isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

13 мая 2011

Как преподавать САПР?

Вопрос обучения САПР всегда остается актуальным, без его обсуждения не обходится ни одна конференция. Редакция isicad обратилась с вопросами по этой теме к людям, занимающимся обучением САПР профессионально – преподавателям ВУЗов. Некоторые из них занимаются этой деятельностью на 100% основе, другие - совмещают преподавание с работой в компаниях, разрабатывающих ПО САПР. В «заочном» круглом столе приняли участие:

  • Владимир Талапов, заведующий кафедрой архитектурного проектирования зданий и сооружений Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин)
  • Алексей Виноградов, старший преподаватель кафедры газодинамических импульсных устройств Новосибирского государственного технического университета
  • Антон Васильев, преподаватель кафедры теории и систем автоматизированного проектирования механизмов и машин (ТММиСАПР) Национального технического университета «Харьковский политехнический институт» (НТУ «ХПИ»).
  • Александр Щеляев, менеджер по маркетингу и продажам компании «ТЕСИС»…
  • Владимир Малюх, директор по инженерному консалтингу компании «ЛЕДАС», по совместительству - преподаватель кафедры автоматизации физико-технических исследований Новосибирского государственного университета.

1. Стоит ли студентов-первокурсников учить сразу мощным профессиональным пакетам, или имеет смысл «курс молодого бойца» с использованием пакетов легкого, но быстро осваивоемого класса, с последующим переходом (на 2-3 курсах) на системы среднего и тяжелого класса?

В. Талапов: Учить надо от простого к сложному, поэтому сначала лучше поработать в каком-нибудь более простом пакете. У нас цепочка PhotoShop - SketchUp - AutoCAD - Revit, можно начинать с AutoCAD - тоже хорошо.

А. Щеляев: Надо плясать от конечной цели и смежных дисциплин, чтобы знания выдаваемые студенту при изучении CAD-системы не забегали вперед смежных дисциплин.

Если есть заказ на студентов от предприятия, то предприятие само говорит, что им нужно и там всегда идет некий базовый курс в стиле «эскиз-деталь-сборка-документация». Любая дальнейшая специфика свойственна конкретному предприятию и эта специфика постигается только на предприятии. В таком разрезе, разницы между тяжелой системой и легкой системой не существует. Этот изучаемый базовый функционал на 99% одинаков. А если нет разницы, то зачем усложнять?

Если же речь идет просто об абстрактном современном образовании, то в первую очередь нужно учить основам трехмерного моделирования без привязки к какой-либо системе. Да, неизбежно привязка к системе будет, т.к. все равно будем педагогировать на базе какой-либо системы. Но изначальная идея здесь - учить общим основам моделирования, которые основаны на принципах мышления человека. А они гласят, что любой сложный объект можно разложить на структуру более простых объектов: сборку на детали; деталь на набор операций; операцию на эскизы; эскиз на набор кривых. И, разложив на составные части, начинаем постигать взаимосвязи и его устройство. Здесь можно увидеть, что учим определенному образу мышления.

А. Виноградов: Интересный вопрос. Ранее, я полагал, что «курс молодого бойца» необходим, т.к. легкие системы позволят меньше времени тратить на изучение инструмента, а больше на предметную деятельность. В настоящее время, ситуация существенно изменилась: 1) Значительно выросла компьютерная грамотность абитуриентов. Ликбез больше не нужен. Все 100% студентов владеют мышью, клавиатурой и понимают, что такое кнопка на экране. Все видели 3D графику. 2) Интерфейсы средних CAD (как SolidWorks, так и SolidEdge) стали значительно понятнее, методики обучения улучшились.

В результате, нет какого-либо отторжения. 3D моделирование студентами усваивается лучше, чем проективная геометрия.

Поэтому, на мой взгляд, вопрос смещается в область потребностей рынка труда. Дело в том, что человек, освоивший проектную работу в стиле средних и тяжелых систем, с большим трудом переходит на легкие. Задача же высшей школы подготовить востребованного специалиста, который сам будет адаптироваться к различным условиям. Востребованность легких CAD на рынке говорит о необходимости и таких навыков.

А. Васильев: На данный момент практически уже без разницы. Интерфейс и базовые подходы отличаются не слишком. Оба варианта имеют свои плюсы и минусы.

Случай поэтапного изменения программ, подходит для тех случаев когда студентов изначально готовят под несколько систем, например чтобы было проще с дальнейшим трудоустройством.

У нас на кафедре исторически сложилось, что на младших курсах идет SolidWorks, на старших Pro/E. В последние пару лет, пытаемся осилить NX, но пока в рамках курсовых дипломных.

В. Малюх: Я убежден, что начинать нужно обязательно с простых систем, возможно, это нужно делать еще в школе. В мои школьные годы был даже такой предмет «Черчение», вот его (может быть факультативно) стоило бы реинкарнировать в виде «Компьютерной графики», на базе простых пакетов типа SketchUp. В вузе я бы тоже не бросал студентов в первом же семестре на амбразуры SolidWorks, Inventror и, тем более, NX и CATIA. Первый-второй семестр вполне можно обойтись системами попроще – Rhino 3D, Space Claim, КОМПАС-LT, для 2D – AutoCAD LT или его клоны, тем более, что их нынче в достатке.

2. Нужно ли давать студентам теоретический курс, разъясняющий основы устройства САПР, виды обеспечения, классификацию и т.д. и т.п., или достаточно практического освоения приемов работы в конкретных системах?

В. Талапов: Теоретический курс давать надо. Объем и время такого курса зависят от специальности и специализации студентов. Но в любом случае у них должно быть общее понимание, что речь идет о системе, а не о конкретной программе. Завтра программа может измениться, а система останется.

А. Щеляев: Здесь хорошо бы определиться с терминологией. САПР или CAD? Первое понятие всеобъемлющее и специфичное для каждой отрасли. В итоге получится некий а-ля фундаментальный курс, который будет проблематично применить в практике и годится больше для теоретического интереса отдельных специальностей.

Если CAD, то здесь, на мой взгляд, нужно прежде всего показать студентам, что за красивой картинкой на экране стоит конкретная математика со своими особенностями. Про эти особенности желательно знать, т.к. в настоящее время у нас в стране набирает обороты интерес к дисциплине контроль качества геометрии, которая на западе местами уже давно является рутиной. И в рамках этой дисциплины очень полезно знать внутреннее устройство геометрического ядра, особенности хранения данных, особенности описания геометрических примитивов и топологии. И как все это объединяется с теми инструментами геометрического моделирования, которые имеются в CAD-системе. Т.к. учеба нацелена на то, чтобы студент как можно реже приходил к ошибочному решению, то знать природу появления ошибок важно.

А. Виноградов: Такой курс необходим. Современные облегченные интерфейсы приводят к тому, что студенты перестают адекватно воспринимать компьютерную модель. Они настолько отождествляют ее с реальностью, что ничего не могут сделать, когда отличия проявляются. Знания о САПР, как системе, о видах обеспечения и их необходимости (особенно организационного и методического обеспечения) им просто взять не откуда. В то же время, студентов, особенно второго уровня, мы обязаны готовить, как потенциальных руководителей коллективов. Более того, такой курс должен быть шире САПР и давать представление о всех информационных системах предприятия и, особенно, непосредственно касающиеся работы инженера. Этот курс может быть продолжением курса «Информатика», развитие его раздела «Прикладное программное обеспечение».

А. Васильев: 2. и 3. во многом пересекаются, потому отвечу совместно.

Для этого САПР должен сопровождать все основные дисциплины (Детали машин, Сопромат, ТММ, Начертательную геометрию и инженерную графику) для увеличения практического опыта, но и необходимо, чтобы был отдельный предмет, в котором хотя бы рассказывается о том, что сейчас делается в мире.

Предпосылка: В данный момент на наших предприятиях с системами автоматизированного проектирования очень плохо. Если CAD часто есть, CAM/CAPP тоже не редко, то с CAE, RE, и многими другими триграммами гораздо хуже. Нет не только понимания, что это нужно, но и знания что это вообще есть. Для того чтобы сейчас перебороть эту систему выпускаемые специалисты должны быть не только хорошими в конкретном направлении, но и знать много чего около.

У нас такая информация дается на первом курсе в рамках предмета «Введение в специальность» (обзорно) и дисциплины «Основы автоматизированного проектирования» весна третьего курса. К третьему курсу студенты уже достаточно много видели геом. моделирования, обычно успели «увидеть» CAE и написать первые макросы под SW. Стараемся чтобы задания были совместными. Часть заданий одновременно выполняются в рамках дисциплин фундаментальных и сапровских. Задания по теормеху на определение масс.инерционных характеристик, курсовик по ТММ, курсовик по ДМ, выполняются совместно с SW. Задачи решаемые в рамках теории упругости, теории колебаний и численных методов паралельно выполняются в Maple и CosmosWorks.

В. Малюх: Ну, собственно, моя книжка «Введение в современные САПР» является ответом – да, безусловно, нужно систематично объяснять, что такое САПР вообще, какие они бывают, как и почему так, устроены. Нужно с ранних лет прививать понимание, что САПР – это не только CAD, не только геометрическое моделирование и черчение, но и CAM/CAE/PDM и т.д и т.п. Я читаю подобный курс студентам – будущим разработчикам ПО, для них это уместно на старших курсах, а будущим инженерам, полагаю, целесообразно дать такой курс уже во 2-м или 3-м семестрах.

3. Нужен ли отдельный курс, посвященный именно САПР, либо – не будет ли целесообразнее и эффективнее ввести САПР как сквозную дисциплину, в рамках общеинженерных курсов, таких как «Детали Машин», «Теория машин и механизмов», «Сопромат», возможно даже «Теоретическая механика» и курсовых работ по специальностям?

В. Талапов: Можно и так, и так. Но сквозной курс, мне кажется, лучше - его отдельные разделы будут встречаться студентами с большим пониманием. Вообще, чем больше взаимосвязаны курсы, тем лучше.

А. Щеляев: Что же имеется в виду под САПР? :)

Видимо все-таки CAD. То бишь система геометрического моделирования. Конечно же будет эффективно ввести в учебный курс применения современного инструмента. Хотя бы на том основании, что это будет официально узаконено и изменены учебные программы под это. Ибо сейчас все зиждется на энтузиазме самих студентов, которые же в итоге от этого и справедливо страдают. Идеальным бы вариантом была ситуация, когда при помощи CAD системы закрепляются недавно полученные знания.

Например, те же производные из курса матана! Дал задание по сопряжению двух кривых и объясняешь наглядно, в чем отличие.

Или выполнил по ТММ задание и потом его повторил уже в CAD-системе. Т.к. CAD-система является элементом инструментария математического моделирования, то необходимо закладывать основу для ее грамотного использования. Те «рукопашные» методики, что описаны в методичках каждого ВУЗа в современную эру «plug-n-play» позволяют провести предварительный быстрый черновой расчет, чтобы последующую трудоемкую задачу математического моделирования решать наиболее кратчайшим путем.

Это хорошая проверенная практика и нужно смотреть на это именно в таком контексте – не зачеркивать старое, а использовать то, что наиболее подходит к решению конкретной задачи, и чтобы имеющиеся в арсенале средства дополняли друг друга.

А. Виноградов: См. п.2. Все эти дисциплины поддержат и разовьют практические навыки. Концептуальными вопросами и даже практическими приемами на этих дисциплинах заниматься некогда. Хватает проблем самих дисциплин.

В. Малюх: Думаю, что моменту изучения инженерных дисциплин студенты должны иметь определенные практические навыки компьютерного черчения и моделирования и использовать их для выполнения курсовых проектов типа ТММ и «Деталей Машин». Также, очень желательно, чтобы, например освоение компьютерного моделирования, входило в состав того же сопромата, наряду с классическим содержанием.

4. Насколько сегодня актуально преподавание и обучение приемам проектирования в 2D и на бумаге?

В. Талапов: Черчению (компьютерному) в 2D надо учить на начальной стадии - специалист должен уметь все. Чертить на бумаге - только для того, чтобы студент понял, что на компьютере это делать лучше. Поэтому - только на начальной стадии (1 курс) и немного (времени и так не хватает).

А. Щеляев: Как нас учили в свое время «конструктор мыслит на кончике карандаша». Убежден, что прежде всего учебное заведение должно «прокачивать» мозги студента и учить его ими пользоваться. Я всегда прошу студентов изложить свою идею на бумаге, проговорить все особенности и только потом допускаю к созданию трехмерной модели. Если нет понимания в голове, то дальше будет только хуже. С этой стороны я за старые методики. Кроме того, за «карандашом и ластиком» отрабатывается навык усидчивости и терпения. Грамотный специалист всегда был силен пятой точкой. ;)

С другой стороны: если посмотреть на первые два года обучения, то в его рамках есть целая гамма предметов, которые, по сути, прививают студенту навыки осмысленного пространственного мышления. Это Инженерная графика, Начертательная геометрия и Линейная алгебра с аналитической геометрией. В рамках курса «инженерки» мы честно вертим в голове детали и сборки. Но может случиться так, что мы от природы не обладаем развитым пространственным мышлением. Тогда на помощь приходит «начерталка», где особо не вникая в пространство, соблюдая набор правил, можно решать множество геометрических задач. Замыкает эту тройку аналитическая геометрия, где нам объяснят, что цилиндр, пересекший плоскость, создаст линию пересечения в виде двух прямых, окружности или эллипса. В итоге студент получает в свое распоряжение целый арсенал инструментов для мысленной работы с геометрией. Но ведь можно и сразу начать рисовать в 3D, и тогда пространственное мышление очень просто «прокачать» за не очень долгий срок.

А. Виноградов: Проектирование 2D - это вопрос к бизнесу, а не к ВУЗам. Мое мнение. На предприятиях вовсю чертят в 2D. Выходная документация в 2D на бумаге будет востребована еще очень долго, если не всегда. Учитывая это и то, что 2D - это основа 3D - начинать нужно с 2D построений и делать чертежи.

С бумагой вопрос отдельный. По-моему инженер должен уметь набросать эскиз. Это обычное дело на стадии проектирования, прикидок, когда совершенно не ясно, что нужно. Электронная бумага, пока, до нужной кондиции не дошла. Дойдет - эскизы будут делать на ней.

А. Васильев: Актуально. В бумаге исправления вносятся тяжелее, поэтому если студент выполняет (а не покупает) работу на бумаге это во многом его дисциплинирует. Часть заданий должны быть бумажными. Задания по фундаментальным знаниям. Как только народ осиливает, он с радостью и толком (причем гораздо большими, чем если бумаги вообще не будет) перейдет на более современные методы.

Кроме того, многие методы стандартные методы проектирования устройств (например, гидравлику) проще изначально разрабатывать в 2D, чем в 3D. Другое дело, что тут, как и в архитектуре с их BIM, необходима корректная связь между «упрощенными» вариантами проектирования в основе которых лежит 2D и эмпирические формулы, и трехмерным проектом с уточненными расчетами с помощью тех же современных CAE.

В. Малюх: Наверное, в объеме семестра – будет и полезно и достаточно почертить и на бумаге. Чтобы было затем понятнее, что именно автоматизируют САПР, а что делается самим человеком. Также, для последующего понимания, в чем разница между электронной моделью и чертежом.

5. Нужно ли давать студентам свободу выбора САПР, в которой они будут выполнять свои самостоятельные курсовые работы, или нужно регламентировать использование САПР по выбору ВУЗа или кафедр?

В. Талапов: Студент должен глубоко овладеть изучаемой программой. Поэтому лучше свободы не давать (даже если он уже что-то другое хорошо знает), тогда глубоко изучит то, что надо. На выполнение дипломной работы можно давать свободу.

Но в этом правиле всегда могут быть исключения. Например, студент давно и параллельно с учебой где-то работает в чем-то конкретном. Тогда целесообразнее пойти навстречу.

А. Щеляев: На практике этот вопрос лежит вне компетенции студента, т.к. завязан на формирование учебных планов, необходимость поддерживать мультбрендовый парк CAD-систем и т.д. и т.п. Завтра студент принесет файл на проверку, выполненный в какой-нибудь новой системе и никто не сможет ему помочь. На практике студенты работают в том, в чем их учат, и в этом вопросе, на мой взгляд, плюрализм мнений не к месту, как и в вопросе чем оснащать прочие лаборатории. :)

А. Виноградов: Выбор студента - только в пределах возможности обеспечить его ВУЗом. Вообще, выбирать и согласовывать должна выпускающая кафедра. Отклонения у студентов могут носить индивидуальный характер. Массовые отклонения возможны при наличии заказа на подготовку. С согласия студента.

Разнобой же приведет к неоправданной загрузке преподавателей, усложнению обмена опытом между студентами.

А. Васильев: Такая свобода в общем случае резко портит учебный процесс в его классическом понимании. Она порождает большое количество проблем с формализацией оценки, проверке выполнения, консультациях, и многих других моментов. В то же время отсутствие свободы выбора тоже не всегда хорошо. Также есть вопросы - даются ли САПР в рамках учебного процесса или изучаются самими студентами на свой страх и риск.

Если конкретные САПР изучаются в рамках учебного процесса, то более подходящим вариантом, наверное, является назначение кафедрой системы из уже изученных в учебном процессе, плюс поощрение, если студент все это задание, или часть выполнил в дополнительной системе. В этом случае система может быть любая на выбор студента.

Во втором случае, вопрос требований конкретных САПР является просто глупым. Если студент изучает нечто вне программы, чисто из собственного интереса, когда это не требуется и не поощряется, то он сам и определяет в чем ему работать.

В. Малюх: На младших-средних курсах, думаю, что решение должно быть унифицированным. На старших курсах и, тем более, при выполнении дипломной работы можно и нужно предоставить определенный выбор, обусловленный спецификой заданий, требованиями предприятий.

6. Насколько вам предоставляется возможным организация коллективных студенческих проектов, хотя бы на старших курсах?

В. Талапов: Коллективные проекты - возможно (уже делалось и делается), нужно и полезно (учит студентов коллективной работе и ее особенностям, чего в обычном индивидуальном подходе они не получают). Надо делать обязательно. Но не всех на один проект, а небольшими группами. Мы это делаем, в том числе и дипломах, по 2-3 работы в год (это 10%). Исполнители идут на комплексную работу осознано, проблем нет.

А. Щеляев: Это прямо завязано на возможности руководителя проекта. Если не будет слаженного контроля над работой группы, то сроки выполнения растягиваются и, в итоге, или задание не выполняется или на защиту проекты выставляется посредственность.Среди моих наблюдений есть разные примеры как успешные так и не очень.

Из наиболее наглядных и ярких хотел бы отметить совместную защиту дипломного проекта по теме вертикально-взлетающего палубного истребителя, выполненного под руководством проректора МАИ Куприкова Михаила Юрьевича (в те годы доцента кафедры Проектирования самолетов). Кстати, одним из исполнителей был Артем Аведьян, еще недавно один из ведущих менеджеров компании Дассо Систем. Благодаря изначальному пониманию руководителем сути проекта работа была выполнена в срок и оценена комиссией на отлично (Олег Сергеевич Самойлович, будучи заведующим кафедры, лично возглавлял комиссию).

А. Виноградов: Нужны студенческие КБ. С реальными задачами. Тогда - возможно. Иначе - серьезные проблемы с исполнительской дисциплиной. Но, даже в этом случае, это не массовый, а индивидуальный подход. Пока нет крупного постоянного потребителя кадров, многие студенты просто получают общее образование. Их невозможно замотивировать настолько, чтобы они делали работу по проекту регулярно и к сроку.

А. Васильев: Это делать можно и нужно, хотя задача не из простых. Необходимы нормальные средства по разделению ответственности между теми, кто выполняет совместный проект. Потому как часто в группе работают отнюдь не все. Плюс это гораздо большая нагрузка на преподавателя.

В принципе у нас на кафедре с принципами командной работы студенты знакомятся в рамках курса «Объектно-ориентированного проектирования» в осеннем семестре второго курса. Это называется «Игровое проектирование». Далее в рамках курсовых стараемся не только поощрять совместную работу, но и некоторыми вещами обязывать. При выполнении курсового по «Деталям машин» которое идет параллельно с "основами параметризации" студенты обмениваются зубчатыми колесами. При сдаче экзамена по параметризации задание выдается на двух человек, их задача разделить задание на двоих, сделать свои детали по отдельности, а потом каждому сделать сборку. К этому их готовят с начала семестра, но экзамен все равно проходит под аккомпанемент ругательств.

В. Малюх: на старших, преддипломных курсах – просто обязательно, опыт коллективной работы необходим, трудно представить настоящую инженерную практику в одиночку. В идеале, конечно, организация студенческих КБ с реальными проектами, либо – ранняя стажировка на предприятиях.

7. Имеет ли смысл организовывать хранение, архивирование, контроль выполнения студентами курсовых и дипломных проектов с использованием PDM-систем на уровне факультетов и кафедр?

В. Талапов: Думаю, это имеет смысл только по одной причине - научить этому студентов. Наш опыт показывает, что польза от старых проектов - только для истории и педагогики (рассказываешь на конкретных примерах, какие раньше студенты были умные, чтобы стимулировать нынешних на еще более высокий уровень работы).

А. Щеляев: Если это облегчит бюрократию, то да. Вкупе с теми технологиями виртуализации, что сегодня доступны становится возможной концепция предоставлению учащимся широкого перечня услуг. Например, после поступления в учебное заведение, студенту заводится виртуальная машина, которая в течении всех лет обучения видоизменяется по своему содержимому. В соответствии с текущим учебным планом студенту предоставляются те или иные инструменты для выполнения учебных работ. А после окончания учебы данная виртуальная среда растворяется в никуда, откуда и пришла.

А. Виноградов: Это было бы замечательно! Сложности:

1) Отсутствие квалифицированных кадров (и средств на их оплату) по обслуживанию таких систем. Персонал, который обслуживает терминальные классы и поддерживает функционирование отдельных рабочих мест - не справляется.

2) Отсутствие понимания у руководства факультетов и кафедр отличия системы от отдельных мест.

3) Повышенные требования к надежности аппаратного обеспечения вступают в противоречие с действующей системой закупок.

4) Необходима увязка с действующими информационными системами уровня ВУЗа (это, скорее, задача второго этапа).

А. Васильев: Да. Да. Да. На уровне кафедр точно. Причем с младших курсов. Также как и электронная почта, чтобы люди привыкали с ранних этапов к правильной линии поведения. Это может внедряться даже без CAD, еще на информатике, основах программирования. Тогда к старшим курсам, у них уже будет достаточно опыта, для самостоятельной коллективной работы.

Насчет факультетов. С одной стороны точно также. С другой, то, что группы принадлежат одному факультету не всегда значит, что они занимаются смежными задачами, и очень часто не слишком дружат между собой. В случае PDM уровнем выше кафедры, возможны организационные проблемы, связанные с авторством, с оценками и пр. То, что PDM имеет возможность отслеживать эти связи, на деле в ВУЗах не всегда решает подобные вопросы. Кроме того разные кафедры часто используют разный набор. В данный момент у нас это организовано грубо. Через доменную систему и службы google. Надеемся осилить Teamcenter.

В. Малюх: считаю, что это должно быть просто обязательным. Во-первых, это дисциплинирует, упрощает контроль за ходом выполнения заданий. Во-вторых это дает практический опыт использования PDM, прививает определенную техническую культуру, которую выпускники затем принесут на предприятия – известно, что пока внедрение PDM представляет собой довольно хаотичный процесс и происходит со скрипом.

Что-то еще, что мы упустили?

А. Виноградов: Проблема лицензирования ПО. В общем - все складывается хорошо. Наконец-то требования наличия лицензионного ПО прописано в государственных стандартах и без лицензий ВУЗ не пройдет аккредитацию. У нас лицензии есть, сопровождение есть, но и проблемы тоже есть.

1) Самая трудноразрешимая. Заочное обучение. Все лицензии действуют в пределах 50-мильной зоны вокруг вуза. Что тут делать? Переходить на бесплатное ПО? Есть интересные Российские продукты, но там несовместимость с их же коммерческой версией, которая, естественно, действует в самом ВУЗе. Все решаемо, но обмен опытом - не повредит.

2) Работа студента дома. Тут несколько проще. Возможны разные подходы. Начиная от «дома нужно отдыхать» и заканчивая выдачей персональных студенческих лицензий с регистрацией и т.п.

3) Значительная часть вузовских лицензий базируется на серверах, на которых она привязывается к оборудованию сервера (к его сетевой карте, обычно). И та от каждого программного продукта. Не только САПР. Возникают конфликты в ПО и маршрутизации. Но это еще ничего, а вот когда сгорает сетевая карта! Срок получения нового лицензионного файла 1-2 МЕСЯЦА! В прошлом году у нас сгорел сервер лицензий в конце декабря...

А. Васильев: Единственное что тут не отражено, так это широта понятия САПР и специфики специальностей, кафедр и регионов.

По САПР те же математические пакеты можно успешно использовать как эффективные средства автоматизации проектирования, как и многое другое ПО.

Конструкторские общемашиностроительные специальности, технологические, химические и многие другие имеют свои специфики. Например Химикам не так важны все эти CAD, зато без SCADA никуда. Технологам мех.обработки не нужны большие сборки, и так далее.

Почему речь идет о важности специфики: если конструкторская работа хорошо параллелится, то задача разработки техпроцесса уже гораздо хуже. Задачи расчетчиков параллелятся между людьми только если для единой геометрии нужно сделать разные по смыслу расчеты. Распараллелить задачу между студентами технологами, конструкторами, расчетчиками скорее всего не получится, даже при наличии нормального руководителя. Потому как это будут студенты принципиально разных кафедр и даже факультетов, и тут уже идет больше местная политика и подковерная борьба кафедр и факультетов, чем совместная работа студентов.

Расчетчикам от 2D часто нужно только умение читать чертежи, да считать примитивные схемы, конструктору специфических вещей без 2D часто не обойтись. Технолог, при составлении технологических эскизов также опирается на 2D.Конструктора реже связаны с зоопарком CAD, чем те же расчетчики.

Я уже молчу про специальности, в рамках которых учат разрабатывать САПР системы. А ведь такие есть и нужны.

По регионам, такой момент. Если в регионе есть одно-несколько предприятий, на которые исторически ориентировано обучение ВУЗа, то ВУЗ обычно пляшет под дудку предприятия, и что там как хочет это отдельный вопрос.

В. Талапов: Надо создавать студентам стимулы в виде выставок работ, конкурсов и т.п. на различных уровнях, чтобы они могли сравнивать себя с другими, обмениваться опытом и делать выводы. Наш опыт показывает. что это оказывает огромную поддержку обучению.

Комментариев: 41
id 2271     19 октября 2011, 22:42
 инкогнито

Цитата из Владимир Талапов, id 2263:

Быть экспертом в предмете плюс уметь учить.


Ещё ни кому не удавалось опровергнуть принцип "Делай как я!"

Ответить   Цитировать выделенное

id 2273     20 октября 2011, 7:29
 Павел Ишмулкин
Ответ инкогнито

Цитата из инкогнито, id 2262:

Для того чтобы учить нужно самому быть экспертом в предмете обучения. По статистике с этим труднее всего.


Да, НОООООО судьи то кто???

Ответить   Цитировать выделенное

id 2274     20 октября 2011, 10:40
 Владимир Малюх

Цитата из Ишмулкин Павел, id 1156:

Где Вы были Владимир, 20 лет назад? Может у меня меньше было бы проблем=)



20 лет назад я был лишь начинающим сапристом 25 лет от роду   А что касается матана - к концу первого курса студент уже должен знать все, что необходимо для понимания книжки.

Ответить   Цитировать выделенное

id 2284     21 октября 2011, 22:34
 инкогнито

Цитата из Павел Ишмулкин, id 2273:

Да, НОООООО судьи то кто???



В вопросе судейства исходим из принципа: "Кто платит, тот и заказывает музыку". А заказывают кадры с навыками работы в CAD-системах обыкновенно главные конструктора предприятий, соответствующих профилю высшего учебного заведения. Например, если университет научит молодого специалиста нажимать кнопки в КОМПАС и ProE без всякой привязки к собственно специальности, то такое пополнение придется, как минимум доучивать. Если же на предприятии внедрена какая ни будь другая система, то вообще переучивать заново.
В общем, в качестве идеального преподавателя САПР чётко просматривается профессиональный конструктор с большим положительным опытом практического применения CAD-системы. Кстати сказать, этот же человек может быть и тестером, и контрреселлером, и консультантом для IT, и «палочкой-выручалочкой» в масштабах предприятия, и наукой заниматься, а главное – преподавать по специальности своего диплома.
Разумеется, переход действующего конструктора высокого класса на преподавательскую работу это всегда печально, но это не худшее продолжение классических конфликтов серии «ведущий – главный» или «конструктор – управленец».

Ответить   Цитировать выделенное

id 2288     22 октября 2011, 11:26
 Павел Ишмулкин
Ответ инкогнито

... Знаете, на рубеже конца 90, начала 2000 годов Генеральные конструктора авиационных ОКБ,ну и (наверное) главные конструктора автомобильных (основных судостроительных) заводов ЗНАЛИ, что им нужно, в плане - какая платформа и примерно организация проектных работ. А вот все остальные...??? Я могу судить по нашему заводу. Так вот, ни один главный конструктор, ни один главный технолог, ни один главный специалист НЕ ЗНАЮТ КАК ДЕРЖАТЬ В РУКЕ МЫШКУ, а уж тем более им невдомек, что им нужно - Компас или Creo! А главное они не хотят (или не могут) посетить ведущее профильное предприятие в мире и узнать/разузнать/разведать/скоммуниздить/...что еще забыл...как организовано ЭТО у них. Затем осмыслить, а главное определить "сторону арбуза" за которую СНАЧАЛА кусать, потому как весь арбуз не проглотить!
.. Примерно такая ситуация была у нас после войны, когда несколько главных конструкторов проектов возглавили кафедры в политехническом институте...

Ответить   Цитировать выделенное

id 2292     22 октября 2011, 12:18
 инкогнито

Цитата из Павел Ишмулкин, id 2288:

Я могу судить по нашему заводу. Так вот, ни один главный конструктор, ни один главный технолог, ни один главный специалист НЕ ЗНАЮТ КАК ДЕРЖАТЬ В РУКЕ МЫШКУ, а уж тем более им невдомек, что им нужно - Компас или Creo!



Есть такая беда, собственно отсюда зачастуются и рождаются противостояния "ведущий - главный", вернее сказать "конструктор - управленец". Отсюда же идёт и общее технологическое отставание государства, а как с этим бороться? Попробуйте предложить что либо лучшее из доступного ведущему специалисту, кроме правильного обучения следующего поколения специалистов.

Ответить   Цитировать выделенное


Поля, помеченные * обязательны для заполнения

  Имя *

  e-mail

  web

Вы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

Введите
первые 3 символа:

 *

Обновить



    

Комментарии:
15 мая 2011, 0:23
 Lena Talkhina
Как преподаватель, могу добавить: САПР-помощник инженера,университет готовит инженеров,поэтому перед тем,как перейти к изучению системы, необходимо давать базовые знания деталей машин,конструирования и инженерной графики. По опыту могу сказать,что на первом курсе студент использующий, допустим Компас-График, абсолютно неосознанно ставит неуказанные отклонения шероховатости,а на пятом курсе с трудом понимает в чем ошибка(как говорится, привычка-вторая натура, а формирование привычки появляется на первом курсе при решении абстрактных задач),поэтому основное,что должен давать ВУЗ-это теория и только потом решение объектных задач в САПР. По моему мнению САПР-это скозная дисциплина (как упоминалось в одном из вопросов), однако нужна отдельная дисциплина, поясняющая что подразумевается под САПР, дающая классификацию систем,применение ит.п.
Ну и по названию статьи-как учить или как преподавать? Учить можно дома с мануалом в одной руке и интернетом в другой.

Ответить   Цитировать

15 мая 2011, 17:07
 Vasiliev Anton
Владимир, Вас, как человека, который дружит с вендорами ;)
хотелось бы, вот о чем попросить:
Крайне хочется, чтобы была опубликована статья ликбез по отношению Вендоров к ВУЗам.
Многие ВУЗы считают, что САПР не стоит внедрять потому, что это крайне дорого.
Было бы очень неплохо, если бы была сводная статья, или цикл статей, в которых было освещено, как можно получить САПРовское ПО ВУЗам и на каких условиях/ценах. Кто отдает предпочтение точечному внедрению в уч. планы кафедр, кто массированому удару по всему ВУЗу. Какие проводятся конкурсы. Проводятся ли для ВУЗов специализированные тренинги, семинары и пр. Какие внедоры работают непосредственно, какие только через диллеров..
Не все вендоры будут заинтересованы в предоставлении такой информации, но у большинства это есть на оф.сайтах, так что по идее проблем быть не должно.

Также, если промышленность не хочет рассказывать о том, с помощью какого ПО они достигли успеха, то может начать с ВУЗов? Они должны быть более отзывчивы.
Отсюда, также, можно вычленить еще и другую информацию:
1. Отношение ВУЗов к САПРу
2. Отношение отдельных коллективов к САПРу
3. методики преподавания САПРа на разных специальностях
4. Востребованность специалистов конкретных ВУЗов
5. Востребованность в ПО
6. Востребованность специалистов в регионах
7. Какое нужно "железо" для САПРа в ВУЗах
8. Чего не хватает ВУЗовскому образованию
Это базовые моменты. Наверняка можно выжать больше информации ;)

Ответить   Цитировать

16 мая 2011, 16:02
 Lena Talkhina
Ответ Vasiliev Anton

Антон, что мне нравится в ваших комментариях-они всегда осмыслены и четко изложены.
Моменты, которые вы описываете, думаю будут действительно интересны. Имея опыт продаж, помню ощущение непонимания того,что многие ВУЗы не в курсе проводимых мероприятий, однако я проявила инициативу и однажды мы провели только студенческую конференцию, организовав ярмарку вакансий в перерыве (за что получила парочку негативных замечаний от начальства, т.к. работа с ВУЗом имеет нулевую или отрицательную прибыль - очевидный недостаток работы с образовательным учреждением через дилера). Перейдя работать ВУЗ,я поняла другой момент-ВУЗы сами заинтересованы в таких конференциях и всячески содействуют при организации, вот только мосты никак не сведут.

Ответить   Цитировать

16 мая 2011, 19:19
 Vasiliev Anton
Лена спасибо за комплимент. Мне всегда казалось, что пишу сбивчиво.
Справедливости ради стоит отметить, что для нормальных ответов по вышеперечисленным вопросам необходимо провести просто колоссальную работу.
Во первых нужно составить опросник наподобие того, что был у Cyon Research. Причем опросник большой и с учетом специфик.
Во вторых нужно опросить огромное количество людей. (причем и преподавателей, и вендоров, и студентов, и "начальство")
В третьих добиться того, чтобы хотя бы 10я часть опрошенных ответила.
Потом еще придется зерна от плевел отделить. Т.е. "понты" от реальности.
Потом провести разносторонний анализ...

Потом дополнительно сделать интервью с отдельными людьми...
Это просто бешеная по объему работа, даже с точки зрения только организаторской части.

При всем уважении к редакции isicad, я не уверен что даже для них такая задача окажется тривиальной. Тут хотя бы опросить вендоров. Это уже даст полезную пищу для многих умов.

С другой стороны такой масштабный проект даст огромный результат в разных сферах. И будет хорошей рекламой isicad'у. Кроме того, никто не заставляет делать все за один раз. Можно поэтапно.
1. Начать с базового опроса вендоров
2. Взять у вендоров и дилеров координаты ответственных в ВУЗах за внедрение
3. Найти координаты авторов книг по САПР и публикаций в авторитетных журналах по той же тематике
4. Разослать письма по полученным координатам, с предложением поучаствовать в формировании
списка людей для опроса,
опросного листа
и предложением принять участие в опросе, когда он будет готов.
это, так сказать, возможный план минимум на ближайшие полгода. И материал для десятка публикаций.

Но в любом случае это должны делать люди обладающие непререкаемым авторитетом в отрасли типа редакции isicad, CAD/CAM/CAE Observer, САПР и Графика (а может и все вместе). Иначе никто отвечать не будет.

Ответить   Цитировать

17 мая 2011, 12:23
 Vadim
цитата:
"основное,что должен давать ВУЗ-это теория и только потом решение объектных задач в САПР".
еще один реальный случай:
Препод:"Что требуется от наших студентов?"
Представитель рекрутинговой компании: "Хорошая теоретическая подготовка!"

Что же все-таки это за таинственная "теоретическая подготовка"? Знание наизусть учебников высшей математики, сопромата и т.д.?
CAD - рабочий инструмент инженера. Студенты - это инженеры будущего. Никакая зубрежка не позволит научиться конструрованию и пониманию конструкций. Поеэтому необходимое сочетание - практическая и теоретическая подготовка.
Это как у незабвенного доктора Фауста Гёте. С одной стороны - "теория мертва, мой свет, а древо жизни пышно зеленеет", а с другой - "значения духа опыт не покроет". Приобрести "хорошую теоретическую подготовку" можно только в процессе практической деятельности.

Другая сторона медали. Меня всегда удивляет постановка вопроса "Обучение САПР". САПР - не самоцель. Цель - приобретение знаний и умений. Компетенций, если по-новомодному. САПР - инструмент, при помощи которого можно и нужно этому учить. Инженеру будущего - хотя бы современный инструмент проектирования. 3D CAD позволяет "подетально" изучить конструкцию и наглядно продемонстрировать ее работу. По опыту скажу, что студент, создающий свой проект в 2D в подавляющем большинстве случаев просто слепо копирует линии (именно линии, а не конструкцию!) с аналога, не мало не задумываясь об их назначении и происхождении. 3D-CAD сразу заставляет задуматься: "о происхождении вещей".
Вот с чем 100%-но согласен - обучение должно начинаться с простой системы (сам использую SW), не заслоняющей своим интерфейсом изучаемую конструкцию.

Ответить   Цитировать

17 мая 2011, 14:37
 Евгений Ширинян
Все прекрасно, но инженеров от архитекторов отделять надо. Это я пишу, т.к. здесь присутствует Владимир Талапов; или все-таки проблема архитектурного образования в области САПР тут не обсуждается? Если обсуждается, то в момент разработки всеобщей программы модернизации можно взглянуть на опыт зарубежных вузов.
Просто даже из интереса - Гарвард, GSAAP, Architectural Association of London, ETH (Zurich), etc. Не обязательно все брать вслепую. Просто проанализировать.

Ответить   Цитировать

17 мая 2011, 14:45
 Давид Левин
Только что на эту тему опубликована специальная статья В.Талапова "Компьютерное проектирование: чему учить?" http://bit.ly/m0jWR0

Ответить   Цитировать

17 мая 2011, 16:59
 Евгений Ширинян
Прочел ее, перед тем как запостить этот комментарий. наверное туда запощу ссылку из втиттера

Ответить   Цитировать

20 мая 2011, 18:45
 Ишмулкин Павел
... Странно???
Такая животрепещущая, актуальнейшая тема?
Почему-то не продолжается обсуждение?



www.techartcom.chel.ru, www.kbconcept.ru

Ответить   Цитировать

21 мая 2011, 10:04
 Владимир Талапов
Ответ Ишмулкин Павел

На самом деле компьютерным образованием мало кто занимается.

Ответить   Цитировать

23 мая 2011, 14:43
 a_schelyaev
САПР преподавать смысла уже нет, т.к. он себя изжил, не родившись. Нужно показывать студентам общую картину мира, где на облик изделия влияют все, кому не лень. И как учет интересов всех пользователей изделия влияет на формирование структуры разработки, производства, эксплуатации и утилизации. И на каких этапах жизненного цикла владелец денег сливки снимает и еще хочет снять.
Именно на все эти вещи и нацелен тот зоопарк PLM/ERP инструментов, который предлагается на рынке.

Ответить   Цитировать

23 мая 2011, 20:02
 Ишмулкин Павел
Ответ a_schelyaev

Ну вот, сами и ответили.
На мой взгляд, совсем необязательно учить студентов "покнопочно". Дать общую картину, того, что называют "Единым информационным пространством предприятия" включая, и инженерные данные и производственные, как они взаимодействует между собой... Ну а потом, ПО НИСХОДЯЩЕЙ доходить до конкретного места, конкретного инженера, с его задачами, ну соответственно применяемым инструментарием.
Но уж совсем абстрагироваться от конкретных инструментов и методов, наверное не получится?
... Как-то давно давно, я купил в магазине замечательную книжку "Программироване для математиков", авторов по фамилии Зима. Так вот там на обложке, как икона была представлена схема (или формула, уже не помню) ПОШАГОВОЙ ДЕТАЛИЗАЦИИ. Я эту книгу, в части программирования проштудировал, прорешал все пример-задачи, в тетрадке, так как компов еще в помине не было. И с той поры, этот метод я применяю по жизни, для решения всех своих задач, при написании методик проектирования, а самое главное, следуя этому методу я пытаюсь построить общение со своими слушателями.
Вот мы сделали первый шаг - обозначили задачу, сформулировали (на наш взгляд), что же нужно преподавать студентам. Ну наверное нужно выслушать остальных участников обсуждения (по статье), и если придем к единому (относительно) мнению-пониманию, то можно делать следующий шаг детализации. Ну допустим обозначим основные разделы автоматизации инженерных работ.
...Отступление...Пусть меня простят строители и архитекторы, но я предлагаю, для начала ограничиться обсуждением проблем MCAD. Для начала разобьем весь спектр работ на отрасли: (поправлять не возбраняется)
1. Домодельное проектирование, теоретические расчеты, их взаимосвязи с проектными САПР. Применяемые решения, допустим MathCad, MatLab, Simulink, mathematica, ну что там еще?
2. Дизайн - стилистически сложные представления (Автомобили, ТНП, ...) Опять же решаемые задачи, применяемые решения. Здесь я сделаю одно отступление. Дизайн, чисто для представления и дизайн для реализации. Здесь я в обгон предлагаемой логики, делаю еще один шаг детализации.Для представления - это могут быть 3DS Max, Pro Concept и другие системы, работающие с триангулированными представлениями, и по принципу схватил узелок и потянул. Для Реализации - решения для генерации стилистических форм с помощью "поверхностных" инструментов, например Icem, Alias, Image ware,...
3. Рабочее проектирование - Окончательные комплексные КОНСТРУКТОРСКИЕ проекты. Решаемые задачи и решения.
3а. Итерационно, КОНСТРУКТОРСКОЕ САЕ моделирование.

-------Состав изделия---------

4. Технологическая подготовка.
4.1 Технологические процессы.
4.2 Технологическое оснащение.
4.2.1 Заготовки (отливки, поковки)
4.2.1.1 Технологическая подготовка для производства заготовительного ин-та
4.2.1.2 Технологическое САЕ моделирование (Оптимизация Штамповки, литейные процессы)...
Кончаются символы =)

Ответить   Цитировать

24 мая 2011, 4:01
 a_schelyaev
Общая картина мира даст ребятам шанс понять, что им ближе. Хорошо бы после этого Юрьев день устраивать, чтобы народ перешел на нужную ему специальность.

Ответить   Цитировать

24 мая 2011, 19:48
 Павел Ишмулкин
Хотелось бы услышать мнение участников круглого стола о первом шаге детализации. Если все промолчали, значит, либо не интересно, либо все согласны?
На первом шаге, я может быть пропустил какие-то разделы, относящиеся к автоматизированному проектированию (АП), поправьте. Кстати участие в обсуждении Владимира Талапова, категорически не возбраняется =))))
Ну что господа (или товарищи), начнем обсуждение первого этапа АП, а главное, что и в каком объеме давать студентам.
... Небольшое отступление. Я бы попросил высказаться уважаемых участников, вот по какому поводу. На мой взгляд Преподавание АП должно начинаться (или продолжаться) с восстановления в памяти студентов основ математического анализа. (Из практики) приходят выпускники машиностроительных специальностей и я их заставляю вспоминать то, чем заканчивается Начала анализа, а именно - исследованием функции (область определения, множество значений, интервалы возрастания и убывания, монотонность и непрерывность...) Заканчиваю, уже ставшей "классической" картинкой "овал против эллипса". За все время мне попался, ТОЛЬКО ОДИН вчерашний студент, который без суеты ответил, что такое геометрический смысл первой и второй производной???
... К чему я это, а к тому, что зачастую, в наших политехнических институтах, математику преподают в ЖЕСТОЧАЙШЕМ отрыве от реальных представлений, для чего же она нужна...
Вот мое первое предложение - ввести дополнительный семестр, для преподавания основ расчетов, с применением математических CAD. И еще, мне думается, было бы неплохо, если на этом курсе студентам покажут математическое представление NURBS (сплайны de Boore), ну и конечно же математическое представление автомобильной кривой Bezier.
И чтобы студенты порисовали в мат.пакетах эти кривые.
(Уже из истории) Когда я в году, эдак в 1990 привез в ЦАГИ, тогда еще досочную версию MathCad v2.6, то Владимир Зорин, "тихо поел рыбного супу". Когда без программирования на С++, он увидел на экране свои НОВЫЕ формулы представления Безье....
Если я некорректно выразился, прошу меня поправить.

Ответить   Цитировать

24 мая 2011, 23:55
 Владимир Талапов
Ответ Павел Ишмулкин

Павел, напишите это все в виде статьи - тогда восприниматься будет лучше и цельнее.

Конечно, преподавание САПР для архитекторов имеет особенности, но я внимательно все читаю и скоро выскажусь (сейчас текущие дела сильно навалились)

Ответить   Цитировать

26 мая 2011, 18:53
 Павел Ишмулкин
Наверное я сказал, чего-то лишнего, если никто не отвечает?

Ответить   Цитировать

27 мая 2011, 2:53
 a_schelyaev
Цитата из Павел Ишмулкин
На мой взгляд Преподавание АП должно начинаться (или продолжаться) с восстановления в памяти студентов основ математического анализа.


Вы поднимаете фундаментальную проблему современного образования, которая не зависит от дисциплины. Сами же знаете, что сегодня, когда система завязана на количество выпустившихся относительно поступивших, все ВУЗы боятся отчислять студентов там, где раньше не задумываясь это делали. Соответственно, некоторая мотивации учиться пропадает. Это одна из проблем современной системы образования, и я ее упомянул, чтобы всем стало понятно, что дело тут не в САПРе.
 

Вот мое первое предложение - ввести дополнительный семестр, для преподавания основ расчетов, с применением математических CAD. И еще, мне думается, было бы неплохо, если на этом курсе студентам покажут математическое представление NURBS (сплайны de Boore), ну и конечно же математическое представление автомобильной кривой Bezier.


Вы привели лишь один пример с производной. Ради этого не стоит затевать целый дополнительный курс. Перед тем как я начинаю рассказывать студентам как сопрягать поверхности по одной кромке и выкладывать всю кухню по G0 G1 G2 и выше, то я говорю, что "настал тот радостный момент, когда вы на практике увидите, что производные это не пустой звук". Обычно аудитория радостно и удивленно улюлюкает.
 

Не в пирогах счастье, товарищи. Особенностью современного образования, что студентов пичкают информцией, назначение которой им не раскрывают. А когда непонятно зачем это все нужно, то создается впечатление, что все это огалделое ретро, преподаваемое непонятно кем. Из свое практики скажу, что когда я на 3-4 курсах МАИ был привлечен к работам по воздухозаборнику, то потом на курсе Гидравлики все, что мне рассказывали, воспринимал как родной язык.

Т.е. студенты изначально не верят, что все это нужно.
А вопросы ВЕРЫ, товарищи, решаются не введением отдельных курсов по кривым господина Безье или поверхностям камрада Кунца. Вопросы ВЕРЫ это уже отдельная песня.

Или Фомам доказываем все сразу, т.е. реализуем принцип обучения "мастер и подмастерье", или думаем, как сделать так, чтобы молодешь приходила в ВУЗ за знаниями, а не чтобы себя показать в стиле "кому это надо?".
;)

Ответить   Цитировать

28 мая 2011, 5:51
 Владимир Талапов
При корректировке (даже радикальной перестройке) курсов компьютерного проектирования надо помнить о двух непременных условиях:

1. Мы находимся в жестко ограниченных временных рамках. Никто дополнительных часов на наши предметы не даст. Их не хватает, но не хватает всем, а не только нам. Государство даже сокращает их количество, переводя образование с 5 лет на 4 года. Значит, надо совершенствовать курсы в отведенном объеме.

2. На "входе" мы получаем студентов с "нулевым" знанием САПР, а на "выходе" результат должен быть все лучше и лучше!

Вот и думайте...

Ответить   Цитировать

28 мая 2011, 13:10
 Павел Ишмулкин
Ответ a_schelyaev


По поводу "... одних только производных"... Отнюдь!
А Детали машин, а ТММ - "Домодельное проектирование" ???
А все спец. курсы по выпускающим кафедрам???. Я Вам просто напомню, что на всех этих дисциплинах в курсовых проектах, присутствует расчетная часть, которую было бы неплохо выполнить по определенной методике (НЕ ПЕЧАТНОЙ, как Вы говорите ретро), а на "листах" Математических пакетов.
... По поводу NURBS и Bezier - ??? ...Я не призываю "топить печки дровами в городских квартирах" и программировать в двоичных кодах, как это делали наш предшественники, но показать математический аппарат СОВРЕМЕННОГО представления кривых и поверхностей, было бы неплохо. И это не касается того ГАРНИЛА, через которое должны пройти настоящие, закаленные студенты. Они и так научились "обходить" трудности "по легкому".
... Как говаривал (с пренебрежением)один мой незабвенный преподаватель по Мат. анализу: " Я владею, примерно полутора тысячами, способами нахождения пределов, но вам этого не надо".
... Теперь, по поводу недостатка времени (учебных часов) и ресурсов на введение новых дисциплин ("Основы расчетов, с применением математических CAD") в учебные планы. На мой взгляд такие предметы не могут рассматриваться, как дополнительные курсы, я их рассматриваю, как ОСНОВНЫЕ, да при том и очень запаздавшие!!!! ЭТО ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ. Если хотите, то применение INNOVATION в учебном процессе.
...Ведь чертят, сейчас, студенты в Компасе, а было время, когда я был готов выполнить свой дипломный проект в AutoCad, но мне не разрешили. Хотя справедливости ради замечу, что один мой знакомый, преподающий в Бостонском университете, посетовал на то, что MatLab ему тоже пришлось изучать самостоятельно!
Но зато другой мой знакомый, преподающий на кафедре "Проектирование машин", сам "перекроил" учебные планы, и нашел место для тех тем, которые считает нужными. =)))))
... По поводу того, кого я получаю "на выходе"? Пока, к сожалению, в лучшем случае, "Хороших ребят", с кем можно учиться АВТОМАТИЗИРОВАННОМУ ПРОЕКТИРОВАНИЮ. Это не плевок в чью-то сторону, упаси боже, но это факт!!! =((((
... Уважаемые участники "позволят" -))) мне ответить на вопросы, поставленные в обсуждении?

Ответить   Цитировать

28 мая 2011, 13:32
 Владимир Талапов
Ответ Павел Ишмулкин

Конечно, и даже желательно!

Ответить   Цитировать

28 мая 2011, 14:50
 a_schelyaev
Цитата из Павел Ишмулкин
А все спец. курсы по выпускающим кафедрам???.


Ну это очень абстрактное предложение.
Например, мой спецкурс фактически был посвящен разработке истребителя МиГ-29 как инструмента ближнего воздушного боя.
По Детмашу - хоть я в свое время и нарисовал вертолетный редуктор полностью в 3Д, но суть КП была же не в нем, а в том чтобы научиться проектировать изделие подобного класса.
ТММ тоже вещь в себе, точнее на миллиметровке.
 
Где тут "САПР"?
Тут нужна конкретика.


Я Вам просто напомню, что на всех этих дисциплинах в курсовых проектах, присутствует расчетная часть, которую было бы неплохо выполнить по определенной методике (НЕ ПЕЧАТНОЙ, как Вы говорите ретро), а на "листах" Математических пакетов....


Да и так все уже работают в Экселе или Маткаде. Это уже не самоцель, а СРЕДСТВО выполнения задания. Никто же не будет предлагать сделать курс по калькулятору и логарифмической линейке?   Хотя на первом курсе нас учили работать в Ворде и Экселе.

По поводу NURBS и Bezier - ???


Ну, а как конкретно вы предлагаете?
Сперва это дается в курсе матана. Потом 90% студентов это забывают и потом на каждой дисциплине мы им это будем повторять?
Подчеркиваю, ключевая мысль здесь - 90% студентов это забывают. Если информация пустая, то он выходит из другого уха. А если за информацией стоит практический смысл, то причино-следственная связь оседает в голове.
 


ЭТО ТРЕБОВАНИЕ ВРЕМЕНИ. Если хотите, то применение INNOVATION в учебном процессе....


Под дополнительным я имел в виду дополнительные к существующим. Т.е. расширение учебного курса.
Т.е. мы не успеваем проконтролировать имеющееся, и хотим еще сверху нагрузить.

Ведь чертят, сейчас, студенты в Компасе, а было время, когда я был готов выполнить свой дипломный проект в AutoCad, но мне не разрешили.


Давайте о чем-то конкертном писать. Если речь идет про автоматизацию рутины чертежно-графических работ, то это все уже есть и без каких-либо инноваций в процессе обучения.
Если речь идет о расчетах, то это тоже решено - Ексель, Маткад и т.п.
Мы то тут о чем?
 

Я предлагаю отделить мух от котлет и взглянуть на учебный процесс следующим образом:
- обучение основной дисциплине, знания которой будут актуальны независимо от прикладных инструментов (например проектирование самолета или паровой турбины);
- обучение инструментам автоматизации конструкторских работ.

Ответить   Цитировать

28 мая 2011, 22:50
 Павел Ишмулкин
Ответ a_schelyaev


... Мда...
...Александр, если не трудно, не могли бы Вы показать мне пример расчетной части любого курсового проекта, выполненной в MathCad. Наверное, я просто отстал от жизни...
И если это не Государственная тайна, то примерный перечень изучаемых дисциплин на вашей кафедре, или факультете. Ну и конечно же, где присутствует, либо изучение, либо применение САПР.
... Знаете, по поводу логарифмической линейки, ну так можно сказать, что и математика тоже средство, а не самоцель, конечно если вы не являетесь студентом механико-математического факультета университета.
И я с Вами соглашусь, что очень трудно оставить в голове абстрактное знание.
Именно поэтому, я считаю НЕОБХОДИМЫМ, чтобы завершение, изучения ,именно, курса математики завершалось математическим моделированием, или основами расчетов, с применением математических САПР'ов. Опять же применительно к выпускающим кафедрам. Если вы учите проектировать самолеты, то наверное решение задач аэромеханики, ну и т.д.
Цитата
"Если речь идет про автоматизацию рутины чертежно-графических работ" - об этом речь ВООБЩЕ ВООБЩЕ ВООБЩЕ не идет!!!!
Речь может идти о таких вещах, как нисходящее проектирование, механизмах "мягкой" (по требованию) и "жесткой" параметризации, о внешних связях с управляющей структурой (Skeleton'ом), о подвижных Skeleton'ах (Как раз для изучения ТММ, или при изучении)... Вы можете дополнить.
Хотя, я думаю, преподаватели ТММ, вряд ли слышали о подвижных скелетонах, о том, что можно снимать с механизма все кинематические и динамические характеристики. Про оптимизацию ... а может я ошибаюсь (смайлик улыбается).
Но я предлагаю, все-таки вернуться к ПОШАГОВОМУ обсуждению проблем, того что и как нужно преподавать студентам.

Ответить   Цитировать

28 мая 2011, 23:43
 Павел Ишмулкин
Здесь я позволю себе высказать свою точку зрения по первому вопросу обсуждения.
Учить, конечно же, надо от простого к сложному, но все-таки в одной системе, принятой на выпускающей кафедре.
Сейчас не существует проблем с интерфейсом в High End системах, более того он достаточно унифицирован (влияние Windows). И в скетчерах, образмеривание, наложение ограничений, применение уравнений, для связи параметров, примерно ОДИНАКОВОЕ.
А если для студентов аэрокосмических специальностей возникают проблемы с интерфейсом тяжелых систем, то они ошиблись дверью.
Наверное многие выпускающие кафедры ориентированы на конкретные предприятия отрасли. Так сложилось исторически, что большинство наших политехов организовывались под конкретные предприятия и ОКБ (в основном оборонные). И ориентация при выборе платформы ДОЛЖНА учитывать специфику таких предприятий.
... Когда я открыл, в первый раз CATIA v5, то у меня не возникло проблем со скетчером и с основными операциями построения геометрии.
Да, согласен с тем, что PRO/E v20 имел, мягко говоря, трудный для понимания интерфейс. Но с той поры, слава богу, прошло много лет. И сейчас PRO E Wildfire v5 имеет, вполне современный интерфейс.
А вот выгода от того, что студенты, от начала до конца "живут" в одной среде - НЕСОМНЕННАЯ и ОЧЕВИДНАЯ!
... Система преподавания от "фирмачей", мне очень импонирует. И я ее стараюсь использовать в обучении, практически без изменений. Основы -> углубленное моделирование -> сборки -> углубленные сборки -> чертежи, а дальше специализированные приложения. А главное эта система подходит, как для младших студентов, так и для выпускников!!!
Но вот для меня вопрос - это обсуждение для того, чтобы поговорить о "наболевшем" или попытка выработать какие-то направления для УЛУЧШЕНИЯ ситуации в этой сфере?

Ответить   Цитировать

29 мая 2011, 6:34
 Владимир Талапов
Цитата из Павел Ишмулкин
Но вот для меня вопрос - это обсуждение для того, чтобы поговорить о "наболевшем" или попытка выработать какие-то направления для УЛУЧШЕНИЯ ситуации в этой сфере?


Думаю, что отвечу за всех - и то, и другое!

Ответить   Цитировать

30 мая 2011, 19:46
 a_schelyaev
Цитата из Павел Ишмулкин
... Мда...
...не могли бы Вы показать мне пример расчетной части любого курсового проекта, выполненной в MathCad. ...


Павел, в мою бытность студентом сам сделал пару курсачей в Маткаде и даже свой диплом сделал в нем. Но в итоге мою маткадовскую распечатку завернули, т.к. синтаксис не соответствовал требованиям к диплому ("что это у вас за двоеточие у знака равенства и почему единицы измерения не в квадратных кавычках?")
Пришлось все переколачивать в Ворде.
 
Поэтому местами все делали в Экселе, т.к. это удобнее с точки зрения конечного оформления в Ворде.
Курсач по Динамике полета был сделан в Маткаде. Расчетные задания по конструированию - в Экселе.
Кроме того, приходилось учитывать интересы братьев по учебе - не все шарили в Маткаде, но все понимали Эксель.
Делиться было проще.
 
Проектирование стойки шасси и диаграммы обжатия пневматика - Маткад.
Кинематическая схема стойки - чертилка в Солиде. Ее обвязка и конструирование, тоже там. Я не могу сказать, что это было нормой жизни для всех, но определенный костяк так работал.
При случае закину вам свою часть диплома.
Если говорить про смежный поток кафедры Динамика полета, то там без Симулинка делать вообще нечего. Система управления самолета в Симулинке - норма жизни.

Но это было в далеком уже 2003 году. Если сейчас уровень студентов упал, то согласен с вами ... Мдааа...
 


И если это не Гос.тайна, то примерный перечень изучаемых дисциплин на вашей кафедре, или факультете. Ну и конечно же, где присутствует, либо изучение, либо применение САПР.


База: Матан, линейка, ТФКП, Физика, ЧМО, Тер.вер, сопромуть, тер.мех, строй.мех.
Спецуха: Конструкц.ЛА, Технолог.ЛА, эфф-ть АК, экспл.технол-ть и живучесть ЛА, Проектир.ЛА, Аэродинамика, Дин-ка полета, Авиац.воор-е, сертификация
САПР: Алг.Языки Програм-я; АвтомПроектКонстРабот (работали с настоящей САПР по лайнерам).
Прочее: менеджмент-эконом., детмаш, начерталка, инженерка, экология, метрология, охр.труда, спец.курсы.


Именно поэтому, я считаю НЕОБХОДИМЫМ ... с применением математических САПР'ов.


Я опасаюсь, что дальнейшие практические курсы, могут пройти впустую. Беда то в том, что предшествующий курс завершается по ниспадающей, т.к. студентам это банально неинтерсно ибо непонятно для чего все это нужно.


Речь может идти о таких вещах ... Вы можете дополнить.


Ох. Это философский вопрос как лучше педагогировать. Мне подход сверху вниз лучше подходит, видимо так я устроен. Вам, видимо, тоже.
Но кому-то проще идти от кирпичиков к зданию.
Современное обучение построено по второму принципу - типа постигаем элементы ЗНАНИЯ, а в конце наша голова все переваривает у формирует общую картину.


Но я предлагаю, все-таки вернуться к ПОШАГОВОМУ обсуждению проблем, того что и как нужно преподавать студентам.


С вашего позволения, я ограничусь критикой или комментариями ваших

Ответить   Цитировать

1 июня 2011, 20:45
 Павел Ишмулкин
Ответ a_schelyaev


... Лучше! Гараздо Лучше! Уже оЧень похоже на обсуждение!


Александр, я подробнее Вам отвечу, чуть позже, буквально завтра, просто сейчас, физически нет времени. Да и спросить нужно, насчет некоторых аббревиатур=) Про строймех слышал, что это у ракетчиков сапромуть, только позднее и более приближен к прочностным расчетам оболочек. Может у Вас это несколько другое?

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 13:25
 a_schelyaev
У нас строймех прошел под флагом ферменных конструкций.

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 19:55
 Павел Ишмулкин
Ответ a_schelyaev

Из Вашего ответа (предпредыдущего) я делаю вывод, что Вы изучили MathCad самостоятельно, никто не "настаивал" на том, чтобы Вы выполняли расчеты в нем? А теперь припомните, сколько, еще человек из Вашей группы, а может быть и потока смогли, также самостоятельно изучить и применить его? Уверен, что немного. А ведь речь идет (по крайней мере на первых порах) о самых простых возможностях, типа набрать последовательность формул. А может я ошибаюсь, и Вы сразу могли находить транспонированные матрицы, задавать таблично (или последовательностью с заданным приращением) аргументы функций, а может решать дифференциальные уравнения? А ведь это студент "НЕПОСЛЕДНЕГО" ВУЗ'а страны!!!А что говорить про остальных "сирых и убогих"?
... Опять же, соглашусь с Вами в том, что в начале, когда студенты еще "чего-то" боятся, их проще "держать в узде", а потом они "расслабляются", интерес к МАТЕМАТИКЕ падает и думают они уже о том, как сдать последний экзамен по ней и ЗАБЫТЬ НА...Г?
Но обучение в ВУЗ'е - это не увесилительная прогулка, это тяжелый труд, с утра до вечера. Учебный процесс построен таким образом, что после 4х пар, необходимо еще 4-5 часов самостоятельной работы. И я не сторонник того, чтобы обучение должно быть, обязательно интересным!
... Теперь по поводу остальных "курсачей". И в первую очередь - ТММ, Детали машин. Могу предположить, что преподаватели данных дисциплин, не очень-то захотят ПОНИЖАТЬ КЛАСС РЕШАЕМЫХ ЗАДАЧ! Ведь если у студента будет методичка для Mathcad, по этим предметам, то эти предметы ПЕРЕСТАНУТ БЫТЬ "СТРАШИЛКАМИ"!
Но я то вижу выгоду от применения Mathcad в другом:
Во первых - листы Mathcad станут частью пояснительной записки! Думаю соответствие учебным требованиям можно будет подработать.
Во вторых (Не на правах рекламы), сейчас есть возможность увязать расчитанные параметры Mathcad с глобальными параметрами PRO/E, что делает единым целым расчетную часть с моделированием сборки узла.
Тоже самое, можно сделать и с ТММ. Только передавать расчитанные параметры в подвижный Skeleton. А уже в нем проводить дальнейшие исследования механизма, снимать кинематические и динамические характеристики. И уже в обратную сторону, передать в Mathcad, для дальнейшего офрмления записки.
Дальше больше - вся "спецура" может быть подвергнута аналогичной методологизации (извините за столь смелое словообразование).
Согласитесь, что пояснительная записка, должна быть "живой" - поменяли начальные параметры (условия) и ВСЁ ВСЁ ВСЁ пересчиталось и перестроилось. Конечно же половина данных развалится =))), но это лучше, чем "хмурый и молчаливый" Word.

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 20:11
 Александр Бауск
Не вдаваясь в подробности, увидев знакомые буквы скромно замечу, что танками по воробьям ездить необязательно и MathCAD'у есть некоторые альтернативы, в том числе бесплатные и с открытым кодом (а мы ведь думаем больше об открытости и коллаборациях, а не о конкретном вендоре?), например SMath Studio и несколько видов надстроек над Экселем.

Ответить   Цитировать

2 июня 2011, 22:11
 a_schelyaev
Павел,
тезисно:

1. Маткад осваивался в первую очередь для достижения экономии времени выполнения работы - совмещение вычислений и оформления расчетно пояснительной записки. Однако, на практике этого не происходило, т.к. с точки зрения читабельности записки выполненной в Маткаде Ворд для него являлся недостижимой высотой.

2. Транспонирование матриц и прочая белетристика в нашем деле не требовалась. Максимум работа с массивами. Поэтому по сути, Маткад применялся в стиле Екселя - простое последовательное вычисление, чтобы был понятен ход рассуждения в процессе расчета.

3. В общем итоге трудозатраты по выполнению курсовых и прочее выросли, что привело к некоторым проблемам.

4. Все вернулось на круги своя в Ексель, который можно интегрировать с любой популярной 3Д CAD-системой.

5. От студента требуется понимание предмета в голове. Если требовать от него еще и наглядного оформления, чтобы все живенько было, то студент превращается в Кирилла да Мефодия и радостно отчисляется.
 

Ответить   Цитировать

4 июня 2011, 1:51
 Ишмулкин Павел
Попытка ответить на второй поставленный вопрос в обсуждении.
Если честно, то я не совсем понял сути вопроса...
За разъяснением обратился к аннотации книги Владимира Малюха. Слегка удивился=) Лекции - четвертая, шестая и седьмая?
...Прошу прощения, но у меня создалось впечатление, что для осознания/освоения того материала, который представлен в этих лекциях, необходимо пройти полный курс Мат.анализа? А если вы (Не Владимир - остальные участники) помните, то это 3 тома Фихтенгольца. Один "кирпич" - III том "Дифференциальные уравнения" лежит у меня под столом, в память о "тех" временах=)
В придачу, с небольшим двухтомником "Основы математического обеспечения САПР" со статьей Пьера Безье, с посвящением своей сестре=)
Где Вы были Владимир, 20 лет назад? Может у меня меньше было бы проблем=)
Думаю вряд ли современные студенты "побегут" искать в учебниках описание и применение кривой Эрмита =))) Это у него (Эрмита) на концах кривой, нужно задать граничные условия по касательности и кривизне=)))?
... Если вопрос в том, чтобы показать/рассказать студентам (слушателем), как устроены современные САПР, как взаимосвязаны различные модули и как они взаимодействуют с данными? Как эти данные накапливаются (наследуются) по мере прохождения, от замысла конструктора (design intent), до технологической подготовки? и т.д.
Конечно же надо давать такие знания. Объяснять принципы ЕИПП, к каким негативным последствиям могут приводить разрывы в информационных потоках (когда CAD данные генерируются в одних системах, а CAM в других) Почему декларированные (отечественные) CAPP (проектирование тех.процессов)системы, онными не являются.
Что такое системы управления инженерными данными, и что такое производственные системы, как они могут или должны взаимодействовать между собой. Что такое конструкторский состав изделия, что такое технологический состав изделия, и наконец, какие еще составы изделий бывают.
А главное (на мой взгляд) объяснять студентам, что соответствующему классу решаемых задач (производимым изделиям) должны соответствовать применяемые средства!!! Те программные комплексы, которые применяются в мире, самыми успешными компаниями в своих отраслях. Игнорировать этот опыт - опять идти "своим" путем???
Если меня кто-нибудь, из участников обсуждения поправит, буду очень рад!

Ответить   Цитировать

4 июня 2011, 7:01
 Владимир Талапов
Ответ Ишмулкин Павел

Попробую немного ответить за Владимира Малюха.
1. Математический анализ знать надо! Это - основа математического аппарата будущего технического специалиста.
И это - не сложно. Главное - суть понять, а она абсолютно логична.
Что касается толщины книг (тот же Фихтенгольц), то всего этого в голове держать не надо. Надо понимать суть, а объемные книги носят справочный характер и используются по мере необходимости.

2. К сожалению и как это не странно, у преподавания математики в вузах - те же проблемы, что и у САПР.
Часто преподают не то, что надо, простейшие вещи преподносятся как архисложные. Но самое главное - студенты часто не понимают, зачем это надо, отсюда и отношение к учебе и незнание материала в нужную минуту. Но это - огромная тема для отдельного разговора.

3. Что касается обилия САПРовского материала, то надо помнить, что студенты имеют различные специальности и готовятся к решению различных задач, в том числе довольно специализированных. Это и должно определять, кого чему учить. Но всех всему учить нельзя.

Ответить   Цитировать

6 июня 2011, 10:56
 Морозов Александр
Мнение студента
Я лично для себя усвоил несколько простых, но фундаментальных вещей в обучении, в том числе и САПР. Обучать нужно точно первые два курса черчению на бумаге. И серьезно обучать все специальности фундаментальным инженерным дисциплинам мат.анализ, лин. алгебра, сопромат, строй.мех, информатика. Потому что по моим собственным наблюдениям складывается опасная тенденция, что студенты переходят на САПР, мало вникнув в теорию проектирования. Также - очень опасная тенденция, что студенты, не освоив программирования, а только тыканье мышкой по кнопкам начинают собирать, в тех же BIM программах, собирая дом, но даже не понимают разницу между архитектурной моделью и расчетной. Еще, есть один огромный подводный камень весь современный САПР, основан на численных методах в частности на методе конечных элементов (МКЭ) преподавание которого в большинстве вузов сведено к нескольким лекциям, из-за его мало пригодности для ручного счета. А это уже фатальная ошибка системы образования как можно человека учить КЭ-расчетам в соответствующем ПО, если он даже руками никогда не составлял матрицу жесткости простой стержневой системы. Изучение МКЭ по моему мнению нужно выделить в отдельный курс примерно 2 семестра на 4-5 курсе. Я согласен, что нужно обучение САПР нужно начинать с простых растровых или 2D векторных пакетов и только к 4-6 курсу переходить на “тяжелые” 3D программы. Иначе студенты избалованные высокой автоматизацией того же BIM будут думать, что программа это автопилот и ему можно доверять ,но они не будут знать что в любой программе заложены вполне конкретные математические законы, которые имеют вполне конкретную область применения и при все мощи МКЭ он не всегда дает правильное решение специалисты со мной согласятся.

Ответить   Цитировать

17 октября 2011, 22:11
 инкогнито
Для того чтобы учить нужно самому быть экспертом в предмете обучения. По статистике с этим труднее всего.

Ответить   Цитировать

18 октября 2011, 15:30
 Владимир Талапов
Цитата из инкогнито, id 2262:

Для того чтобы учить нужно самому быть экспертом в предмете обучения.

Быть экспертом в предмете плюс уметь учить.

Ответить   Цитировать

19 октября 2011, 22:42
 инкогнито
Цитата из Владимир Талапов, id 2263:

Быть экспертом в предмете плюс уметь учить.

Ещё ни кому не удавалось опровергнуть принцип "Делай как я!"

Ответить   Цитировать

20 октября 2011, 7:29
 Павел Ишмулкин
Ответ инкогнито

Цитата из инкогнито, id 2262:

Для того чтобы учить нужно самому быть экспертом в предмете обучения. По статистике с этим труднее всего.

Да, НОООООО судьи то кто???

Ответить   Цитировать

20 октября 2011, 10:40
 Владимир Малюх
Цитата из Ишмулкин Павел, id 1156:

Где Вы были Владимир, 20 лет назад? Может у меня меньше было бы проблем=)


20 лет назад я был лишь начинающим сапристом 25 лет от роду   А что касается матана - к концу первого курса студент уже должен знать все, что необходимо для понимания книжки.

Ответить   Цитировать

21 октября 2011, 22:34
 инкогнито
Цитата из Павел Ишмулкин, id 2273:

Да, НОООООО судьи то кто???


В вопросе судейства исходим из принципа: "Кто платит, тот и заказывает музыку". А заказывают кадры с навыками работы в CAD-системах обыкновенно главные конструктора предприятий, соответствующих профилю высшего учебного заведения. Например, если университет научит молодого специалиста нажимать кнопки в КОМПАС и ProE без всякой привязки к собственно специальности, то такое пополнение придется, как минимум доучивать. Если же на предприятии внедрена какая ни будь другая система, то вообще переучивать заново.
В общем, в качестве идеального преподавателя САПР чётко просматривается профессиональный конструктор с большим положительным опытом практического применения CAD-системы. Кстати сказать, этот же человек может быть и тестером, и контрреселлером, и консультантом для IT, и «палочкой-выручалочкой» в масштабах предприятия, и наукой заниматься, а главное – преподавать по специальности своего диплома.
Разумеется, переход действующего конструктора высокого класса на преподавательскую работу это всегда печально, но это не худшее продолжение классических конфликтов серии «ведущий – главный» или «конструктор – управленец».

Ответить   Цитировать

22 октября 2011, 11:26
 Павел Ишмулкин
Ответ инкогнито

... Знаете, на рубеже конца 90, начала 2000 годов Генеральные конструктора авиационных ОКБ,ну и (наверное) главные конструктора автомобильных (основных судостроительных) заводов ЗНАЛИ, что им нужно, в плане - какая платформа и примерно организация проектных работ. А вот все остальные...??? Я могу судить по нашему заводу. Так вот, ни один главный конструктор, ни один главный технолог, ни один главный специалист НЕ ЗНАЮТ КАК ДЕРЖАТЬ В РУКЕ МЫШКУ, а уж тем более им невдомек, что им нужно - Компас или Creo! А главное они не хотят (или не могут) посетить ведущее профильное предприятие в мире и узнать/разузнать/разведать/скоммуниздить/...что еще забыл...как организовано ЭТО у них. Затем осмыслить, а главное определить "сторону арбуза" за которую СНАЧАЛА кусать, потому как весь арбуз не проглотить!
.. Примерно такая ситуация была у нас после войны, когда несколько главных конструкторов проектов возглавили кафедры в политехническом институте...

Ответить   Цитировать

22 октября 2011, 12:18
 инкогнито
Цитата из Павел Ишмулкин, id 2288:

Я могу судить по нашему заводу. Так вот, ни один главный конструктор, ни один главный технолог, ни один главный специалист НЕ ЗНАЮТ КАК ДЕРЖАТЬ В РУКЕ МЫШКУ, а уж тем более им невдомек, что им нужно - Компас или Creo!


Есть такая беда, собственно отсюда зачастуются и рождаются противостояния "ведущий - главный", вернее сказать "конструктор - управленец". Отсюда же идёт и общее технологическое отставание государства, а как с этим бороться? Попробуйте предложить что либо лучшее из доступного ведущему специалисту, кроме правильного обучения следующего поколения специалистов.

Ответить   Цитировать

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.