Представляем вашему вниманию первое видеоинтервью на YouTube-канале ПланетаCAM. Наш гость — Арнав МУКЕРДЖИ (Arnav MUKHERJEE), Директор по развитию бизнеса в области AR/VR-решений SOLIDWORKS, Dassault Systèmes. Что такое XR? Как выращиваются AR/VR проекты в SOLIDWORKS? Почему технологии виртуальной и дополненной реальности еще не стали мейнстримом? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем новом ролике. Приятного просмотра!
*В видео есть субтитры на русском языке
Текстовая версия:
Где-то в 2015 году Жан Паоло (Жан Паоло Басси (Gian Paolo Bassi), главный исполнительный директор подразделения SOLIDWORKS, Dassault Systèmes — прим. ред.) пришел ко мне и сказал: “Эй, вот гарнитура...”. Он, видимо, поехал куда-то в Азию и сказал, что HTC делает эту гарнитуру, а затем: «Не могли бы вы попробовать, посмотрите, можно ли подключить ее к SOLIDWORKS?». На тот момент это не было опубликовано, это было суперсекретным проектом, шесть, почти семь лет назад. Итак, у меня есть гарнитура, и я начал играть, только я, один человек в команде, в качестве побочного проекта по ночам и по выходным. И очень скоро я узнал, что SOLIDWORKS можно подключить к среде VR.
И да, качество было плохим, но работало. Я не знаю, слышали ли вы о проекте конвейера рендеринга или рендеринге, это проект, который мы сделали для ускорения графики SOLIDWORKS. Итак, мы сказали: 15-20-летний движок, мы собираемся выбросить его и поместить в SOLIDWORKS совершенно новый движок. Он будет очень быстрым, он будет использовать всю мощность графического процессора и все остальное.
То, что я обнаружил в тот момент, было: этот VR, или, на самом деле, мы даже не знали, будет ли это VR на тот момент. VR может быть очень полезным для людей, которые строят очень большие заводы или производственные линии. Итак, можем ли мы “копнуть” эту виртуальную реальность и сделать ее неотъемлемой частью ядра рендеринга SOLIDWORKS? И вот тогда эта штука начала обретать форму. Я поймал людей из группы, отвечающей за графику, и спросил: «Эй, а вам интересно поработать?» И, возможно, первый год или около того это была просто добровольная работа, и мы просто делали это для развлечения.
После этого проект стал более формальным. Но на данный момент я все еще смотрю на проект как на стартап, как на очень маленький стартап, который я полностью изолирую от всех других процессов SOLIDWORKS. Мы разрабатываем новые функции каждый час, очень быстро. Но потом, по прошествии времени, и мы должны поместить это в SOLIDWORKS, теперь мы должны быть очень осторожны, потому что, вы знаете, вы не можете сломать SOLIDWORKS. А если вы отгружаете SOLIDWORKS и случается что-то плохое, это катастрофа. Итак, с чистого листа, мы вырастили, наконец, поместили в SOLIDWORKS, и это уже продается. Это очень весело, и мы делаем это время от времени. И это хороший пример — появление AR и VR в новом графическом движке.
Хорошо, да, у нас нет достаточно техник измерения, чтобы показать перекрытие между реальным и виртуальным, но для них все еще очень важно гарантировать масштаб 1:1. И когда мы проводили эксперименты, особенно с немного другими условиями освещения, если в вашей комнате слишком большое остекление, все начинает уходить от этого масштаба 1:1. И мы не хотим поставлять что-то, на что клиенты начнут полагаться, а потом обнаружат: о, это не совсем 1:1. Итак, это одна проблема.
Вторая проблема: да, безмаркерная AR работает, но у нас есть и iOS, и Android, у нас есть два приложения. И iOS по-прежнему проще поставлять. Это стандартный телефон, который производит Apple, так что он очень похож, знаете ли... Но со стороны Android это немного беспорядок, потому что у вас есть HTC, у вас есть Samsung, у вас есть все эти другие компании. И одно из наших беспокойств заключается в том, что мы выпустим приложение, и тогда будут определенные марки определенных брендов, которые испортят масштабирование. Нам предстоит еще многое проверить. Итак, это две причины, по которым мы еще не поставляем новую версию. Но есть ли у нас приложение в лаборатории? Да, у нас есть кое-что, что работает.
На фото с конференции SOLIDWORKS World 2014, если вы когда-нибудь видели какие-либо фотографии с мероприятия, вы могли увидеть меня с Google Glass, и на самом деле я запускал на нем приложение eDrawings.
Но если вы спросите меня, почему это не произошло, я думаю, есть две причины. Во-первых… Это не так просто, как мышь и клавиатура. Например, если вы покупаете мышь на Amazon, и это беспроводная мышь, все, что вам нужно сделать, это подключить ее, и она начнет работать. Других преград нет.
В то время как с устройствами AR, даже если у вас есть телефон, вам все равно нужно получить приложение, пользовательский интерфейс приложения немного отличается. Вы должны научиться этому немного. И тогда вы не совсем уверены, сработает ли он во всех ситуациях. Так что, особенно в случае с кем-то вроде меня, первое, что я делаю, — это когда я пробую приложение AR, я выключаю свет и смотрю, достаточно ли он хорош, чтобы уловить окружающий мир и работала технология AR. Что ж, я обычно вижу, что с AR это работает. Много стекла, светоотражающая поверхность. Все эти вещи я все еще пробую, но с мышью это просто работает, верно? Я думаю, что технология есть, хватает мощности для обработки изображения, но все части не совсем хорошо выровнены для того, чтобы обычный человек начал использовать. Я думаю, это одна большая причина.
И вторая причина в том, что, по крайней мере, в нашей отрасли, это мое ощущение... У меня нет данных для этого, но я чувствую, что многие наши клиенты, особенно в области производства и использующие САПР, по-прежнему считают, что AR и VR все еще новинки.
Наши пользователи SOLIDWORKS, они гарантированно будут иметь два монитора и хороший, надеюсь, хороший ПК и графическую карту, два монитора, мышь и клавиатуру. Это классическая установка. Если они немного навороченные, возможно, у них будет SpaceMouse. Вот и все.
Если вы спросите их, почему бы вам не использовать гарнитуру? Они такие: о, это ведь слишком много хлопот, правда? Итак, этот образ мышления все еще существует, и, вероятно, потребуется немного времени, чтобы оно изменилось. По мере того как технологии становятся проще, это мышление меняется. Итак, я думаю, это две причины…
Но некоторые вещи, например, когда мы работаем с Lenovo, AMD, Dell, HP или Nvidia, мы очень тесно с ними работаем, потому что они предлагают видеокарту, и мы хотим знать, какие у нее возможности. Они на самом деле ребята из “железа”. Итак, для них оборудование было полностью недоступно, потому что, знаете, производство остановилось, весь мир был закрыт. Итак, многие вещи, которые мы думали сделать с некоторыми из этих партнеров, которые, вероятно, появятся небольшими частями в SOLIDWORKS 2022-2023, они будут частично вытеснены. Так что в некотором смысле это действительно задержка. У нас были клиенты, которые отчаянно хотели делать обзоры дизайна с помощью гарнитуры AR и VR. И для них, вы знаете, особенно для двух наших очень крупных клиентов, мы как бы сказали: «Хорошо, мы можем внести определенные изменения в программное обеспечение, если вы будете использовать один из выходящих пакетов обновления». Мы дали им особые... Не особые сборки, а скорее особые флажки, которые они могут включить, чтобы их использовать. И, конечно же, мы говорим: нет, это экспериментальные вещи, а не вопросы и ответы и так далее. Но мы продолжаем работать только с одним или двумя очень конкретными клиентами, вы знаете, продолжаем с ними общаться. Мы оказали небольшую помощь такого рода, которую в обычных условиях мы бы никогда не сделали.
Еще одна вещь, которую мы делаем: мы очень тесно сотрудничаем с нашими коллегами, с другими брендами, такими как CATIA, SIMULIA, DELMIA и некоторыми драйверами AR/VR и поддерживаемыми устройствами, и открытый XR стандарт будет готов к тому времени — webXR.
Вы знаете, SOLIDWORKS что-то делает или CATIA что-то делает. Мы не хотим этого делать. Мы хотим создать один базовый слой, который будет использоваться для всей платформы 3DEXPERIENCE. И любой, кто использует платформу, просто получит технологии из коробки. Мы очень, очень тесно работаем над такой концепцией. И мы надеемся, что в ближайшем будущем нечто подобное будет доступно для всех, кто использует наши продукты на платформе.
Дополнительные материалы о мероприятиях Dassault Systèmes:
Конференция SOLIDWORKS World 2019: впечатления и интервью
Большое маленькое путешествие на 3DEXPERIENCE WORLD 2020