isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

7 июля 2021

Николай Шмук: «Через 2,5 года отрасль ритейла завершит первый этап освоения BIM и перейдет к следующему»

В России немногие ритейлеры осваивают технологии информационного моделирования (BIM) и создания цифровых двойников, несмотря на прогнозы, что в недалеком будущем они станут фундаментом для масштабного перевоплощения отрасли. Но некоторые ключевые игроки рынка уже сегодня делают первые шаги в этом направлении и сдают объекты, строительство которых осуществлялось в соответствии с созданными на этапе проектирования информационными моделями.


Николай Шмук

На вопросы, какие цели ставят перед собой ритейлеры, осваивающие BIM-технологии, с какими трудностями сталкиваются и как в будущем могут использоваться информационные модели, в преддверии мероприятия CSD и Autodesk «“Умный” ритейл: как изменится строительство гипермаркетов и логистических центров» нам ответил Николай Шмук, руководитель группы BIM-отдела строительства компании «ГИПЕРГЛОБУС».

Каков ваш опыт в использовании BIM-технологий и каких результатов вы уже добились?
Мы запустили проект «Внедрение технологий BIM» примерно 3,5 года назад, в конце 2018 года, когда пришли к выводу, что в условиях усиливающейся конкуренции и усугубляющихся трудностей, в которых сейчас живет ритейл, он будет продуктивен. Основными целями тогда были – снизить стоимость проектирования и строительства для новой недвижимости, а также повысить качество объектов, увеличить объем продаж.

С тех пор в рамках нового подхода мы вводим в эксплуатацию порядка 1-2 объектов в год. Это, например, гипермаркеты в Москве, районе Медведково, и в Калуге. В 2020 году был введен в эксплуатацию логистический центр площадью 75 тысяч квадратных метров в подмосковном Пушкине. За него мы получили премию «Золотой кирпич» Commercial Real Estate Awards как за самый высокотехнологичный объект коммерческой недвижимости.

ГИПЕРГЛОБУС

BIM-модель гипермаркета Globus

ГИПЕРГЛОБУС

BIM-модель гипермаркета: здание и благоустройство с наружными сетями

С какими сложностями вы столкнулись?
Основная трудность, с которой пришлось иметь дело, – это внутренний саботаж нововведений, когда сотрудники крайне неохотно принимали новые инструменты, работали с непривычными интерфейсами. За ней следует желание проектировщиков и подрядчиков минимизировать свои затраты и выполнять по минимуму декларированные нами требования. Все это требует дополнительных инструментов контроля как внутренних, так и внешних человеческих ресурсов.

К счастью, у нас была поддержка руководства и ряда контрагентов, понимание направления движения, осознанность действий и финансирование. Все это помогло пробить стену непонимания, а также смягчить негатив у сотрудников, которые воспринимали внедрение новых практик как дополнительную нагрузку.

Потом следует упомянуть, что мы заказчики, а не проектная организация. Наши задачи – это своевременные проверка объектов, приемка работ, комментирование и управление изменениями. Сотрудники у нас не работают постоянно в Revit и Navisworks и спустя какое-то время, а особенно с выходом новых обновлений и инструментов, теряют навыки взаимодействия с программами. Нам приходилось обучать людей, а потом не раз их переобучать. Все это сопровождалось накапливавшимся раздражением и нежеланием продолжать работу. Тем не менее мы преодолели эти трудности и уже можем похвастаться хорошим результатом.

Пользовались ли вы продуктами, которые предполагают создание среды общих данных? Помогли ли они эффективнее координировать работу сотрудников и заказчиков?
Да, мы пользовались разными подобными инструментами, позволяющими контролировать работы в процессе (work in progress). Но сразу отмечу, что они не стали для нас каким-то краеугольным камнем и сейчас воспринимаются как часть единой платформы.
Какие у вас требования к программам информационного моделирования?
Наши требования к программному обеспечению: оно должно позволять работать с правильно структурированной информационной моделью, которая дает понимание будущего объема работ, сроков их выполнения, количество требуемых ресурсов и так далее. Все эти данные нам необходимо выгружать в совместимые с ними программы учета, чтобы после использовать в тендерах, при планировании ресурсов и для создания инструментов контроля качества.

На следующих этапах существования объекта, после завершения строительства, созданную исполнительную BIM-модель нужно превратить в эксплуатационную и в дальнейшем интегрировать в нее инструменты управления коммерцией. Мы сейчас только в начале пути к цифровым двойникам, эксплуатационным моделям.

Возможно, в будущем мы станем использовать инструменты BIM для контроля и управления заполнением полок и в поддержке инструментов для управления онлайн-шоппингом. Но это долгий путь, который тернист и непрост. На сегодняшний день я пока не видел ни у кого полноценно функционирующего цифрового двойника, поэтому у нас еще есть время все отладить.

Когда, на ваш взгляд, наступит это будущее, в течение какого периода все заработает?
Понимаете, технологии информационного моделирования уже работают. Им остается только завоевать сердца людей, представителей бизнеса, которые воспримут их в качестве основного рабочего инструмента. Этот процесс идет. Я предположу, что через 2-2,5 года мы завершим, наверное, первый этап освоения BIM и перейдет к следующему.

В нашей компании накопился достаточно большой опыт в этой сфере. На предстоящем форуме мы расскажем на примере собственных объектов, с какими сложностями столкнулись при создании первых информационных моделей, покажем графики внедрения технологии информационного моделирования и примеры технических заданий и инструментов, которые стали использовать информацию из этих моделей со временем. Нам будет интересно поделиться этой информацией с коллегами, и мы будем рады получить обратную связь.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.