Журнал Forbes на днях опубликовал свою версию причин, повлекших нашумевший массовый отзыв автомобилей Toyota в США и Европе из-за неполадок с приводом педали газа. По мнению некоторых экспертов проблема кроется в том, что инженеры при проектировании чересчур полагаются на использование САПР.
Для удешевления производства и ускорения процесса разработки, автопроизводители все больше используют САПР вместо создания дорогих прототипов и проведения множества реальных тестов. Так называемое программное обеспечение для управления жизненным циклом изделия (PLM) позволяет инженерам моделировать работу различных компонент (по-отдельности и в составе сборки), того как они должны производиться и как они поведут себя в реальном мире. В идеале, виртуальные тесты смогли бы детектировать трение деталей друг о друга. Примером такого программного обеспечения является CATIA (французской компании Dassault Systemes), средство 3D проектирования, использовавшееся при создании отзывающихся автомобилей Toyota.
"Программное обеспечение может обнаружить только то, что задано инженером в рамках определенных им сценариев", комментирует Чарльз Фаундиллер, исполнительный директор исследовательской фирмы Daratech. "Моделирование осуществляет человек; если он не в состоянии подумать о всех факторах, которые могут повлиять на поведение, или если он не вполне понимает условия эксплуатации, его модель будет ошибочна". Вполне вероятно, что-то подобное случилось и в случае с залипающей педалью газа - несмотря на то, что программы инженерного анализа способны моделировать такие процессы как воздействие повышенной влажности, однако предусмотреть эксплуатацию автомобиля в таких условиях находится в пределах ответственности инженера.