isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

1 ноября 2021

Полное CAE-импортозамещение

Обзор отраслевых новостей за октябрь

Давид ЛевинДавид Левин


Одна из самых примечательных новостей октября — «Росатом реализует первый российский проект по полному импортозамещению целого класса ПО». 12 октября в ходе пользовательской конференции Госкорпорации «Росатом» директор по цифровизации Екатерина Солнцева заявила, что уже к 2027 году доля используемых зарубежных CAE-систем в России должна быть снижена с нынешних 80% до 20%, а к 2030 году необходимо добиться полного импортозамещения в этом сегменте инженерного ПО. «Для организации эффективного импортозамещения инженерного программного обеспечения класса CАЕ по инициативе Росатома в нынешнем году запускается открытая платформа «Логос», которая предполагает интеграцию с расчетными модулями других российских разработчиков. Тем самым формируется комплексное решение, которое закроет потребности российских предприятий в расчетах на отечественном программном обеспечении с последующим выходом на мировой рынок». Подробнее.

2021-10-обзор

И на мировом рынке можно усмотреть некоторую CAE-активность. В частности, попалось на глаза сообщение о выходе 120-страничного аналитического обзора «Global Computer Aided Engineering Market Size, Share & Trends Analysis Report by Type (FEA, CFD, Multibody Dynamics, Optimization & Simulation), by Deployment Model, by End-use, and Segment Forecasts, 2021-2028», аннотация которого сообщает о прогнозе роста глобального рынка на 9,1% к 2028 году. Может быть, корпорация «Росатом» найдет возможность приобрести этот обзор (стоимостью €4415) и отчасти поделиться его содержимым с отечественным рынком…
2021-10-обзор

До 2030 года осталось 9 лет, поэтому пока у нас используются и зарубежные CAE-решения. Любопытный пример использования одного из них описан в статье «Применение Ansys Fluent для моделирования системы отопления и вентиляции Воскресенского собора в Арзамасе»: Комплекс из летнего и зимнего храмов в областях России с холодными зимами долгое время считался едва ли не единственным решением. Холодная церковь обычно делалась высокой, без отопления, а теплая — одноэтажной, приземистой, с печами и двойными рамами. Летний и зимний храмы вплоть до XVIII столетия были отдельными зданиями, а затем их стали объединять под единой крышей. В наше время монастырские богослужения совершаются в соборах круглый год. Но для того чтобы переоборудовать «сезонный» храм под круглогодичное использование, требуется особое внимание к техническим деталям. В первую очередь, необходимо повысить тепловую устойчивость ограждающих конструкций церковного здания, снизить неконтролируемую фильтрацию воздуха, нормализовать естественный воздухообмен и обеспечить оптимальные параметры температуры и относительной влажности воздуха в отапливаемых зонах и помещениях здания.

Поле температуры на внутренней поверхности стен собора (западная сторона

Поле температуры на внутренней поверхности стен собора (западная сторона). Диапазон температуры от -32 °С до +15 °С

Не могу не отметить очередную высокопрофессиональную работу Андрея Ловыгина «Как BEAVER Technology омолаживает российское станкостроение», хотя это интервью (как и новость «3D система машинного обучения от ЛЕДАС и AWV достигла 95% успеха») не вкладывается в формальную рубрикацию октябрьского обзора:

  1. Новые технологии разработки сложных изделий
  2. Siemens тоже ушел в облака
  3. PTC проектирует грузовики и соединяет пиво
  4. Autodesk University 2021
  5. История революций в САПР. №3: SOLIDWORKS
  6. Строительное

1. Новые технологии разработки сложных изделий

Заголовок этого раздела — слоган ежегодной конференции «Созвездие САПР»: T-FLEX PLM 2021, которую традиционно в октябре провели Топ Системы. Полная формулировка слогана: «Новые российские технологии разработки сложных изделий», и действительно, Топ Системы, как и АСКОН, как и связанные с ними консорциумы, как и упомянутый выше Росатом, энергично строят импортозамещающие решения.

Руководители Топ Систем выступили с докладом «Комплекс T-FLEX PLM — единое пространство разработки современных изделий». Одной из ключевых новостей стала поддержка ПО T-FLEX PLM кроссплатформенности: переведение сервера T-FLEX PLM на Linux, а также работа системы T-FLEX CAD на ASTRA LINUX с использованием технологии Wine. Иллюстрацией стала демонстрация работы T-FLEX CAD на ASTRA LINUX на примере сборки, состоящей из 1,5 миллиона тел.

В рамках конференции выступили представители ведущих солидных предприятий и холдингов России, таких как «Роскосмос», ГК «Росатом», ГК «Ростех», ОАК, ОСК, НПК «Уралвагонзавод» и др.

Реализация стратегических планов всегда состоит из понятных не всегда и не всем многих локальных шагов — не в последнюю очередь из крупных и некрупных обновлений софтвера. В данном случае мы узнали об обновлении T-FLEX CAD 17.0.55.0 и приложений — 2D проекции, поверхности, работа с большими 3D профилями, стабильность и производительность и отдельно о развитии в T-FLEX CAD 17 команд создания спиральной кривой и спирали.

2021-10-обзор

В октябре поступил импортозамещающий сигнал от АСКОН: в компании на основе КОМПАС-3D разработано кастомизированное САПР-приложение для «Атомэнергоремонт», крупнейшей ремонтной организации атомной отрасли. Представитель заказчика отметил, что приложение «позволяет значительно ускорить процесс монтажа лесов с соблюдением всех требований безопасности. Автоматически формируемая спецификация, используемая для комплектования монтируемых элементов, исключает потерю времени на доставку дополнительных элементов или транспортировку неиспользованных. Кроме того, отечественное решение исключает риски, связанные с использованием зарубежных аналогов, решая в том числе задачу импортозамещения ПО в отрасли».
САПР-приложение для «Атомэнергоремонт»

2. Siemens тоже ушел в облака

Ранее складывалось впечатление и мнение о том, что Siemens PLM, сменивший название на Siemens Digital Industries Software, отстаёт от других миллиардеров отрасли по освоению необходимой или модной «фьюжнизации» — и в принципе, и по её облачному воплощению. Классические составляющие PLM-инструментария от Siemens и возможности их совместного применения без всяких специальных платформ всегда обоснованно высоко ценились, и постепенно набор инструментов впечатляюще расширялся. Когда развитие отрасли достигло уровня цифровых двойников и потребовалось более тесное и одновременно достаточно гибкое взаимодействие функциональных компонентов, Siemens сделал энергичный шаг вперёд, выведя на рынок платформу с выразительным названием Xcelerator, которая интегрирует ключевые инструментальные решения, включая NX, Teamcenter, Mindsphere, Opcenter, Technomatix, SimCenter, Siemens EDA и Mendix:
Siemens XaaS

Что же касается облаков, довольно долго Siemens выглядел как самый влиятельный и авторитетный скептик, возможно, потому что многие его крупные клиенты традиционно плохо ассоциировались с казавшимся недостаточно надёжным облаком. Времена меняются, и теперь, объявив об облачном Xcelerator (об этом говорится в октябрьской публикации перевода статьи Kathleen Maher), Siemens может не только укрепить своё портфолио и расширить базу пользователей с помощью весьма современного решения, но и, со своей могучей репутацией, в целом развеять многие отраслевые сомнения в неизбежной рыночной победе облаков.

3. PTC проектирует грузовики и соединяет пиво

В последние годы компания PTC выделяется особенной активностью в области самых передовых технологий: промышленный интернет вещей, AR/VR, экстремальная SaaS (на основе поглощенного Onshape)… Приблизиться по выручке к первой тройке миллиардеров отрасли (Autodesk, Dassault, Siemens DIS), похоже, не удаётся, но PTC уверенно входит в четверку лидеров, а энергичная инновационная активность компании и поддержание высокой репутации передовых классических решений обоснованно вызывают уважение. О последнем обстоятельстве напомнила недавняя новость о том, что Volvo Trucks меняет CATIA на Creo. Уверен, что речь не идёт о том, что CATIA чем-то хуже Creo. На самом деле в Volvo уже используют Creo для проектирования двигателей, трансмиссий, шасси и других компонентов. Однако главное то, что в Volvo работают с PTC Windchill, MPM Link и PDM Link, а вот PLM-решения от PTC давно зарекомендовали себя как одни из самых лучших, что вполне обосновывает решение Volvo построить полную интеграционную платформу именно на основе средств работы с данными от PTC. Однако и это ещё не всё: Volvo планирует не только построить более тесную классическую интеграцию CAD и PLM, но и включить в свою будущую производственно-эксплуатационную инфраструктуру компоненты новых технологий, в том числе промышленный интернет вещей и виртуальную/добавленную реальность (IIoT и VR/AR), а это ещё в большей степени оправдывает сближение с PTC.

Действительно, сотрудничество Volvo-PTC в последние годы расширялось. В упомянутой выше статье приводится фотография, на которой показано, как на LiveWorx, ключевой конференции PTC, руководитель компании Джим Хеппельманн демонстрирует применение AR платформы Vuforia в обстановке производства двигателя Volvo truck. Приводятся также слова Хеппельманна о том, что принадлежащие PTC платформы IoT и Vuforia уже используются на шести-восьми заводах Volvo.

Volvo PTC

Что касается новых технологий, PTC не останавливается в их развитии и внедрении. Например, нельзя пройти мимо недавней новости о том, что 28 пивоварен Carlsberg оснащены IIoT-софтвером ThingWorx.
PTC Carlsberg

Один из результатов внедрения ThingWorx на основе Microsoft Azure состоит в том, что менеджеры, отвечающие за производство на всех 28 заводах Carlsberg, могут централизованно и в реальном времени анализировать процессы — как непосредственно на заводах, так и удаленно

4. Autodesk University 2021

Если пандемия ещё продержится, появится целое поколение, которое не соприкасалось прямо или косвенно с проводимой живьём ежегодной конференцией Autodesk University. На это мероприятие собиралось до 10 000 участников: говорят, что на Земле есть только одно подходящее по размерам и оснащению помещение — в Лас-Вегасе. Однако вынужденно виртуальный вариант тоже характеризуется рекордными параметрами: c учетом бесплатной регистрации на все сессии AU 2021 ожидалось более 100 000 участников со всего мира. По информации организаторов, за первые три дня удаленные посетители конференции просмотрели более 51 000 часов трансляции. Доступ ко всему контенту остаётся бесплатным, все материалы размещены здесь.

При таком грандиозном объеме информации особенно ценными становятся краткие обобщающие публикации. Одна из них — репортаж Олега Шиловицкого «Autodesk University 2021: платформа Forge, конвергенция приложений, в фокусе — данные». Хотя почти всё ясно уже из заголовка заметки, приведём ещё и её заключение:

«Autodesk продолжает реализовывать стратегию развития облачных и платформенных решений. В центре этой стратегии — Autodesk Forge с единственной моделью данных и приложениями, которые связаны и синхронизированы в рамках одной платформы. Интересно будет увидеть, как клиенты Autodesk, использующие разнообразные инструменты, будут двигаться к единой платформе, где всё взаимосвязано. Вероятно, это движение займет немало времени, а пока компания будет предоставлять рынку разнообразные приложения и наборы, постепенно преобразуя всё это в единую экосистему. Будущее Autodesk PLM будет основано на данных Fusion / Forge в сочетании с интеграцией нескольких платформ PDM/PLM в единую систему. Это трудная задача. Следующие несколько лет покажут, насколько быстро Autodesk сможет свести вместе все существующие приложения PDM и PLM».

AU 2021 Oleg

Некоторые новые возможности Autodesk Fusion 360, в том числе расширения, представлены в этой октябрьской статье.
Новые возможности Fusion 360

Расширение для инженерного анализа (Simulation Extension) дает пользователям возможность исследовать разные факторы, включая эксплуатационные характеристики объекта при тепловом воздействии и под механической нагрузкой, еще до момента создания изделия.

Что касается непосредственно сферы AEC/BIM на AU 2021, о ней были две октябрьские публикации:

5. История революций в САПР. №3: SOLIDWORKS

В октябре Рупиндер Тара продолжил свою серию размышлений о революциях в области САПР. Напомню, что серия касается только массовых продуктов, началась она со статьи «Говорят, в истории CAD уже было четыре революции». На горизонте № 5?» и продолжилась частью 2: «Autodesk — CAD-революционер №2». Вводный абзац третьей части серии сразу хорошо передаёт объективные причины успеха SOLIDWORKS:

«Причин для успеха SolidWorks предостаточно: приобретать было выгодно (срабатывало правило 80/20 — большая часть возможностей за небольшую цену), происхождение связано с Массачусетским технологическим институтом (его выпускником был основатель компании Джон Хирштик), пользоваться было просто (работа в Windows с графическим интерфейсом пользователя по сравнению с управлением из командной строки), параметрическая MCAD работала на дешевых ПК (больше не требовалась дорогая рабочая станция). Всё это — веские причины успеха. Но мы собираемся показать, что стремительный взлет SolidWorks и его нынешнее незыблемое лидерство можно объяснить не только простым технологическим преимуществом или экономикой. Это был маркетинг».

Хотя выражение «не только» обычно означает, что наряду с основными причинами есть и некоторые дополнительные, дальнейшее содержание этой статьи передаёт мнение автора о том, что 25 лет назад при выводе SOLIDWORKS на рынок маркетинг стал не дополнительной, а главной причиной успеха. Ключевым элементом маркетинга было последовательное, агрессивное и талантливое по исполнению создание образа изначально солидной и уже успешной компании. В те времена главными средствами рекламы были стенды на выставках и рекламы в журналах, поэтому образ создавался за счет закупки на главных выставках стендов, не меньших, чем у уже известных мировых лидеров, и размещения дорогой рекламы в ведущих отраслевых журналах. Такой маркетинг был весьма недешёв по затратам и связан с большим риском, так как надёжного запаса финансов у фирмы не было. Свидетели и историки соглашаются с тем, что начальный маркетинг SOLIDWORKS оказался весьма эффективным, но не стоит упускать из виду, что объектом маркетинга был сам по себе весьма талантливо и эффективно реализованный продукт. В общем, статья Р. Тары явно поучительна: «Причины возникновения и развития успеха SOLIDWORKS».

Время идёт, и вот уже опубликована характеристика очередной новой версии: SOLIDWORKS 2022 от Dassault Systèmes включает пользовательские улучшения для ускорения разработки продуктов. Кстати, в этой новости анонсируется виртуальная конференция для России и стран СНГ, посвященная SOLIDWORKS 2022, которая пройдёт 11 ноября. Будет рассказано о внедрениях SOLIDWORKS в России и СНГ за последние 20 лет и подробно представлен функционал новой версии.

2021-10-обзор

6. Строительное

Октябрьских публикаций на тему AEC/BIM, пожалуй, не меньше половины всех публикаций месяца. Упомяну только отдельных представителей разных жанров:

BIM на AU 2021 уже упомянут ранее.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.