек, активно работают 300 человек. Нам уже не хватает закупленных лицензий для того, чтобы удовлетворять постоянно возрастающую потребность работы пользователей с ЛОЦМАН:PLM, и мы планируем докупить лицензии, чтобы в системе работали все, кому это необходимо при проектировании и изготовлении изделия.
Да и без административного ресурса здесь никак. На мой взгляд, 50% успеха заключается в участии топ-менеджмента компании в проекте внедрения. В нашем случае руководство осознает значимость IT-реформ, само ставит задачи, выделяет ресурсы и средства, с пониманием относится к тому, что что-то идет не так, ведь внедрение — это небыстрый, итерационный процесс, и в чем-то может быть отступление от намеченного ранее плана. С самого начала проект автоматизации курирует Александр Сергеевич Новопольцев, первый заместитель генерального директора, который внес и продолжает вносить большой вклад в данный проект. (Принципиальное решение о старте глобальной автоматизации принимали генеральный директор Концерна Андрей Шатохин и его заместитель Константин Полканов. — Прим. ред.).
ВЕРТИКАЛЬ мы тоже адаптировали под себя, опять же, в основном для того, чтобы сократить количество действий рядового пользователя. И если на старте проекта нам очень помогали специалисты АСКОН, то со временем мы накопили опыт, знания и почувствовали силы для самостоятельной кастомизации.
Далее мы подключили к общей информационной орбите конструкторов, которые исторически работали в КОМПАС-3D, и, по сути, создали единое информационное пространство предприятия на базе ЛОЦМАН:PLM. И здесь не возникло никаких технических сложностей, только — идеологические.
Разработка Концерна — Конформная антенна
И вот уже три года мы не мыслим ни один производственный процесс без ЭСИ: без нее мы не сможем сдать рабочую, эскизную конструкторскую документацию в архив, разработать технологию, не сможем передать данные в систему другого уровня (ERP), а ведь у нас много пограничных задач, мы передаем информацию в учетные системы на базе 1С.
Сегодня ЛОЦМАН — основа нашей производственной системы: там хранится конструкторская, технологическая, программная документация, документация по стандартизации (СТО, СТП). Общее количество зарегистрированных пользователей — порядка 800 человек, активно работают 300 человек
У нас специфическое, непростое производство: во-первых, оно приборостроительное, а во-вторых, опытное. И многие не верили, что мы сможем адаптировать ГОЛЬФСТРИМ под опытное производство, но мы это сделали. Сегодня программа работает полноценно, она доведена до производственных цехов, в ней формируются месячный и квартальный планы производства.
Таким образом, у нас заработал комплекс программ от одного разработчика, и нам не пришлось тратить время и силы на разработку интеграционных решений, чтобы обеспечить сквозную передачу данных из одной программы в другую.
Еще год назад на дочерних предприятиях была целая палитра разнообразного ПО: где-то AutoCAD, где-то SolidWorks. Мы закупили дополнительные лицензии, чтобы унифицировать список используемого ПО, потому как поддерживать ПО от разных разработчиков неудобно, да и зачем, если ПО Комплекса АСКОН решает все необходимые задачи.
Мы приступили к работе и поняли, что масштабировать Комплекс АСКОН «один к одному», со всеми нашими наработками, нажатием одной кнопки не получится: каждое предприятие обладает спецификой, индивидуальной структурой производственных процессов. И если ЛОЦМАН:PLM в его базовой функциональности масштабировать несложно, то, например, ГОЛЬФСТРИМ потребует значительной кастомизации под задачи конкретных производственных площадок дочерних обществ.
На сегодня мы масштабировали связку ЛОЦМАН:PLM + ВЕРТИКАЛЬ на трех дочерних предприятиях и в одном филиале.
Сейчас на дочерних предприятиях Концерна работает «свой» ЛОЦМАН:PLM, но перед нами стоит амбициозная задача — создать единый ЛОЦМАН, единую базу, к которой бы подключались все дочерние общества и работали с одним объектом ЭСИ, а не занимались его репликацией. Мы уже подключили к «единому ЛОЦМАНу» три дочерних общества и сейчас отрабатываем логику взаимодействия на примере одного изделия.
У нас специфическое, непростое производство: во-первых, оно приборостроительное, а во-вторых, опытное. И многие не верили, что мы сможем адаптировать ГОЛЬФСТРИМ под опытное производство, но мы это сделали. Сегодня программа работает полноценно, она доведена до производственных цехов, в ней формируются месячный и квартальный планы производства
Конечно, как и на любом предприятии у нас осталась «бумага», но мы соединили две сущности, бумажный и электронный архив, в ЛОЦМАНе. И если раньше специалисты часто обращались к бумажному архиву подлинников, где некоторым документам уже исполнилось 70 лет, то сейчас мы сканируем этот документ по запросу и выкладываем его в ЛОЦМАН: пользователь больше не тратит время на поиски. И сегодня просто так в бумажный архив подлинников не попасть, что также хорошо с точки зрения информационной безопасности. Таким образом, электронная документация появляется в ЛОЦМАНе естественным образом (ее туда загружают конструкторы при проектировании изделия), а бумажную прецедентно сканирует IT-отдел.
И даже некоторые специалисты ВП сегодня просматривают документацию в ЛОЦМАНе. Не все, конечно, но мы надеемся убедить военных в том, что нет необходимости распечатывать бумажную копию электронного документа для приемок, для проведения испытаний. Я уверен, что мы к этому придем до конца года.
Чтобы придать юридическую значимость этой процедуре, мы подготовили и направили официальное письмо заместителю министра обороны РФ — со всеми аргументами о том, что эта методология не противоречит ГОСТ и существенно сокращает время подготовки документации, так как нет необходимости запрашивать бумажные документы.
Это одна из главных задач на сегодня, наша проектная группа совместно с коллегами из АСКОН сейчас плотно занимается этим направлением, работает с конструкторами, и думаю, что к концу года сотрудники предприятия будут складывать в архив не 2D-чертежи, а 3D-модели с ассоциативно связанными чертежами. Следующая важная задача — обеспечить передачу 3D-моделей на станки с ЧПУ.
Чтобы весь Комплекс АСКОН, а не только ЛОЦМАН, ВЕРТИКАЛЬ и КОМПАС-3D, заработал и на остальных площадках Концерна. И после того, как мы запустим «единый ЛОЦМАН», планируем внедрять ГОЛЬФСТРИМ на дочерних предприятиях.
Еще год назад на дочерних предприятиях была целая палитра разнообразного ПО: где-то AutoCAD, где-то SolidWorks. Мы закупили дополнительные лицензии, чтобы унифицировать список используемого ПО, потому как поддерживать ПО от разных разработчиков неудобно, да и зачем, если ПО Комплекса АСКОН решает все необходимые задачи
Я знаком с отечественным ПО Delta Design, и у меня нет сомнений в том, что этот продукт сможет закрывать задачи, которые мы выполняли в P-CAD и Altium Designer. Altium Designer обладает большими возможностями, но это непростой в работе продукт. И перспективу такой замены оцениваю высоко. Пока задачи по замене не стоит, но думаю, что ее поставят в самое ближайшее время.
Еще перед нами стояла задача обеспечить интеграцию ECAD с CAD, Altium Designer с КОМПАС-3D. И здесь мы столкнулись с трудностями. Не говорю, что задача невыполнимая, но она очень сложная. И пока нам не хватило ресурсов для того, чтобы ответить на вопрос, возможно ли это хотя бы теоретически. И это еще один повод пристальнее посмотреть в сторону Delta Design, под который вшиты конвертеры в КОМПАС и ЛОЦМАН.
Хорошо, когда интеграция — внутри, и не нужно прибегать к сторонним обменным форматам или писать интеграционные решения. Конечно, это выходит не всегда: в случае интеграции систем разного уровня, например, PDM и ERP, нужно писать «мостик». Но в остальных случаях — я за использование базового функционала.
Генеральный директор Концерна Андрей Шатохин награждает победителей внутреннего конкурса конструкторов
Если до старта глобальных IT-реформ в компании мы были вспомогательным подразделением... Хотя мы и сейчас вспомогательное, но нас оценивают уже как основное, ведь практически все процессы сейчас замыкаются на IT. Руководство ставит такие задачи, в которых мы становимся ключевыми игроками. Без архива, без электронной структуры изделия, без технологии — сейчас никуда. Пройдет полгода, и все планирование производства, обеспеченность покупными комплектующими изделиями будет осуществляться в ГОЛЬФСТРИМ. В общем, уверен, что роль IT-подразделения будет только возрастать.
Сейчас идут разговоры о том, чтобы объединить головное IT-подразделение и IT-отделы дочерних обществ и выстроить вертикаль: в данном случае лучше, когда вещает одна радиостанция, а не масса.
Во-вторых, ИТ-руководитель должен обладать глубокими знаниями. На мой взгляд, качественно руководить можно только, если стартовал с начальных позиций: знаешь, как написать программный код, знаком с принципами работы систем, знаешь, как настраивать ВЕРТИКАЛЬ, КОМПАС, ЛОЦМАН, ГОЛЬФСТРИМ, потому что сам их настраивал.
Руководитель должен уметь собрать команду: здраво оценивать компетенции и видеть потенциал, «чувствовать» каждого специалиста (вплоть до характера). Он должен быть в курсе тенденций и последних программных разработок, чтобы предложить их в нужный момент.
Каждый человек — личность, у каждого — свой характер, амбиции, и IT-руководитель должен уметь работать с людьми. Он должен обладать способностью убеждения, потому как пользователь, подчиненный может не видеть преимуществ, которые появятся через какое-то время. В общем, задача ИТ-руководителя в шахматной игре под названием «Внедрение ИТ-проектов» – делая ход, просчитывать следующие ходы, чтобы не проиграть партию.