В настоящее время почти все IT-компании, производящие программное обеспечение для проектирования и управления строительством, стали позиционировать свои программные продукты как инструменты реализации BIM-технологии. Но все участники BIM-бума до сих пор никак не определились с основными требованиями к информационной модели. Даже нет принятого общего понимания, что это такое.
Я уже давно не просто моделирую чьи-то проектные решения, но и пишу необходимые мне и моим заказчикам для работы программы. Я вынужден заполнять пробелы в определениях и концепциях самостоятельно. Вот в этой статье я хочу поделиться со всеми, кто, как и я пытается утвердиться на рынке виртуального строительства своими решениями. Может что-то и пригодится.
Начну с того, что отвечая своим заказчикам на вопрос «что такое информационная модель»? я даю следующее определение - Информационная модель объекта состоит из двух частей «Модель тела» и «Модель действий». И в самом деле, довольно часто мы слышим или встречаем в пояснительных записках выражение «в теле конструкции». Вот и появилось решение назвать графические описания конструктивных решений где графика насыщена информацией - моделью тела. Файлы программ планирования работ – моделью действий соответственно.
Если кому-то это не нравится – предлагайте свои варианты.
«Модель тела»
Я работаю в DWG формате, но не отрицаю актуальность и право на жизнь других графических форматов. Считайте всё, что я тут опишу, постановкой задачи для программистов, которым поручено реализовать требуемый функционал в программах пользователя.Кратко о концепции построения информационной модели.
«Модель тела» состоит из элементов, которые надо смонтировать, но задач на монтаж много и каждая из них связана только с небольшим количеством элементов модели. Выходит, что «модель тела» надо разделить на группы элементов и привязать каждую группу к соответствующей ей задаче в файле планирования.
Прежде чем начать делить модель тела на группы надо сделать несколько важных шагов.
Шаг-1. Связь файла модели тела с другими файлами информационной модели.
Когда вы открываете редактором графики 2D или 3D-модель (да, принципиальные и монтажные схемы если они информационно насыщены тоже можно называть моделью, хоть они и 2D), и запускаете программную надстройку для работы с элементами модели, то как минимум вы должны в первую очередь увидеть с какими файлами модели связан именно этот файл.
Вот первый интерфейс программной надстройки (макрос) к таким программам как BricsCAD, AutoCAD, NanoCAD и т.п.
Шаг-2. Файлы файлами, а название объекта и его расположение не менее важно (самая первая сверху строка).
Шаг-3. Если вы создали не простую группу, а группу под задачу, то надо к этой группе привязать и идентификатор задачи в списке задач файла планирования, и глобальный универсальный идентификатор (GUID), и наименование задачи и координаты места производства работ. В отличии от привязки файлов, где данные вносятся вручную, здесь всё происходит автоматически при выборе или создании задачи в файле планирования.
Если вы эту задачу оформляете как производственное задание, то лучший способ это делать – использовать карточки с rfid-метками. Я, к примеру, для отладки работы использовал БУ карточки от метрополитена. В определение группы записывается код карточки.
Наращивание информационного насыщения модели, скорее всего, будет продолжаться, и наверное надо ещё много чего привязывать, и к файлу модели тела, и к группам.
В связи с выше изложенным, возникает ряд вопросов к использованию IFC-формата. Графику с его помощью мы передадим, а остальное? Информационную модель передать целиком пока никак не получится.
«Модель действий»
Берём программу планирования и набиваем в ней директивный график производства работ от заказчика.Это может быть всего одна задача, обозначающая максимальное отведенное время на все порученные вам работы. К этой задаче мы привязываем общие для всего процесса ресурсы (прорабов, начальников участков, затраты на электроэнергию, водоснабжение и т.п.).
Изменять длительность задачи мы не можем. Это директивный срок, в который мы должны влезть.
Теперь мы должны разбить этот срок на подзадачи. Делается это следующим образом.
Создаём первую группу элементов в модели и опираясь на сведения из файла с нормами выработки, определяем длительность задачи; Создаём задачу и привязываем к ней материалы модели, исполнителей, комплекты инструментов, технику, производственные зоны, поскольку это тоже трудовой ресурс и нельзя в одну и ту же зону отправлять на работу сразу несколько исполнителей. Цепляя задачу за задачу, как предшественников и последователей, рано или поздно мы упрёмся в границу директивного срока. После этого все новые задачи опять начинаются с начала директивы.
Немного о файле «план производственных зон»
Это обычный план участка и планы этажей объекта строительства. На этих планах указаны границы производственных зон и их наименование.Как пример – кусочек плана этажа:
Производственная зона 14 этаж, 1-я зона на этаже. И тут же мы видим небольшой прямоугольник «ЛТ-14-1». Это логистическая точка, место, куда складывают материал необходимый для производства работ.
Целесообразно план производственных зон и план логистических точек соединять как внешние ссылки для наглядности и лучшей ориентации.
План производственных зон тоже является информационно насыщенным графическим файлом. Границы производственной зоны и её номер в виде текста представляют из себя один объект (в DWG-формате объединены в блок). Эти объекты, также как и в файле с конструкциями, объединены в группы, которые привязаны к соответствующим задачам файла планирования.
Отличием по сравнению с файлами описывающими конструктивные особенности объекта является то, что эти элементы не материальный ресурс, а трудовой.
О логистике и файлах информационной модели с ней связанных
Стройплощадка всегда использовалась как один большой склад. То тут, то там, кучами складывают различные материалы. Перенос этих материалов с места на место тоже должен быть запланирован и финансово учтён, поэтому каждая кучка (логистическая точка) должна быть отражена в планах не только с географической точки зрения, но в учёте потребности в ней и наличия материалов в данный момент. Это осуществляется всего двумя файлами – план логистических точек и файл логистических таблиц. Файл логистических таблиц это обычный файл табличного редактора (типа MSExсel) , где каждый лист содержит таблицу отражающую потребность и наличие материалов в данной точке во времени.
Естественно, что все эти таблицы созданы для автоматизации процесса учёта и движения материала по объекту. Руками их заполнять нельзя. Каждая логистическая точка на плане имеет связь с соответствующей ей таблицей и выделяя точку можно получать по текущей дате и потребность, и текущее наличие в ней материалов.
С момента прибытия материала на стройплощадку и до момента, когда материал становится частью «тела конструкции» он движется от одной логистической точки к другой, вплоть до «последней логистической точки» (ПЛТ). До точки, из которой он передаётся в работу. Каждый переход из точки в точку это операции по транспортировке, которые требуют участия не только людей, но и техники, к примеру башенного крана. Каждая такая перекладка материала весьма дорогостоящий процесс. Именно на оптимизации логистики можно получать серьёзную экономию средств, особенно если практиковать «поставку с колёс».
Каждый элемент модели конструкции объекта должен в обязательном порядке иметь сведения о последней логистической точке, из которой он собственно и берётся. Распределение материала по логистическим точкам ведётся в момент привязки материала к задаче, в режиме диалога. Для этого и надо иметь в файле модели тела связь со всеми нужными файлами внешнего окружения.
Если на строительном участке используются строительные информационные терминалы, планшеты или специальные ударозащищённые смартфоны, то открыв монтажную схему или 3D-модель, выделив элемент этой модели, можно узнать ,откуда брать материал.
***
Строительная логистика это очень обширная тема и для её освещения надо не одну статью написать.
Если работа выполнена, то всё с того же смартфона или планшета, можно выделить установленные элементы и дать команду отметить эти элементы в модели как установленные. Кроме факта выполнения работ по монтажу надо ещё отмечать в модели тела, и факт приёмки работ по качеству, и факт оплаты монтажа этих элементов.
- Установленные элементы
- Элементы, принятые по качеству
- Элементы не принятые по качеству
- Оплаченные элементы
- Не оплаченные элементы.