Кэтлин Маер – главный редактор GraphicSpeak и старший аналитик консалтинговой фирмы Jon Peddie Research. На протяжении практически всей своей профессиональной карьеры пишет статьи на темы дизайна, кино, музыки, искусства и технологий.
Рост подписки и продаж наборов (suites)
Компания Autodesk заявила доход в 551 миллион долларов за квартал, завершившийся в июле 2016 г. (= второй квартал 2017 налогового отчетного года), что в годовом исчислении дает 10% -ый спад. Доходы по новой модели подписки выросли на 82% в течение года до 371 миллионов долларов. Чистый убыток составил 98,2 миллионов долларов, что является улучшением по сравнению с предыдущим годом: за аналогичный период которого компания понесла убыток в 235,5 миллионов долларов.Autodesk старается приучить инвесторов к пониманию, что доходы снижаются по мере того, как компания осуществляет переход к новой модели подписки, поскольку доход учитывается равномерно, в данном случае помесячно, а цена за месяц низка. И это на самом деле привлекает многих подписчиков.
На графике ниже видна позитивная динамика доходов Autodesk: они стали расти через дополнительные продажи бессрочных лицензий и устойчиво улучшающуюся реакцию на подписные планы и наборы (источник: данные Autodesk).
Поквартальные продажи Autodesk по подразделениям (млн долларов США):
общий нетто-доход, проектные решения, рынок развлечений и СМИ
За квартал количество подписчиков Autodesk выросло на 109 тысяч, превысив 2,82 миллиона, и по данным компании, на новой модели уже работают 692 тысяч подписчиков. Кроме того, отсроченный доход Autodesk повысился на 23% от 1,24 миллиарда долларов в прошлом году до 1,52 миллиарда долларов во втором квартале 2017 налогового отчетного года.
Autodesk предлагает инвесторам отслеживать среднегодовой регулярный доход как индикатор благополучия; и действительно, этот показатель вырос весьма неплохо, достигнув 1,47 миллиарда долларов благодаря 10% прибавке по сравнению с прошлым годом. Средняя норма рентабельности новой модели составила 371 миллионов долларов, что на 82% выше в годовом сравнении.
Те инвесторы, которые стремятся активно влиять на деятельность Autodesk, оказывали сильное давление на компанию в плане сокращения издержек, что в итоге удалось. Общие затраты по стандартам ГААП, в т.ч., себестоимость продаж и операционные расходы, составили ровно 614 миллионов долларов, увеличившись всего на 1% по сравнению с прошлым годом, включая расходы в 16 миллионов долларов на реструктуризацию и прочие издержки выхода. Фондовый рынок положительно отреагировал на контроль уровня затрат в Autodesk.
По мнению Autodesk, рост средней нормы рентабельности (показанный на графике) доказывает,
что выбранная компанией стратегия работает. (Источник: данные Autodesk)
Обзор показателей оперативной деятельности за второй квартал
Комментируя скачок продаж наборов программ, включая выросшую популярность наборов с бессрочной лицензией, финансовый директор компании Скотт Херрен (Stott Herren) назвал это рекордным объемом подписки для наборов. В результате, по словам Херрена, «мы сохраняем уверенность в долгосрочных целях расширения базы подписчиков на 20% совокупного среднегодового прироста (ССГП) до 2020 финансового года, что будет стимулировать 24% ССГП при средней норме рентабельности и 6 долларов за акцию в свободном денежном потоке.»Сегмент AEC (архитектура, инженерно-проектные работы, строительство) расширился на 8% в годовом исчислении до $253; сегмент продуктов Autodesk для промышленного производства вышел на уровень $177 миллионов при 3% росте за год. Сегмент Platform Solutions and Emerging Business (PSEB) (платформенные решения и технологии для развивающихся бизнес-направлений) сократился на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до $86 миллионов; спад наблюдался также в Media and Entertainment (M&E) (Рынок развлечений и СМИ): сокращение 16% в годовом исчислении при сопоставлении со вторым кварталом прошлого года. Autodesk сталкивается с усиливающейся конкуренцией своей продукции M&E, и данный сегмент с некоторых пор не демонстрирует роста. Более интересным является PSEB, где зарегистрированы продажи AutoCAD и AutoCAD LT. Bass напомнил инвесторам, что линейка AutoCAD включена практически во все комплексы программ, поэтому спад в сегменте PSEB легко интерпретировать как общее сокращение продаж AutoCAD и AutoCAD LT. Мы однако полагаем, что применение AutoCAD идет вниз, так как пользователи обращаются к более продвинутым средствам моделирования, а конкуренты предлагают более дешевые или бесплатные проектно-конструкторские средства. Трудно судить, поскольку, как утверждает г-н Басс, AutoCAD по-прежнему остается стандартом в проектных бюро для выполнения и сопровождения чертежей.
Г-н Басс сообщил инвесторам, что Autodesk планирует пересмотреть систему цен на AutoCAD и AutoCAD LT. Цель - поощрять больше заказчиков переходить на более дорогой AutoCAD, а заказчиков в низшем ценовом секторе склонять к AutoCAD LT.
Продажи Autodesk по бизнес-сегментам (мил долларов США):
платформы, решения для промышленного производства,
рынок развлечений и СМИ, АЕС
Ожидаемый компанией доход в следующем квартале должен составить $470-$485 миллионов.
Наше мнение
Представляется неизбежным, что продукты, которые пользователям требуются для выполнения своей работы, будут продаваться по подписке. Это целесообразно для компаний, которые получат гораздо более четкое представление о своих расходах, и для тех индивидуумов, которым определенное программное обеспечение может не потребоваться, если они не будут снова выполнять такого рода работу. Очевидно, что в долгосрочной перспективе компании зарабатывают больше, поскольку люди платят и продолжают платить, но пока это оправдывает себя в плане продуктивности, проблем нет. Сложная задача для Autodesk и конкурентов в том, чтобы суметь ответить на меняющиеся требования заказчиков. Autodesk полагает, что добивается этого в линейке продукции 360.Один из аспектов, на котором до сих пор не слишком заострялось внимание, заключается в откровении Autodesk, что рост количества лицензий на комплексы программ осуществляется через фирмы-разработчики, а многие подписки по новой модели поступают от новых заказчиков. Разработчики не оказались маргинализированными, как некоторые опасались, а заказчики стремятся снизить издержки входа при подписке. Самая значительная проблема у компании сейчас – как убедить заказчиков, которые в культурном плане являются антагонистами подписки, в частности, японских заказчиков, воспринимать подписки положительно. А тем временем все другие – Dassault, PTC и Solidworks – предпринимают разные ходы, чтобы переманить не любящих подписку заказчиков к своим продуктам.