

От редакции isicad.ru: Авторы — сотрудники ЗАО «СиСофт Инжиниринг»:
В.Ревзин (RevzinV@cs-eng.ru) — генеральный директор, Л.Аверкина (AverkinaL@cs-eng.ru) — технический директор.
ЗАО «СиСофт Инжиниринг» (Дзержинск Нижегородской области) организовано в 2005 году с основной деятельностью – внедрение средств комплексной автоматизации проектных работ. Компания разрабатывает стандарты, регламенты, методики планирования и мониторинга проектных работ, внедрением систем электронного документооборота, адаптацией и кантрификацией программного обеспечения и др.
Специалисты «СиСофт Инжиниринг» участвовали в проектировании химических и нефтехимических производств для Германии, Венгрии, Турции, Польши, Украины, Ирана, Туркменистана, Ирландии и России. В числе заказчиков: РАО ЕЭС, РЖД, ОАО «ВНИПИгаздобыча», ОАО «НижневартовскНИПИнефть», «Гипровостоктрубопровод», «РН-Информ» и другие.
«СиСофт Инжиниринг» является филиалом московского «СиСофта».
Предисловие: почему «Планирование», а не, скажем, «Импортозамещение», «Жизненный цикл», и, наконец, «BIM»?
За много лет работы в проектных организациях, как отечественных, так и зарубежных, а также более десятка лет занимаясь внедрением систем автоматизированного проектирования в проектных организациях в различных, отраслях мы с уверенностью можем сказать:- Несмотря на то, что проектирование занимает по стоимостному объему 5-10% от стоимости строительства, именно в нем закладывается все основные решения и именно от него в большой степени зависит успешность строящегося объекта.
- В настоящее время отечественные проектные организации пришли к тому, что успешное внедрение автоматизации проектного производства невозможно без внедрения систем управления производственной деятельностью предприятия. Особенно это актуально для средних и больших проектных организаций с большим количеством контрактов, субподрядчиков и поставщиков оборудования.
- Возможность планирования работы и загрузки ресурсов организации.
- Получение оперативной информации о ходе выполнения работ для всех уровней руководителей, от руководителей служб, до высшего руководства.
- Методологические – необходимо разработать или адаптировать существующие технологии под проектную организацию. Процесс трудоемкий, и, к сожалению, не дешевый как по трудозатратам, так и в финансовом смысле.
- Административные (самые тяжелые причины). В упорядочивании процесса проектирования, в прозрачности планирования и контроля заинтересовано в большинстве своем только высшее руководство организации и… ИТ службы. Известно, что чем больше беспорядка, тем проще объяснить срыв сроков, ошибки и т.д. Практика показывает, что только при личной заинтересованности руководства и наличии рычагов давления на исполнителей возможно внедрение системы управления производственной деятельностью предприятия.
Введение
Проектные организации России за последнее время достигли довольно высокого уровня автоматизации и внедрения современных Информационных Технологий.Если с САПР ситуация вполне успешна, то в области управления проектами не все так гладко. Имеются существенные проблемы как в методике управления проектами, так и в ее автоматизации. Необходимо отметить, что от наличия методики планирования и управления проектами коренным образом зависят сроки выполнения проектов. Адаптация к требованиям проектных организаций существующих методик и их автоматизация позволят существенно снизить риски срыва сроков выполнения работ и уменьшить вероятность финансовых потерь.
Между тем в мире, в том числе и в СССР, копился и систематизировался опыт управления проектами.
Первым современным обобщением этого опыта явилось «Руководство к своду знаний по управлению проектами» (Руководство РМВОК), выпущенное Project Management Institute (основан в 1969 г.) после нескольких циклов публикаций различных докладов и дискуссий по ним. С тех пор это руководство вышло уже пятым изданием (2013 г.) и приобрело фактический статус мирового стандарта по управлению проектами, несмотря на то, что многие страны разработали и утвердили свои национальные стандарты, впрочем, во многом похожие на РМВОК.
Следующий серьезный шаг к мировой стандартизации процессов управления проектами предприняла ISO – международная организация по стандартизации, выпустившая в 2012 г. стандарт ISO 21500, утвержденный США, Евросоюзом и Россией. Этот стандарт наследует схему процессов РМВОК, которую PMI добровольно передал ISO.
ISO 21500-2012 определяет проект, как уникальный набор процессов, включающих координированные и контролируемые операции с датой начала и завершения, предпринимаемые для достижения цели.
В стандарте выделены следующие процессы:
- инициация;
- планирование;
- организация и контроль (исполнение);
- мониторинг и управление (управление);
- завершение.
Особенности проектирования в России не позволяют «напрямую» применять процессы управления, так успешно эксплуатируемые в мировой практике. Надо заметить, что специфика любой отрасли (химическая, нефтяная, газовая, строительная, энергетика…) накладывают дополнительные требования к практическому применению процессов управления.
Основная проблема у проектных организаций, имеющих свои службы управления проектами (диспетчерские службы), свои системы документооборота – это проблемы с методикой, которая позволила бы комфортно и с достаточной степенью достоверности планировать и получать информацию о реальном ходе выполнения проекта, для участников процесса проектирования всех уровней, от руководителя подразделения до высшего руководства организации.
Мы хотим поделиться своим вариантом методики планирования и мониторинга процессов проектирования и путями ее автоматизации. Необходимо отметить, что методика основана на опыте планирования выполнения проектных работ, применяемого еще во времена Советского Союза, с учетом современных требований, стандартов, в том числе и международных, и средств автоматизации.
Далее мы рассмотрим методику планирования и мониторинга процесса проектирования с использованием пошагового плана-графика проекта.
1. Планирование
Основная идея методики состоит в пошаговом планировании. Это означает, что производится планирование времени наступления шагов процесса и отслеживается фактическое время их завершения. У шага нет фиксированного срока начала, но есть длительность и фиксированный срок завершения.Шаг (контрольное событие в терминологии PMBOK, ISO 21500-2012) группа заданий (одно или несколько) в рамках одного проекта, разработка которых должна быть завершена не позже определенного срока.
Событие – момент обмена информацией между участниками проекта. Имеется в виду, обмен информацией между группами специалистов различных специальностей. На практике в проектировании для этого используется термин «Задание». Любая работа в конечном счете сводится к передаче информации и может быть отнесена к «Заданию». Например, задание на рабочий генплан, задание на опоры и фундаменты, а так же и задание на комплектацию, задание на оформление накладных и передачу Заказчику.
Последовательность таких шагов, размещенных в порядке завершенности выполнения работ, лежит на критическом пути процесса проектирования. Запаздывание их выполнения сдвигает срок окончания проекта или ведет к повышению затрат на компенсацию запаздывания.
Последовательность работ разработки методики планирования
- Разработка классификаторов заданий (событий). Это очень важный шаг, позволяющий систематизировать все задания, которыми обмениваются подразделения. Пример такого классификатора представлен на рис.1
- Разработка Пошагового плана выполнения работ – максимально возможный перечень шагов процесса проектирования, расположенных в порядке завершения их выполнения.
- Присвоение каждому шагу процесса на первых этапах с использованием экспертных оценок, значения в процентах от 0 до 100, которое показывает, через какое время после начала проекта (процентах от общего времени, отпущенного на выполнение проекта) он должен завершиться.
- На основе шаблона пошагового плана выполнения работ для определенной стадии проектирования построение пошагового плана (рис.2а и 2б )– максимально возможного перечня шагов процесса проектирования объекта инфраструктуры, расположенных в порядке завершения их выполнения.
- Разработка шаблонов пошаговых планов для разных типов проектируемых сооружений.
Как происходит планирование
Пошаговый план проекта создается на основе выбранного шаблона. Определяются даты завершения событий в соответствии с договором. После этого для каждого шага рассчитывается дата завершения с учетом процентов, определенных в шаблоне пошагового плана. Из пошагового плана проекта удаляются те шаги, выполнение которых не требуется в данном проекте.Длительность выполнения шага первоначально рассчитывается на основе экспертных оценок (в процентах от длительности выполнения проекта) в дальнейшем корректируется по мере накопления реальной информации по фактическим трудозатратам. Фактические трудозатраты - это фактическое время, потраченное на выполнение какой-либо задачи, в нашем случае, на выполнение шага.

Рис.1. Пример классификатора заданий (кликните для увеличения)

Рис.2а. Пример шаблона пошагового плана для различных стадий проекта. Стадия П (проект)

Рис.2б. Пример шаблона пошагового плана для различных стадий проекта. Стадия Р (рабочая документация)
Применение описанной методики позволит существенно снизить трудозатраты на планирование как отдельных проектов, так и портфеля заказов.
2. Выполнение и мониторинг хода проекта с использованием пошагового плана (организация и контроль (исполнение) мониторинг и управление (управление))
Мониторинг и управление ходом выполнения проекта осуществляется на основании отчетов о состоянии работ по проекту. В соответствии с иерархией организации можно выделить следующие управленческие и информационные уровни (типы отчетов):- Руководители подразделений
- Получение на этапе планирования перечня и сроков выполнения заданий выдаваемых подразделением. При наличии с необходимой степенью детализации разработанного классификатора заданий именно на уровне руководителей подразделений появляется возможность выполнять ресурсное планирование, а так же накапливать статистику для получения фактических трудозатрат.
- Получение отчетов и управление выполнения заданиями, которые они должны получить и выдать в ходе выполнения проектов.
- Диспетчерские служб, службы управления проектами, ГИПы
- Управление на уровне событий. Оптимально, если события в отчетах будут маркироваться, например, «светофором». Зеленый – все идет в срок, желтый – должно закончиться, красный – срыв сроков. Имея такой отчет легко определить, какое событие под угрозой срыва, а имея перечень заданий и событие предшественник, можно определить причину.
- Руководство
- Управление на уровне портфеля проектов. Оптимально - отчет «светофор» по портфелю проектов.
- Финансовые службы.
- Управление на уровне этапов договора. Как правило, договор делится на определенные этапы с их финансированием. Каждый этап можно связать с выполнением определенного шага и получать отчет аналогичный отчету для диспетчерских служб, но с привязкой к этапам договора.
3. Автоматизация планирования и мониторинга процесса проектирования на базе системы технического документооборота
Автоматизацию описанной методики можно реализовать с использованием различных средств планирования и систем технического документооборота. Основные требования к таким системам, это:- Для планирования портфеля заказов - возможность создавать и использовать шаблоны пошаговых планов;
- Для мониторинга хода выполнения работ - возможность автоматизированной фиксации фактов обмена заданиями между подразделениями и фиксация завершения событий.
- Для оптимизации процесса проектирования – возможность получения соответствующих отчетов для руководителей разного уровня - от руководителя подразделения, до высшего руководства предприятия.

Рис.3 Схема автоматизации процесса «Планирования»

Рис.4 Последовательность создания пошагового плана

Рис.5 Автоматизация процесса «мониторинг хода проекта»

Рис.6 Отчеты в форме «светофор» для уровня служб управления проектами, ГИПов и диспетчерских групп
Заключение
Предлагаемая методика планирования и мониторинга хода выполнения проектных работ и ее автоматизация позволяет:- повысить точность планирования проектных работ
- эффективно планировать ресурсы
- снизить трудоемкость мониторинга хода проектных работ
- повысить точность учета трудоемкости и оценки прогресса в выполнении проектных работ
- снизить влияние рисков.
Мы готовы в рамках сотрудничества более подробно обсудить и ответить на все интересующие вас вопросы.
Список источников:
Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK®) — Пятое издание Project Management Institute ISBN 978-1-62825-008-4; Project Management Institute, Inc - 14 Campus Boulevard - Newtown Square, Pennsylvania 19073-3299 USAГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом. – Введ. 22.12.2011. – М.: Стандартинформ, 2011. – 10 с.
ГОСТ Р 54869-2011. Проектный менеджмент. Требования к управлению портфелем проектов. – Введ. 22.12.2011. – М.: Стандартинформ, 2011. – 10 с.
ISO 21500:2012. Руководство по менеджменту проектирования. – Введ. 20109-01., – 36 с.