isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

29 апреля 2021

Чертежи не горят

Обзор отраслевых новостей за апрель

Давид ЛевинДавид Левин


Апрельская isicad-обложка (№201) посвящена инженерному достижению, которое 60 лет назад сделало возможным первый полёт человека в космос. А вот разделы апрельского обзора:

Чертежи не горят


  1. В ожидании релиза КОМПАС-3D V20
  2. Глубокие обновления продуктов комплекса T-FLEX PLM
  3. Виртуозные заголовки от Нанософт
  4. Прорывы в BIM
  5. Оптимизм Siemens
  6. Dassault учреждает цифровые коалиции
  7. Autodesk хочет догнать Dassault
  8. Onshape, SOLIDWORKS и Uber
  9. Этапы развития NVIDIA и ЛЕДАС

1. В ожидании релиза КОМПАС-3D V20

АСКОН приглашает всех желающих поучаствовать в открытом бета-тестировании системы КОМПАС-3D v20, официальный выпуск которой состоится летом 2021 года. В новую версию вошли многочисленные новинки трехмерного, листового, прямого и поверхностного моделирования, новые инструменты оформления чертежей и спецификаций, доработки в специальных приложениях для проектирования в различных отраслях промышленности и многое другое.

Большая часть новинок создавалась по предложениям пользователей. Испытайте новую функциональность на собственных абстрактных и реальных примерах моделей, чертежей и спецификаций. Фиксируйте обнаруженные ошибки, неудобства и любые замечания, делитесь обратной связью в личном кабинете бета-тестирования — так разработчики смогут отработать ваши обращения. Дистрибутив бета-версии предоставляется всем участникам бесплатно на период проведения тестирования, которое продлится до 31 мая. Подробнее.

2. Глубокие обновления продуктов комплекса T-FLEX PLM

В апреле опубликовано несколько новостей об обновлениях T-FLEX CAD: 16.0.80, 16.0.82.0, 17.0.30.0, 17.0.32.0. В компании «Топ Системы» эти обновления характеризуются словами «стабильность и производительность», а 17.0.30.0 — «глубокая модернизация механизма создания чертежей и развитие инструментов 3D моделирования».

«Топ Системы» подробно представили приложение Т-FLEX Зубчатые передачи, позволяющее не только создавать 3D модели и чертежи на их основе (в том числе в соответствии с ЕСКД), но и проводить расчёты. «Приложение отличается максимальной ориентированностью на упрощение работы инженера, «не задает лишних вопросов», а предлагает возможные варианты решения задачи согласно заданным параметрам. Спроектировать передачу и проверить ее работоспособность исходя из минимальных входных данных можно не более чем за 5 минут».

Приложение Т-FLEX Зубчатые передачи входит в состав комплекса T-FLEX PLM, что в статье было подчеркнуто характерной для «Топ Систем» развернутой PLM-схемой (кликните для увеличения):
T-FLEX Зубчатые передачи

Зубчатые передачи в комплексе T-FLEX PLM

Кстати:
Российские решения T-FLEX PLM 2021

3. Виртуозные заголовки от Нанософт

На конкурс Securika Moscow 2021 было подано 40 заявок в 7 номинациях. Нанософт победил в номинации «Охранная сигнализация»: nanoCAD ОПС признан «Лучшим инновационным продуктом» на Securika Moscow 2021.

Шедеврально озаглавленная новость Платформа nanoCAD — открытие 21-го века! сообщает: «В современном мире невозможно представить производство или строительство без разработки проекта. Основными инструментами инженеров, проектировщиков и конструкторов являются системы автоматизированного проектирования (САПР)» и тут же уточняет, что теперь многие проблемы современного мира будут решены: «Компания «Нанософт разработка» (100%-я дочка АО «Нанософт») выпустила новый продукт — Платформа nanoCAD 21. Эта универсальная САПР с прямой поддержкой *.dwg-формата содержит в себе дополнительные модули, повышающие эффективность проектирования: «СПДС», «Механика», «3D», «Растр», «Топоплан» и «Организация». Платформа nanoCAD 21 также используется в качестве графической основы для BIM-решений».

Высоко оцененные читателями заголовки и некоторые формулировки, конечно, экзотичны, но они эффективно привлекают внимание к сути дела: к активной, интересной и плодотворной работе компании Нанософт.

nanoCAD 2021

4. Прорывы в BIM

1) Я регулярно отмечаю и не устану отмечать несомненные признаки повсеместно растущей зрелости BIM. Не в последнюю очередь об этом свидетельствуют отчеты о прошедших в апреле мероприятиях с весьма зрелыми заголовками: Новое строительное мышление: итоги BIM-форума 2021 и Вклад BIM в инновационное будущее и восстановление экономики обсудили на конференции «BIM на практике».

BIM-форум 2021 стал первым после долгого перерыва «живым» мероприятием, посвященным цифровому строительству, объединившим без малого 3 тыс. профессионалов (включая зрителей прямой трансляции). В общей сложности они приняли участие в 20 сессиях, на которых выступило более 90 экспертов. Обратим внимание на участие крупнейших отечественных компаний, включая «Росатом» и «Газпром нефть», и на прозвучавшие афористичные констатации «Переход на BIM неотделим от коренной цифровой трансформации всех бизнес-процессов строительной отрасли», «Происходит трансформация мышления. Цифровое развитие — это не автоматизация. Это сдвиг, изменение сути бизнеса в принципе. Компания не оптимизируется, а начинает работать по-новому». Подробнее.

Конференция «BIM на практике», традиционно организованная ПСС ГРАЙТЕК, также оказалась вдохновляющей. Достаточно отметить яркие выступления Николая Дубовицкого, нынешнего руководителя Autodesk в России и СНГ, и ранее занимавшей этот пост Анастасии Морозовой. Николай объяснил, что «сейчас у экономики есть уникальная возможность выйти на 1% роста эффективности труда за счет широкого применения тех инновационных решений, которые компании-звезды применили в прошедшем году. Если это станет реальностью, то эти темпы роста сохранятся на ближайшие 5 лет и в совокупности позволят достичь более значимого восстановления экономики, чем даже после кризиса 2009 года». Анастасия, стоявшая у истоков развертывания BIM в России, отметила, что «сделанные 10 лет назад прогнозы относительно развития BIM оправдались: показатели проникновения технологии высоки, требования заказчиков по применению BIM растут. Компании, которые о BIM ничего не слышали, удивляют участников рынка». Будучи сегодня одним из менеджеров некоммерческой организации «Платформа Национальной технологической инициативы», Анастасия смело призвала не останавливаться и переходить к следующему этапу технологического развития, «основой для которого является BIM: будущее за инфраструктурой для беспилотного транспорта — в том числе летательного, а также за улучшением экологии, которое позволит жить в городах, при этом не страдая от проблем с окружающей средой». Подробнее.

2) Ещё одним сопутствующим признаком зрелости отрасли является наличие мифов и соответствующие отношения к ним объектов мифотворчества и их конкурентов. Компания Graphisoft решила энергично внести ясность в одну из важных тем отрасли: подготовить серию статей «Мифы о BIM» и в первой из таких статей развеять миф о том, что В Archicad нет готовых Библиотек и Элементов. Это весьма серьёзная статья, подготовленная девятью авторами, которые поставили перед собой задачу ответить на следующие вопросы:

  • Получится ли выполнить проект в условиях полной автономности, используя только возможности Archicad «из коробки»?
  • Сможем ли мы создать свои Библиотечные Элементы, существенно доработать существующие или выполнить корректный импорт Объектов из других программ?
  • Какие способы для этого существуют в Archicad?
В конце статьи помещены многочисленные ссылки на ресурсы, на которых можно найти Библиотечные Элементы Archicad для самых разных задач. Статью активно читали и читают, о чем свидетельствуют 36 неравнодушных комментариев. Статья щедро иллюстрирована, но я решил вместо примера полезного красивого скриншота, поместить здесь содержание этого материала об Archicad:
Мифы о BIM


3) Большое внимание читателей привлекла короткая апрельская заметка о развитии Pilot-BIM, из которой приведу пару цитат:

«К коллизиям в строительстве относят ошибочные пересечения инженерных систем между собой и с несущими конструкциями или архитектурными элементами. Большинство разработчиков BIM-решений выделяют поиск коллизий в отдельные программные продукты. В Pilot-BIM коллизии автоматически выявляются сразу в среде общих данных (CDE), где и собирается сводная модель объекта».
«Проверка модели выполняется на сервере Pilot-BIM с построением отчёта. По каждой коллизии пользователь может оформить замечание и напрямую перейти в инструментальную BIM-систему — Renga или другую — для исследования и устранения проблемы. Так проектировщик обеспечивает качество модели в процессе, а не в конце проектирования, радикально уменьшая стоимость исправления ошибки».

Громкий заголовок заметки «Проверка коллизий в BIM — не просто очередная фича, а прорыв, которого все давно ждали» и некоторые комментарии читателей побудили меня обратиться к директору АСКОН по ПГС Владимиру Захарову с вопросом: «Всё-таки, почему это не просто очередная фича?» Вот ответ Владимира:

«Сейчас самый распространённый сценарий такой: CAD -> ModelChecker -> CDE, когда различные части модели вручную собираются для проверки на коллизии. Модель неизбежно отчуждается от CDE, поэтому приходится повторять описанные действия при любых её изменениях.

Что предлагаем мы. Попадая в Pilot-BIM, модель сразу становится частью сводной и уже с начальных этапов проектирования участвует в обнаружении проблем. Прорыв состоит в том, что разработана серверная — автоматическая, многопользовательская — платформа экосистемы проверок. Мы можем отследить жизненный цикл документов, заданий, замечаний, модели, вплоть до эволюции конкретной коллизии. Мы начали с контроля геометрических пересечений, как наиболее информативных и востребованных. Через некоторое время к ним добавятся аналитические проверки, в том числе пользовательские.

Отдельно хотел бы сказать про технику, значение которой здесь невозможно переоценить. Это и визуализация каркаса тела пересечения, и многопоточность проверок, и управление «слабыми» коллизиями, и много чего ещё. Однако всё это — отдельный прорыв, достойный отдельной статьи.»

BIM-форум АСКОН


4) Специалисты Renga Software в статье «Renga BIM для проектов повторного применения» сообщают, что «типовое проектирование применялось еще в Древней Руси по большей части для строительства оборонительных сооружений и крепостей. Наибольшую популярность оно приобрело в советское время, когда для массового применения типовых проектов открыли огромное количество домостроительных комбинатов (ДСК), производивших серийные строительные изделия. На территории бывшего СССР более 85% жилых и общественных и более 70% производственных сооружений построены по типовым проектам».

В Древней Руси и в СССР приходилось обходиться без BIM, но это становится невозможным в наши дни, когда «типовое проектирование является одним из элементов государственного регулирования при реализации государственной политики в области массового строительства зданий и сооружений. Создан и регулярно пополняется реестр типовой проектной документации. Это полезный для экономики механизм, но содержащиеся в реестре проекты представлены в нередактируемом формате PDF, что вносит определённые сложности в случае, когда требуется адаптировать проект под новые географические (климатические и грунтовые) условия». В Renga Software уже несколько лет последовательно решают эту проблему, но до сегодняшнего дня решения касались только раздела АР. И вот совсем недавно в компании была разработана комплексная модель проекта повторного применения, содержащая в себе основные разделы проектирования: о ней и рассказывается в упомянутой выше статье.

BIM для проектов повторного применения

Инженерные системы в проекте

5) Заметка «Самая высокая статуя в мире создана с помощью технологии BIM» рассказывает о незаменимой роли ПО Tekla при создании колоссального сооружения в Индии. Это как раз тот случай, когда лучше один раз увидеть:

Самая высокая статуя

6) Общественная организация, ответственная за сохранение и восстановление Собора Парижской Богоматери, объявила о подписании официального попечительского соглашения по восстановлению собора с компанией Autodesk. Основная ценность участия Autodesk — использование средств BIM, которые позволят обеспечить условия для совместной работы всех участников проекта в облаке и при этом опираться на единую систему хранения актуальных данных и доступа к ним. Данные, полученные до возникновения пожара с использованием технологий захвата реальности (Reality Capture), позволили компании Autodesk создать 3D BIM-модель собора Нотр-Дам в том виде, в котором он существовал до печально известных событий. Кроме того, Autodesk использовала последние изображения собора для создания 3D моделей здания после пожара в целях анализа и сравнения. См. «Реставрация Собора Парижской Богоматери будет осуществляться при помощи BIM-технологий».

5. Оптимизм Siemens

В апреле удачно подобралось несколько публикаций о Siemens Digital Industries Software. Прежде всего, это компактное изложение интервью с генеральным директором компании Тони Хеммельгарном. Он сообщил, что даже в тяжелый 2020 год бизнес ощутимо рос, причем не в последнюю очередь за счет сектора автоматизации электронного проектирования (EDA) — сферы, которая становится всё более важной для авиакосмической и автомобильной отраслей. Автомобильные компании теперь разрабатывают собственные интегральные схемы и печатные платы в рамках своего продвижения в области автономных устройств. Была отмечена растущая роль Simcenter, особенно в год пандемии, когда резко повысилась роль моделирования разнообразных видов распространения жидкостей и газов.

Среди других любопытных замечаний: гендиректор уверен, что в течение следующих полутора-двух лет бизнес будет расти благодаря большому интересу к облачным решениям, в том числе благодаря распространению облачной версии Teamcenter среди малых и средних компаний: ради этого Siemens модифицирует свою обычно достаточно консервативную бизнес-модель.
Подробнее: Siemens оптимистично оценивает свои результаты и перспективы 2020-2021.

Обзорное интервью дополняют две публикации о крупных внедрениях:

siemens

Судя по всему, бизнес Siemens в России вполне успешен. Примером служит активная деятельность компании «СиСофт», официального партнера Siemens Digital Industries Software. Обратите внимание на серию вебинаров (апрель-июнь) «Сложные инженерные расчеты доступны каждому».

6. Dassault учреждает цифровые коалиции

Dassault Systèmes, в числе крупнейших французских компаний-миллиардеров, стала одним из основателей так называемой Софтверной Республики — консорциума по созданию открытой платформы для построения и развития интеллектуальных систем: (1) обеспечения безопасного взаимодействия транспортных средств с физической и цифровой средой, (2) моделирования и управления данными для оптимизации территориальных и корпоративных потоков информации, (3) поддержки упрощенных возможностей зарядки электрических транспортных средств.

Руководитель Renault Group (Группа Рено) подчеркивает, что сам по себе «автомобиль больше не является центральной точкой транспортной цепочки создания стоимости, поскольку программное обеспечение, электроника и бортовая интеллектуальность все чаще определяют как стоимость, так и использование автомобиля для новых потребностей в мобильности и услугах». (По некоторым оценкам, глобальный рынок мобильности к 2035 году достигнет 11 триллионов евро, и рост в основном будет обусловлен распространением электромобилей, новых компонентов и новых услуг для клиентов.) Заявлено, что проект «будет опираться на совместную виртуальную среду, предоставляемую платформой 3DEXPERIENCE, и на вклад со стороны 3DEXPERIENCE Lab».
Подробнее: Dassault Systèmes и софтверная республика.

Dassault Systèmes стала одним из основателей Европейской зеленой цифровой коалиции (European Green Digital Coalition, EGDC). Задача объединения состоит в том, чтобы подчеркнуть ключевую роль цифровых сетей, технологий и приложений в оказании благотворного воздействия на экологию и климат. Это воздействие, в свою очередь, позволит трансформировать экономику с учетом таких вызовов, как климатические изменения, истощение природных ресурсов, загрязнение окружающей среды и сокращение биоразнообразия. Коалиция EGDC намерена инвестировать средства в разработку и внедрение экологически чистых цифровых решений в различных секторах экономики. Еще одна ее задача — разрабатывать стандартизированные методологии для оценки воздействия таких решений. Также коалиция будет работать над методическими рекомендациями по их развертыванию. В «Белой книге», подготовленной Dassault Systèmes совместно с Accenture, показано, что применение виртуальных двойников позволит снизить глобальные выбросы углекислого газа на 7,5 гигатонн в период с настоящего момента до 2030 года, что примерно эквивалентно глобальным выбросам транспортной отрасли каждый год.

7. Autodesk хочет догнать Dassault

Autodesk поглощает компанию Upchain — уже не первого PLM-вендора в своей истории. Технические причины и обстоятельства этой сделки основательно характеризует Олег Шиловицкий в своих заметках «Почему Autodesk приобрёл ещё одного вендора облачных PLM?» и «Autodesk+Upchain = выигравшие, проигравшие, вопросы». Перевод этих заметок для isicad.ru я озаглавил «Autodesk хочет догнать Dassault с помощью PLM», объяснив это в своём предисловии:

В последнее время акционеры Autodesk могут быть довольны компанией: капитализация и текущие финансовые показатели заметно растут на уже значительном отрезке. Хотя рыночная конкуренция — один из ключевых стимулов и механизмов развития компаний, непосредственный спортивно-соревновательный фактор официально никогда не акцентируется уже потому, что любое явное упоминание конкурента не без оснований считается его рекламой. Тем не менее этот фактор не может не оказывать влияния на оценки и эмоции акционеров и топ-менеджеров — на их месте я не мог бы не подумать: почему по финансовым показателям Autodesk не является лидером в своей группе миллиардеров-поставщиков инженерного софтвера? Для простоты огрубляя состав упомянутой группы и ситуацию в ней, напомню, что по совокупной готовой выручке: Autodesk опережает PTC раза в три, Dassault Systemes опережает Autodesk процентов на 25-30, Siemens Digital Industries Software, возможно, находится на уровне Dassault-Autodesk (но никогда не сообщает о своей выручке, вычленять которую из материнского колосса Siemens AG трудно и вряд ли возможно).

Заметив, что для Autodesk неофициально соревноваться за чемпионство имеет смысл только с Dassault, зададимся вопросом: в чем можно усмотреть сравнительно реалистичные резервы для рывка? На мой взгляд, к этим резервам никак нельзя отнести никакие модные тренды: генеративный дизайн, искусственный интеллект, цифровые двойники… А реальным резервом значительного увеличения выручки для Autodesk является значительное увеличение возможных инвестиций в машиностроительную сферу и шире — в PLM. Это мнение ни в коем случае не является оригинальным, да и в самом Autodesk в течение нескольких последних лет этому направлению уделяется нарастающее внимание. См. статью Олега Шиловицкого «Autodesk хочет догнать Dassault с помощью PLM».

Тенденция к подтягиванию машиностроительной сферы к признанно лидирующей AEC/BIM с некоторых пор наблюдается не только на уровне глобальной компании Autodesk, но и в её деятельности на отечественном рынке. Например, в апреле Autodesk провёл цифровой онлайн-форум по конвергенции строительства и машиностроения. Мы пока не получили отчет об этом мероприятии, но, с удовлетворением отметив, что модератором форума стал наш давний автор Павел Биленко, я рекомендую познакомиться с полной видеозаписью, доступной на сайте форума.

Биленко Autodesk конвергенция

8. Onshape, SOLIDWORKS и Uber

Небольшой мартовской заметкой Олега Шиловицкого isicad уже отражал первую конференцию пользователей Onshape, но тема неисчерпаема: разве не любопытно, оправдываются ли надежды на реализацию революции в CAD, анонсированной Джоном Хирштиком? Почти так же интересно, совершит ли PTC рывок, который (за счет многообещающих поглощений IoT, AR/VR, а теперь и SaaS) существенно приблизит выручку исторического лидера MCAD/PLM к двух-трех-кратно большей выручке сегодняшних отраслевых лидеров. Обоснованный интерес к судьбам Onshape и PTC старается удовлетворить Ральф Грабовски серией материалов. Две из трех статей этой серии уже опубликованы: Коротко говоря:
  • Число пользователей Onshape увеличивается, но далеко не так быстро, как ожидалось, — хотя миллион образовательных лицензий явно говорит о признании Onshape в качестве эффективного учебного средства,
  • PTC неуклонно строит и расширяет основанную на Onshape SaaS платформу, в которой видит не только источник своего будущего прорыва к лидерству в отрасли, но и средство перестройки всего глобального рынка САПР в сторону бизнеса в стиле Uber.
Uber-САПР звучит очень волнующе, но, замечает Ральф Грабовски, Uber можно арендовать на 20 минут, а минимальный срок аренды Onshape пока составляет 525 600 минут.

Для читателей, которые не вполне понимают, причем здесь SOLIDWORKS, поясню это следующей частичной цитатой из второй заметки Ральфа Грабовски.

«Одной из целей проекта Onshape было привлечь пользователей Solidworks. В конце концов, основателями компании были в основном бывшие сотрудники Solidworks. Я не знаю, было ли тому причиной недоброжелательное отношение (которое иногда испытывают бывшие сотрудники) или они просто хотели попасть на крупнейший рынок MCAD систем среднего класса с его 1,5 миллиона коммерческих пользователей (на сегодняшний день). Но эта кампания не имела успеха. На тот момент, когда Onshape продалась PTC, у нее было всего 5 000 коммерческих клиентов, не говоря уже о полутора миллионах. К тому же у пользователей Solidworks нет особых причин что-то менять: они комфортно работают с их программным обеспечением на своих быстрых настольных компьютерах и имеют в своем распоряжении большее количество функций, чем в Onshape. У Onshape, естественно, есть свои преимущества, но не из тех, которые пользователи Solidworks обязательно сочтут полезными. Ведь они даже в значительной степени проигнорировали призывы Dassault Systѐmes «перейти» в облако 3DEXPERIENCE. За 30 лет работы в этом бизнесе я понял, что призывы любого поставщика САПР перейти на новый софт в основном остаются без внимания; так это не работает».

Приведу также слова Ильи Барана, вице-президента по архитектуре в Onshape, объяснившего, почему некоторые функции САПР пока недоступны: «Большинство из нас работали в Solidworks; мы знаем, как сделать САПР систему. Поэтому давайте позаботимся о том, чтобы [сначала] сделать то, что еще никто не делал, а затем создадим функциональность САПР… Если наши конкуренты захотят предоставить преимущества полностью облачной САПР, им придется создавать ее с нуля, как это сделали мы».

Конференция Onshape

Модули, составляющие Onshape

9. Этапы развития NVIDIA и ЛЕДАС

В статье, приуроченной к 22-летию компании ЛЕДАС, её генеральный директор Алексей Ершов обращает внимание на то, что первые годы каждого десятилетия были для компании по-настоящему важными. Упомяну только отдельные из приведенных Алексеем фактов:
  • 2001: мы обнаружили, что сфера геометрических решателей полностью монополизирована (компаниями, которые последовательно поглотил Siemens), и не постеснялись начать собственную разработку этого ключевого компонента инженерного ПО; довольно быстро преодолев недоверие к этому проекту ЛЕДАСа, компания Dassault Systèmes предложила нам активно взяться за аутсорсинговую разработку независимого решателя, затем переросшую в работу над независимым 3D-ядром для DS;
  • 2011: ощутив, что разработка собственных продуктов и работа на одного могучего заказчика не даёт развиваться нашему бизнесу с должной эффективностью, мы полностью сосредоточились на заказных разработках, преимущественно характеризующихся серьёзной математической составляющей;
  • 2021: трансформация бизнеса, осуществленная в 2011 году, постепенно привела к тому, что сегодня ЛЕДАС имеет крупных и стабильных заказчиков как минимум в шести областях компетенции: программное обеспечение для CAD; аддитивное производство и шире — CAM; решения для цифровой медицины; 3D веб-приложения; информационное моделирование зданий (BIM); инструменты 3D моделирования.
См. Поворотные моменты истории ЛЕДАСа.

Что касается NVIDIA, складывается впечатление, что поворотные моменты в истории этой грандиозной компании случаются каждый год и даже конкретно — на конференциях GTC, которые компания смело называет «Конференция №1 в области искусственного интеллекта». Действительно, если считать, что ИИ развивается и когда-нибудь станет подлинно интеллектом именно благодаря аппаратуре, наш радикальный заголовок ключевых анонсов впечатляющего обзора GTC 2021 оправдан: Мы говорим NVIDIA, подразумеваем — искусственный интеллект, и наоборот.

Полная запись обзорного панельного выступления основателя и генерального директора NVIDIA Дженсена Хуанга (Jensen Huang):

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.