1. T-FLEX и любовь
В ноябре от Топ Систем было опубликовано много важных материалов, а в декабре появился только один – зато какой: «Аллея любви» в Камышине смоделирована в T-FLEX CAD.Сотрудники Камышинского технологического института (филиала) ВолгГТУ проектировали модели для «Аллеи любви» в T‑FLEX CAD! Использовалась возможность системы внедрять 3D изображения, созданные в других программах. Также благодаря T‑FLEX CAD были получены фотореалистичные изображения для презентаций. На разработку трехмерной модели и ее печати на 3D принтере специалистами института было затрачено порядка 65 часов.
2. Что будет с PTC через 10 лет
Мне хорошо известно, что в России и СНГ плодотворно работают несколько весьма квалифицированных партнеров компании PTC, однако я ничего не знаю о российском офисе PTC: когда-то он точно был, но кто-нибудь знает, существует ли он теперь?Зато сам мировой лидер регулярно становится глобальным поставщиком новостей. Не улеглась волна, поднятая поглощением Onshape, а PTC приобретает Arena PLM, ещё больше усиливая своё SaaS-направление.
В 2019 году PTC получила примерно 33% своей общей выручки от PDM, подобласти PLM, к которой принадлежит Arena Solutions, причем в облачном варианте. Штаб-квартира Arena находится в Фостер-Сити, Калифорния, у них более 1200 клиентов в сфере электроники, высоких и медицинских технологий, в том числе такие новаторы мирового уровня, как Nutanix, Peloton, Sonos и Square. Ожидается, что Arena значительно расширит присутствие PTC на привлекательном среднем рынке, где SaaS решения станут стандартом.
«Приобретя Onshape год назад, PTC присоединилась к сообществу разработчиков SaaS продуктов, – сказал руководитель PTC Джим Хеппельманн. – Очередной шаг отражает нашу твердую уверенность в том, что тенденция перехода на SaaS и облачные технологии на нашем рынке приближается к переломному моменту. Эта тенденция повторяет тенденцию на многих других рынках программного обеспечения».
Годовая выручка Arena – 50 миллионов долларов – непосредственно не слишком заметно увеличит доходы PTC, составляющие 1,4 миллиарда долларов, однако предполагается, что интеграция сконцентрированных у PTC решений в сочетании с растущим доверием мирового рынка к облаку и SaaS в какой-то степени обосновывает стремление PTC стать лидером рынка в сфере комбинированных CAD + PLM решений в виде облачной услуги. Тем не менее среди экспертов определенный скепсис относительно таких планов существует. Вряд ли его развеивает, например, высказывание Джима Хеппельманна, процитированное в заметке Ральфа Грабовски «Что будет с PTC через 10 лет»: «Я полагаю, что финансовое моделирование следует вести, имея в виду вторую половину пятилетнего отрезка и даже существенно дальше. Думаю, что всё заработает – хм, ну не знаю – в течение десятилетия. Нам потребуется много времени. Поэтому в данном направлении я ни на что не рассчитываю в 2021 году и, вероятно, даже в 2022. Нам предстоит много поработать».
3. АСКОН, его CAD, BIM, ядро и маркетинг
АСКОН работает широко и глубоко, но его КОМПАС-3D остаётся самым неравнодушно воспринимаемым решением компании. Наряду с массовостью внедрения, характерный признак неравнодушия – критика приоритетов разработчиков, регулярно поступающие от пользователей настоятельные пожелания по функциональности и т. д. Вероятно, идя навстречу такому интересу рынка, АСКОН организовал Открытый микрофон: диалоги с разработкой о КОМПАС-3D.
В декабре Renga в очередной раз доказала свою неиссякаемую энергию: «Неслабо! Слаботочные системы, текстуры, координация в IFC и другие новинки в новом релизе Renga».
Система пожарной сигнализации
Фото предоставлено пресс-службой «Газпром нефть»
4. Autodesk, ГД, BIM и BIM-ассоциация
Одной из самых посещаемых страниц декабря стало интервью Николая Дубовицкого, недавно назначенного руководителем московского офиса Autodesk. Тем, кто не успел познакомиться с этой публикацией, определенно советую прочитать это небольшое, но ёмкое интервью, основная мысль которого выражена в заголовке-цитате: Николай Дубовицкий: Результатами Autodesk в России можно только гордиться. Николай отмечает три основных преимущества Autodesk: масштаб деятельности, инновационность, люди. К этому естественно добавить широту охвата: скорее всего, компания обладает наиболее объемным портфолио в отрасли. Мне кажется, среди ключевых слов, характеризующих активность Autodesk, обоснованно самыми популярными являются «генеративный дизайн (ГД)» и BIM.В терминах объема реального внедрения ГД нет оснований считать лидером какого-либо вендора, но с точки зрения активности разработок и наличия экспериментальных проектов Autodesk вполне можно выделить. Мне нравится интервью Скотта Риза, старшего вице-президента сектора производства Autodesk, содержащееся в статье «Autodesk: кое-что о реальном состоянии генеративного дизайна». Трезвая оценка рыночного состояния ГД и его реальных проблем в сочетании с высокой активностью разработок (скорее всего, основательно финансируемых) существенно повышает шансы на успех – пусть и не завтра и не послезавтра. Судя по всему, разработки идут по двум направлениями: создание универсальных эффективных алгоритмов, реализующих «чистый» ГД, и сочетание пока не слишком эффективных базовых механизмов со специализированными решателями: Скотт Риз характеризует два из них – гидродинамический и термодинамический. Второе направление, вероятно, повышает шансы на коммерческое применение уже в ближайшее время, но (мне) хотелось бы, чтобы тактические успехи не заблокировали эффективную реализацию фундаментально альтернативного механизма вычислений и вообще – альтернативного подхода к решению задач.
Эндрю Анагност, CEO Autodesk, на виртуальной конференции 2020 рассказывает о GD (изображение принадлежит Autodesk)
Даже если вы всей душой справедливо или несправедливо ненавидите Revit, стоит признать, что по объективным показателям распространения и доходов Autodesk – лидер мирового BIM-рынка. С учетом этого обстоятельства маленькой местной сенсацией выглядит отсутствие Autodesk на состоявшейся 18 декабря открытой встрече Ассоциации «Лидеры BIM», в которой приняли участие представители всех заметных игроков отечественного BIM-рынка (даже Dassault Systѐmes):
В декабре мы получили возможность познакомиться со статьёй «Анализ международного опыта использования BIM для объектов транспортной (железнодорожной) инфраструктуры», в которой авторы (Василий Куприяновский, Аркадий Казаринов и Владимир Талапов) демонстрируют образец содержательности и грамотной формы. Для меня простейшим обоснованием такой оценки служит уже одно только оглавление статьи:
1. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ BIM ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ
1.1 Европейский союз
1.1.1 Инфраструктурные проекты
Трансъевропейская транспортная сеть TEN-T
Проект Rail Baltica, Евросоюз
Проект Crossrail, Великобритания
Проект High Speed 2, Великобритания
1.1.2 Научно-техническое сопровождение инфраструктурных проектов
Рамочная программа по развитию научных исследований и технологий Евросоюза «Horizon 2020»
1.1.3 Общие выводы
1.2 Использование технологии BIM для общего развития железнодорожного транспорта в некоторых странах
1.2.1 Китай
1.2.2 Южная Корея
1.2.3 Германия
1.2.4 Малайзия
1.2.5 Индия
1.2.6 Основные выводы
2. АНАЛИЗ МИРОВОГО ОПЫТА
2.1. Новая парадигма: BIM как переход к бесчертёжной технологии
2.2. Технологии новой парадигмы: виртуальная и смешанная реальность (VR/MR)
2.3. Безусловность юридической легитимности новой парадигмы
2.4. Обеспечение качества проектной документации в новой парадигме
2.5. Оптимизация стройплощадки в новой парадигме: имитационное моделирование
2.6. Форматы данных в новой парадигме: два подхода
2.7. Этап эксплуатации в новой парадигме: цифровой двойник
2.8. Подготовка кадров для цифровой экономики: растущий дефицит специалистов
3. ИТОГОВЫЕ ВЫВОДЫ
Даже тем, кому не близка тема или у кого нет времени/сил на профессиональное чтение этой большой работы, рекомендую просмотреть щедро иллюстрированную статью и обратить внимание на список восьмидесяти семи (87) использованных источников.
5. Bricsys!
За развитием Bricsys наверняка следят многочисленные болельщики, немалочисленные конкуренты и некоторые миллиардеры. И до 2011 года скромная по размерам компания уже привлекала внимание своей смелостью и нестандартными решениями. В 2011 году бельгийская компания получила мощное кадровое подкрепление в рамках крупной сделки ЛЕДАС-Bricsys и радикально ускорила и расширила своё развитие. Нарастающие успехи компании не могли остаться без внимания акул рынка, и в 2018 году Bricsys поглотила такая акула – Intergraph. Но не повлияло ли отрицательно это поглощение на ранее впечатляющую траекторию Bricsys? В том, что это не так, могли убедиться 2800 онлайн-участников состоявшейся в октябре конференции Bricsys Digital Summit 2020, отчет о которой в декабре был опубликован на isicad.ru: Что нового показал Bricsys в конце 2020 года. Отчет очень подробный и богато иллюстрированный, специалистам многое скажут названия крупных разделов статьи:
- Пленарный доклад: Выполнение обещаний и приверженность DWG
- BricsCAD® V21 – неограниченные возможности для проектирования
- BricsCAD BIM: от концептуального дизайна к информационной модели
- BricsCAD Mechanical: Моделирование сборок, Листовой металл, Документация
- Введение в Bricsys 24/7,
6. Зрелая раскованность Нанософта
Появление много лет назад компании Нанософт сопровождалось скандальной грубостью её маркетинга. По мере того, как компания получала всё более содержательные рыночные результаты, начальная вульгарная раскованность стала не только ненужной, но и мешающей членству в приличном обществе. Сегодня Nanosoft – респектабельный игрок рынка со своими достаточно хорошо востребованными решениями, с широкой экосистемой, с профессионально отлаженными сайтами на нескольких европейских языках и даже на иврите:
Слева – архитектурная и конструкторская части модели, справа – архивная фотография школы №1 им. Кирова
7. Российский интернет вещей
Статья «Ошибки и заблуждения заказчиков при подключении мониторинга станков» предложена для публикации пионером отечественных решений в области промышленного Интернета вещей – компанией Signum, которую практически всегда называют Winnum по имени разрабатываемой ими платформы. В исходной версии статьи с излишне вредной для дела скромностью не был приведен источник излагаемой компетенции – опыт разработок и внедрений упомянутого решения. По моей рекомендации в конце статьи помещена справка о Signum-Winnum.Считаю справедливым и полезным для лучшего восприятия статьи охарактеризовать основного автора текста – руководителя компании Г. Чернобыля. Григорий – выпускник Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского, также получал образование в учебных заведениях США и Франции. В течение многих лет Григорий занимал высшие позиции в российских офисах компаний Dassault Systèmes и PTC.
8. Неуклонные новости Dassault Systèmes
Кажется, почти в каждом своем обзоре я отмечаю выдающийся технологизм, с которым в Dassault Systèmes составляют пресс-релизы. Пожалуй, такие тексты можно генерировать (полу)автоматически: если соответствующего модуля в 3DEXPERIENCE ещё нет, его стоит создать или прикупить. В моей оценке нет иронии: жанр пресс-релиза подразумевает стандартизацию текста и позволяет максимально сжато и внятно выразить послание читателям, а у Dassault Systèmes эта стандартизация отшлифована. Вот два рядовых декабрьских примера:
- Dassault Systèmes представила новую инициативу «Water for Life» для рационального использования и защиты водных ресурсов
- Dassault Systèmes присоединяется к инициативе Science Based Targets Initiative по сокращению выбросов парниковых газов
«Задачей проекта цифровизации при сооружении дожимной компрессорной станции Еты-Пуровского газового месторождения стало создание 3D-модели в ПО CATIA по исходной рабочей документации, настройка программного обеспечения 3DEXPERIENCE для обновления модели в ходе управления изменениями, проверка качества поступающих обновлений со стороны генерального проектировщика и настройка цифровых протоколов и документооборота».
Именно 3D-модель определяет все параметры трубопроводов, линии контуров, она же становится основой для подготовки инструкций и проведения испытаний.
Цифровая платформа позволяет получать сводную итеративную аналитику по проектам и регулярную аналитику использования ресурсов.
Разработки в области стандарта IFC сегодня позволяют работать с нативными форматами САПР. Есть решения, позволяющие без существенных вложений использовать BIM-модели из таких САПР, как Revit и Aveva. Данные решения были созданы компанией Dassault Systèmes, вендором с более чем 40-летним опытом в области технологий PLM (Product Lifecycle Management — управление жизненным циклом продукта или изделия). Компания использует свой опыт в машиностроительной отрасли для внедрения инноваций в строительство. Dassault Systèmes совместно с ООО «ЛМП Проджект Груп» почти 10 лет предоставляет в России инструменты для работы с инженерными данными на основе BIM-моделей.
Недавняя разработка Dassault Systèmes обеспечивает бесшовную связь с Autodesk Revit и управление результатами проектирования в единой среде данных — платформе 3DEXPERIENCE. Это интеграционная платформа для управления процессами, данными и коммуникациями. Для интеграции с Revit применяются так называемые коннекторы и конвертеры.
9. Кадровые и юбилейные новости
17 декабря из Пенсильвании донеслась весть о том, что Генеральным директором Bentley Systems в России и СНГ назначен Артем Аведьян. Фигурант – один из виднейших участников отечественного рынка инженерного ПО, он занимал высокие должности в компаниях CADFEM CIS (авторизованного дистрибьютора Ansys, Inc.), General Electric, Microsoft, PTC, управлял каналом продаж компании Dassault Systèmes в России и СНГ и, не будем скрывать, был одним из ключевых сотрудников легендарного SolidWorks Russia, а его официальная профессиональная карьера успешно началась в компании TESIS.Артем окончил Московский авиационный институт по специальности «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов» и защитил кандидатскую диссертацию по специальности «Системы автоматизации проектирования». В социальных сетях поздравления Артему иногда сопровождаются его трогательной фотографией, которая, как я с удовольствием вспоминаю, была сделана на форуме isicad-2006 (см. http://isicad.ru/2006/photo.php).
Московская компания DATADVANCE – один из героев отечественного рынка, однако не очень-то известный народным массам отрасли. Продукты компании – семейство pSeven – мощный инструмент автоматизации инженерных расчетов, работы с данными, предсказательными моделями, а также оптимизации. Генеральный директор DATADVANCE Сергей Морозов говорит, что компания с самого начала занималась машинным обучением, искусственным интеллектом, нейронными сетями и фактически – цифровыми двойниками.
У DATADVANCE сформировалась впечатляющая клиентская база. Основной рынок DATADVANCE – авиация и космос с такими клиентами, как Airbus, Airbus Helicopters, Airbus Defence & Space, Ariane Group, Korean Aerospace Industries; в России – РКК «Энергия», «Иркут», «Туполев». Вторая по величине индустрия – автопром, прежде всего японский – такие компании, как Mitsubishi, Toyota, Mazda, Honda.
Поздравляю DATADVANCE с её первым юбилеем. Прочитав статью «За 10 лет от научного стартапа к платформенным решениям для крупного бизнеса», вы тем самым присоединитесь к моему поздравлению.
10. ЛЕДАС и миллиардеры
ЛЕДАС объявил о подписании долгосрочных соглашений с двумя калифорнийскими корпорациями. Новые контракты связаны с двумя важными направлениями портфолио ЛЕДАСа: цифровой медициной и инновациями в области технологической подготовки производства (CAM). Соглашения заключены на срок не менее трех лет, и суммарно они предусматривают объем работ порядка 100 человеко-лет. Оба клиента являются международными корпорациями, акции которых торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже, и имеют годовой доход более миллиарда долларов США. Указанные контракты по объему соизмеримы с выполнявшимися ранее крупными работами ЛЕДАСа: с 12-летним соглашением с Dassault Systѐmes и BIM-проектом для азиатской инвестиционной группы.