Прежде всего, несколько интересных фактов, особо характеризующих деятельность Bentley Systems:
- В ближайшие три года планируемые расходы на новые разработки составят не менее одного миллиарда долларов.
- В 2018 году компания приобрела Plaxis – известный голландский пакет программ по геотехнике, а также Synchro – весьма эффективный инструментарий по информационному моделированию процессов строительства. Последнее резко усиливает возможности комплекса ProjectWise в области управления строительным производством, поскольку там уже имеется программа ConstructSim создания виртуальной строительной площадки.
- Многие новые разработки координируются с многочисленными партнерами. Один из них, концерн Siemens, даже стал владельцем 9% акций Bentley Systems.
- Рост оборота Bentley Systems в России в 2017 году составил рекордные 28%. Это особенно впечатляет, поскольку последние несколько лет рост оборота в нашей стране и так был достаточно высоким – порядка 20%. Таким образом, несмотря на сложную международную обстановку, Россия с её всё возрастающей потребностью в развитии инфраструктуры рассматривается компанией Bentley Systems как одно из приоритетных направлений своего развития.
Рис. 1. Руководитель Bentley Systems в России Николай Дубовицкий рассказывает о новых «старых» знакомых в линейке программных средств компании и представляет их партнеров в нашей стране
Рис. 2. Вице-президент и региональный директор Bentley EMEA Owner Operators Лутц Беттельс знакомится с новыми партнерами – Еленой Колосовой и Кириллом Сухачевым из компании «К4»
Сегодняшняя реальность такова, что тематика (правильнее даже сказать, фразеология) «умного города» стала довольно модной, в то время как понимание проблематики еще отстает, а про «умную инфраструктуру» вообще практически никто не говорит. Пожалуй, в этом году было только одно исключение, когда руководство РЖД заявило о том, что оно хочет сделать российские железные дороги «умными».
О структуре «умного города», в основе которой лежит информационная модель, уже неоднократно писалось. И такая информационная модель города вполне логично содержит внутри инфраструктурные вставки (водопровод, автодороги, электросети, системы связи и т.п.). Но многие инфраструктурные объекты выходят далеко за рамки одного населенного пункта или даже административного района (железные дороги, газопроводы, автомагистрали, аэропорты, линии электропередачи, междугородняя спутниковая связь и т.п.), хотя их информационное моделирование реализуется практически по тем же правилам, что и для «умного города». Другими словами, «умная инфраструктура» и «умный город» – это системы одного (высшего) уровня информационного моделирования, поэтому рассматривать и развивать их надо совместно.
Рис. 3. Владимир Талапов: «умная инфраструктура» как высшая форма развития технологии информационного моделирования
В этом году в упорной борьбе в финальную стадию конкурса прошли два проекта из России и один из Казахстана. Определение победителей произойдет 17 октября в Лондоне, но наши финалисты заслуживают того, чтобы о них немного рассказали уже сейчас.
«Волгограднефтепроект» участвует в конкурсе Bentley Be Inspired не первый раз, в этом году он представляет проект нефтедобывающей платформы (от разработки концепции до сдачи в эксплуатацию с последующим управлением). Отметим, что эта работа уже победила во Всероссийском конкурсе «BIM-технологии 2017», а также была отмечена специальным дипломом Проектной дирекции Минстроя России. В Лондоне она будет состязаться в номинации «Управление промышленными объектами и объектами коммунального хозяйства» с проектами из Индии и Омана, также связанными с нефтедобычей.
Рис. 4. Первый заместитель гендиректора ООО «Волгограднефтепроект» Василий Калинин рассказывает об особенностях работы, выполненной со столь сложным объектом
Третий финалист – компания «AA Engineering Group» из Алматы (Казахстан) с проектом модернизации и увеличения мощности второй очереди Пустынного золотодобывающего завода (как раз в это время объект вводится в эксплуатацию). В Лондоне он будет бороться за победу в номинации «Строительство» с работами из Китая и Австралии.
Рис. 5. Проект «AA Engineering Group» вызвал особый интерес у участников конференции
Рис. 6. Слева: управляющий директор «AA Engineering Group» Виктор Глушко – один из главных энтузиастов BIM; справа: сотрудник компании Андрей Аксёнов демонстрирует Лутцу Беттельсу технические новинки, использованные при работе над проектом
А теперь немного о том, что нас ждет впереди. Вот статистика по победителям конкурса Bentley Be Inspired 2017: Китай – 8 наград, США – 3, Юго-Восточная Азия – 4 (Малайзия – 2, Индия – 1, Камбоджа – 1), Европа – 4 (Великобритания – 2, Италия – 1, Финляндия – 1), Ближний Восток – 1 (Оман), Латинская Америка – 1 (Бразилия). Хорошо видно, что Китай и другие страны Юго-Восточной Азии стремительно выходят в мировые лидеры использования информационного моделирования.
Поэтому во время небольшого интервью я спросил Лутца Беттельса, каковы результаты деятельности Bentley Systems в Китае. В ответ было сказано, что успехи в Китае впечатляют. Рост доходов выражается двузначным числом (хотя российские 28% не перекрыты), в количественном же выражении выручка компании Bentley Systems от продаж в Китае практически сравнялась с доходами от Европы. Но в Европе речь идет о поступлении средств от «старых» клиентов, в основном за обновления и поддержку, а в Китае рост обеспечивают новые фирмы, и их число стабильно увеличивается. Одну из основных причин столь быстрого и массового внедрения BIM Лутц Беттельс видит в том, что, в отличие от Европы и России, в Китае начали не с нормотворчества, а с применения информационного моделирования в реальной практике.
Тут есть над чем задуматься.
Рис. 7. «Умное» BIM – это главная тема конференции Bentley Systems в Москве