isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

22 мая 2012

Технология BIM – инструмент для интегрированного выполнения проекта

Владимир Талапов, Александр Золотов

Владимир Талапов
НГАСУ(Сибстрин), профессор Александр Золотов Компания
Технология BIM существует сравнительно недавно, активный период ее обсуждения, изучения и внедрения составляет последние десять лет. Уже было много примеров, когда комплексное или даже частичное использование информационного моделирования зданий приводило к сокращению сроков проектирования и строительства, уменьшению расходов на возведение объектов и повышению их качества. Другими словами, внедрение BIM повышало конкурентоспособность проектной фирмы, строительных или смежных организаций, или сразу всех участников проекта.

Но возведение нового здания – дело коллективное, так что BIM дает наибольший эффект только при комплексном и согласованном применении этой технологии всеми участниками проекта. Но у членов «реализующей команды» при возведении сооружения совершенно объективно могут быть разные собственные задачи и интересы. Да и само участие компаний в проекте может реализовываться на разных его стадиях. Более того, компанию может совершенно не волновать, как идут дела и какие есть проблемы у других – действует принцип «каждый за себя».

Этот рисунок, взятый из презентации Барбары Джексон и Барбары Вагнер, очень хорошо показывает суть обычных отношений между подрядчиками.

Поэтому весьма важным становится нахождение такой формы взаимоотношений между создателями здания, при которой все они, вне зависимости от их специфики и особенностей деятельности, работают «в одной команде» и заинтересованы в общем успехе проекта. Такой формой и призван стать новый подход в организации взаимодействия заинтересованных компаний – интегрированное выполнение проекта.

Интегрированное выполнение проекта (IPD).

По сложившейся веками традиции заказчик получает от проектировщиков документацию в обычном (бумажном) виде и передает ее строителям для исполнения, при этом ему абсолютно все равно, в какой технологии (CAD, или BIM, или вообще с циркулем и линейкой) работает проектировщик – лишь бы строители прочитали чертежи и все там поняли. При таком подходе и проектировщики, и строители, и смежники – это практически независимые «черные ящики», выдающие наружу какую-то продукцию.

Заинтересованность во взаимодействии у них появляется только в случае, если проектировщики и строители связаны еще и организационно-экономически, а также технологически, то есть когда реализованы определенные схемы и формы совместной деятельности специализированных организаций над общим объектом.

Американская проектно-строительная индустрия сейчас одна из наиболее развитых и организованных в мире. Негативные экономические явления и опасения потерять свою (весьма немалую) долю мирового рынка вынуждают участников процесса «заказчик – проектировщик – подрядчик» искать наиболее быстрые и эффективные способы выполнения работы, позволяющие добиваться результата, не выходя из рамок плановых сроков и бюджета. В этом направлении многое уже сделано, но проблемы всё равно остаются.

Поэтому сравнительно недавно в строительной отрасли США стала активно внедряться еще одна форма взаимодействия, объединяющая архитекторов, заказчиков и генподрядчиков – Интегрированное выполнение проекта (Integrated Project Delivery, сокращенно IPD).

Основной задачей IPD считается борьба с главным бичом стройки - срывом сроков выдачи соответствующих разделов рабочей документации и поставки необходимых компонентов в процессе возведения здания, то есть обеспечение строгого выполнения графика строительства.

Главная идея IPD – добиться, чтобы все заинтересованные в строительстве лица на всех стадиях проектирования и возведения объекта работали как единая команда. Проще говоря, устанавливается некое общее «прорабское» руководство работой.

И с таким подходом в строительной индустрии США сегодня связывают большие надежды, которые потихоньку уже начинают оправдываться.

Концепция IPD стала появляться в США еще в начале 1990х годов и основывалась на системе управления бизнесом. Американский Институт Архитекторов (AIA) одобрил систему IPD, а в 2007 году даже дал первое достаточно конкретное описание, определив главных участников IPD: собственники, проектировщики (архитекторы и инженеры), подрядчики.

На сегодняшний день ключевыми условиями, характеризующими систему взаимоотношений IPD, являются:

  1. Вовлечение всех участников проекта, включая подрядчиков, в совместную работу, начиная уже со стадии проектирования.
  2. Использование технологии BIM.
  3. Поддержка всестороннего сотрудничества участников проекта.
  4. Закрепление этого сотрудничества на договорной основе.
  5. Минимизация «бумажных» взаимоотношений, активное «цифровое» взаимодействие.
  6. «Цифровое» управление и контроль за всеми совместными, в том числе торговыми и финансовыми операциями.
  7. Создание атмосферы «честной игры», справедливости и доверия между участниками проекта.
  8. 8. Использование трехмерной визуализации для предоставления всем задействованным в проекте фирмам равных возможностей в обсуждении проектных предложений.
Нетрудно заметить, что все эти новые организационно-экономические подходы напрямую зависят от комплексной проектно-строительной деятельности на основе технологии информационного моделирования зданий. Это довольно ясно сформулировано в описании IPD.

Так что вполне оправдано говорить о том, что американская строительная индустрия, проникаясь пониманием необходимости новых форм взаимодействия, уже с конца 1990х годов стала разворачиваться в сторону внедрения зарождавшейся тогда технологии BIM.

Можно также утверждать, что появление информационного моделирования зданий – это закономерная реакция на потребность строительной индустрии в новых инструментах, обеспечивающих тесное взаимодействие всех участников проекта.

BIM и IPD - иллюстрация с сайта компании Autodesk
http://images.autodesk.com/adsk/files/bim_and_ipd_whitepaper.pdf

Некоторые особенности внедрения IPD в США.

Однако внедрение IPD, как и любой переход на что-то новое, имеет целый ряд проблем и особенностей. Прежде всего, следует отметить, что последние несколько лет в Америке организуется множество семинаров и круглых столов, где обсуждаются вопросы оптимизации и повышения эффективности в строительстве. В то время как раньше участниками подобных мероприятий являлись в основном крупные строительные компании, теперь в них участвует всё больше и больше представителей крупных заказчиков и проектировщиков. Само понимание оптимизации и повышения эффективности строительства вышло за рамки ответственности генподрядчиков. Растет число заказчиков, понимающих, что чем глубже интеграция между участниками создания объекта, начиная от концептуального (начального) проектирования и до ввода здания в эксплуатацию, тем больше возможностей для сбережения ресурсов за счет повышения эффективности всего процесса.

Конечно, любая интеграция - это долгий процесс, в котором есть много подводных камней. Многие строительные компании в США не разделяют позитивных ожиданий от IPD и предпочитают традиционные контрактные взаимоотношения. Некоторые компании начинают внедрять IPD постепенно на пробных проектах. Но самое интересное - не строительные компании, а именно заказчики наибольшим образом влияют на применение IPD, так как большинство строителей и проектировщиков почти всегда соглашаются с требованиями заказчиков. Текущая экономическая ситуация этому также способствует, поскольку у проектировщиков и строителей уменьшается количество заказов, а существующие заказчики всё больше внимания уделяют потенциально возможным экономии и сбережениям.

Что касается BIM, то в силу своих технических характеристик эта технология является инструментом, который делает необходимыми более плотные и доверительные отношения между участниками процесса. А такие отношения требуют нового вида договоров и контрактов, в которых участники максимально мотивируются делиться друг с другом доступной им информацией и ресурсами. Традиционно же опасение судебных тяжб друг с другом осложняет обмен информацией между компаниями и негативно влияет на весь процесс. Именно поэтому механизм IPD становится всё более востребованным, так как позволяет снять большую часть таких опасений.

IPD и образование.

Поскольку в строительной отрасли усиливается тенденция к внедрению IPD, университеты США стали реализовывать такое обучение, которое дает студентам понимание концепции IPD и возможностей технологии, предоставляя практический опыт междисциплинарного проектирования и совместной работы с использованием программного обеспечения для BIM. Такие учебные курсы позволяют студентам исследовать междисциплинарное проектирование и строительство зданий, получая при этом коммуникативные навыки, а также навыки, формирующие команду.Всё это готовит студентов к их будущей практике.

Многие университеты используют многоуровневый подход для того, чтобы интегрировать в преподавание принципы IPD, начиная с первого года обучения и заканчивая последним годом или проектной студией уже последипломного образования. Обычная серия курсов включает в себя:

  1. Обучение студентов технологии BIM. Разрабатывая информационные модели зданий, студенты изучают взаимосвязи между проектированием и строительством, а также осваивают использование программного обеспечения для улучшенного сотрудничества, координации и коммуникации.
  2. Междисциплинарные курсы проектирования зданий. Студенты изучают общие принципы проектирования зданий, затрагивающие гораздо большую область знаний, чем их непосредственная специализация, что обеспечивает комплексное понимание проектирования зданий. Это помогает студентам эффективнее взаимодействовать с другими дисциплинами и готовит их стать частью совместной проектной группы.
  3. Интегрированные студии проектирования зданий. Студенты работают в мультидисциплинарных командах и используют технологию BIM для комплексного проектирования зданий в условиях студии. Эти студийные команды помогают студентам улучшить свои навыки совместной работы, а также навыки управления проектом в смоделированной системе IPD.
Комментариев: 14
id 5412     24 мая 2012, 9:49
 Владимир Малюх

Цитата из Владимир Талапов, id 5408:

В советское время у нас было так же!



Володя, ты же В НГУ учился - оно в целом и сейчас так же осталось. Разве что кроме НИИ СО РАН добавились коммерческие фирмы. К нам, например, студенты приходят в конце 2-го- начале 3-го курсов. А ведь руководство НГУ еще лет 10 назад отказывалось принимать дипломы, сделанные на фирмах а не в НИИ.

Но когда-то так было и на отдельных кафедрах в других ВУЗах, например на моей кафедре в НЭТИ(НГТУ) такое активно практиковалось. Я попал в профильный НИИ второкурсником. И почти все спецкурсы читали специалисты с предприятий, причем уровня завлабов, главных конструкторов и технологов, зубры. Например, управление промышленным предприятием нам читал не кто-нибудь, а Виталй Петрович Муха, тогда гендиректор Сибсельмаша. И читал не формально, а на очень живых примерах.

Нынче это почти везде умерло, причем силами самих ВУЗов. Например попытка ввести в учебную программу фаультета летательных аппратов практический курс по работе с ЧПУ, проводимый ведущим технологм НАПО встретил яростное (букваьно) противостояние штатной профессуры.

Ответить   Цитировать выделенное

id 5414     24 мая 2012, 11:07
 Владимир Талапов

Цитата из Владимир Малюх, id 5412:

Нынче это почти везде умерло, причем силами самих ВУЗов.


В НГАСУ(Сибстрин), например, совместители получают меньше, чем штатные преподаватели с такими же параметрами.

В нашей строительной отрасли я вижу основную проблему в том, что "работодатели" пока не хотят участвовать в подготовке специалистов. Им хватает тех, кто уже есть. Поэтому вузы учат чему угодно - ответственности никакой.

Ответить   Цитировать выделенное

id 5418     24 мая 2012, 13:39
 Владимир
Все бы это хорошо, но вот вопрос: пришел ко мне на "практику" человек, я с ним повозился, а работать он пошел через дорогу - там на 3 рубля больше платят. И что заключать учебный договор, судиться?
Да я лучше 5 рублей добавлю готовому специалисту.
Есть варианты?

Ответить   Цитировать выделенное

id 5419     24 мая 2012, 15:03
 Владимир Малюх
Ответ Владимир


Кормить надо,тогда и не улетят (с) Всемирная история, Банк "Империал"

Ответить   Цитировать выделенное

id 5423     24 мая 2012, 15:38
 Сергей Михалец

Цитата из Владимир, id 5418:

пришел ко мне на "практику" человек, я с ним повозился, а работать он пошел через дорогу - там на 3 рубля больше платят


Если ему у вас понравится, то он у вас останется. А если не понравится, то не останется.

Ответить   Цитировать выделенное

id 5428     24 мая 2012, 19:06
 Владимир Талапов

Цитата из Владимир, id 5418:

пришел ко мне на "практику" человек, я с ним повозился


Это еще не повод, чтобы он у вас работал.

Цитата из Владимир, id 5418:

а работать он пошел через дорогу - там на 3 рубля больше платят


В Америке иакой подход воспринимают как естественный, а у нас пока расчитывают на что-то другое. Хотите иметь у себя работника - создавайте ему стимул.

Цитата из Владимир, id 5418:

И что заключать учебный договор, судиться?


Если нет договора - судиться бессмысленно, а если заключать кабальный договор - никто на практику не пойдет.

Цитата из Владимир, id 5418:

Да я лучше 5 рублей добавлю готовому специалисту.


Вот в этом и суть вашей проблемы - готовому добавлю, а с молодым лучше судиться, чем добавить. Но готового и нужного качества вы вряд ли найдете - его все равно надо будет доволить до кондиции.

Ответить   Цитировать выделенное


Поля, помеченные * обязательны для заполнения

  Имя *

  e-mail

  web

Вы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

Введите
первые 3 символа:

 *

Обновить



    

Комментарии:
23 мая 2012, 1:04
 Олег
Коллеги, спасибо за полнокровное освещение IPD. Мне этого очень не хватало.

Ответить   Цитировать

23 мая 2012, 6:18
 Геннадий
Хороший пример рационального американского подхода: хочешь что-то внедрить - сразу же решай вопрос о подготовке специалистов в вузах. Тогда и результат будет. А у нас вузы получают что-то новое в последнюю очередь.

Ответить   Цитировать

23 мая 2012, 10:08
 Небойша Новкович
К сожалению, в ВУЗ-ах нет преподавателей, желающих переходить на что-то новое. А если есть, то это исключения.

Ответить   Цитировать

23 мая 2012, 10:22
 Владимир Малюх
Цитата из Геннадий, id 5364:

А у нас вузы получают что-то новое в последнюю очередь.


Неправда, ВУЗам предлагаю самые современные версии систем, очень дешево или совсем бесплатно, плюс бесплатное обучение преподавателей. Но... сами ВУЗы не стремятся это все брать и внедрять. Да и зачем оно 65-70-летнему доценту или профессору?

Ради примера, на моей родной кафедре самому молодому преподавателю - 48 лет, остальные - за 55, половина за 60. Вот тот самый молодой еще трепыхается, остальные даже текст набрать в ворде не умеют, припахивают студентов.

Ответить   Цитировать

23 мая 2012, 14:30
 Борис Воробьев
Ответ Геннадий

Геннадий!
Компания Autodesk предлагает самые современные программные продукты для архитектурно-строительного проектирования, составляющие в комплексе полную линейку программ BIM, ВУЗам СНГ БЕСПЛАТНО !
Если Вы или Ваши знакомые хотят внедрить в учебный процесс ВУЗа, но не знают КАК - обращайтесь.   Всегда рады помочь!
Наша компания помогает нескольким ВУЗам в разных городах страны не только поставкой, но консалтингом по настройке и внедрению, стараемся обеспечить предоставление знаний о программах при составлении конкретного учебного плана.

Ответить   Цитировать

23 мая 2012, 22:05
 Владимир Талапов
Цитата из Олег, id 5362:

Коллеги, спасибо за полнокровное освещение IPD.

Не стоит благодарностей!   Думаю, мы к этой теме будем еще не раз возвращаться.

Ответить   Цитировать

23 мая 2012, 22:07
 Владимир Талапов
Цитата из Небойша Новкович, id 5366:

К сожалению, в ВУЗ-ах нет преподавателей, желающих переходить на что-то новое.

Да, таких преподавателей почти не осталось.

Ответить   Цитировать

23 мая 2012, 22:14
 Владимир Талапов
Цитата из Геннадий, id 5364:

Хороший пример рационального американского подхода: хочешь что-то внедрить - сразу же решай вопрос о подготовке специалистов в вузах.

В советское время у нас было так же!  

Ответить   Цитировать

24 мая 2012, 9:49
 Владимир Малюх
Цитата из Владимир Талапов, id 5408:

В советское время у нас было так же!


Володя, ты же В НГУ учился - оно в целом и сейчас так же осталось. Разве что кроме НИИ СО РАН добавились коммерческие фирмы. К нам, например, студенты приходят в конце 2-го- начале 3-го курсов. А ведь руководство НГУ еще лет 10 назад отказывалось принимать дипломы, сделанные на фирмах а не в НИИ.

Но когда-то так было и на отдельных кафедрах в других ВУЗах, например на моей кафедре в НЭТИ(НГТУ) такое активно практиковалось. Я попал в профильный НИИ второкурсником. И почти все спецкурсы читали специалисты с предприятий, причем уровня завлабов, главных конструкторов и технологов, зубры. Например, управление промышленным предприятием нам читал не кто-нибудь, а Виталй Петрович Муха, тогда гендиректор Сибсельмаша. И читал не формально, а на очень живых примерах.

Нынче это почти везде умерло, причем силами самих ВУЗов. Например попытка ввести в учебную программу фаультета летательных аппратов практический курс по работе с ЧПУ, проводимый ведущим технологм НАПО встретил яростное (букваьно) противостояние штатной профессуры.

Ответить   Цитировать

24 мая 2012, 11:07
 Владимир Талапов
Цитата из Владимир Малюх, id 5412:

Нынче это почти везде умерло, причем силами самих ВУЗов.

В НГАСУ(Сибстрин), например, совместители получают меньше, чем штатные преподаватели с такими же параметрами.

В нашей строительной отрасли я вижу основную проблему в том, что "работодатели" пока не хотят участвовать в подготовке специалистов. Им хватает тех, кто уже есть. Поэтому вузы учат чему угодно - ответственности никакой.

Ответить   Цитировать

24 мая 2012, 13:39
 Владимир
Все бы это хорошо, но вот вопрос: пришел ко мне на "практику" человек, я с ним повозился, а работать он пошел через дорогу - там на 3 рубля больше платят. И что заключать учебный договор, судиться?
Да я лучше 5 рублей добавлю готовому специалисту.
Есть варианты?

Ответить   Цитировать

24 мая 2012, 15:03
 Владимир Малюх
Ответ Владимир


Кормить надо,тогда и не улетят (с) Всемирная история, Банк "Империал"

Ответить   Цитировать

24 мая 2012, 15:38
 Сергей Михалец
Цитата из Владимир, id 5418:

пришел ко мне на "практику" человек, я с ним повозился, а работать он пошел через дорогу - там на 3 рубля больше платят

Если ему у вас понравится, то он у вас останется. А если не понравится, то не останется.

Ответить   Цитировать

24 мая 2012, 19:06
 Владимир Талапов
Цитата из Владимир, id 5418:

пришел ко мне на "практику" человек, я с ним повозился

Это еще не повод, чтобы он у вас работал.
Цитата из Владимир, id 5418:

а работать он пошел через дорогу - там на 3 рубля больше платят

В Америке иакой подход воспринимают как естественный, а у нас пока расчитывают на что-то другое. Хотите иметь у себя работника - создавайте ему стимул.
Цитата из Владимир, id 5418:

И что заключать учебный договор, судиться?

Если нет договора - судиться бессмысленно, а если заключать кабальный договор - никто на практику не пойдет.
Цитата из Владимир, id 5418:

Да я лучше 5 рублей добавлю готовому специалисту.

Вот в этом и суть вашей проблемы - готовому добавлю, а с молодым лучше судиться, чем добавить. Но готового и нужного качества вы вряд ли найдете - его все равно надо будет доволить до кондиции.

Ответить   Цитировать

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.