Андрей Ловыгин: С героями этого интервью — Александром Голиковым, Председателем совета директоров АСКОН, и Максимом Богдановым, Генеральным директором этой же компании — я знаком достаточно давно. С Александром мне посчастливилось встретиться почти 15 лет назад — в уже далеком 2007 году. Скажу больше, я помню дату — 2 октября — и слова, которыми он сопроводил первое рукопожатие: «Дружище, а чего ты в галстуке?»
Круглый стол «Вендоры САПР без галстуков» на SofTool-2007. Я — в центре, совсем еще «зеленый», точно посередине между Анастасией Морозовой и Александром Голиковым. Фото isicad.ru.
С Максимом знакомство состоялось примерно в 2012 году, на почве развития партнерских отношений между ЛО ЦНИТИ и АСКОН. С тех пор мы часто пересекаемся на различных выставках и конференциях, крайний раз виделись пару недель назад в Екатеринбурге на ИННОПРОМ.
Выставка ИННОПРОМ-2021: на стенде Минпромторга в компании Максима Богданова (в центре) и Дениса Полевщикова (слева), Генерального директора СТАН
От чего кайфуют в АСКОН? Почему компания не покупает технологии и стартапы? Каковы проблемы российского рынка и продуктов САПР? Как КОМПАС-3D догнать и перегнать SOLIDWORKS? Ответы на эти и другие вопросы, а также подведение итогов форума «Белые ночи САПР 2021» читайте в эксклюзивном интервью первых лиц компании АСКОН.
Такими я запечатлел Александра Голикова и Максима Богданова в родных коридорах питерской штаб-квартиры АСКОН
Тяжело сказать, что одна часть участников всегда опытная, а другая неопытная. У них находятся темы, которые перекрестно их «опыляют». А мы организуем общение, поддерживаем атмосферу и параллельно делимся информацией о стратегии компании, о том, куда мы направим свои усилия в ближайшие год, годы. И традиционно в этом году именно этому был посвящен форум.
Из отличия от прошлых лет: форум был чисто машиностроительный. В прошлые разы у нас собирались специалисты машиностроения, промышленного и гражданского строительства. В этом году — только машиностроение, стратегия в области машиностроения, кейсы из машиностроения. И форум был посвящен той стратегии, которую мы впервые объявили в 2019 году на ИТОПК (форум «Информационные технологии на службе оборонно-промышленного комплекса России» — прим. ред.), где мы рассказали о том, что сделали за прошедшие уже почти три года, какие планы на ближайшие четыре года, показали обновленную дорожную карту.
Оффлайн-площадка форума «Белые ночи САПР 2021» — несмотря на известные сложности, самые верные пользователи продуктов АСКОН добрались до Санкт-Петербурга
Да, мероприятие было в новом формате. Во-первых, из-за того, что мы пропустили очную встречу в прошлом году, однозначно форум воспринимался свежо, все отвыкли. Во-вторых, вместе с очной площадкой была онлайн-площадка, то есть мы объединили опыт прошлого года, когда собирались только онлайн. И получился, как мы называем, гибридный формат. У нас на площадке отработали очно около 200 человек: примерно 150 — представители предприятий-заказчиков и порядка 50 — команда АСКОН, наши технологические партнеры. Около 300–400 участников в каждый момент было на онлайн-площадке.
Онлайн-площадка иногда даже более активно работала. На пленарной сессии все вопросы, на которые мы отвечали, были заданы в онлайне. Это онлайн-аудитория через чат платформы генерировала вопросы, очные слушатели просто слушали уже ответы.
Онлайн-площадка форума потребовала серьезной технической подготовки от команды маркетинга АСКОН
Александр Голиков: То есть ты не просто создаешь цифровую модель изделия, но и все процессы тоже переводятся в цифровой формат.
МБ: Раньше всегда рассказывали о концепции PLM... Даже так сначала было, помнишь: 3D-модель, Siemens Digital Mockup, потом появилась концепция PLM, Digital Twin в какой-то момент «вклинился», параллельно начали «рисовать» Digital Thread. Кстати, я не мог долго понять, что за Digital Thread, что за цифровая нить, есть же PLM. А потом понял. Как раз то, что позволяет естественным образом реализовывать концепцию PLM в современном инженерном ПО. По сути — это сквозной цифровой процесс инженерной деятельности. И Digital Thread показывает, что все процессы, все согласования, все, что вокруг жизненного цикла изделия идет, оно идет в нормальной цифре, сквозном процессе.
АГ: Схожую ситуацию мы наблюдаем в строительстве. Модная тема — информационное моделирование, оно же BIM. Речь уже идёт не просто о создании 3D-модели объекта, здания, сооружения. С помощью единой информационной модели сквозным образом обеспечивается решение задач управления строительством, эксплуатации здания — всех участников строительства связывает единая «цифра». А без хайпа у нас в стране никуда .
Максим Богданов представляет дорожную карту развития экосистемы программных продуктов АСКОН
АГ: Если под этим естественная основа, а здесь она есть.
МБ: Мы не приземленная компания, мы прагматичная компания! Наша прагматичность заключается в том, что мы должны обеспечить отечественную промышленность надёжными, эффективными по соотношению цена/качество решениями. А с точки зрения прагматики, то, что мы делаем, должно однозначно быть востребовано и должно компенсировать нам наши расходы на создание этих решений. Наши бюджеты разработки все-таки отличаются от бюджетов наших зарубежных коллег по цеху. И поэтому просто разбрасываться на чисто венчурные темы — наверное, действительно мы этого не делаем.
АГ: В то же время мы отслеживаем все инновации. Просто отслеживая и исследуя, мы потом отвечаем на вопрос, насколько те или иные технологии созрели для практического применения нашими предприятиями. Берем аддитивные технологии. Они ведь появились как инновация очень давно, развивались, и только буквально последние годы началось их практическое применение. Мы готовы к этому, у нас есть решения для топологической оптимизации. Есть работающее решение, причем в рамках не только АСКОН, а в рамках консорциума «РазвИТие». Это прагматизм и есть.
Общение первых лиц АСКОН с гостями и участниками форума
МБ: При всей нашей приземленности и жизни сегодняшним днем, мы объявили стратегию до 2025 года. У нас горизонт, охваченный дорожными картами, достаточно детальными — до 2023 года, с поквартальными планами, что мы будем делать. Или результаты НИР в области создания судостроительной САПР с горизонтом выпуска примерно в 2025 году — о них мы рассказали на форуме «Белые ночи САПР».
А с другой стороны, вспомни, была DEXMA — облачное решение для задач PLM/MRPII для предприятий самого перспективного сегмента, чуть ли не от мейкеров до микро и малых предприятий, но оно не взлетело нигде: ни на Западе, ни в России. При этом одновременно не взлетела куча решений подобного класса, вышедших в США. Ни одного не осталось. У нас был опыт, мы потратили на эту инновационную тему несколько миллионов долларов. Такой опыт заставляет быть более аккуратными.
АГ: Ты не будешь на iPad заниматься проектированием. Айпады наиболее пригодны для визуализации уже готовых моделей, например при ремонтных работах, когда ты как визуализатор работаешь с моделью, которая хранится под управлением PDM-системы, и тут же можешь посмотреть узлы, собираемые тобой, или ремонтируемые конструкции. Если мы говорим о мобильных технологиях. Где у нас iMac в инженерных службах?
МБ: Мобильные платформы в общем — не для проектирования. Говоря об импортозамещении: импортонезависимость, отечественный рост, переход на Linux. Переходя на Linux, когда нужно обеспечить для клиента совместимость PLM-продуктов, правильнее переходить в облако. А облако и web — это одновременно возможность применения на мобильных платформах, просто оптимизируя создаваемые интерфейсы приложений. При этом облако и те технологии, где идет потребление данных, — это уже нормально выстроившееся применение. Мы это отрабатываем и отслеживаем новые технологии.
На форуме АСКОН рассказал, как будут развиваться решения компании с учетом потребностей авиастроения с дорожной картой до 2025 года
АГ: При этом мы отслеживаем эти тренды. Исследовательские компании — от IDC до Gartner — публикуют наиболее знаковые технологии, которые будут востребованы в ближайшем десятилетии. Мы это все пытаемся приземлить, изучить, посмотреть в PLM или BIM-области, может ли это быть полезным, когда и что из этого можно выжать?
МБ: Говоря о процессе стратегического маркетинга, мы для себя, во-первых, подытожили, что у нас был определенный этап в развитии компании — общемашиностроительный. И появился сейчас этап отраслевых, или, по-другому, вертикальных решений. В этом году выпускаем решение для газотурбиностроения, как мы его называем, или решение для проектирования сложных изделий с уровнем сложности, равным газотурбинному двигателю. Дальше — авиация, судостроение. Ровно так же мы относимся к станкостроению или радиоэлектронной промышленности.
Если для проектирования сложных и сложнейших изделий нужно дорабатывать этапы стратегии, лежащие вправо по дорожной карте, то станкостроение мы относим к общемашиностроительным специализациям, но специализациям — там есть определенные особенности в применении наших продуктов для этого направления. Здесь мы работаем, уже понимая, что есть определенные отличия в применении, мы идем по пути типизации решений, применяемых у заказчиков.
Балтийская промышленная компания и ее станкостроительный завод «САСТА» — наш заказчик, реализовавший комплексный проект с помощью нашего интеграторского подразделения. Развернуты продукты, начиная от КОМПАС-3D, заканчивая ЛОЦМАН:PLM и ВЕРТИКАЛЬ, другими необходимыми продуктами, настроена интеграция с 1С, создана цифровая среда предприятия. Ее можно обобщать, типизировать.
Представитель станкостроительного завода САСТА рассказывает о процессе внедрения инженерного ПО АСКОН
Ключевая мысль по всем отраслевым решениям — слева или справа по дорожной карте они лежат — это то, что необходимо работать с функциональным заказчиком, только в паре, постоянно получая функциональные требования, дальше постоянно поверяя создаваемые решение с тем, как это видит заказчик, соответствует ли это его ожиданиям. И плюс есть момент — точно кто-нибудь подначит, читая интервью: «Вы делаете только то, что нужно заказчикам сейчас. А где же будущее?».
А дальше есть ветка, которую мы называем трансфер технологий. Мы понимаем, что, двигаясь по дорожной карте вправо, мы развиваем наши продукты, наращиваем мощность. И мы целевым образом спускаем определенные новые функциональные возможности в продуктах заказчикам из «предыдущих» сегментов, то есть: «Давайте теперь попробуем это делать так». Реально есть интересные технологии, которые могут изменить подходы в проектировании хорошо известных изделий. Их можно будет делать удобнее, проще и качественнее.
АГ: Всё-таки по станкостроению. Если мы берем судостроение или авиацию, то понимаем, что еще нужно сделать для того, чтобы полностью собрать бомбардировщик пятого поколения в перспективе. Для станкостроения решения, которые есть сейчас, уже закрывают все задачи.
МБ: Мы участвуем в разработке подобных дорожных карт или содержательной части этапов, лежащих на этих дорожных картах. Например, радиоэлектронная промышленность — отрасль, которая находится под пристальным вниманием государства. Есть стратегия развития радиоэлектронной промышленности, есть понимание, что текущий уровень недостаточный. И мы как разработчики САПР достаточно давно, уже больше полутора лет, совместно с другими предприятиями отрасли радиоэлектронной промышленности участвуем в формировании дорожной карты, как выходить на независимость в этом сегменте.
МБ: Я отвечу на первую часть, а про вторую попросим Александра. По доле в выручке — 50%. Причем для инструментальных, то есть для CAD, и PLM компонентов доля разная. По своей численности ВПК — достаточно компактный. Под 1300 предприятий опубликовано на сайте Минпромторга в реестре. Мы знаем, сколько из этих предприятий — наши заказчики, сколько из них применяют наши инструменты, сколько — комплексное PLM-решение. Примерно половина из этого списка — наши заказчики.
АГ: Мы понимаем, что у нас есть многие черты госкапитализма и сосредоточение ресурсов государства в промышленности. Когда мы берем IT, то мы отстаивали всегда рыночную парадигму работы, потому что в IT-области все-таки частные коммерческие компании более эффективны, они более гибкие, более быстрые, они работают на рынок, не ориентируются на бюджет, а зарабатывают на рынке, где клиент голосует деньгами, заставляет все время развивать свои продукты, делать их ценными. И этот подход в IT более правильный. Мы придерживаемся именно рыночного подхода.
Подход АСКОН к multiCAD-проектированию: не только поддержка экспорта/импорта CAD-форматов в продуктах, но и особая методология проектирования, и организация процессов разработки
В ОПК точно так же: производители крупнейших изделий имеют сложнейшие задачи и самые мощные требования к нашим решениям. Мы развиваемся не только с точки зрения уникальных бизнес-процессов, которые характерны для этих крупных предприятий, они действительно особые, но и с точки зрения функциональности инструментальных средств — продукты в результате тоже сильно прибавляют. Взять наш продукт КОМПАС-3D сейчас и пять лет назад — они разные.
Часы «Победа» с логотипом АСКОН и уникальными номерами были заказаны на Петродворцовом часовом заводе «Ракета» и вручаются сотрудникам компании по результатам работы за год
При этом существенная доля наших заказчиков сегодня и значительная доля ежедневной работы — это частные компании малого и среднего бизнеса. Они тоже получили технологии PLM, BIM. Для них наша работа с крупным бизнесом является средством повышения их внутренней эффективности. Они получают по трансферу технологий более эффективные продукты.
И однозначно: мы смотрим на рынок и структурируем его. Отдельно видим ОПК, отдельно частный бизнес, крупный частный бизнес. И со всеми работаем по-своему, выделенно. Так, что мы бы прилипли как металлическая монетка к магниту, к одному полюсу, такое вряд ли произойдет.
АГ: Здесь нет противоречия — в функциональности решений, которая необходима для проектирования крупных головных изделий в области ОПК или не ОПК. Да, в ОПК есть масса дополнительных своих требований и особенностей, связанных с информационной безопасностью в закрытых контурах и так далее. Но если берем функциональность проектирования, то она вся востребована для крупных изделий частных компаний, поэтому здесь нет противоречия. То, что мы делаем для ОПК, нужно и коммерческому сектору.
Деловая игра на нетворкинг-сессии: команда представляет решение кейса, как снизить сопротивление и мотивировать сотрудников предприятия к внедрению новой системы
МБ: Прямые субсидии мы еще ни разу не получали. Единственное, что как все IT-компании мы получили меры поддержки в рамках опубликованного пакета по налогу на прибыль.
АГ: Я бы сказал, что ограниченность рынка. Это и есть главная особенность.
МБ: Размер рынка — как база для развития, чтобы развивать свой продукт. Я бы еще один аспект назвал. Как ни крути — на зарубежных рынках, в Германии, где мы работали несколько лет, мы заметили, что все-таки требования к инструментальным системам различаются. Есть менталитет инженерный наш и немецкий, они различаются. Есть уже сложившиеся практики применения продуктов наши и международные.
В России мы были одними из создателей рынка применения 3D-инструментов. КОМПАС-3D — наверное, наиболее массовый лицензионный инструмент 3D-проектирования. А в Европе, в Штатах — это все-таки SOLIDWORKS. Методология применения продуктов отличается. И приходить с нашей методологией продукта к пользователям, которые выросли на SOLIDWORKS, тяжело. Так и наоборот: приходить с SOLIDWORKS на предприятия, где пользователи выросли на наших продуктах, в институтах выучились, тоже есть определенные препятствия. Поэтому мы пока мало собираем на территории России денег для того, чтобы конкурировать именно бюджетами разработки. Но у нас есть и сложности в перешагивании на международный рынок в связи с этими упомянутыми особенностями.
АГ: Мы отчетливо понимаем те белые пятна, которые должны еще закрасить у себя. И не видим абсолютно никаких проблем. Это только вопрос достаточно обозримого времени. Отечественные продукты близко подобрались к мировым лидерам.
МБ: Как я сказал, мы закончили общемашиностроительный этап и закончили в основном этап платформенный. Сейчас идет этап развития вертикальных решений. То есть добавление большого объема функциональности для решения задач определенных специфичных отраслей.
АГ: Наверное, один из примеров, что для авиации, что для судостроения, — это работа со сложнейшими поверхностями. Это сложнейшее конфигурирование, управление требованиями, если говорить о PLM-решении.
МБ: В 20-й версии КОМПАС-3D, которая вышла в июле, произошел мощный прирост в поверхностном моделировании, в целом в мощности проектирования, и он будет наращиваться в 21-й и 22-й версиях.
Отель «Новый Петергоф» — традиционное место летнего сбора участников форума «Белые ночи САПР»
МБ: С точки зрения углубления интеграции — да, планируется. На данный момент понятно, в каких направлениях развиваться, определенные планы на это уже сформированы. А с точки зрения наращивания команды — здесь несколько сложнее, потому что наши продуктовые команды действуют по принципу хозрасчетных подразделений, бизнес-единиц. И коммерческие результаты, разумеется, влияют на возможности развития этих продуктов. Мы работаем над тем, чтобы сбалансировать подход отраслевого развития, что я упоминал в ответе на предыдущий вопрос. И это ограничения нашей бизнес-модели. Но это как раз текущая задача, которая перед нами стоит.
При этом у нас интересные заказчики, интересные проекты сейчас прямо на стадии завершения по «Гольфстриму». «Гольфстрим» много прибавил за последние пару лет. У нас есть заказчик, концерн, у которого порядка шести-семи производственных площадок, у которого единая распределенная система управления жизненным циклом. Предприятие работает с общей базой, большое количество синхронизаций, все это вместе с «ЛОЦМАН:PLM», «ВЕРТИКАЛЬ» ,«ПОЛИНОМ:MDM», в интеграции с 1С.
МБ: Много факторов влияет на это. Первое — зрелость продуктов. Renga вышла на рынок в 2015 году. Первая реинкарнация Pilot, тогда система работала на иной платформе и поэтому называлась по-другому — ЛОЦМАН:ПГС, вышла в 2009 году. То есть продукт в два раза более зрелый, в два раза более зрелые процессы бизнеса на этом продукте внутри компании. Компания должна освоить продукт, освоить процесс его распространения, маркетинга, внедрения — это влияет на результат.
Дальше — зрелость и готовность рынка. Массовый рынок еще не применяет BIM-технологии с точки зрения проектирования. Лидеры уже давно и прочно освоили Revit, а массовый рынок еще сидит на 2D в AutoCAD. И все еще только предстоит с точки зрения взросления технологии в России.
Влияют требования государства к применению информационных технологий. BIM до сих пор применялся не из-за требований государства, а из-за реальной рыночной потребности предприятий, компаний-девелоперов работать с консолидированной информационной моделью объектов. Сейчас же девелоперы проектируют не отдельными зданиями, а кварталами и чуть ли не городами. И консолидированные модели реально востребованы, их надо в чем-то собирать и при этом организовать процессы работы проектной организации.
А информационное моделирование за пределами крупных компаний было не востребовано. Сейчас приняты изменения в нормативной базе, вышло постановление по обязательному применению информационного моделирования для проектирования объектов за госсредства. И мы за последние несколько месяцев увидели мощную динамику интереса к продукту.
АГ: Я бы добавил следующее: автоматизация всегда идет от простого к сложному, от инструментальных систем к корпоративным. И Renga — это инструментальная система. Естественно, что инструментальные места во многом были заняты системами, которые появились раньше: Archicad или Revit. И ты выталкиваешь сейчас с рынка конкурентов. А 2D-база еще пока массово не начала переходить на 3D. А что касается Pilot, то это класс информационных систем — управление проектированием, коллективная работа. Здесь практически не было игроков, ниша была свободна, поэтому, естественно, никакого сопротивления, никаких препятствий нет.
МБ: Не то что ниша свободна, но в ней гораздо больше кислорода.
Геометрическое ядро C3D — «сердце» не только КОМПАС-3D, но и многих зарубежных САПР, а Олег Зыков — неутомимый «двигатель» C3D как продукта
МБ: Никогда не говори никогда. Будет что-то интересное, что нам просто будет сильно требоваться, будем думать. Пока не возникало.
АГ: Мы не видим каких-то стартапов в области САПР, которые действительно могли бы добавить ценной функциональности нашему продукту. Дело в том, что САПР-игроков, в том числе даже маленьких, их очень мало. И они все, так или иначе, за эти десятилетия существования рынка встроились в какие-то решения. Разработчики прикладных САПР с библиотеками под какую-то платформу уже подошли. И абсолютно свободных игроков или стартапов не видно.
МБ: Подход, который Александр назвал, можно обобщить и назвать «развитие экосистемы». Мы пока не видим ограничений работы в формате именно развития экосистемы. Консорциум «РазвИТие» — это одна экосистема, в машиностроении. У нас постепенно формируется другая экосистема — в промышленном и гражданском строительстве. Общее решение, включающее кроме наших упомянутых BIM-продуктов продукты других компаний. У нас есть налаженный подход, политика технологического партнерства. И причем это политика проактивная, а не то, что к нам приходят, и мы даем API продукта для того, чтобы интегрировались. У нас возникает незакрытое окно в задачах, и мы ищем тех, кто нам нужен.
Взять тему 1D-моделирования. В рамках управления жизненным циклом это важный раздел, начиная от концептуального проектирования, начиная с архитектуры изделия. Работая с требованиями наших предприятий, мы определили, что это окно не закрыто. Изучили рынок, нашли отечественного разработчика, установили с ним отношения, промаркетировали, гармонизировали процессы. И сейчас компания «Ладуга» имеет статус партнера консорциума, выйдет вместе с нами на форум «Развитие» осенью, на ИТОПК. И мы уже вместе работаем с заказчиками.
Собственность здесь совершенно не является ограничением. Все, кто нацелен на рынок, — нацелен на взаимодействие, потому что если есть общая задача, то выиграют все. Нет пока препятствий.
Традиционное групповое фото гостей и организаторов форума
АГ: Проблема отечественных CAM-компаний — они все небольшие.
МБ: И у каждой из них есть свои плюсы и минусы. С CAM вообще тяжело. У нас есть свой старый опыт — DOSовский «КОМПАС ЧПУ». И после того как он завершился, мы сказали: «В ЧПУ мы сами не лезем, мы ищем партнеров». В консорциум в итоге вошел ADEM.
И еще следующая проблема: если CAD, PLM может продавать менеджер по продажам и привлекать технологические компетенции, ЧПУ-решение продавать менеджер по продажам не может, он должен быть специалистом в ЧПУ. Там другой бизнес-процесс продажи. И при этом у нас есть проект по созданию центров компетенций в области продвижения CAM-продуктов. Сейчас мы на стадии набора компетенций.
АГ: Точно не механически.
МБ: Это было бы слишком расточительно по отношению к жизни. Драйв возникает от новых, иногда не решаемых на первый взгляд задач. Когда мы ни разу не делали, не умели, а потом собрались, рискнули и получилось. Постоянная невозможность поднять голову — тоже заставляет с интересом подходить к работе!
МБ: Наверное, получаем, но это короткое удовольствие. Гораздо сильнее, когда видишь, как объекты, изделия, спроектированные с помощью наших решений, реально начинают появляться вокруг нас. Трамвай «Витязь», созданный ООО «ПК Транспортные системы», по Москве катается, трамвай «Корсар» — в Калининграде. Они спроектированы в КОМПАС-3D. Предприятие комплексно применяет продукты АСКОН, и BIM-продукты, кстати, тоже.
АГ: Все время возрастающий уровень задач, которые решают наши продукты, и уровень тех проектов, которые реализуют потом с помощью наших продуктов. Когда ты видишь разницу: то, что КОМПАС или ЛОЦМАН:PLM могли десять лет назад, и что они могут сейчас, и понимаешь, что они будут делать через пять-шесть-семь лет — это супер, это мечта. Движение именно к этой цели, чтобы потом когда-нибудь сказать, что мы можем хоть корабль, хоть истребитель шестого поколения проектировать на наших продуктах. Или новейший стадион «Зенит». Это то, что служит для нас стержнем!
Развлекательная программа и ужин для гостей — неотъемлемый элемент любого подобного мероприятия. Немного непривычно видеть Александра Голикова с бокалом пива, зная, что он большой ценитель вина и, возможно, даже сомелье (эксперт по вопросам приобретения, хранения и подачи вина к столу — прим. ред.)
P.S. Всем читателям «Планеты CAM» эксклюзивный совет от Александра Голикова по выбору вина: «Сейчас лето, лето — это время классной белой Бургундии, рекомендую Шабли, Полиньи-Монраше, Мерсо...»