Эта статья написана по материалам доклада, сделанного авторами на международном симпозиуме «Истоки и развитие архитектуры в Древнем Китае: сравнительный анализ», проходившем 11-12 июля 2017 года в МАРХИ. По традиции упомянутые симпозиумы проводятся в разных странах мира, в прошлом году он был принят Москвой.
Официальными языками докладов считаются китайский и английский (для «принимающего» русского языка никаких исключений сделано не было). Когда между участниками симпозиума (из 15 стран) возникали особенно жаркие дискуссии, все естественным образом переходили на китайский язык. И тут выяснилось, что китайским не владеют всего три человека: Владимир Талапов, ректор МАРХИ Дмитрий Швыдковский и профессор Окутоми Тошиюки из Японии, но у нас у всех были хорошие китайско-говорящие партнеры. Однако выводы надо делать и китайский язык учить.
Рис. 1. В целом симпозиум прошел очень плодотворно, о чем говорят счастливые лица его участников (в кадр попали не все), особенно находящейся в центре Марианны Шевченко, профессора МАРХИ и главного организатора мероприятия.
К сожалению, наступившая после симпозиума экстремальная занятость не позволила авторам сразу опубликовать материалы своего доклада, но и сейчас, думается, они представляют немалый интерес для всех, кто «пошел в BIM», особенно в области исторических объектов.
Введение
Настоящая работа представляет результат применения технологии BIM при создании информационной модели дошедшего до нас храма Баогосы – памятника деревянного зодчества Древнего Китая, вернее, его Дадяня (основного здания). В наибольшей степени моделирование велось на основе разработанной Чжан Гуаньином компьютерной библиотеки элементов системы доугун, лежащей в основе китайского деревянного зодчества. Сама библиотека элементов, описанная в монографии авторов, создавалась по канонам трактата «Инцзаофаши» («Образцы строительства»), определявшего в Китае правила использования системы доугун при возведении зданий и сооружений. В указанной монографии авторов также даны пояснения к параметрам и виду основных элементов, а также приведен достаточно подробный словарь терминов, связанных с системой доугун, использование которого, возможно, облегчит читателям знакомство с настоящей публикацией.
Краткая история храма Баогосы
Первый храм Баогосы (Храм служения Родине) именовался «Линшаньсы» (название указывает, что он находится в горах Линшань) и был построен в эпоху династии Тан (618–907 гг.), но в 845 году он подвергся полному разрушению. Вновь храм был выстроен в 880–881 годах и назван дошедшим до наших дней именем «Баогосы».В эпоху Сун (960–1279 гг.), когда на юге Китая бурно распространялся буддизм, храм Баогосы получил серьезное развитие. Дадянь (основное здание храма) был построен в 1013 году и сохранился до наших дней. В дальнейшем храм Баогосы претерпел несколько ремонтов и расширений. В частности, были построены здания: в 1020 году – Фанчжандянь (место проведения крупных обрядов моления), в 1032 году – Чаоюаньг (здесь встречаются с небожителем или святым человеком), в 1041–1048 годах – Цутан (храм предков), после чего храм Баогосы стал сформировавшимся комплексом зданий.
После реконструкции 1684 года храм Баогосы сильно изменил свой внешний вид. Ранее существовавший Дадянь, представлявший здание длиной и шириной в три помещения с одноярусной девятиребристой крышей, получил новую длину и ширину в пять помещений с двухъярусной крышей. Однако сунская структура храма Баогосы в этот период осталась практически без изменений. В дальнейшем сильный ущерб храмовому комплексу нанес пожар 1910 года, но к 1914 году было завершено его восстановление.
Рис. 2. Современный вид храма Баогосы, в центре расположен Дадянь
Особенности Дадяня храма Баогосы и требования трактата «Инцзаофаши»
Система доугун – основа деревянного зодчества Древнего Китая, она использовалась и при возведении сооружений храма Баогосы. Однако, как уже отмечалось, Дадянь храма Баогосы был построен в 1013 году, а трактат «Инцзаофаши», вобравший в себя многовековой опыт и определявший правила применения доугун, появился лишь в 1103 году. Таким образом, Дадянь был построен на 90 лет раньше упомянутого трактата. Но изготовление элементов конструкций и само строительство в основном велось по правилам, указанным затем в «Инцзаофаши», хотя какие-то расхождения, конечно, были – например слегка измененные значения основных параметров цай и цэ. Однако мы не будем здесь насыщать голову читателей специфической терминологией, лучше представим побольше иллюстраций.Рис. 3. Схема построения одного из элементов доугун с основными параметрами
Моделирование Дадяня храма Баогосы
Как уже отмечалось, моделирование Дадяня храма Баогосы велось на основе созданной ранее библиотеки элементов системы доугун в программе Autodesk Revit, причем версии 2014. Причин для такого выбора версии программы две:- В свое время работа по созданию библиотеки элементов началась именно в версии 2014, в ней она и продолжается, что делает созданные элементы доступными для широкого круга пользователей, применяющих в том числе и более поздние версии Revit.
- Возможностей Revit 2014 для столь сложного моделирования оказалось вполне достаточно, так что другие программы авторами не использовались.
Рис. 4. Модель Дадяня в интерфейсе китайскоязычного Autodesk Revit 2014 смотрится вполне органично.
Этап 1. Моделирование общих элементов здания и прилегающей территории, не относящихся к системе доугун. Здесь прежде всего надо отметить трехкупольную конструкцию Доуба Заоцзин, уникальную в этом сооружении, но сравнительно часто встречающуюся в деревянных храмах Древнего Китая. Фактически для ее добавления в модель Дадяня храма Баогосы была создана самостоятельная библиотека элементов.
Рис. 5. Заоцзин – купольная, квадратная или многогранная часть в потолке внутреннего помещения для его украшения. В Древнем Китае обычно использовалась в храме или монастыре и устанавливалась над алтарем. В Дадянь храма Баогосы таких куполов было три.
Этап 2. Адаптация созданных ранее библиотечных элементов доугун к особенностям храма Баогосы. Прежде всего это относится к изменениям пропорций между основополагающими параметрами цай и цэ, но, поскольку китайские зодчие при возведении храмов всегда проявляли свой индивидуальный «почерк», фактически проверке и необходимой корректировке подвергались все используемые библиотечные элементы. Однако это вполне укладывается в общую концепцию моделирования памятников деревянного зодчества Древнего Китая на основе библиотеки элементов доугун.
Рис. 6. Элементы доугун на восточных балках и южных угловых колоннах Дадяня храма Баогосы
Рис. 7. Доугун на колоннах под передним карнизом Дадяня храма Баогосы
Рис. 8. Дадянь храма Баогосы: каркас крыши. После реконструкции в династии Цин (1644–1911 гг.) под имеющейся крышей была добавлена еще одна, после чего крыша Дадяня стала двухъярусной.
Рис. 9. Дадянь храма Баогосы: объемные разрезы построенной модели
Рис. 10. Дадянь храма Баогосы: совмещенные виды фасада здания
Рис. 11. Восьмигранная лепестковая комбинированная колонна имеет два типа: а) в центре круглый элемент, вокруг него восемь более узких; б) четыре круглых бревна соединены с четырьмя дугообразными элементами способом «шип-паз».
Рис. 12. Визуализация модели Дадяня храма Баогосы