Александр Голиков, лидер консорциума «РазвИТие»
Дмитрий Касиманов, начальник службы информационных технологий АО «Концерн «Морское подводное оружие — Гидроприбор»
Предприятия ОПК сталкиваются с ограничениями возможностей по использованию зарубежного ПО — «Гидроприбор» столкнулся с этой проблемой несколько лет назад, когда ИТ-специалистам не удалось продлить техническую поддержку по ряду импортных программных продуктов. Дмитрий Касиманов рассказал о решении острого вопроса импортозамещения: «В 2017 году на предприятии с успехом завершился проект внедрения отечественной ECAD-системы Delta Design от участника консорциума компании ЭРЕМЕКС. В опытной эксплуатации находится CAE-система FlowVision от ТЕСИС: была проведена совместная работа по расчетам гидродинамических характеристик с различными параметрами. Итоги расчетов оказались аналогичны результатам, которые показала система от ANSYS, что еще раз доказывает высокий уровень отечественного программного продукта. Сейчас мы прорабатываем варианты решения задач в области прочностных расчетов, изучаем рынок CAM-систем».
В этом году завод «Двигатель» вошел в структуру «Гидроприбора», поэтому планируется перезапуск проекта — объединение справочников, баз данных, переход на новую версию КОМПАС-3D. Кроме того, в планах масштабная доработка системы ГОЛЬФСТРИМ в части транслятора к подготовке производственной спецификации, актуализации данных. «Мы будем двигаться в сторону создания инструмента для планирования производства», — отметил начальник ИТ-службы Концерна «МПО-Гидроприбор».
Стратегия консорциума строится вокруг концепции «тяжелой» PLM-системы. Генеральный директор АСКОН Максим Богданов представил стратегию развития решений «РазвИТия» до 2025 года в виде дорожной карты:
Далее генеральный директор АСКОН провел панельную дискуссию с участием лидеров компаний, составляющих консорциум. Эксперты отвечали на вопросы гостей форума — об ИТ-трендах, задачах, отечественных инженерных решениях и импортозамещении в промышленности.
В церемонии подписании соглашения приняли участие директор института информационных технологий и заведующий кафедрой вычислительной техники и информационных технологий СПбГМТУ Алексей Липис и генеральный директор компании АСКОН Максим Богданов
Алексей Липис, директор института информационных технологий СПбГМТУ: «Сегодня существуют серьезные отечественные цифровые решения для машиностроения, для судостроения таких решений пока нет: принципы судостроительного проектирования значительно отличаются от принципов проектирования в машиностроении. В условиях обсуждения на высшем уровне вопросов импортозамещения, реализации университетом проекта “Цифровая верфь”, роста уровня продуктов консорциума, заключение этого соглашения — естественный шаг для дальнейшего развития сотрудничества.
Для того чтобы заниматься цифровой трансформацией судостроительного производства, нужно знать и процессы, и цифровые технологии. Сейчас подготовка по этому направлению не ведется ни в одном вузе страны. В следующем году университет откроет набор на новый, крайне полезный для отрасли курс — “Цифровой инжиниринг в судостроении”. Программа курса подразумевает не только изучение продуктов консорциума, но и разработку приложений на их основе».
В рамках форума прошла церемония награждения конкурса «Будущие асы цифрового машиностроения 2019», который проводит АСКОН. В этом году значительную часть победителей и призеров соревнования составили студенты крупнейших технических вузов Северо-Запада.
Студенты Санкт-Петербургского горного университета, БГТУ «Военмех», Северного (Арктического) федерального университета и учащиеся Информационно-методического центра в Гатчине
На технологической выставке у участников форума была возможность «потрогать руками» комплексную цифровизацию. В рамках выставки организаторы повторили экспозицию «Цифровое производство», премьера которой состоялась на московском форуме «РазвИТие» в октябре. Гости экспозиции могли наблюдать движение изделия в PLM-контуре и организацию производства с использованием аддитивных технологий.
Для удобства и наглядности операции, выполняемые в инженерном ПО членов консорциума и на оборудовании технологических партнеров, были продемонстрированы на примере одного изделия — реально спроектированного самолета BOREY от НПО «АэроВолга». Вся экспозиция была представлена только отечественными разработчиками ИТ-решений, производителями оборудования и российскими поставщиками ИТ-услуг. В экспозиции, кроме членов консорциума, приняли участие следующие компании:
- компания «Цифра» продемонстрировала решение «Диспетчер» для мониторинга состояния промышленного оборудования и персонала;
- «Лазерные системы» представили оборудование для печати топологически оптимизированных моделей;
- оборудование и приложение VR Concept показали, как в условиях виртуальной реальности может быть организована коллективная работа специалистов из разных подразделений.
Александр Авербух, начальник центра информационных технологий Концерна «Гранит-Электрон»: «Я слежу за развитием консорциума и за тем, как это развитие набирает обороты. С самого начала было понятно, кто занимает лидерскую позицию в объединении, но со временем проявляется, становится более заметной эволюция продуктов других его участников. Если на первых форумах говорили об интеграции совершенно самостоятельных коммерческих продуктов, сейчас отчетливо видно, что продукты учитывают векторы развития друга друга — это видно и в технике, и в идеологии.
Мне, айтишнику, работающему на “оборонку”, крайне важно понимать, как развиваются отечественные продукты. И на форум приехал не только ради общения с компаниями, входящими в консорциум. Например, на выставке пообщался с фирмой, предлагающей аппаратные решения — познакомился с новыми тенденциями в части развития альтернативной операционной системы».
Олег Алтынник, начальник КБ ОГК, Завод «Кризо»: «Я здесь, прежде всего, для того, чтобы быть в курсе, как развиваются и будут развиваться КОМПАС-3D и сопряженные с ним продукты. Наше предприятие специализируется на приборостроении, и проектирование печатных плат — одна из основных задач. Год назад приобрели Delta Design для разводки печатных плат. До этого работали в P-CAD. Решение о переходе на Delta Design продиктовано двумя основными причинами: мы нуждались в постоянно развивающемся продукте и решении, которое бы отвечало курсу импортозамещения, которого придерживается руководство предприятия».