isicad.ru :: портал САПР, PLM и ERP :: версия для печати

Статьи

25 февраля 2013

BIM — это не CAD, или почему ваш CAD-менеджер не должен нести ответственность за вашу BIM-стратегию

Мартин Дэй

Мартин Дэй

От главного редактора isicad.ru: Мартин Дэй (Martyn Day) — яркий журналист и аналитик в области инженерного программного обеспечения, основатель и ведущий сотрудник широко известных отраслевых изданий DEVELOP3D и AEC Magazine. Мартин был активным участником isicad-2010/COFES-Russia и затем — гостем компании ЛЕДАС. Мы не раз публиковали переводы его статей, некоторые из которых надолго запомнятся многим читателям — например, одна из легендарных публикаций «Смерть SolidWorks?».

Десять дней назад в вышеупомянутом журнале «AEC Magazine» Мартин опубликовал статью «BIM is not CAD», на которую обратил внимание Владимир Талапов: он же любезно согласился перевести эту, публикуемую ниже, статью для isicad.ru.

Не исключаю, что написать эту статью Мартина Дэя побудило его участие в конференции «Autodesk-BIM-2012», отчет о которой он опубликовал в том же AEC Magazine одновременно с публикацией этой статьи. Мне кажется, и нашим читателям полезно познакомиться с обеими статьями Мартина, поэтому мы сейчас же публикуем перевод отчета об «Autodesk-BIM-2012» под заголовком «Никакой вендор не cможет заменить усилия самих пользователей по реальному внедрению BIM (Autodesk-конференция-2012)».

Напомню, что в эти же дни появились публикации русскоязычных авторов на схожую тему: «Технология BIM: для чего нужен BIM-менеджер?» и «Менеджер? Координатор? Мастер? „Кто все эти люди?!“, или Как не запутаться в терминах»

И, наконец, процитирую твит, опубликованный Мартином Дэем несколько дней назад в ответ на похвалу его отчету о конференции Autodesk: «Похоже, эти BIM конференции меня доконали... Хотелось бы увидеть реальные достижения, а не просто слова и все те же фирмы».

На недавней конференции по BIM я разговаривал с одним CAD-менеджером средней архитектурной фирмы. Он пришел сюда, потому что его босс и партнер в фирме поручил ему «перевести компанию на BIM». Причем поставленная задача сопровождалась условиями, что фирма ничего не должна потерять при работе с текущими проектами, а все 30 сотрудников должны пересесть на новые BIM-программы. И этот CAD-менеджер был весьма огорчен тем, что на конференции он не увидел ясного пути, как это сделать. Реальность такова, что простого озадачивания CAD-менеджера переходом на BIM недостаточно для успешного внедрения этой технологии. Директива о «переходе на BIM» обычно исходит от руководства, которое «технические детали» оставляет доделывать подчиненным.

Многие руководители, облегчая себе экономическое обоснование внедрения BIM, думают, что это просто прямая замена имеющихся сейчас у них в распоряжении 2D CAD-систем на нечто более новое, которая требуется потому, что надо идти в ногу с неким Джонсом, который это у себя уже сделал.

Однако ключевой проблемой здесь является культурное сопротивление принятию BIM, причем часто трудно преодолимое. Иногда оно может даже означать кадровые изменения. Но еще хуже, если в таком сопротивлении участвует и ваш босс. А ведь именно руководству необходимо быть заинтересованным в принятии плана внедрения, оно должно понимать преимущества и вызовы новой технологии, понимать новые процессы. Инвестиции должны быть направлены на обучение персонала, и компания должна четко представлять, что она рассчитывает получить в обмен на свои усилия.

Конечно, ключевые роли в переходе на новую технологию должны играть технически подкованные члены команды, к которым, безусловно, относится и CAD-менеджер, но если высшее руководство не принимает активного участия в принятии BIM-решений, то это равносильно преступной халатности. Управление изменениями должно происходить сверху вниз, а поддержка таких изменений необходима в течение всего процесса. Жалко тех сотрудников, которым была поставлена задача «внедрить BIM в компании» без этой поддержки. В какой-то момент руководству все равно придется пройти проверку на готовность к изменениям, поскольку невозможно получить BIM простой покупкой нового программного обеспечения. Ведь уровни сложности выполняемой работы будут увеличиваться, а для получения большей прибыли придется прилагать больше усилий на ранней стадии проекта.

К тому же членов команды, которые годами использовали 2D CAD, за одну ночь не изменишь, на это потребуются месяцы или даже годы.

Не раскрою тайны, если скажу, что сегодня есть немало фирм, которые потерпели неудачу в попытках внедрения BIM: когда они столкнулись с трудностями, то предпочли вернуться к использованию 2D CAD. Это не провал программного обеспечения BIM, это результат порочной стратегии недооценки культурных вопросов и неспособности подключить к внедрению персонал. Успеха всегда трудно достичь, если разные команды тянут работу в разные стороны. Даже перешедшие на BIM фирмы обнаружили, что для внедрения BIM и реализации всех преимуществ этой технологии надо выполнить три или четыре проекта. Так что менеджеры должны быть готовы к тому, что результаты получатся не мгновенно, а их вера в BIM пройдет через определенные испытания.

Расширение ролей

Дэвид Лайт, директор по осуществлению BIM-консультаций в CASE, считает, что обычно CAD-менеджеры сосредоточены на производстве чертежей, а не на обмене данными, создании моделей или совместной работе. «CAD-менеджеры, как правило, мастера в установке и управлении программным обеспечением, выработке CAD-стандартов, поддержке и обучении, во всем, что связано с производством чертежей».

«У BIM-менеджеров должен быть более широкий круг обязанностей. Они должны разбираться в самом процессе проектирования, понимать состав здания и все его элементы, влияние BIM на команду проектировщиков и структуру управления, воздействие BIM на стандарты в снабжении и совместной работе, понимать многие другие аспекты, которые приходят из самой коллективной сущности BIM, а также разбираться в развитии программных решений, в обучении, содержании управления, интероперабельности, технологических изменениях, квалификации работников, чтобы обеспечить успех внедрения».

«Они нуждаются в различных лидерских навыках, поскольку это — культурный сдвиг по сравнению с CAD. Во многом этот сдвиг аналогичен тому, который произошел, когда менеджер-чертежник превратился в CAD-менеджера. Управленческий персонал для BIM приходит сюда с различным уровнем ответственности и технических знаний».

Таким образом, роль CAD-менеджера важно при любой реализация BIM, и роль усиливается по мере внедрения BIM, поскольку появляется много новых вопросов управления и освоения технологий, особенно в области взаимодействия.

В период «первоначального» внедрения BIM очень важно иметь довольно крутую кривую графика обучения. Особенно важно определить внутренних BIM-лидеров, которые будут помогать остальным во время переходного периода. Возможно, одним из наиболее важных шагов на этапе пилотного проекта также является выявление «отстающих» сотрудников, особенно если они относятся к сотрудникам старшего звена.

Заключение

Выбор внедрения BIM является видением компании, это ее бизнес-решение, а не решение одного человека — одного человека, пусть даже и лучшего в фирме по CAD и компьютерным технологиям. Столь непростое решение должно быть общим, и для этого каждый в руководстве компании должен иметь окончательное мнение.

CAD-менеджеры могут и должны играть важную роль в переходе на BIM, особенно в понимании технологии, влиянии на других и обучении сотрудников. Но если вы являетесь CAD-менеджером, который получил задание внедрения BIM без должной поддержки сверху, риск неудачи будет весьма велик, и ваша работа в результате ни к чему не приведет. В такой ситуации лучше всего перевести внутренние дебаты по BIM в организационные решения, что в наибольшей степени позволит реализовать потенциальные замыслы.


Оригинал на английском

Все права защищены. © 2004-2024 Группа компаний «ЛЕДАС»

Перепечатка материалов сайта допускается с согласия редакции, ссылка на isicad.ru обязательна.
Вы можете обратиться к нам по адресу info@isicad.ru.