У народов разных стран есть надежная примета: если кто-то стал подводить итоги по различным конкурсам, значит скоро Новый Год. В частности, в Лапландии она однозначно ассоциируется с информационным моделированием зданий и премией Tekla Global BIM Awards, и эта примета ещё ни разу не подводила.
Ежегодный всемирный конкурс Tekla Global BIM Awards проводится с 2010 года. На этот раз в нём участвовал 51 проект, победивший в региональных турах, а в шесть финальных номинаций через отборочную сетку пробилось 12 работ с трех континентов. Для их окончательной оценки было сформировано международное жюри, в которое вошли независимые BIM-эксперты Арто Кивиниеми, Анна Кемп и Ричард Петри из Великобритании, Парвати Субхадра (Сингапур), Владимир Талапов (Россия), а также исполнительный вице-президент Tekla Corporation и главный менеджер строительного подразделения Trimble Buildings Ристо Ряти.
Рис 1. Приглашения для работы в жюри исходили от руководства Tekla Corporation, при этом соблюдалось условие, чтобы эксперты не представляли страны участников конкурса.
Хорошо известно, что главный «виновник» конкурса, не стареющий BIM-ветеран, программа Tekla Structure, не является универсальным средством информационного моделирования, а специализируется в основном на строительных конструкциях, металлических или железобетонных. Архитектурная часть представленных проектов выполнялась в различных, также специализированных, архитектурных программах, а инженерия – чаще всего в MagiCAD. Поэтому в общем контексте BIM было вполне логично, что оцениваемые работы рассматривались не только с точки зрения мастерства владения Tekla Structure, но и в плане инновационного применения этой программы, а также организации совместной работы с другими разделами проекта.
Теперь о самих работах. Итак, в каждой номинации их было ровно две, а по условиям конкурса побеждает только одна. В такой полной драматизма ситуации члены жюри (тоже люди) не только радовались за победителей, но и искренне сопереживали вместе с побеждёнными. В отдельные моменты, чтобы приглушить эмоции, даже приходилось ненадолго выключать микрофон, а некоторые давали в эфир сингапурскую музыку. Хотя, если посмотреть широко, победителями конкурса стали все: финалисты - независимо от занятого ими итогового места, другие участники, сама компания Tekla Corporation, в целом технология BIM, а также всё прогрессивное человечество.
В номинации «Коммерческие проекты» жюри выделило Логистический центр в Сиппо (Финляндия).
Среди основных особенностей этого проекта можно выделить:
- Впечатляющие количественные характеристики объекта: занимаемая площадь 190 000 квадратных метров, объем 4 300 000 кубических метров, 16 373 элемента сборного железобетона (вес отдельных деталей доходил до 50 тонн) и многое другое;
- Объединение в модели стальных конструкций и сборного железобетона с инженерным оборудованием с высоким уровнем детализации, превышающим LOD400;
- Все чертежи и спецификации, необходимые для производства железобетонных и стальных конструкций, в том числе гибочная графика, получались только из модели;
- Модель использовалась для изготовления (у двух производителей) и монтажа конструкций;
- Поэлементная информация, связанная с характеристиками и стоимостью конкретных деталей, добавлялась в модель в процессе перехода к производству изделий и их монтажу;
- Генподрядчик использовал модель для планирования строительных и логистических работ, в том числе им моделировались и временные объекты (складские помещения, бытовки, ограждения и т.п.), которых нет в основной модели объекта;
- На всех стадиях работы единая модель использовалась для обнаружения и устранения коллизий;
- Модель использовалась для визуализации всех процессов на еженедельных производственных совещаниях.
Рис 2. Проект логистического центра PTDC в Сиппо, выполненный компанией Freeway Consortium.
Особенности проекта:
- Количественные характеристики: 50 000 тонн капитальных и 14 000 тонн временных строительных конструкций, самый большой пролет имеет длину 180 метров, высоту 50 метров и вес арки порядка 1000 тонн;
- На сегодняшний день это самая сложная металлическая конструкция на Ближнем Востоке;
- Все разработки, в том числе и расчеты конструкций, велись только на основе информационной модели.
Рис 3. Конструкция крыши терминала аэропорта в Абу Даби - разработка китайской компании China State Constructions Engineering Corporation.
Среди особенностей этого проекта стоит отметить:
- Уровень детализации модели LOD300/350 на начальной стадии, повышенный до LOD400/500 при строительстве и монтаже оборудования;
- Модель использовалась на всех стадиях для проверки коллизий;
- Модель использовалась для отработки и визуализации процессов монтажа.
Рис 4. Одиннадцатиэтажное здание технологического модуля очистных сооружений Amager Bakke разработано датской фирмой MOE.
В этом проекте особо стоит выделить:
- Строительство велось фактически с обратной стороны действующих трибун без остановки графика автогонок;
- Большое количество подрядчиков, действия которых объединялись и согласовывались через общую модель;
- Использование лазерного сканирования;
- Модель применялась для управления строительством и поставками в условиях действующего объекта, что потребовало её использования и при производстве строительных элементов.
Рис 5. Комплекс трибун и служебных помещений для гоночного стадиона в Дейтоне – результат тесного сотрудничества фирмы-генподрядчика Barton Malow и субподрядчиков Pinnacle, McGill Engineering Inc, GPLA, Compusteel Detailing и некоторых других.
Когда смотришь на это изящное сооружение, понимаешь, что слово «дедушкин» тут не вполне уместно. Конечно, лет через 100 этот мост будет именно так восприниматься, но пока перед нами исключительно инновационный проект. Вот несколько фактов, характеризующих проделанную финскими специалистами работу:
- Длина пролета моста составляет 150 метров, полезная ширина 4 метра;
- Точная модель моста использовалась с самого начала проектирования, постепенно она дополнялась информацией, необходимой для строительства и последующей эксплуатации;
- Вся чертежная документация, необходимая для производства стальных конструкций, получалась из модели без последующего «дочерчивания»;
- На стадии строительства модель дополнялась временными объектами.
Рис 6. «Архитектурный» мост Isoisansilta разработан финской проектной группой с таким же названием.
Эта работа, которую можно одновременно отнести к дизайну архитектурной среды и современному искусству, состоит из восьми стальных деревьев высотой по 15 метров. Каждое такое дерево имеет каркас из стальных труб, несущий также стальную «крону» сложной формы, поверхность которой разбита на триангуляционные плоскости. В общей сложности плоских фрагментов для каждого дерева получалось почти 500.
Рис 7. Канадские «Деревья-мутанты» фирмы Apex Structural Design – самый «загадочный» и высокотехнологичный проект конкурса.
Рис 8. В результате проделанной работы Канада не только победила в конкурсе Tekla Global BIM Awards 2015, но и получила отлаженное производство «Деревьев-мутантов».
Этот проект высочайшего уровня сложности также имеет несколько особенностей, среди которых стоит выделить:
- Большое количество согласованных моделей смежников;
- Использование единой модели при производстве конструкций и возведении объекта.
Рис 9. Проект модуля для Нефтеперерабатывающего завода Порво разработан финской компанией A-Insinöörit.
Рис 10. Каркас здания оперного театра в Дубаи был выполнен компанией Eversendai Engineering LLC.
Форма здания театра напоминает традиционную арабскую морскую лодку, а мощные конструкции смотрятся легко и изящно. При этом:
- Конструкция крыши с помощью модели была пересмотрена с целью минимизации числа ферм и связей, чтобы оставить максимальное место для естественного освещения и размещения вентиляционных выходов;
- Выполненная в Tekla Structure модель была затем передана для акустических расчетов по минимизации шума от вентиляционных систем.
Рис 11. Среди «Студенческих работ» предпочтение было отдано команде из пяти студентов Университета Тонг Мыонг (Tong Myong) (Южная Корея).