isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

14 июня 2020

Испортит ли москвичей интеллектуальный вопрос?

Андрей Шолохов

Андрей Шолохов

Андрей Шолохов — заместитель генерального директора Softline по работе с национальными проектами, Engagement Партнер Strategy Partners.

Более 20 лет занимал руководящие должности в российских компаниях и в международных корпорациях из списка Fortune 500. Являлся участником Presidents Club в Oracle и PTC. Андрей Шолохов работал в следующих индустриях: разработка программного обеспечения, производственный инжиниринг, продажи промышленного оборудования и программного обеспечения. Последние 5 лет Андрей был активным участником в проектах внедрения новых технологий, в том числе интернета вещей, машинного обучения, дополненной реальности, а также в проектах трансфера технологий.

С 1 июля в Москве стартует эксперимент по установлению специального регулирования для развития искусственного интеллекта сроком на 5 лет. Директор по развитию национальных проектов Softline Андрей Шолохов оценил перспективы работы новой регуляторной песочницы и дал свои прогнозы относительно наиболее эффективной реализации проекта.
sandbox

К сожалению, текст федерального закона, подписанного Президентом России, описывает только базовые принципы функционирования режима специального регулирования в Москве. Пока не ясны самые интересные детали, которые составляют лучшую международную практику регуляторных песочниц: определение критериев компаний-участниц эксперимента, инновационных тем, которые будут разрабатываться, преимуществ для участников, а также процедуры, ритм и методы социального контроля за ходом проекта. Всё это должно быть определено на более позднем этапе руководством Москвы.

Не секрет, что государственное регулирование часто запаздывает за развитием «подрывных» для привычного хода вещей технологий. Существуют несколько подходов к решению этой проблемы, один из которых – регуляторные песочницы, самая первая из которых появилась в 2016 году в той же Великобритании для финансового рынка. Сейчас зоны экспериментального регулирования существуют в более чем 40 странах мира, они связаны в том числе с медициной, транспортом – как дорожным, так и воздушным и морским, защитой данных, деятельностью стартапов, электронным документооборотом при перевозке опасных грузов и так далее.

Что особо важно, все успешные международные и российский примеры следовали одному простому правилу: одна песочница – один регулятор. В частности, Норвегия сделала несколько регуляторных песочниц по искусственному интеллекту, разделив, например, тему защиты данных и безопасности судоходства на шельфе. Министерство местного самоуправления и модернизации Норвегии на своём сайте, посвященном государственной стратегии искусственного интеллекта, объясняет это тем, что «технологии искусственного интеллекта – не гомогенная группа сервисов, а потому могут быть предметом широкого спектра регуляций и вовлеченных регуляторов, в зависимости от их целей и функциональности.

Правительство Москвы не является государственным регулятором, таким как государственные или федеральные агентства по регулированию и лицензированию, министерства и ведомства. Пример подобной регуляторной песочницы есть в Аризоне, но, во-первых, каждый штат США имеет гораздо большую самостоятельность в области законотворчества, чем субъекты РФ, а во-вторых, даже там регулятором выступила Генеральная прокуратура штата.

Из деталей, относящихся к собственно к искусственному интеллекту, в законе отдельно упоминается доступ участников экспериментального регулирования к данным фото- и видеофиксации, а также персональным данным. Действительно, Москва – самый большой город страны с самой сложной структурой экономики, который может генерировать интересные датасеты с точки зрения ИИ в указанных областях. Закон в текущей редакции дает понять, что основной целью и преимуществом для участников является законный расширенный доступ к подобной информации.

Если рассматривать регуляторную песочницу в Москве в основном только как предоставление доступа участникам эксперимента к данным, которые создает город в процессе своей жизнедеятельности, то непонятен смысл ограничения, определенного законом, на регистрацию потенциальных компаний-участников исключительно в Москве. В России есть несколько сильных математических и ИИ центров, привлечение которых может существенно увеличить вероятность получения полезных результатов песочницы, а кроме того, частично снимет определенную напряженность между Москвой и другими регионами РФ в рамках данного эксперимента.

Примеры подобных песочниц есть. Например, регуляторная песочница Центрального госпиталя Хельсинкского университета, посвящённая борьбе с диабетом для создания новых сервисов, основанных на искусственном интеллекте на основе данных о состоянии пациентов и с их согласия. Данный эксперимент основывается на стандарте работы с важной информацией IHAN, созданном финским инновационным фондом Sitra. Финская регуляторная песочница работает в рамках гораздо более строгого, чем в России, европейского Общего регламента по защите данных (GDPR), при этом открытая система правил работы с информацией и понятная общественно-полезная задача песочницы существенно уменьшает опасения общества о потенциальном использовании критической информации в неблаговидных целях.

Нужно также отметить, что международный опыт регуляторных песочниц предполагает, что главными участниками подобных экспериментов станут маленькие компании-стартапы. В России на ИИ-рынке существенно не хватает специалистов по анализу данных. Фактически несколько крупных игроков приняли на работу абсолютное большинство таких экспертов. И если Москва в рамках эксперимента сумеет демократизировать доступ к собственным данным в том числе для организаций, состоящих из 1‑3 специалистов, а не только для известных лидеров рынка, это позволит стартапам развиваться, что станет большим достижением властей.

Регуляторные песочницы – не единственный инструмент адекватного реагирования государства на быстрое изменение технологического уклада. Существуют альтернативные подходы: адаптивное регулирование, регулирование на основе результатов, регулирование с учётом риска и другие. Более того, для создания регуляторных песочниц совсем не обязательно принимать специальные законы, как показывает пример Малайзии. Тем не менее, можно только приветствовать, что подобные подходы находят всё большее применение в России.

Softline видит большой потенциал в применении технологий искусственного интеллекта, активно развивает и инвестирует в направление Softline Digital. Мы готовы активно участвовать в обсуждении и уточнении правил регуляторного эксперимента, а также самостоятельно войти в состав участников московской регуляторной песочницы.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.