isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

1 апреля 2021

То, что сработало у Диснея, может помочь и вам. Если вы найдёте время подумать

8-10 февраля в формате online состоялась конференция 3DEXPERIENCE World 2021. Репортажи любой степени подробности об этом ключевом мероприятии экосистемы Dassault Systemes вы без труда можете найти в интернете. На таких конференциях, помимо руководителей компании, её ключевых специалистов и репрезентативных пользователей, в числе докладчиков традиционно появляются выдающиеся личности, не имеющие отношения к профессиональной сфере организаторов, но способные вдохновить аудиторию на профессиональные подвиги. О таком докладчике рассказывает публикуемая ниже статья.

Оригинал: Roopinder Tara. The Secrets of Innovation Revealed at 3DEXPERIENCE World 2021

Рупиндер Тара: Одним из спикеров 3DEXPERIENCE World 2021 стал Дункан Уордл (Duncan Wardle), когда-то возглавлявший направление инноваций и творчества в Disney. Его представили как многократного докладчика TEDx, автора журнала Fast Company, а также преподавателя мастер-классов в Йельском университете, Университете Северной Каролины, Университете Дьюка и Университете Флориды. Дункан говорит быстро и с английским акцентом, поэтому мы расшифровали его основной доклад. Из его выступления вам не захочется пропустить ни единого слова.

Disney Innovation Tools

Привет, меня зовут Дункан Уордл. Я бывший руководитель отдела инноваций и творчества в фирме Disney. Я начинал с доставки кофе в лондонском офисе. Я открывал парки по всему миру, включая открытие парижского Диснейленда в Марне-ла-Валле в 1992 году. Всё это заставляет меня ощущать себя довольно старым.

Я продвигался по служебной лестнице. Я помогал Pixar с некоторыми сюжетными линиями для Marvel, Lucasfilm; помогал Disney Imagineering, создавая новые парки по всему миру; и вот около 10 лет назад мне позвонил наш председатель и сказал: «Вы тот парень, у которого есть разные грандиозные идеи, который на самом деле, кажется, их воплощает в жизнь. Вы будете отвечать за инновации и творчество».

«Что это за чертовщина?», — спросил я.

«Не знаю, — ответил он. — Нам просто нужно научиться масштабно внедрять инновации».

Первое, что я сделал, — опросил 5000 человек в парках Pixar, Lucasfilm, Marvel и Disney и спросил их, что мешает быть более инновационным и креативным.

Помеха номер один, которую упоминали в ответах, была: «У меня нет времени думать».

Вторая: «Мы — организация, не склонная к риску. У нас есть ежеквартальные планы, которые надо выполнять, поэтому мы не можем рисковать».

Третьим шел ответ: «Мы считаемся ориентированными на покупателя, но реально больше заботимся о квартальных результатах, и поэтому мы, скорее, продуктово-ориентированные. Никто из нас не припомнит, когда провел день с клиентом».

Четвертый ответ говорил о том, что в процессе формального утверждения идеи тормозятся, размываются или убиваются.

Пятая помеха состояла в том, что сотрудники по-разному понимают смысл инноваций.

Забудьте игрушку, запомните коробку

Disney Innovation Tools

Когда вы пытаетесь придумать идеи, важно проявлять игривость, это невероятно важно для творческого поведения

Вспомните на мгновение свое детство. Возможно, утро в день рождения, Рождества или Хануки, когда вы получили подарок, и это была игрушка в гигантской коробке. Коробка была больше вас. На то, чтобы достать эту игрушку из коробки, у вас ушло много времени, вы достали ее и играли с игрушкой час или два, но с чем вы провели следующую неделю, играя? Да, с коробкой. Потому что это был ваш форт, ваш ракетный корабль ... это было всем тем, что вам пришло в голову.

Все мы родились любящими игры. Все мы были рождены творческими людьми. Вас поощряют к игре каждый день на работе? Большинство людей сказали бы «нет», но я хочу объяснить вам огромную важность игры, назовем это «игривостью».

Когда вам приходят в голову лучшие идеи и решения? В душе, при ходьбе, беге, в дороге, при засыпании или при пробуждении? На работе в этом никто не признается. Вам платят за то, чтобы грандиозные идеи рождались именно на работе.

Лучшее решение приходит слишком поздно

Теперь закройте глаза и представьте себе долгий спор, который у вас был с кем-то. Вы кричали на оппонентов; они кричали на вас. Из этого спора вы вышли в гневе. Может быть, вы пошли в местную кофейню за кофе, круассаном. Прошло пять минут после ссоры, и вы начинаете расслабляться, чувствовать себя комфортнее… и что приходит вам в голову? Убийственная острота, та самая красивая фраза, которую вы хотели бы использовать в споре. О, да. Это было бы идеальным аргументом.

Но это не пришло вам в голову во время спора. Всегда через пять минут. Вот почему нам нужно время подумать. Когда мы ссоримся, наш мозг защищает себя. Когда мы находимся в офисе, мы пишем электронные письма, проводим презентации, встречи... Мы слышим свой собственный голос: «У меня нет времени думать».

А в тот момент, когда вы дали себе время подумать, вы придумали убийственную остроту или красивое решение. Вы вошли в душ — и тут вам в голову пришла грандиозная идея.

Disney Innovation Tools


Как мы можем с помощью игривости включить нужное состояние тогда, когда это требуется? Каждый день мы переживаем четыре состояния мозга: Загруженная Бета, Удивительная Альфа, Задумчивая Тета и Мечтательная Дельта. Бета — это этап, когда вы говорите: «У меня нет времени думать». В этом состоянии дверь, также известная как ретикулярная активирующая система между вашим сознанием и подсознанием, плотно закрыта, и у вас нет доступа к 87 процентам возможностей вашего мозга. Восемьдесят семь процентов вашего мозга работают подсознательно. Когда эта дверь закрыта и у вас нет времени думать, вы работаете только с 13 процентами возможностей вашего мозга. Так как же перейти от загруженной беты к удивительной альфе?

Метод падающей монетки

Я практикую забавное 60-секундное упражнение, разработанное специально для того, чтобы рассмешить вас, как ребенка. Почему? Потому что в тот момент, когда я слышу ваш смех, я понимаю, что открыл дверь между вашим сознанием и подсознанием, чтобы дать вам доступ к другим 87 процентам вашего мозга.

Для тех из вас, кому лучше всего приходят в голову идеи, когда вы засыпаете или просыпаетесь в постели, вот упражнение Томаса Эдисона «Падающая монетка», помогающее уловить «момент эврики», который сопровождает появление хорошей идеи. Иногда вечером Эдисон засыпал в кресле с монеткой между коленями и чайным подносом на полу. Когда он расслаблялся и засыпал, монета падала и ударялась о жестяной поднос, Эдисон просыпался и записывал все, о чем в этот момент думал.

Вы можете сказать: «Это глупо. Я бы никогда этого не сделал». Но у кого в ХХ веке было больше изобретений, чем у Эдисона?

Река мыслей

Disney Innovation Tools

Вы тонете в потоке своих мыслей?

Итак, большинство людей твердят, что их самым большим препятствием на пути к инновациям является то, что у них нет времени думать. Но я бы сказал иначе. Я бы сказал, что самым большим препятствием является, по сути, русло (прокрустово ложе) потока мыслей человека.

Каждый человек владеет своими знаниями и всем своим опытом. Например, мои знания и опыт я приобрел за 30 лет работы в Disney. Мой поток мыслей в Disney очень быстрый, широкий и глубокий — как и ваш. Это позволяет мне принимать быстрые и осознанные решения. Однако нас постоянно просят покинуть свою реку мыслей из-за сбоев, которые случаются в течение дня.

Я хочу поделиться некоторыми инновационными инструментами, которые помогут вам перестать думать так, как обычно, и дадут вам возможность думать иначе.

Первый инструмент под названием «Что если?» был создан Уолтом Диснеем и применен для фильма Fantasia. Дисней хотел, чтобы вы вошли в кинотеатр во время эпизода с пожаром, а во время эпизода с дождем в зал поступал туман. Хозяин кинотеатра сказал: нет.

Каковы правила поведения в кинотеатре? Вы должны сесть и замолчать. Вы должны смотреть по одному фильму за один раз. Дисней знал все эти правила и осознал, что не может контролировать окружающую среду в ходе показа фильма: это его сильно расстраивало. Однако он поставил вопрос: «Что, если бы я мог контролировать окружающую среду?» Что ж, это не было достаточно провокационным. Чем более провокационным и абсурдным будет ваше утверждение «а что, если», тем дальше вы отойдете от своего привычного русла мыслей. Что, если я буду показывать фильмы не в кинотеатре? В 1940 году это было явно абсурдным предложением. Как вы собираетесь это сделать?

Итерация или инновация?

Disney Innovation Tools

Подумайте о правилах и спросите себя: что, если бы их не было?

Дисней сказал, что ответ — итерация, а не инновация. Если я выведу свои фильмы из кинотеатра, они не смогут быть двухмерными. У меня нет кинотеатров. А что тогда является трехмерным? Как это можно сделать? О, подождите минутку. А что, если актеры будут играть персонажей? Чтобы люди поверили им, их нужно одеть в костюмы. А если они будут в костюмах, тогда принцессы не смогут жить рядом с пиратами, потому что зрители не смогут погрузиться в их истории. Что, если я размещу их на разных пространствах? Или подождите... что, если я назову это Диснейлендом?

И это стало крупнейшим креативным предложением 20 века.

Метод «Что, если?» породил ещё и Uber. Два джентльмена в Чикаго зашли в паб. Шел дождь, был час дня, им пришлось очень много выпить. Никак не удавалось поймать такси. И у них возник вопрос: «Что, если бы каждый автомобиль стал как такси?» Бац! Вот вам и Uber.

Уверен, вам, как и мне, доводилось пользоваться прокатом видеокассет. Некто когда-то сформулировал правила проката видеокассет. Я должен был приехать в магазин проката. За один раз я мог взять в прокат только три кассеты. Той кассеты, которая была мне нужна, в магазине никогда не было. И вот кто-то задал себе вопрос: что, если бы магазины в их физическом обличии перестали существовать? Этот кто-то продолжил: ведь уже семь лет существует Youtube, который распространяет любительские стримы. Что, если я организую такое же распространение профессионального контента? Я договорюсь с киностудиями. Никому не придётся ездить в пункты проката. Каждый сможет получить желанный фильм для просмотра в начале выходного дня. Ничего возвращать не придётся. Я прекращу время доступа по истечении 24 часов. Я назову это Netflix. Я пять раз предложу свою идею киностудии, она пять раз мне откажет, и меньше чем через 5 лет я уничтожу их бизнес.

Ослепнуть — не так уж и абсурдно

Посмотрев на Disney и Netflix, легче всего сказать: но ведь у нас нет таких ресурсов! Однако метод «Что, если» прекрасно работает для компаний любого размера. В 70-х годах в Великобритании была небольшая фирма, производящая обычные стаканы. Обнаружилось, что при упаковке стаканов возникает слишком много поломок продукции. Менеджеры спустились в цех и проанализировали процесс производства. Двадцать шесть рабочих у конвейерной ленты. Двенадцать стаканов в коробке. Стаканы разделяют гофрокартоном. Рабочие у конвейера каждый стакан отдельно заворачивают в газету, при этом постоянно читают эти газеты. Кто-то задал очень провокационный вопрос: если бы мы выкололи им глаза? Это был бессмысленно-абсурдный вопрос, но он позволил одной из женщин вырваться из стандартного русла потока мыслей и предложить: «Погодите минутку. Почему бы нам просто не нанять слепых?». Так и сделали. Производство выросло более чем на 40 процентов. Поломка снизилась более чем на 70 процентов. Британское правительство предоставило 50-процентную субсидию на заработную плату для людей с ограниченными возможностями.

Перечислите правила, применяемые в вашей отрасли. Запустите процесс что-если. Выберите одно из правил и подумайте: что, если это правило больше не будет применяться? Ваши идеи, которые в результате появятся, поразят вас.

Наивный эксперт

Disney Innovation Tools

Прокрустово ложе реки нашего мышления заставляет всех нас рисовать один и тот же дом

Следующий инструмент в вашем распоряжении — наивный эксперт. Что такое наивный эксперт? Это тот, кто не работает в вашей сфере деятельности. Почему вы должны приглашать такого человека на каждую сессию, которую вы проводите? Что он может сделать такого, чего не можете сделать вы? Такие люди не решат задачу за вас. Это нереалистичное ожидание. Но зато наивный человек может задать абсурдный вопрос, который вы слишком стесняетесь задать своим коллегам. Коллеги не захотят выслушать абсурдную идею, если только вы их не заставите. То, что вам скажут посторонние наивные люди, поможет вам перестать думать так, как обычно, и поможет думать иначе.

Я проектировал ресторан и развлекательный комплекс для гонконгского Диснейленда. В комнате было 12 белых американских архитекторов мужского пола старше 50 лет. Это называется групповым мышлением. Я пригласил шеф-повара китаянку. Почему? Потому что в комнате она была противоположностью всем остальным, и я знал, что она может помочь им думать иначе. Я дал им следующее задание, которое дал бы вам, если бы вы сейчас были здесь. Я дал им семь секунд, чтобы нарисовать дом. Все они нарисовали именно то, что вы бы нарисовали. Дверь посередине, спереди два окна. Какой формы крыша? Треугольник. Почему? Потому что все их мысли, опыт и знания подсказывают им, как выглядит дом. Кроме молодой женщины китайского шеф-повара. Она нарисовала дом [см. рисунок ниже] в архитектуре димсам. Что ж, так она и должна была поступить. Она китаянка и шеф-повар.

Disney Innovation Tools

Смелая идея дома в стиле димсам от «наивного эксперта»

И это позволило нам обратиться к смелой архитектуре. Выходя из аудитории, в которой проходило совещание, один из дизайнеров Диснея повесил стикер на рисунок китаянки и сказал: «Это определенно стиль Диснея, но в китайском духе». Семь лет спустя стратегическое позиционирование бренда шанхайского Диснейленда определилось как Disney, но с явной китайской спецификой.

Большинство людей не понимают силы разнообразия. Разнообразие — это инновация, возникающая, когда кто-то посмотрит на вещи иначе. Те, кто думают иначе, чем вы, могут помочь вам думать иначе. Подумайте о наивном эксперте, которого вы можете пригласить на следующее совещание.

Автомойка или автомобильное СПА

Disney Innovation Tools

СПА для автомобилей вы обдумываете не так как автомойку

Еще один инструмент в вашем распоряжении — просто переформулирование задачи. Он способен помешать вам думать как обычно, поможет думать иначе. Этот инструмент также был создан Уолтом Диснеем. 17 июля 1955 года, когда открылся первый Диснейленд, он сказал: «В нашем парке не будет посетителей, у нас будут только гости. В нашем парке не будет сотрудников, у нас будут только актеры». Этим простым переформулированием он заставил людей совершенно по-другому думать об индустрии гостеприимства и создал уровень гостеприимства, который с тех пор никогда не повторялся и не дублировался.

Я хочу показать вам, как это может работать. Допустим, мы с вами собираемся заняться новым бизнесом. Мы вместе откроем автомойку. Закройте глаза и скажите мне четыре вещи, которые должны быть на нашей автомойке. Я услышу такие слова, как «вода», «щетки», «сушилка». Давай остановимся на этом. Что, если бы я сформулировал это иначе. Мы не будем открывать автомойку. Фактически мы собираемся открыть авто-СПА. Я услышу «шампанское», «ароматерапия», «массажистка», «кофе», «маникюр и педикюр». Менее чем за 10 секунд я помешал вам думать инерционно, или думать о том, что характерно для автомойки. Я открыл вам возможность подумать о том, что будет в авто-СПА.

Это замечательно простой, но мощный инструмент.

Как заработать больше денег?

В 2011 году нам потребовалось ответить на вопрос, который компании задают себе каждый день: как заработать больше денег? Мы могли бы поднять на 3% цену за вход в тематические парки Диснея и так достигнуть намеченных квартальных показателей. Но вместо этого мы переформулируем задачу — как в случае с автомойкой: вместо «Как мы можем заработать больше денег?» спрашиваем себя: «Как мы можем снять с нашего клиента его самую неприятную проблему?». Эта проблема была известна: долгое стояние в очереди.

Итак, мы спросили себя, а что, если бы не было очередей? Абсурдное предложение. Где критические точки? Размещение в гостинице. Попадание в тематический парк. Проход через турникеты. Ожидание любимых аттракционов и очереди для оплаты еды или товаров. Что, если бы очередей не было? Когда вы принимаете миллионы людей в год, это абсурдное предложение. Но мы изучили возможности, предоставляемые мировым рынком. Мы увидели технологию RFID [радиочастотной идентификации] и применили ее в том, что мы назвали Disney Magic Band. Это ключ от комнаты, который поддерживает RFID. Я больше не регистрируюсь и не выписываюсь из гостиницы. Это мой билет в тематический парк. Я просто прохожу через турникет. Я больше не жду. Здесь у меня есть зарезервированные места для моих любимых встреч с тремя персонажами или моих любимых трех поездок на сегодня. Если я хочу, чтобы товар был доставлен в мой номер в отеле, я прикасаюсь к нему один раз. Если я хочу отправить его к себе домой, я прикасаюсь к нему дважды. У обычного гостя в Walt Disney World сегодня есть более двух часов свободного времени, которого не было четыре года назад. Что в эти дополнительные часы делают гости? Они тратят деньги.

Magic Band позволил сохранить самую разнообразную полезную информацию. У нас появились данные от миллионов людей, проходящих через ворота каждый год, о будущем дизайне продуктов и услуг Disney, созданные, по сути, краудсорсингом. Люди сами говорят Disney, что им нравится, а что нет.

Быть любопытным. Почему?

Раньше я уже упоминал об игривости. В детстве вы родились любопытными. Если бы я спросил вас, какие вопросы задавали в детстве вы и какие вопросы постоянно задают ваши дети, вы бы ответили: «Почему?». Почему? Потому что дети очень любознательны. Давайте рассмотрим это подробнее.

Хотите верьте, хотите нет, но инновационная интуиция иногда даже полезнее, чем большие объемы накопленных для анализа данных. Если вы постоянно задаетесь вопросом «Почему?», то, отвечая на него в четвертый или пятый раз, вы можете получить озарение. Если бы я провел сегодня опрос десятков тысяч людей и спросил их, почему они ходят в тематические парки Диснея, данные сказали бы мне, что посетителей привлекают новые аттракционы. Данные рекомендовали бы мне потратить сотни миллионов долларов на стратегические капитальные вложения. Но я всё же остановлюсь на мгновение и спрошу, всё-таки почему?

— Почему вы отправляетесь в эти поездки?
— Ну, я помню «Маленький мир» — эту поездку на лодке.
— Почему это вам так важно?
— Я помню музыку.
— Почему музыка так важна?
— Она напоминает мне время, когда я посещал парк с мамой.
— А сейчас почему это важно?
— Теперь я приезжаю сюда с дочерью.

Ну, вот. На четвертом «почему» выясняется настоящая причина поездки. Можете назвать это потребительской правдой. Посетителя совершенно не привлекают новые аттракционы. На самом деле ими движет память и ностальгия. И удовлетворить эти импульсы можно с помощью коммуникационной кампании, а не стратегии капиталовложений.

Иногда усовершенствования можно достигнуть, полагаясь на формальные данные, которые только поверхностно объясняют проблемы. Другой вариант — многократно задавая вопросы «Почему», просто из любопытства.

Когда мы устраиваемся на работу, нас просят перестать спрашивать «почему», имея в виду, что есть только один правильный ответ. Что происходит с любопытством и свежим взглядом? Как получить в жизни новые стимулы? Вспомните, как вы приехали домой (очевидно, до COVID): посмотрев на свою входную дверь, подумали ли вы: «Как я сюда попал?» Такой вопрос не приходит в голову потому, что по дороге домой ваш мозг отключился, отключился физически. Никаких новых стимулов, потому что вы каждый день едете по одному и тому же маршруту. Вам было скучно — никаких новых стимулов. Никаких свежих идей.

Подумайте о том, как можно добиться того, чтобы в вашей жизни свежий стимул возникал каждый день.

Дайте себе время подумать

Disney Innovation Tools

Креативность, интуиция, любопытство, воображение: четыре качества человека, которыми ИИ никогда не будет обладать

Говорят, что в следующем десятилетии искусственный интеллект сократит от 20 до 30 процентов рабочей силы в Северной Америке и Восточной Европе. Как мы будем соревноваться с искусственным интеллектом через 10 лет? Я работал с несколькими программистами в области ИИ и задавал им вопросы. Вы верите, что действительно можете запрограммировать те самые четыре основные человеческие качества, с которыми мы все родились? Мы родились творческими. Помните коробку, с которой вы играли? Все мы рождены с интуицией. Свои решения вы принимаете, используя лишь ничтожную долю нейронов своего мозга. Креативность, интуиция, любопытство, воображение — эти основные человеческие качества станут наиболее востребованными наборами навыков в следующем десятилетии просто потому, что они не могут быть запрограммированы в искусственный интеллект.

Ранее я уже задавал вопрос: что для вас было самым большим препятствием на пути к инновациям? Чаще всего отвечали: «У меня нет времени думать». Есть одно известное выражение: «Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня». Я предлагаю делать наоборот: «Отложите на завтра то, что можно сегодня не делать». Дайте себе время подумать.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.