Каким образом решается проблема недостаточной технической подготовки топ-менеджемента предприятий? Ведь большинство из них, в силу возраста, не получили систематического образования в области САПР, которого во времена их студенчества и периода становления как специалистов практически не было.
Проблемы недостаточной технической подготовленности топ-менеджмента предприятий просто не существует. Их задача – управлять предприятием, обеспечивать своевременный приток заказов и их финансирование, сделать предприятие конкурентноспособным и эффективным. Если топ-менеджмент предприятия умеет принимать грамотные управленческие решения, то он в состоянии сплотить вокруг себя квалифицированных грамотных специалистов в самых разных областях, в том числе специалистов по информационным технологиям, чьей задачей и является создание комплексной информационной системы предприятия, в том числе, внедрения CAD/CAM/CAE/PLM решений, что, в свою очередь, и приводит к повышению качества работы предприятия, снижению издержек, большей прозрачности для управления. Таким образом, дирекция предприятий получает явный и понятный для них результат. Они могут получать в любой момент достоверные данные о том, что происходит в различных службах предприятия, и принимать выверенные адекватные управленческие решения. Мы же работаем с ИТ службами, которые решают совместно с SolidWorks Russia конкретные прикладные задачи по комплексной автоматизации конструкторско-технологических подразделений.
Хочу добавить, что для предприятия чрезвычайно важно сделать правильный выбор партнерской компании, которая будет проводить внедрение и последующее техническое сопровождение системы. Такое сотрудничество длится не один год и необходимо подобрать компанию с хорошей деловой репутацией, которая не подведет пользователя ни по качеству поставляемого решения, ни по качеству оказываемых услуг. И для такого выбора не требуется каких-либо узкоспециализированных знаний, а достаточно просто иметь здравый смысл. Чудеса если и случаются, то не на рынке САПР. Если у двух компаний количество пользователей в мире, а, следовательно, и бюджеты на разработку ПО, различаются на несколько порядков, вряд ли стоит ожидать, что продукты компаний будут сравнимы по функционалу и качеству реализации. Если менеджеры компании на начальном этапе распространяют заведомо ложную информацию о других участниках рынка и выполняют «объективные» сравнения своих систем с конкурентными решениями, то вряд ли стоит ожидать, что эта компания будет добросовестно исполнять свои обязательства перед клиентом.
Пожалуй каждый из вендоров слышит от своих [потнециальных] заказчиков вопрос «Насколько увеличится производительность предприятия после внедрения ваших решений». Как вы отвечаете на такие запросы?
Вопросы звучат еще более конкретно – дайте нам расчет экономической эффективности от внедрения ваших технологий. Ответов на эти вопросы может быть несколько и все они – части целого. Например, самое простое, мы может привести метрики - оценки эффективности от внедрения технологий SW, которые нам цитируют наши уже состоявшиеся заказчики. Так, в частности, Тульское КБ приборостроения – одно из лидирующих предприятий Российского ВПК, приводит следующие данные: сокращение сроков проектирования от 3 до 10 раз, снижение затрат на производство на 40-200% по различным направлениям. Еще один ответ, казалось бы, противоположный предыдущему – невозможно грамотно оценить эффективность от внедрения САПР, так как это напрямую зависит от осуществления конкретных бизнес процессов внутри предприятия, квалификации персонала, его желания работать с новыми технологиями, и т. д. – то есть, от огромного числа неформализуемых факторов. Есть и третий ответ – если вы не внедрите наши решения сегодня, то завтра ваше предприятие перестанет быть конкурентоспособным, утратит возможность получения новых заказов, требующих выполнения их в сжатые сроки и надлежащего качества, а значит просто перестанет существовать через какое-то, вполне обозримое время. Например, Сарапульский завод, который выиграл государственный тендер на изготовление штабной машины. Обязательным условием этого тендера были сроки изготовления – 6 месяцев. Предприятие смогло выиграть тендер и уложиться в эти сроки после внедрения программного комплекса SW. Для сравнения, при изготовлении этого изделия традиционными методами предприятию требовалось 3 года! Ну и последнее, наиболее важным для руководителя является прозрачность бизнес-процессов на предприятии - так вот, только при внедрении информационных систем, в частности CAD/CAM/CAE/PLM, возможно обеспечение управляемости предприятием, а значит повышение его рыночной стоимости и конкурентоспособности.
Что может ожидать компании, не предпринимающие шагов к внедрению новых технологий проектирования?
На этот вопрос я ответила ранее – такие предприятия не имеют шансов на выживание в условиях жесткой рыночной экономики и постоянно растущего давления со стороны внутренних и внешних конкурентов. Нет никаких сомнений, что многие предприятия и дальше могут использовать кульман, устаревшие 2D технологии или малобюджетные 3D системы для решения своих задач. Проблема в том, что эти инструменты не позволяют предприятию значительно ускорить выпуск новой продукции и существенно сократить издержки, что особенно важно в современных условиях. А, как следствие, предприятие останется на вторых ролях.
Вопрос не столько о российской экономике в целом, а о бизнесе самих компаний-поставщиков САПР? Есть ли особенности в бизнесе SolidWorks Russia в нынешний непростой период? Может быть, отличия от других вендоров?
Компания SolidWorks Russia изначально ориентирована на обеспечение индивидуального подхода к каждому клиенту, исходя из задач конкретного предприятия. Только в этом случае проект внедрения будет результативен и будет обеспечен необходимый экономический эффект. Экономический кризис только подчеркнул востребованность такого подхода. Здесь хотелось бы особо подчеркнуть, что рекордная для рынка планка в 1 миллион пользователей была достигнута SolidWorks именно в разгар экономического кризиса.
Я думаю, что в бизнесе SolidWorks Russia безусловно есть особенности, отличающие нас от других компаний – поставщиков САПР/PLM. Однако возникли они не сейчас, в эпоху кризиса, а постепенно формировались вместе с развитием компании и потребностей у наших заказчиков. Кризис служит только «проверкой на прочность» и позволяет определить, была ли выбранная стратегия поведения и развития компании правильной или нет. Только наша компания предлагает своим заказчикам уникальную услугу по бесплатной и бессрочной технической поддержки для лицензионных пользователей SW, вне зависимости от номера версии. Это обеспечивает снижение стоимости владения программным комплексом и служит повышению эффективности предприятий России. Техническая поддержка осуществляется по телефону, электронной почте либо в режиме он-лайн через наш собственный портал технической поддержки SWR-CRM, к которому подключены все наши заказчики. Значимость работы службы технической поддержки для наших клиентов невозможно переоценить с точки зрения успешных внедрений КИС. И еще один важный момент - нашими основными заказчиками являются предприятия государственного сектора, в частности, предприятия ВПК, для которых SW стал практически стандартом 3D проектирования. Приятно отметить, что этот сегмент предприятий пользуется неизменной поддержкой государства, в том числе, и с точки зрения выделения бюджетных средств. Эти и другие факторы, в совокупности, обеспечили стабильную работу нашей компании в период кризиса, а значит, хочется верить, что мы прошли пресловутую «проверку на прочность».
Как мотивировать клиентов на оплату такой услуги, как техническая поддержка?
Российский рынок САПР находится в стадии формирования, в самом-самом начале своего, надеюсь, бурного развития и становления. Он отличается, кроме всего прочего, и существованием и повсеместным использованием нелицензионного софта. За последнее время произошло весьма знаковое событие – российские предприятия осознали необходимость приобретения лицензионного ПО. Это отрадный факт, и я надеюсь, что усилия нашей компании, направленные на достижение этой цели, не остались незамеченными. Итак, предприятия начали работать в лицензионном поле, так осознали выгоду для себя в таком подходе. Я считаю, что единственно возможной мотивацией для оплаты такой услуги как техническая поддержка – является оказание такой поддержки, причем не формально, а более чем качественно. Нам необходимо, чтобы предприятия осознали, что тех. поддержка им нужна, что от нее есть несомненная польза, выражающаяся в экономии средств для предприятия и повышении эффективности его работы. Тогда и только тогда предприятия начнут приобретать услуги по поддержке, так как они приобретают сейчас лицензионный софт. Я считаю, что любые ограничительно - устрашительные меры, такие как штрафы за пропущенные года, снятие с поддержки устаревших версий и т.п. не приведут к желаемой цели, а лишь вызывают некоторое раздражение у тех, кого призывают сейчас и немедленно заплатить не очень понятно за что и зачем. В отличие от сложившегося западного рынка, где для предприятий оплата годового сопровождения является привычной и понятной и прописывается в бюджете, для предприятий России данная услуга пока не имеет потребительской стоимости, особенно если вспомнить, что у большинства западных вендоров страничка на сайте технической поддержки для клиентов выполнена на «всем понятном» английском языке.
Прейдем к новинке – SolidWorks-2010, есть ли какие-то нововведения, которые можно назвать особенно значимыми для отечественного рынка?
Хотелось бы выделить следующие важнейшие черты.
1.Функции прямого моделирования и редактирования геометрии, впервые появившиеся 2 года назад в SW 2008, достигли «логического завершения» и позволяют использовать в работе принципиально новый подход. На сегодняшний день функции прямого редактирования позволяют:
- выполнять моделирование с нуля (новых деталей)
- прямое редактирование моделей построенных в SW
- прямое редактирование импортированной геометрии
- прямое редактирование импортированной геометрии с параметризацией «на лету»
- прямое редактирование сборочных операций
- прямое редактирование стандартных компонентов
2. Простановка размеров в чертежах по ЕСКД дополнилась новой запатентованной технологией – «Быстрый размер». С помощью данных функций образмеривания пользователь практически не перемещая курса может получить правильное положение размера, причем SW при необходимости сам перераспределит соседние размеры.