isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

7 июня 2020

Игральная кость d120. Это предел?

Виктор Чебыкин

Виктор Чебыкин


Нам, конечно, далеко до Лу Зокки (изобретателя зоккиэдра), но новые игральные кости придумать тоже можем .

Поставлена следующая задача: построить модель шароусечённой игральной кости с числом граней более 100. Ранее мной уже предпринималась такая попытка, но результат был отрицательный (110 граней не захотели сопрягаться между собой однотипно).

Сначала обозначим требования, которым должны соответствовать игральные кости:

  • Грани должны иметь одинаковую форму и размеры;
  • Количество граней должно быть чётным;
  • Двугранные углы между соприкасающимися гранями должны быть равны между собой;
  • Все грани должны быть попарно параллельны.

Анализируя свойства ранее построенных шароусечённых игральных костей с 24 и 60 гранями, я сделал предположение, что всем этим требованиям может соответствовать шар, усечённый 120 плоскостями.

Предположение оправдалось, и модель шароусечённой игральной кости d120 была построена (рис. 1).

d120 1


Количество граней – 120.
Количество сопряжений касания каждой грани – 3.
Двугранный угол между соприкасающимися гранями приблизительно равен 164,887°.
Радиус граней: r ≈ 0,131R, где R – радиус шара.
Расстояние от плоскости любой грани до центра шара: a ≈ 0,991R.
Тело имеет 60 пар параллельных граней, несколько осей и плоскостей симметрии.
В силу перечисленных свойств тело является генератором случайных чисел.

Рис. 1


На рис. 2 показано измерение, подтверждающее попарную параллельность граней кости.

d120 2

Рис. 2

Итак, поставленная задача решена, но естественно возникает следующий вопрос: Возможно ли существование игральных костей с большим количеством граней?

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.