Ёмкость рынка САПР казалась безграничной, темпы его роста — неудержимыми. Но потребовалось долгих девять лет, чтобы взять следующий рубеж — два миллиарда. Причем, сделала это уже не PTC, а другая американская компания — Autodesk. Хотя в этом есть несомненная заслуга её многолетнего лидера Кэрол Бартц, которая постоянно расширяла портфель продуктов, не забывая об AutoCAD, и грамотно управляла ценообразованием, нам думается, что решающую роль сыграла ставка на платформу Windows. В этом Autodesk сумела опередить конкурентов и справедливо первой получила финансовую отдачу.
Однако, вскоре после этого Кэрол Бартц уволилась со своего поста, а компания Autodesk уступила лидирующую позицию своему конкуренту из Франции — Dassault Systemes. Ознакомившись с опубликованными позавчера финансовыми результатами Dassault, мы отмечаем взятие очередного миллиардного рубежа, который первым покорился именно французской компании. В чём причины такого уверенного роста? Давайте вместо проанализируем приведённые в пресс-релизе цифры и факты.
Разносторонние инновации
Годовая выручка Dassault Systemes составила 2,29 млрд. евро, что — при переводе в доллары поквартально — эквивалентно $3,04 млрд. Это соответствует 14% росту в постоянной валюте. Выручка была образована продажей программных продуктов и сопутствующих услуг в разных отраслях промышленности, распределяясь между ними следующим образом:Распределение выручки с конечных пользователей по отраслям промышленности
В качестве иллюстрации вклада Dassault Systemes в значимые инновации в корпоративной презентации, посвящённой подведение квартальных итогов, приводится следующая картинка, на которой можно разглядеть:
- музей Fondation Louis Vuitton в Булонском лесу (работа Фрэнка Гэри, получившая награду за лучшее внедрение BIM три года назад);
- космический аппарат Розетта, запущенный 11 лет назад к комете Чурюмова-Герасименко, пролетевший за десять лет 6 миллиардов километров и совершивший успешную посадку на поверхность кометы в ноябре прошлого года (в Dassault гордятся тем, что в своём кампусе в Париже им удалось с помощью CATIA и 3D принтера создать физическую модель кометы на основе фотографий Розетты);
- использование системы BIOVIA нобелевским лауреатом по физике 2014 г. профессором Хироши Амано из Университета Нагои, который изобрел синие светодиоды;
- проект «Живое Сердце», финансируемый Министерством здравоохранения США с целью разработки новых методов диагностики и лечения сердечных заболеваний, в рамках которого используется SIMULIA.
Вклад Dassault Systemes в значимые инновации
Продукты, составляющие славу Dassault
Квартальная выручка компании составила 673 миллиона евро — это на 19% больше, чем год назад. Чистый рост квартальной выручки (без учёта курсовых колебаний) составил 16%. Динамику квартальной выручки Dassault Systemes за последние годы и её распределение между разными продуктами можно отследить на следующей диаграмме:Динамика квартальной выручки Dassault Systemes (млн. евро)
Как видно из диаграммы, основой финансового благополучия Dassault Systemes остаётся CAD/CAM система CATIA, продажи которой выросли за квартал на 8% и принесли в квартальный портфель компании 34% всей выручки. Продажи SOLIDWORKS выросли еще больше (на 14%), сгенерировав 19% квартальной выручки.
Dassault Systemes традиционно продолжает предоставлять данные о числе проданных за квартал лицензий SOLIDWORKS (без учета add-on продуктов), из которых можно заключить, что в последней четверти прошлого года был поставлен абсолютный рекорд по числу проданных лицензий (15 312 штук) — и это спустя 20 лет после выпуска первой версии! Да, помирать этому продукту явно рановато.
Число проданных за квартал лицензий SolidWorks
Продажи PLM-системы ENOVIA возросли на 5% и принесли компании 12% всей выручки. Рост продаж CAE-пакета SIMULIA выражается двухзначными числами процентов (точные данные компания не приводит).
География продаж
Сильнее всего (как за квартал — 24%, так и за год — 17%) продажи Dassault выросли на американском рынке. Однако, по объёму (29% выручки компании) он по-прежнему уступает европейскому рынку, на который пришлось 47% квартальной выручки Dassault.Рост продаж в Европе составил 15%, а основная выручка была здесь сгенерирована в Германии, Великобритании и странах Южной Европы.
Третий по значимости рынок — азиатский — вырос в четвёртом квартале на 10%. Основные продажи пришлись на Корею, Китай и Японию.
География продаж Dassault Systemes в 4 квартале 2014 г.
Миры Бернара Шарлеса
Отдельной строкой в пресс-релизах Дассо всегда идёт витееватая речь президента и генерального директора Бернара Шарлеса (Bernard Charles). Не откажем себе в удовольствии попробовать перевести на русский язык часть этого дискурса.2014 стал значительным годом в продвижении к достижении нашей цели по обеспечению миров 3DEXPERIENCE для гармонизации продукта, природы и жизни. В начале года мы отметили, что целью наших Опытов Промышленного Решения (Industry Solution Experiences), усиленных нашей платформой 3DEXPERIENCE, было возрастание стоимости, которую мы приносим нашим клиентам. Наши инвестиции, равно как и наши инициативы в области продаж и услуг, инициированные на протяжении года, очень точно отражали эту цель. Благодаря нашей платформе 3DEXPERIENCE компании сейчас могут интегрировать бизнес процессы с использованием существующих цифровых активов, которые ранее никогда повторно не использовались. Далее, создание двух новых брендов, BIOVIA для наук о жизни и 3DEXCITE для специалистов по маркетингу, расширение GEOVIA для запуска 3DEXPERIENCity и новый подход к оптимизации бизнес процессов с поглощением Quintiq продемонстрировали, что платформа 3DEXPERIENCE выполняет потребности бизнеса и людей, поставляя исчерпывающий диапазон возможностей, от способности проникновения в суть заказчика до инновационных услуг, критических для успеха наших клиентов.
В качестве правильности стратегии расширения брендов и перехода от PLM к 3DEXPERIENCE приводится следующая диаграмма, отражающая объём потенциально адресуемого рынка:
Постоянное удвоение рынка, адресуемого продуктами Dassault Systemes
***
Конечно, инвесторы не могли не заметить столь выдающие финансовые показатели — включая 15% рост прибыли на одну акцию. Сразу после их публикации стоимость акций Dassault Systemes взлетела на 9%, что позволило компании вернуть показатель капитализации к рубежу $16 млрд. (в пике доходило и до $17 млрд.) Конечно, это далеко от показателей Microsoft ($348B), Oracle ($189B) и SAP ($80B). Но вот Adobe ($36B) уже на дистанции атаки, а главное, что основные конкуренты глотают пыль далеко позади: Autodesk ($13B) и PTC ($3B).
В первом квартале 2015 г. компания рассчитывает продолжить рост на 16% и заработать около 615 млн. евро. Всего же за год Dassault хочет вырасти на 11-12% в условиях текущих валютных курсов.