isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

19 марта 2020

Три причины движения Dassault Systèmes в сторону создания цифрового двойника человека

Давид Левин. Комментарии Франсиса Бернара

Эта публикация представляет собой авторизованный перевод заметки, изначально написанной на английском языке. Исходная версия здесь.
Команда ЛЕДАС много лет сотрудничала с Dassault Systèmes в области разработки программного обеспечения. С 1996 по 1999 год сотрудничество состояло в совместных академических исследованиях, а затем, с 2000 по 2011 год, в ЛЕДАС по заказу Dassault Systèmes были разработаны несколько ключевых модулей для CATIA и SOLIDWORKS.

В то время мне посчастливилось установить личные отношения с несколькими основателями и менеджерами Dassault Systèmes, в том числе с Франсисом Бернаром, сооснователем компании, который был её CEO в течение 14 лет со дня возникновения Dassault Systèmes в 1981 году и обладает официальным титулом «Изобретатель CATIA». По этой причине я всегда буду болельщиком Dassault Systèmes и не могу равнодушно относиться к истории этой компании и её впечатляющему развитию.


***

Недавно в Dassault Systèmes было объявлено, что нынешнее ключевое решение компании – 3DEXPERIENCE – будет использовано не только в традиционной для CAD/PLM сфере изделий (things, вещей), но и в сфере, касающейся непосредственно человека (life, жизни, цифровой медицины и т. п.). Однако обновленная по этому поводу версия хорошо известной схемы нескольких основных вех развития Dassault Systèmes была дополнена изображением человека, точнее, его цифрового двойника, который, как видно, убегает не только от PLM, но и от самого 3DEXPERIENCE.

DS human twin

Вероятно, мы имеем дело с наиболее значимой в первой половине 2020 года новостью отрасли. Я хотел бы обозначить некоторые мотивации, которыми, на мой взгляд, в этом продвижении руководствовалась Dassault Systèmes. Франсис Бернар любезно согласился прокомментировать мои предположения, его комментарии выделены ниже курсивом.

1. Требования рынка

Мне кажется, уже не следует ожидать радикального расширения классических приложений САПР – их номенклатуры и возможностей. Можно предположить, что развитие отрасли пойдёт по пути создания и применения совсем нового поколения инженерного софтвера.

Одно из возможных направлений неклассического развития – внедрение в САПР искусственного интеллекта (ИИ) или чего-то такого, что ведёт себя как ИИ. Пока ИИ ещё далёк от серьёзного и широкого применения в подлинно промышленной сфере, но я считаю, что движение в сторону ИИ неизбежно, что доказывается значительным практическим вниманием к этим методам со стороны лидеров и их маркетологов.

Другое направление плодотворного развития инженерного софтвера – его распространение на нетрадиционные сегменты рынка, такие как строительство и медицина/здравоохранение, в более общем смысле – на то, что ближе к человеку или непосредственно с ним связано.


Франсис Бернар

Комментирует Франсис Бернар: Да, может показаться, что решения для промышленности достигли того уровня, когда сложно ожидать каких-то значительных продвижений. Но, честно говоря, я в этом сомневаюсь. Это напоминает мне встречу в 1983 году с неким начальником. Я провёл для него демонстрацию CATIA, которая в то время имела лишь черно-белую каркасную визуализацию, тем не менее мой гость сказал: «Это весьма впечатляет! Как вы считаете, получит ли ваша система какое-то развитие в будущем?»

Сегодня мы являемся свидетелями реализации искусственного интеллекта, массового распространения средств совместной работы на основе облаков и многого другого из того, что пока трудно себе представить в полной мере. В мире технологий будущее нельзя прогнозировать больше чем на 10 лет. Как известно, в 1992 году Интернет уже существовал, но не упоминался в аналитических публикациях ведущих экспертов по технологиям. И да, есть несколько сфер рынка, которые всё ещё недостаточно освоены технологиями – например строительная сфера.

Что касается медицинского рынка, я считаю, что подход к нему должен быть совсем не таким, какой применялся в промышленности. На мой взгляд, здесь мы имеем дело с совершенно новой отраслью, синергия которой с промышленностью ограничена. Да, возможно, платформа 3DEXPERIENCE может послужить основой – впрочем, как и любая аппаратная основа информационных технологий, как и облака, однако приложения, которые предстоит разработать, – совершенно новые, имеющие дело с областью, где существует своя специфическая культура, организация и методы.

2. Необходимость отличаться от конкурентов

На фоне гигантского потенциала строительного рынка, лидеры-миллиардеры сектора MCAD ведут себя вяло. Исключение составляет Autodesk, который, возможно, не стал бы впечатляющим лидером без своих AEC/BIM решений. PTC старается выделиться развитием и пропагандой промышленного интернета вещей, а также недавним приобретением Onshape. В некотором роде особый путь Siemens Digital Industries Software определяется принадлежностью к гигантской корпорации Siemens.

Сегодня многие фирмы, включая ЛЕДАС, внедряются в сектор здравоохранения, но делают это фрагментарно и несистемно. Здесь как раз выделяется компания Dassault Systèmes, которая занимается данной сферой уже достаточно давно и более или менее систематически. Стратегический характер этой деятельности Dassault Systèmes был недавно подтверждён крупнейшим в истории компании поглощением – фирмы Medidata за 5,8 миллиардов долларов, что составляет примерно 1/6 капитализации Dassault Systèmes. И почему бы в таком случае не объединить «гуманитарный» сектор с 3DEXPERIENCE, нынешней изюминкой компании, и обозначить следующую стратегическую веху развития?

Комментирует Франсис Бернар: Согласен с тобой, но с уточнением, что медицинская сфера – не столько дифференциатор, сколько новый бизнес. И в нём конкурентами станут вовсе не компании, занимающиеся САПРом.

dassault_medidata

3. Оптимизация истории Dassault Systèmes и её продолжения

Требования рынка и необходимость дифференциации вполне достаточны для того, чтобы компания, поместив виртуального человека на свой роудмэп, заявила о следующем историческом этапе своего развития. Тем не менее мне кажется интересным рассмотреть ещё одну мотивацию такого стратегического шага, а именно – персональную мотивацию лидера Dassault Systèmes.

Каждый согласится, что роль успешного CEO многомиллиардной компании трудно переоценить. Бернар Шарлес, возглавляющий Dassault Systèmes с 1995 года и многократно увеличивший выручку компании, несомненно, является выдающимся управленцем. Однако компании повезло иметь лидера, который не удовлетворен репутацией только выдающегося.

Бернар Шарлес – весьма амбициозный человек: даже на фоне выдающейся карьеры ему хотелось бы прожить альтернативную жизнь, в которой он был бы основателем Dassault Systèmes, изобретателем CATIA (сегодня приносящей компании около 25% выручки) и SOLIDWORKS (соответственно – более 20%), человеком, который сделал Dassault Systèmes ведущим поставщиком первых 3D решений для автомобильной и авиационной промышленности на глобальном уровне, лидером, который с нуля довел компанию до уровня её первого миллиарда.

Иногда амбициями проще объяснить неоднозначные действия, типа попытки трансформации SOLIDWORKS, которые некоторыми экспертами трактовались даже как убийство этого самого популярного MCAD продукта. С другой стороны, амбиции могут стать огромным источником личной энергии и ключом к успеху. Хотя сегодня рынок ещё далек от однозначного принятия 3DEXPERIENCE, Бернар Шарлес энергично строит будущее Dassault Systèmes с помощью прыжка от things к life. По мере того как легендарная история создания и начального взлёта Dassault Systèmes медленно уходит в туман, история компании в целом всё в большей степени становится похожей на официальную биографию нынешнего CEO.

(На фото ниже: Нешвилл, США, февраль 2020, конференция 3DEXPERIENCE World, ранее много лет называвшаяся SOLIDWORKS World. Бернар Шарлес рассказывает о 3DEXPERIENCE и впервые упоминает новый этап в развитии компании).

Bernard Charles


Комментирует Франсис Бернар: Прежде всего, важно понимать, что история Dassault Systèmes началась в Dassault Aviation в начале 70-х годов, примерно за 10 лет до основания Dassault Systèmes в 1981 году. В статье, написанной два года назад, я описал эту историю, которая прошла при моём активном участии и на моих глазах. Без сомнения, Бернар Шарлес, придя к нам в 1984 году, сыграл в жизни компании огромную роль – особенно в развитии бизнеса после 1995 года. Соглашусь, что если Бернар Шарлес преуспеет в новой «медицинской» области, тогда он внесёт подлинно выдающийся личный вклад в историю компании.

(На фото ниже: 1980, Франсис Бернар и сотрудник его группы CATIA демонстрируют одну из первых версий 3D CAD Марселю Дассо, основателю и владельцу Dassault Aviation).

Крыло аэродинамической модели


***

Мне нравится энергичное и системное продвижение Dassault Systèmes в сторону гуманитарной области. Эта область вполне может в будущем стать главной для почти всех отраслей рынка, и поэтому внимание к ней, с точки зрения бизнеса, становится стратегически прагматичным.

Ниже представлена обложка февральского выпуска isicad.ru, на которой для иллюстрации недавнего расширения Dassault Systèmes изображена комбинация вещей и людей.

cover 187

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.