Вопросы для публикуемого ниже интервью были составлены сотрудниками компании ЛЕДАС, которые в течение 12 лет тесно сотрудничали с Dassault Systèmes и имели возможность встречаться с Франсисом Бернаром не только в Париже, но и во время его участия в международных форумах isicad в Новосибирске.
Английская версия этого интервью опубликована здесь.
Francis Bernard, Wikipedia
Да, я все еще храню воспоминания о том времени. Я был мальчиком, немного говорившим на улице с друзьями по-вьетнамски. Тогда я осознал, что человечество состоит из людей с разным цветом кожи, разными языками и культурами.
В школе я очень усердно занимался, чтобы поступить в Supaero — главный аэрокосмический университет Франции. В Supaero у меня появилась возможность в качестве пилота летать на частных самолетах. А еще там мне довелось поработать на одном из первых компьютеров того времени, CAB 500, который был размером со шкаф для одежды, но был менее мощным, чем карманный калькулятор, который сегодня за 10 долларов можно купить в супермаркете.
Мы начали разработку математических алгоритмов для вычисления аэродинамических потоков вокруг крыльев и фюзеляжей. Мы учились преобразовывать наш математический язык в язык программирования, чтобы передавать значения давления воздуха в геометрию самолета. Конечно, первой главной задачей было создать математическую модель, а затем построить представление облика самолета в терминах программ и данных: это служило входными данными для аэродинамических вычислений. Как и большинству инженеров в мире в конце 1960-х годов, нам приходилось на самых первых компьютерах учиться экспериментам с софтвером.
Кроме того, мы разработали специальный язык для работы с формами: ввод данных для расчета аэродинамики, сечений плоскостями и движений режущего инструмента для станков с числовым программным управлением.
Позднее, в начале 70-х годов, у нас появились первые черно-белые терминалы (сначала IBM 2250, а затем IBM 3250) в сочетании с гораздо более производительными компьютерами нового поколения (IBM/360 и позднее IBM/370). Тогда появилась возможность конвертировать наш язык на колодах перфокарт в гораздо более простой в использовании язык общения с компьютером через интерактивные графические терминалы.
В 1977 году при поддержке вышестоящих руководителей я решил, что пришло время переписать весь наш софтвер под новое оборудование. Как и программы первого поколения на перфокартах, на этот раз все тоже было написано нами самими — разумеется, с использованием нашего опыта создания математических определений форм и конвертации алфавитно-цифрового языка в язык интерактивного взаимодействия с терминалом. К этому времени (к концу 70-х годов) в моей команде было 5 разработчиков.
Различие: инженеры проектировали самолеты в соответствии со специфическими требованиями по производительности, мощности, дальности полета и т. п., мы же разрабатывали программы так, чтобы они помогали создавать более конкурентоспособные самолеты с меньшей стоимостью.
В конце концов мне удалось выстроить с ними такие же успешные отношения, какими они были с конструкторами самолетов, и тем самым распространить использование CATIA на автомобильную отрасль.
Подобные процессы были в 80-х и 90-х годах реализованы в отраслях судостроения, оборудования, товаров широкого потребления и др.
В этом и состоит квалификация разработчика софтвера: создавать для клиента новые ценности, при этом сочетая понимание, полученное в каждом отраслевом сегменте, с появляющимися новыми возможностями ИТ-технологий.
1987, CATIA
- НАБРОСКИ, ЭСКИЗЫ были в ходу с древности до 19 века (5000 лет): карандаш и бумага использовались людьми для их собственных нужд; вспомните, например, наброски Леонардо да Винчи.
- ЧЕРТЕЖИ относятся к 19-20 векам (150 лет): карандаш и бумага в сочетании со стандартизацией представления чертежей были языком взаимодействия больших групп людей, работающих вместе; это послужило конструкторско-производственной основой Промышленной Революции.
- 2D CAD — это 1970-1990 годы (20 лет): терминалы для компьютерной графики, ориентированные на эффективную работу с двумерными чертежами; это был уровень системы CADAM.
- 3D характерно для отрезка 1970-1980 (10 лет): компьютеры с алфавитно-цифровыми языками на перфокартах; впервые стало возможным создать 3D на компьютере.
- 3D CAD можно отсчитывать от 1980 года до … (?? лет): терминалы с компьютерной графикой, предназначенные для высокопроизводительного 3D-конструирования; это уже уровень CATIA.
- СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ: возможно, автоматическое порождение и использование трехмерных геометрических объектов, основанное на искусственном интеллекте с полной оптимизацией в сочетании с моделированием и взаимодействием с любым типом ограничений.
Чрезвычайно трудно предсказать будущее в области технологий. Кто в 1990 году знал, что такое Интернет и смартфоны? Никто!
У [независимой разработки] ComputerVision были отличные программисты, но слабое управление продуктом. Разрабатывая собственный хардвер, они игнорировали его стандартизацию, к тому же не обладали таким сильным каналом продаж, как у IBM.
У [независимой разработки] Matra Datavision отсутствовали возможности продажи.
Все эти проекты прекратили существование после того, как их поглотили другие компании.
Франсис Бернар и Доминик Кальмель показывают Марселю Дассо САПР CATIA
В те времена DA старалась с помощью самолёта Mercure расширить свой бизнес на сферу коммерческой авиации, таким образом конкурируя с зарождающейся группой Airbus. Дассо был инженером — даже в большей степени, чем бизнесменом, поэтому он попросил показать ему CATIA, о которой ему говорили как об инновации, способной заменить чертежные доски в области проектирования самолётов. Именно это он хотел узнать в ходе демонстрации: «Покажите мне, как вы проектируете фюзеляж!». А затем, как видно на фотографии: «Позвольте мне сделать это самому!».
По сути дела, Марсель Дассо хотел убедиться в том, что CATIA — это инструмент, с помощью которого в будущем будут создаваться самолёты Дассо. Тогда ему было уже 90 лет, и, вероятно, он не интересовался самой CATIA как новым бизнесом.
Интерфейс между CADAM и CATIA был разработан для передачи, например, 2D-проекций из CATIA в CADAM в качестве входных данных для проектирования с помощью средств CADAM нервюр крыла. Но уже было очевидно, что использование CATIA будет расширяться и постепенно заменять CADAM в течение нескольких лет. Это произошло благодаря разработке 2D-функций в CATIA и установке более мощных компьютеров/ПК для расширения 3D до возможности проектирования механических деталей на основе инновационных 3D-процессов, внедряемых в конструкторском бюро DA.
Решение вывести CATIA на рынок было обусловлено несколькими причинами. Во-первых, французское правительство было заинтересовано в том, чтобы поддержать DA. Во-вторых, Lockheed был заинтересован в партнерстве для интеграции CATIA и CADAM. В-третьих, IBM стала кандидатом на распространение CATIA в дополнение к CADAM. В начале 1981 года потребовалось несколько месяцев для принятия решения на основе третьего варианта.
Когда в 1981 году мы образовали DS на основе команды в 20 человек, кто бы мог поверить, что 40 лет спустя DS станет намного крупнее (20 000 сотрудников), чем DA?
Первый флайер, использованный IBM при продаже CATIA
1988, Франсис Бернар, DS CEO
Главными задачами было нанять и обучить людей, а затем руководить ими в соответствии с шестью макропроцессами, которые мы решили реализовать:
- ПЛАНИРОВАНИЕ: визионерство и стратегия, их формирование и оптимизация.
- ОПРЕДЕЛЕНИЯ: управление продуктом с ориентацией его на все рынки (авиастроение, автомобилестроение и др.).
- РЕАЛИЗАЦИЯ: создание продукта с использованием имеющегося в то время оборудования и софтвера.
- ПРОДАЖИ: маркетинг и продажи в тесной кооперации с IBM.
- КАДРЫ: управление экосистемой вместе с техническими партнерами и IBM.
- ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ: обеспечение лояльности клиентов на основе эффективного процесса сопровождения продукта вместе с IBM.
С другой стороны, у IBM мы учились, как выстраивать процесс сопровождения продукта и определять ценовую политику.
В свою очередь, это сильно повысило мотивацию моей команды и помогло быстрее убедить IBM в том, что мы сможем стать хорошим партнером для увеличения продаж компьютеров! Упомянутые три крупных клиента (и несколько других, таких как Grumman Aerospace в USA и SAFRAN во Франции) стали прямыми клиентами DS, а клиентами IBM стали лишь несколько лет спустя.
Boeing — это другая история. Потребовалась долгая битва, потому что в недрах моего главного конкурента разрабатывался пакет 3D CAD. Здесь понадобились возможности и фактор надежности IBM в сочетании с нашим собственным большим опытом проектирования самолётов в DA.
Вспоминаю вопрос генерального директора Boeing, который он задал мне во время встречи в Сиэтле: «Расскажите, как мы сможем проектировать самолёт в 3D?», и его комментарий после принятия в 1986 году решения о выборе CATIA: «Я выбрал CATIA, потому что уверен в вас, но покупать CATIA я буду у IBM, потому что не могу рисковать перестройкой основного бизнеса с таким слишком мелким партнером, как DS».
Франсис Бернар и Шарль Эдельштен с директорами группы Боинг
В DS каждый новый выпуск продукта обозначается номером версии и номером релиза: VxRy. Новый номер версии означает, что в структуре продукта реализованы значительные улучшения, в большинстве случаев учитывающие появление новых крупных аппаратных возможностей, что не обеспечивает полной совместимости с предыдущей версией. Конечно, при этом поставляются средства переноса данных с прошлой версии на новую. Новая версия объявлялась каждые 5-10 лет и соответствовала прогрессу хардвера: от мейнфреймов к рабочим станциям Unix и затем к PC.
Напротив, новый релиз данной версии всегда полностью совместим с предыдущим. Другими словами, например, V5R8 полностью совместим V5R7. Для аккуратного управления процессом релизов и поддержания взаимопонимания как с сектором продаж, так и с пользователями, важно было соблюдать четкий график. Поэтому мы осуществляли новые релизы ежегодно в районе мая и октября.
Случалось, что реализация пользовательской заявки на улучшение продукта не была запланирована в очередном релизе. Или такая реализация занимает слишком много времени. В таких случаях мы начинали переговоры. Если реализация требования имеет достаточно высокий бизнес-потенциал, мы можем ускорить разработку и предложить заказчику оплатить до 50% расходов, причем в этом случае DS сохраняет права на реализованное средство.
Если же в силу узкой специфичности требования пользователя усовершенствование продукта не имеет для DS достаточного бизнес-потенциала, мы реализуем такую заявку в рамках стандартного сервисного контракта, со 100% финансированием самим заказчиком, который при этом получает на продукт право собственности.
- Доминик Кальмель (Dominique Calmels) (вы видите его на фотографии с Марселем Дассо и мной) был моим техническим директором до 1990 года. (Умер в 2017 году.)
- Дидье Бусье (Didier Boucier) был ключевым техническим специалистом и главным разработчиком CATIA. (Вышел на пенсию в 2019 году.)
Затем в DS:
- Шарль Эдельштен (Charles Edelstenne), председатель совета директоров DS, успешный бизнесмен и один из десяти богатейших людей Франции. (Ранее он был CEO DA, а теперь он — президент Dassault Group.)
- Тибо дё Терсан (Thibault de Tersant), который в 1986 году присоединился к команде DS в качестве финансового директора, прекрасный переговорщик с крупными клиентами и в процессе поглощения фирм; отлично проявил себя в деле управления ценами.
- Бернар Шарлес (Bernard Charlès) пришел в DS в 1984 году, в 1992 стал техническим директором, а в 1995 году генеральным директором. Амбициозный лидер с очень большим эго.
Шарль Эдельштен и Бернар Шарлес не нравятся мне с точки зрения их человеческих качеств, но я уважаю их большой профессиональный вклад. (I do not like Charles Edelstenne and Bernard Charlès from a human point of view, but I respect their significant contributions).
Менеджмент Dassault Systèmes в 1987 году: сидит Франсис Бернар; стоят слева впереди Доминик Кальмель (Dominique Calmels), сзади слева направо: Бернар Шарлес (Bernard Charlès), Бернар Вермерш (Bernard Vermersh), Бруно Лачаг (Bruno Latchague), Филипп Форестье (Philippe Forestier), Жан-Мишель Морэн (Jean-Michel Morin)
- Нужно было оказаться в правильном месте в правильное время. Только годы спустя мы осознали, что нам выпал счастливый шанс использовать возможности IT-революции, холодной войны, Dassault Aviation, а затем глобализации.
- Нужно было сделать радикальный шаг с дальним прицелом на «3D для всех». Это было больше чем просто придумать новое устройство, это была революция «От 2D к 3D», осуществленная благодаря развитию ИТ.
- Нужно было принять правильные стратегические решения: создать Dassault Systèmes, не зависимую от Dassault Aviation фирму; вступить в партнерство с IBM; выстроить сильную партнерскую экосистему, включая партнерство с клиентами; осуществить правильно рассчитанные поглощения.
- Нужно было создать надежную систему управления и функционирования.
- 1967: Моё решение поступить на работу в отдел аэродинамики, где как раз разворачивалось освоение ИТ.
- 1968: Моя первая CAD-программа, которая строила и сглаживала кривые, 10 лет спустя она стала частью начальной версии CATIA.
- 1977: Начало разработки CATIA.
- 1981: Запуск партнерства DS с IBM.
- 1986: Привлечение Boeing в качестве клиента.
- Развитие облачных ИТ-платформ,
- Начало реализации концепции PLM в области медицины: цифровые модели тела человека, анализ и симуляция его функций, поддержание нормативных показателей и коррекция отклонений, и др.
Но никогда не забывайте: принципиально невозможно предсказать развитие технологий больше чем на 10 лет. Мне нравятся слова Генри Форда (1863-1947): «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь».
Что касается России, это важная страна, с большой историей отношений с Францией, поэтому работу в ней я воспринял как подарок. Это было моим решением. Чтобы возглавить наше дочернее предприятие в Москве, в 2005 году я принял на работу молодого русскоговорящего французского бизнесмена Лорана Вальрофф.
Февраль 2005, Москва. Старт Dassault Systèmes Russia
В моем случае было нечто вроде соглашения между Шарлем Эдельштеном (председателем совета директоров), Бернаром Шарлесом (техническим директором) и мной как CEO. Бернар Шарлес на 18 лет младше меня, он более амбициозен (killer) и более, чем я, мотивирован работать на экспоненциальный рост компании.
Я не амбициозный killer, мне просто нравится работать по всему миру для людей и вместе с ними. Шарль Эдельштен выступил арбитром соглашения о переводе Бернара Шарлеса на должность CEO, а меня на позицию ответственного за новые рынки и развивающиеся страны (см. мой ответ на вопрос, касающийся России). Этот процесс прошел быстро и гладко, без каких-либо разочарований или проблем.
Критерий успешности CEO — реализация целей компании в терминах доходов, а задача президента страны — быть переизбранным.
Ограничения сроков для CEO — эффективность работы компании, а для президента — поддержка палат парламента и избирателей. Разумеется, я имею в виду демократию, которая подобна компании, в которой клиенты играют роль избирателей! А чем больше государство похоже на диктаторское, тем больше оно похоже на компанию без клиентов!
Глядя на стартап, я оцениваю его долгосрочное видение (ясно сформулированную цель), продукт (в чем его ценность для покупателя, является ли это решение жизненно необходимым первым покупателям), конкурентоспособность, команду (реализует ли руководитель разумную структуру управления) и экосистему. В нашем сложном мире стартап без технических и/или маркетинговых партнеров практически не имеет шансов на успех.
- Дэйва Блока (Dave Brock) из Калифорнии. В 80-х годах он был в IBM директором по продажам в США продуктов DS. Он сыграл ключевую роль в привлечении Boeing в качестве клиента.
- Рауля Ван Энгершовена (Raoul Van Engershoven). В 90-х годах он был в IBM директором по продажам продуктов DS в Азии и сыграл главную роль в том, что мы стали лидером продаж в Китае, Японии, Корее и Индии. Он выдающийся и симпатичный человек.
1991 год. Празднование десятилетия DS всеми сотрудниками компании. Слева: Франсис Бернар и его жена Соланж, в центре: г-жа и г-н Дюври, справа: Шарль Эдельштен и его жена. Пьер Дюври был финансовым помощником Шарля Эдельштена в DA.
У нас есть план в мае этого года совершить круиз от Копенгагена до Стокгольма, остановившись на 3 дня в Санкт-Петербурге. К сожалению, из-за пандемии круиз, скорее всего, будет отложен.
Франсис Бернар на Обском море. Новосибирск, 2008