Очередная isicad-обложка сложилась под влиянием опубликованной в сентябре серии статей на тему искусственного интеллекта. Эти статьи представлены в первом разделе обзора, общее оглавление которого выглядит так:
- Где мой самоуправляемый автомобиль?
- Зачем модель, если уже есть чертежи
- АСКОН, Топ Системы и ОПК
- Испугает ли новый SOLIDWORKS конкурентов
- BIM будоражит всегда
1. Где мой самоуправляемый автомобиль?
Импульсом к сентябрьскому обсуждению темы так называемого искусственного интеллекта (ИИ) послужила реакция читателей, которые на основе моей реплики в августовской редакционной колонке, похоже, причислили меня к лагерю отрицающих безграничное могущество ИИ.Тема ИИ — явно актуальна, и неслучайно в сентябре я периодически наталкивался на релевантные публикации, которые решил предъявить нашим читателям.
На фоне всевозможных журналистских фантазий полезно познакомиться с мнением авторитетных специалистов из индустрии, хотя и они вынужденно не могут быть свободными от уже общепринятых маркетинговых формул. Такого рода мнения (тем более интересные тем, что относятся к САПР) высказаны в интервью «Инженерия с искусственным интеллектом: взгляд из Siemens Digital Industries Software». В нём затрагивается технология генеративного дизайна, которая с не вполне очевидной обоснованностью обычно причисляется к ИИ, а также упоминаются интеллектуальные свойства бесспорно замечательного продукта Simcenter.
И для обывателя, и для специалистов самоуправляемый автомобиль является характерным примером практически работающего ИИ. Действительно, если компьютер без участия человека может безопасно, эффективно и постоянно справляться с весьма сложной обстановкой на дорогах — особенно в немаленьком городе, то почему бы его функционирование не назвать интеллектуальным. Неслучайно на тему беспилотного автомобиля есть много хайповых публикаций, и вообще эта тема сама по себе является полем для столкновений энтузиастов и скептиков в отношении ИИ. Вместе с тем эта область — пример конструктивного подхода специалистов к искомой цели: существует классификация уровней автономности транспортного средства, продвижение по которым сопровождается весьма полезным появлением и развитием разнообразных технологий, эффективно применимых далеко за пределами транспортной сферы. Классификация уровней автономности достаточно серьёзно охарактеризована в игриво названной автором статье «Чувак, где мой самоуправляемый автомобиль?».
Общество автомобильных инженеров (SAE) выделяет шесть категорий автоматизации вождения — от уровня 0 до уровня 5, которые были утверждены Министерством транспорта США. Изображение предоставлено Synopsys
Проблемы есть, и их будет еще много, однако благодаря Autopilot Tesla, и не только ему, у Илона Маска появился повод представить амбициозный план стать мировым лидером в области ИИ. В этой публикации рассказывается о недавно проведенном компанией Дне искусственного интеллекта (Tesla AI Day), в рамках которого были представлены средства программно-аппаратной реализации управления беспилотным транспортом, создаваемый в Tesla суперкомпьютер Dojo, который должен превзойти нынешний суперкомпьютер, занимающий, по мнению главы подразделения ИИ в Tesla, пятое место в рейтинге крупнейших суперкомпьютеров в мире, а также робот Tesla Bot («Бот возьмет на себя скучную, повторяющуюся и опасную работу, которую люди выполняют в настоящее время. Робот ростом 5 футов 8 дюймов сможет нести 45 фунтов, тянуть 150 фунтов и бегать со скоростью 5 миль в час. Его функционирование будут обеспечивать 40 электромеханических приводов, датчики обратной связи по усилию и двухосные стопы для балансировки; изготовлен он будет из легких материалов. На его «лице» будет расположен экран с полезной информацией»).
Мероприятие Tesla AI Day
Заголовок и соответствующее содержание статьи Ральфа Грабовски «Фатальный изъян «искусственного интеллекта» не удивит каждого, кто знает Ральфа как убежденного прагматика и сознательного скептика. Статья полезна последовательной критикой того, что сегодня называют ИИ, довольно богатым перечнем релевантных публикаций, а также утверждением, что ничего похожего на ИИ сегодня в САПР нет. Последнее иллюстрируется примерами, которые некоторыми вендорами трактуются как ИИ, однако реально являются весьма простыми средствами MRU (most recently used) и S&R (Search and Replace). Однако в САПР уже существуют и более интеллектуальные возможности, в частности, тот же machine learning, используемый в BricsCAD, по словам ответственного представителя Bricsys, для классификации BIM-тел (понять по геометрии, что является стеной, а что — окном), а также для определения, можно ли конкретную деталь изготовить из листового металла.
Большое влияние на появление этой серии публикаций оказала опубликованная на портале «Стимул» компактная и весьма содержательная рецензия на книгу «Искусственный интеллект: Пределы возможного».
Я не являюсь скептиком по отношению к ИИ, однако мой взгляд на все эти дела сознательно приземлён и несколько утрирован, что выражено в сентябрьской редакционной заметке «Искусственная проблема искусственного интеллекта».
2. Зачем модель, если уже есть чертежи?
Александр Ямпольский обладает даром воспринимать любой чертеж как нечто в той или иной степени живое и уже 11 лет объясняет своё видение читателям isicad.ru — пока в шестнадцати (16) статьях. Сентябрьская статья Александра «Недоразумение с чертежами» стала бесспорным чемпионом читательского внимания, что и отмечено в заголовке этого моего обзора. Авторами многочисленных комментариев к статье стали профессиональные проектировщики, практически знакомые и с чертежами, и с моделями, а не только (как бывало) ультрапередовые BIM-маркетологи, при слове «чертеж» хватающиеся за сердце и/или за пистолет .Некоторые читатели могут составить адекватное представление о статье уже по заголовкам её небольших разделов: параметрическое моделирование с помощью чертежей; пошаговая детализация объектов; параметрический стиль создания чертежей; точность, масштаб, корректировка параметрических чертежей; машинная интерпретация чертежей; машинная интерпретация эскизов; стандарты на составление чертежей; наука о чертежах.
Привожу небольшую цитату: «Современное нормотворчество в области создания чертежей остановилось на попытке совместить наследие Гаспара Монжа с чертежной практикой 80-х. В восьмидесятые годы, на мой взгляд, строительное черчение в России достигло пика своего развития. Дальше — движение вниз, подмена чертежей 2D-моделями и «автокадовский» стиль черчения. Остановка в развитии приводит к деградации. Сравните рисунки из ГОСТ 1980 и 2018 года».
Сравнение двух стилей черчения
Статья А. Ямпольского компактная, рационально иллюстрирована, написана легким стилем и однозначно рекомендуется к прочтению.
3. АСКОН, Топ Системы и ОПК
Главным событием отечественного САПР-рынка в сентябре естественно признать состоявшийся в Москве Десятый Форум по цифровизации оборонно-промышленного комплекса России ИТОПК-2021. «Форум прошёл при поддержке коллегии Военно-промышленной комиссии Российской Федерации, Минпромторга России, Минцифры России, ФСБ России, ФСТЭК России, Росстандарта, ГК «Росатом» и ГК «Роскосмос». Организатор ИТОПК-2021 — Издательский дом «Коннект».По информации от организаторов, в работе Форума приняли участие 967 делегатов и ещё 758 участников присоединились онлайн. За три дня работы Форума было проведено 10 тематических секций, на которых были подняты актуальные вопросы цифровизации ОПК. В рамках Форума состоялось пленарное заседание, ряд профильных совещаний, панельных дискуссий, круглых столов и встреч. В составе участников Форума представители органов государственной власти, крупнейших корпораций и холдингов, представители академической и отраслевой науки, а также разработчики российского программного обеспечения».
Судя по всему, активное участие в ИТОПК-2021 приняли АСКОН и Топ Системы — главные отечественные разработчики полномасштабных САПР-импортозамещений: как в целом, так и в важнейших отраслях ОПК. АСКОН выступил не только сам по себе, но и как лидер консорциума «РазвИТие». Не дожидаясь отчета, об участии консорциума можно составить достаточно полное и содержательное представление из подробного анонса «Консорциум «РазвИТие» представит на «ИТОПК-2021» решения для цифрового проектирования на отечественных процессорах, ОС и СУБД».
Топ Системы выступили на ИТОПК-2021 обширной топ-командой и во всей красе представили комплекс T-FLEX PLM, в том числе на импортонезависимой ОС Linux. В частности, С. Кураксин рассказал о преимуществах использования единой информационной платформы, об опыте использования систем комплекса T-FLEX PLM на российских предприятиях, а также о сотрудничестве с предприятиями ведущих корпораций при разработке. По результатам зрительского голосования доклад Сергея был признан лучшим среди докладов на секции №2 «Сквозные технологии цифрового проектирования и производства в ОПК».
ООО «БорМаш», кажется, не входит в ОПК, но подробное описание опыта использования T-FLEX CAD для проектирования больших сборок на этом предприятии вполне пригодится всем серьезным предприятиям любого профиля.
ООО «БорМаш» — современное, динамично развивающееся предприятие, основной деятельностью которого является проектирование, производство, шефмонтаж и обслуживание аппаратов воздушного охлаждения, кожухотрубчатых теплообменников, емкостного, колонного и фильтрационного оборудования
4. Испугает ли новый SOLIDWORKS конкурентов?
Рупиндер Тара довольно подробно и с многочисленными иллюстрациями передал содержание состоявшейся презентации SOLIDWORKS 2022, охарактеризовав многие новинки, но отметил, что перечисление всех новинок список всех новинок растянулся бы на километр. CEO DS SOLIDWORKS Джан Паоло Басси считает, что среди реализованных новинок есть и такие, «без которых вам не прожить».
Судя по настроению отечественных САПР-вендоров, отраженному в предыдущем разделе, они нисколько не боятся конкуренции SOLIDWORKS. Более того, известнейший отечественный специалист Сергей Кишкин в своём комментарии к статье Р. Тары так оценивает новинки SOLIDWORKS 2022:
Повторю в стопервый раз, что это ерунда, а не новинки. В SolidWorks для полного счастья не хватает следующего:
1. Для российского рынка не хватает SWPlus от Leon, встроенного в дистрибутив SolidWorks https://kb20.ru/solidworks/...
2. Toolbox по ГОСТ, встроенный в дистрибутив SolidWorks. Toolbox нужно перенести в базовую версию SW, чтобы он был у всех пользователей и не было проблем с чтением сборок в которых есть детали из toolbox. Сделать опцию "сохранять детали toolbox в текущий каталог".
3. Возможность в чертеже отображать плавные переходы условно согласно п. 9.5 ГОСТ 2.305-2008 «ЕСКД. Изображения – виды, разрезы, сечения».
4. Возможность сделать вид с альтернативным положением в любых типах видов и разрезов (для чертежей отливки и поковки). Устранить глюк с невыделением линий вида с альтернативным положением.
5. Система проектирования пресс-форм в дистрибутиве SW с основой, описанной в статье http://isicad.ru/ru/article...
Как известно читателям isicad.ru, у С. Кишкина есть серьёзные претензии не только к SOLIDWORKS, но и к КОМПАС-3D, и, может быть, к T-FLEX CAD.
5. BIM будоражит всегда
Заголовок моего появившегося в сентябре августовского обзора «Ничто не будоражит больше, чем сравнение BIM-систем» отразил огромный интерес читателей к статье «Сравнительный анализ функционала API BIM-систем с позиций экономических задач», написанной представителями известной сибирской команды АВС, успешно занимающейся сметными (и вообще экономическими) аспектами BIM. Многолетний опыт показывает, что практически любая публикация, сравнивающая конкурирующие решения (вспомним сравнения SOLIDWORKS – КОМПАС-3D или T-FLEX CAD – SolidWorks – Inventor), обречена на взрыв внимания. Однако тема BIM сама по себе, похоже, в достаточной степени будоражит и без рискованных сравнений, что и показывают публикации практически каждого месяца.Кстати, в сентябре был получен сигнал от ещё одной сметной системы: Бесплатная триальная версия 5D Смета уже доступна!.
Доброжелательный наблюдатель не может не радоваться постоянной, пожалуй даже — бурной, организационной и форумной активности в области отечественного BIM, которая наверняка по-хорошему будоражит всех работающих в строительной отрасли. В этом смысле наверняка не останется без внимания сообщение о том, что начал работу новый Экспертный совет BIM-форума, в котором сказано: «8-9 декабря в Москве пройдет V Международный BIM-форум — крупнейшее профессиональное мероприятие в области цифрового строительства. В этом году к деловой программе форума будет приковано особенно пристальное внимание, ведь ее участникам предстоит не только оценить состояние отрасли накануне обязательного перехода на BIM, но и дать игрокам рынка конкретные рекомендации по тому, как эффективно работать в новых условиях».
Неуклонно продвигается к полной победе над энтропией асконовский Pilot: вышел его новый релиз для ранней диагностики ошибок в BIM-модели. Главные изменения связаны со средой общих данных Pilot-BIM. В помощь проектировщикам и экспертам, работающим по технологии информационного моделирования, улучшено отображение BIM-модели и навигация. Разработаны новые алгоритмы взаимодействия с системами проектирования Autodesk Revit и MagiCAD. Для раннего выявления ошибок предложен механизм цветовой индикации проблемных элементов BIM-модели с развернутыми пояснениями:
Bentley Systems объявила финалистов очередного глобального конкурса Going Digital 2021. Главное — три финалиста из России:
- Научно-исследовательский, проектно-изыскательский и конструкторско-технологический институт оснований и подземных сооружений (НИИОСП) им. Н.М. Герсеванова — Геотехнические аспекты реконструкции московского стадиона «Лужники»,
- ООО «Волгограднефтепроект» — Высокотехнологичный многофункциональный медицинский комплекс, Юкки, Санкт-Петербург,
- «Полюс» — Строительство сервисного комплекса ГОК Благодатное, Красноярск.