Заголовок этой редакционной заметки позаимствован мной из статьи, недавно опубликованной в журнале PCWeek. Заголовок говорит о том, что (1) цифровая трансформация (ЦТ) существует, (2) от неё уже устали и (3) стало известно, как излечиться от этой усталости. Статья, подготовленная на основе опроса зарубежных экспертов порталом Enterprisers Project, отмечает, что усталость стала следствием гонки за постоянными инновациями, но не утверждает, что в результате гонки достигнуты значительные результаты. Часто так и бывает: устают не от трудозатрат, а от их несоответствия полученным результатам – особенно если цели были туманные.
На мой взгляд, цели и не могли быть конструктивно определены, потому что ЦТ – сугубо организационно-маркетинговый термин, безусловно полезный тем, что подчеркивает новые возможности и потребности интенсификации процесса, который начался давно – не позднее появления вычислительных машин, и стимулирует развитие этого процесса, в том числе с помощью стимулирования инвестиций.
Такая нереволюционная трактовка ЦТ подтверждается самим содержанием статьи в PCWeek, которая состоит в перечислении тенденций в области ЦТ: цифровые модели становятся нормой; бессистемное накопление данных теряет смысл, нужно уметь управлять данными и анализировать их; искусственный интеллект выходит на передний план; облачные технологии охватывают новые территории; целью поглощений стали аналитические и инжиниринговые фирмы, а также поставщики цифровых решений.
Статья заканчивается цитированием авторитетных мнений о том, что для успешного развития ЦТ необходимо разработать объективные критерии эффективности цифровых проектов, да и вообще стоит сделать шаг назад, чтобы задуматься не только об удовлетворении насущных потребностей, но и о раскрытии долгосрочного потенциала данных. Сильное впечатление производит упоминание названия соответствующей концепции «insight-first», которое я бы перевёл как «давайте сначала сообразим, зачем это делать» .
В заключение – короткая цитата из недавнего поста Олега Шиловицкого «Digital PLM – A Technology Looking for New Customers?». Олег пишет о PLM, но, как обычно, многое можно применить и к другим сферам: «Существует опасность того, что PLM начнет подаваться как новый цифровой инструмент, и такое уже иногда случается, но фактически это простая смена вывески. В прошлом отрасль PLM славилась изобретением новой терминологии и модных словечек. Попытка ребрендинга PLM с заменой названия на Цифровой PLM может стать большой неудачей».