isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

23 декабря 2021

Владимир Талапов: BIM — это когда прежде всего думают

Владимир Талапов

Владимир Талапов

От редакции: Владимир Талапов — ректор Университета ТИМ, президент Сибирской БИМ-Академии, главный научный сотрудник НТЦ ФСК ЕЭС, член-корреспондент МААМ. Подробнее.

Начиная с августа 2009 года Владимир опубликовал на портале isicad.ru 123 статьи, которые внесли фундаментальный вклад в популяризацию BIM и радикально способствовали адекватному пониманию сущности информационного моделирования в области строительства.

В этом году главная тема обсуждений в строительной отрасли — Постановление Правительства РФ № 331 от 5 марта 2021 года «Об установлении случая, при котором застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, обеспечиваются формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства».

У нас вся страна опять переходит на BIM?

Да, опять. На моей памяти это уже четвёртая попытка перехода на BIM, причём такая же серьёзная, как и все предыдущие. Так что я к этому отношусь спокойно.
приказ Минстроя от 29 декабря 2014 года

Первая попытка внедрения BIM в России: приказ Минстроя от 29 декабря 2014 года. Даже есть фамилия ответственного.

К сожалению, неудачи прежних «переходов» никто не анализировал, поэтому продолжается наступление на те же грабли. Хотя мы уже много раз писали об основных ошибках, связанных с переходом на BIM (Внедрение BIM: десять заповедей), причем эти ошибки известны из мирового опыта. Однако наши ответственные работники эти публикации не читают.

Одна из основных ошибок: «Нельзя переводить на BIM всех сразу, да ещё в приказном порядке!»

Но ведь в Великобритании именно по решению правительства все перешли на BIM?
Да, но есть одна маленькая деталь: правительство объявило об обязательном переходе госзаказов на BIM в 2011 году, но обозначило дату вступления в силу такого решения — 1 апреля 2016 года (Информационное моделирование в Великобритании: только ли BIM-стандарты?). То есть на сам переход было отведено пять лет. И эти пять лет были потрачены очень эффективно (Дэвид Филп: «Заказчик — главный в использовании BIM»). У нас же традиционно утверждают, что такого времени в нашем распоряжении нет. Потому и BIM нет, хотя, если взять отсчет от первого приказа Минстроя, мы бы по британскому графику BIM в России уже внедрили бы.
Емелей и Щука

Нашумевшая в своё время история с Емелей и Щукой дала надежду многим, кто желает «быстрого» внедрения BIM с минимальными усилиями

Госзаказы в строительной отрасли Великобритании занимают примерно 40%, а 60% — частные проекты, которых напрямую решение правительства не касалось. Однако сегодня, несмотря на пандемию и Brexit, уже 75% британских строительных проектов выполняется с помощью BIM. Но главное даже не это, а то, что Великобритания рассматривает использование BIM как основное средство повышения конкурентоспособности своей строительной отрасли на мировом рынке («Год в инфраструктуре — 2013»: машина Bentley набирает обороты!). За мировой строительный рынок идёт ожесточённая борьба, и один из главных игроков здесь — Китай, который давно уже по темпам внедрения BIM обогнал другие страны.

Для перехода на BIM надо чётко понимать цели и задачи. Хотя бы с этого начинать. Иначе будет как у М.Е. Салтыкова-Щедрина.

М.Е. Салтыков-Щедрин

(Смеется) Недавно я почти случайно наткнулся на собственную публикацию шестилетней давности про внедрение картофеля в России и мире (BIM и картофель). Тогда я в шутку предложил заменить везде «картофель» на «BIM» и посмотреть, что получится. И вот сейчас я посмотрел — совпадение почти полное!

Из истории внедрения картофеля

Но на этот раз при внедрении BIM заговорили и об обучении.
Об этом и раньше упоминали, хотя толку не было. Но сейчас заговорили более громко — это уже хорошо.
Без обученных специалистов технологию BIM не внедрить. Но для этого надо время, средства и понимание, а также квалифицированные преподавательские кадры. О последних, кстати, вообще никто никогда не думал.
В явном виде столкнувшись с этой проблемой, компания BIMeister, разработчик программ для управления инженерными данными при информационном моделировании, проявила инициативу и создала частное учебное заведение — Университет ТИМ. И пригласила меня на работу.
Вы являетесь ректором Университета ТИМ. Это большая административная нагрузка. Находите на неё время?
На административную работу времени нет, на стадии становления время вообще стоит как золото. Но в нашем университете принято мудрое решение — у нас есть директор и есть ректор. Помните, у Стругацких в НИИЧАВО был двуликий Янус, руководитель института, который вынужденно раздваивался на функции учёного и администратора. Так вот мы эту проблему решили на корню — у нас директор занимается административно-финансовыми делами, а ректор — учебными. Конечно, бывают ситуации, когда мы вместе принимаем решения или советуемся. Но в целом функции разделены, и это очень разумно и удобно.
Функции директора и ректора разделены

В названии университета используется слово ТИМ. Аббревиатуры ТИМ и BIM: есть ли у них какие-то отличия?
ТИМ (Технология информационного моделирования) — это почти перевод от BIM (Building Information Modeling). Практически это одно и то же. Если правильно понимать. Вот так я думал раньше.

Однако в последнее время на чиновничьем уровне стали появляться тревожные высказывания: «ТИМ — это то, что мы будем внедрять в нашей стране, а BIM — это то, что делают они». И даже более конкретно: «Нам нужен BIM, но пока без 3D». Это не просто заблуждения, это опасно, поскольку приведёт к еще одному витку бестолковых усилий и расходов, к тому же порочащих идею BIM.

Ведь BIM внедряется во всем мире потому, что приносит серьезный экономический эффект. Но его получают только те, кто внедряет полноценный BIM, и внедряет правильно. Этому и учиться надо правильно, и мы этому учим. Мы учим, как работать правильно, не разделяя технологию на ТИМ и BIM. А использование нами аббревиатур ТИМ и BIM должно укрепить у людей мысль, что главное — не название, а сущность.

Кстати, постоянно повторяю, что информационная модель — это база данных, а 3D — это одна из форм визуализации этих данных, и не более того. Поэтому те, кто хочет «BIM без 3D», просто элементарно не обучены основам BIM.

Что значит учиться правильно?
Прежде всего — освоить теоретический курс «Основы BIM». Задача этого курса — не вложить в голову слушателя «занудную» теорию, а доходчиво показать, в чем главный смысл технологии информационного моделирования. Фактически мы учим человека мыслить категориями BIM, мы учим думать. Последнее включает в себя и правильную постановку задач, и пути нахождения верных решений, и видение перспективы, и просто знание, что можно с помощью BIM делать.

Особое внимание в нашем основном курсе уделяется изучению наиболее интересных примеров из мирового и российского опыта, анализу типичных ошибок и путей их устранения. Ведь экономическая эффективность от BIM появляется именно тогда, когда вы всё делаете правильно, один неправильный шаг может всё перечеркнуть. И этому, к сожалению, есть немало примеров.

Получается, что вы даёте некоторую инструкцию, как правильно внедрять BIM?
Это «сказочный» вариант, о котором мечтают многие руководители, но должен разочаровать — такой инструкции не существует. Нигде в мире не существует. Есть некоторые рекомендации, которыми мы охотно делимся со слушателями, есть чёткое понимание, чего не надо делать. И всё это выстрадано опытом. Информационное моделирование — технология живая и развивающаяся, уже через несколько лет опробованные подходы могут заменяться новыми и более эффективными. Поэтому главная наша цель — научить человека думать, тогда он сам сможет правильно ориентироваться среди новых проблем и находить решения.
Как же вы этому учите?
Учить думать — это самое сложное в образовании, но и самое востребованное. Наше обучение — многоплановое и многоступенчатое, комплексное. В самом начале — теоретический курс основ BIM. Это записанные в студии лекционные модули на разные темы, из которых формируется курс для каждого конкретного слушателя. Часть модулей выбирается на основе пожеланий обучающегося с учетом специфики его деятельности или уже имеющейся подготовки, другая часть нами даётся как обязательная. Лекционные модули можно просматривать неограниченное количество раз, причем в удобное для обучающегося время, поэтому усвоение знаний происходит весьма эффективно.

Когда-то у меня был студент, который на лекциях всегда садился за первую парту и сразу засыпал. Однажды я у него поинтересовался, почему он не хочет спать на заднем ряду, и он ответил, что во сне меня слушает, а с заднего ряда слышно хуже. Дальнейшее общение на экзамене показало, что у этого студента действительно появились устойчивые знания по предмету. Но были и случаи, когда подобная методика приводила к полному провалу. Каждый должен сам понимать, что для него лучше. Но в любом случае многократный просмотр лекций, да ещё в удобное время даёт лучший результат.

Ещё один несомненный плюс — мы можем учить людей во всех регионах России, причем без каких-либо временных или количественных ограничений.

Заставка лекции об организации BIM

Заставка лекции об организации BIM на всём инвестиционно-строительном проекте из курса «Основы BIM»

И прослушав такие лекции, человек научится правильно думать, причем категориями информационного моделирования?
Кто-то — да. Но таких людей обычно не очень много. Обучение — это длительный процесс. Поэтому теоретический курс в дистанционном режиме мы завершаем серией очно-заочных дискуссионных семинаров по пройденному материалу. Зачётная работа — разработка обучающимся дорожной карты внедрения BIM для своей организации. А затем — многолетняя консультационная подписка. Вот тогда будет гарантированный эффект!
А если у человека нет такой организации? У студента, например.
Тогда мы ему подберём такую организацию. И я вполне допускаю, что именно нашего обучающегося организация потом захочет взять к себе на работу.
Думать — это хорошо. Но ведь надо еще и с программами уметь работать.
Конечно. Но BIM начинается с головы, а не с программ. И вот когда голова правильно сориентирована, можно и программами заняться. Прежде всего это правильный подбор программ и их освоение.
Вы будете учить работать с BIM-программами? С какими именно?
С любыми. Подбор программ для своих целей — это задача наших слушателей. Но мы этому учим и консультируем. А затем помогаем освоить программы, привлекая в качестве основных учителей наших партнеров из учебных центров соответствующих вендоров. Но подключать к обучению будем только те центры, в которых мы абсолютно уверены. Иногда будем учить сами, например — нашим программам.

Мы уже договорились с некоторыми известными компаниями и учебными центрами, и этот процесс продолжается. Нас интересует обучение по всей стране, и даже за её пределами, так что мы открыты к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми, кому это интересно.

Но ведь внедрение BIM — это не только освоение новых программ?
Конечно. Известно, что успех внедрения BIM от программ зависит только на 20%, остальные 80% обеспечиваются правильной организацией работы. Поэтому продолжение нашего обучения на следующей стадии принимает форму консалтинга, опять же с широким привлечением наших партнеров, имеющих хорошую практику внедрения и опыт собственной работы. Пилотные проекты мы будем брать из тематики организаций, у которых внедряем BIM. Для индивидуальных слушателей мы обеспечим стажировку в таких организациях. Возможно, это в дальнейшем решит вопрос и их более правильного трудоустройства.

Хочу уточнить, что наш университет даёт не основное, а дополнительное образование, то есть повышение квалификации или переподготовку, причём со всеми атрибутами в виде соответствующих документов. Но могут и студенты вузов учиться тоже.

Кстати, сейчас мы начинаем с вузами работу по совместному обучению, интерес уже есть. С МГСУ даже участвуем в совместном проекте — Школе заказчика. Первое обучение уже прошло.

Звучит заманчиво. Но остаётся вопрос — кто будет всему этому учить?
Подбор преподавателей и консультантов для нашего Университета ТИМ — это самый главный и самый трудный вопрос. Но у нас первоначальная команда уже есть, и она постепенно растёт. В нашей стране довольно много умных людей, которые сами успешно используют BIM и готовы поделиться имеющимися знаниями с другими. Некоторые просто записывают 1-2 лекции. Другие используют эти лекции как вводные для своего авторского курса, который затем мы включаем в программу обучения университета. Это может быть не только BIM, но и близкие темы, например AWP или IPD. Вообще мы готовы сотрудничать со всеми, кто разделяет наши взгляды и хочет присоединиться к образовательной деятельности Университета ТИМ.
Ваше обучение — платное?
Да. Ведь мы — коммерческая организация. Но наша технология работы позволяет устанавливать небольшую стоимость обучения. Эту информацию, а также программы самих курсов обучения мы постоянно обновляем на нашем сайте www.u-tim.ru.
А конкуренция в обучении BIM у нас в стране есть?
Нет, к сожалению. Ведь конкуренция заставляет всех работать лучше. Но мы для себя установили высокую планку, чтобы ни перед кем не краснеть. Обычно под видом BIM знакомят работе в конкретных программах. Мы же, как я говорил выше, учим думать. Причем всех участников инвестиционно-строительных проектов: заказчиков, строителей, проектировщиков, а также эксплуатантов. Для всех этих категорий у нас разработаны специальные программы обучения. Такого в нашей стране я ещё не видел.

А вот в мире видел. Это Bentley Crossrail BIM Academy. Видел и внимательно изучал их опыт. Конечно, мы их не копируем, поскольку упомянутая академия — фактически ведомственный учебный центр для конкретного проекта. Но их целеустремлённость и понимание задач на меня произвели большое впечатление. А результат подтверждает правильность их подхода.

Мой прежний опыт преподавания дал очень хорошие результаты, сейчас такой итог уже можно подводить. Многие мои ученики теперь уже стали очень известными специалистами в российском и даже международном BIM, некоторые — моими коллегами.

на Форуме 100+ в Екатеринбурге

Мы на Форуме 100+ в Екатеринбурге: ректор Университета ТИМ Владимир Талапов, директор Николай Бурлуцкий и директор ООО «Synergy Systems» Илья Беленький

А что можете рассказать про «Сибирскую БИМ-Академию»?
Это некоммерческая ассоциация профессионалов в области BIM. Один из партнеров Университета ТИМ. При этом слово «сибирская» — не обозначение региона, а своеобразный знак качества. Мы приглашаем членов со всей страны.

Сейчас начинаем в Новосибирске несколько пилотных проектов по полному циклу использования BIM, начиная со службы технического заказчика. Кстати, это будут и площадки для опробования и технологии работы, и различного ПО, и методик обучения, и материал для будущих курсов Университета ТИМ. Больше пока ничего говорить не буду — чуть позже мы будем активно всех информировать о нашей работе.

И последний вопрос, личного характера: непривычно видеть Владимира Талапова в рубашке и галстуке. Давно ли у Вас это началось?
(Смеется). Давно, ещё когда я был пионером — мы все носили красные галстуки. Вообще же я сторонник удобной и практичной одежды. При постоянных перелётах и переездах с конференции на конференцию пиджаки сильно мнутся. Но как только ситуация с перемещениями стабилизируется, что особенно наблюдается в последние два года, я с удовольствием надеваю пиджак и галстук.

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.