Представляю подробный отчёт о конференции AVEVA, подготовленный специально для isicad.ru Еленой Гореткиной, одним из ведущих российских ИТ-журналистов.
Существенным дополнением к отчёту стало опубликованное чуть раньше интервью с Алексеем Лебедевым, генеральным директором ООО «Авева».
Большое внимание было уделено технологии BIM и тем решениям, которые предлагает AVEVA для реализации этого подхода. Не были забыты и перспективные технологии, такие как лазерное сканирование. Техническая секция была посвящена подробному рассмотрению возможностей продуктов AVEVA. Отдельно проходила сессия для специалистов судостроительной отрасли.
Пользователи в своих докладах поделились опытом и результатами, полученными за счет перехода на 3D и информационное моделирование, обсудили во время дискуссий текущую ситуацию и проблемы, а также высказали свои пожелания к вендору.
Вот короткий видеоотчет о мероприятии:
О роли взаимодействия и передачи информации
По словам Алексея Лебедева, генерального директора ООО «Авева», трансформация касается не столько отдельной части работы проектировщика, сколько платформы, бизнес-процессов и взаимодействия людей: «Мы иногда слышим, что вот здесь нам не хватает какой-то функции. Вы действительно считаете, что достигли такого уровня зрелости процессов взаимодействия, что для перехода на следующий этап развития вам не хватает лишь какой-то функции? Мне кажется, что нет. Статистика и общее состояние рынка говорит о другом. Количество инструментов и возможностей велико, а вот поменяться так, чтобы изменить подход - это самое сложное». Алексей добавил, что AVEVA располагает методологией и практикой внедрения изменений: «У нас уже есть специалисты, и мы будем продвигать это направление в России».Алексей Лебедев
Прежде всего Амир остановился на ключевых тенденциях рынка, которые указывают на неизбежность изменений, и привел в качестве примера прорывные новинки, такие как технология лазерного сканирования, дроны, развитие 3D-принтеров, средств визуализации, беспроводной связи и облаков. «Не все технологии «взлетят» и дадут эффект, но уже сейчас многие из них оказывают серьезное влияние на трансформацию существующего положения вещей», - сказал Амир Хабибуллин и поделился наблюдениями, связанными с текущей ситуацией в области строительства, реконструкции и модернизации промышленных объектов.
Так, проекты становятся более сложными, комплексными и географически распределенными, ужесточаются ограничения по срокам и бюджетам, усиливается присутствие международных подрядчиков, расширяется их взаимодействие с локальными организациями. Но при реализации совместных проектов происходит столкновение разных культур работы и стандартов контроля качества, принятых у компаний из разных стран и внутри страны, так как каждая работает по-своему.
Амир Хабибуллин
Однако данные статистики говорят о наличии проблем. Так, согласно исследованию EY, Oil & Gas Capital projects study, 64% проектов превышает бюджет, а 73% проектов выходят из плановых сроков.
Почему так происходит? Анализ причин срыва проектов, проведенный компанией Credit Suisse, указал на наличие проблем в организации работы людей, участвующих в проекте как внутри компаний, так и между заказчиками, подрядчиками и субподрядчиками (на это указали 65% респондентов). Необходимость более жестко регулировать и контролировать работу коллег, заказчиков и подрядчиков отметили 21% респондентов. А 14% сослались на законодательство и политические факторы.
Приведённые данные позволяют понять, что можно улучшить. «Мы много общаемся с заказчиками и видим, что основная проблема в том, что информация есть, но она в разных источниках, и ее непросто найти. Есть куча разных информационных систем, но где находится то что нужно, не всегда понятно. А ведь информация – ключ ко всему», - сказал Амир Хабибуллин. Насчет организации работы подрядчиков и субподрядчиков, он отметил, что много нюансов возникает по психологическим причинам, так как у всех разные интересы и ограничения. Но ведь работа каждого следующего участника проекта зависит от результатов предыдущего.
Здесь пригодятся единые правила и регламенты обмена информацией. Хотя сейчас уже многие организации идут по такому пути, еще есть над чем работать и улучшать. При этом важно наладить обмен не только документами, но и данными.
Перейдя к практическим рекомендациям, Амир Хабибуллин отметил, что для управления отношениями между участниками проекта необходима юридическая основа, то есть управление взаимными обязательствами и взаимодействием по контрактам подряда и субподряда. В качестве примера он привел компанию «Сахалин Энержи», которая для этого использует систему AVEVA ProСon.
Не менее важно применять единые правила и классификаторы с номенклатурой закупок и эксплуатации, так как это позволяет компаниям обеспечить не только контроль контактов, но и контроль качества. «Такой подход не является новинкой, и мы видим прогресс в области управления данными, проще перечисли те организации которые еще не работают в этом направлении», - сказал Амир Хабибуллин.
Как справиться с изменениями. Главное – данные, а не приложения
Тему обмена информацией и повышения качества коммуникаций продолжил Дмитрий Проклашкин, директор ООО «Авева» по развитию бизнеса, который указал, что при работе над проектом главное – это управлять информацией: «В проектах постоянно только одно – изменения. И наша задача—сократить трудозатраты из-за изменений проекта, о которых не было известно заранее».Раз уж от изменений избавиться нельзя, единственное, что остается – это сократить задержки с передачей информацией. Ведь чем позже выявятся изменения, тем выше будет перерасход бюджета. А если информация об изменениях, будь то закупки, комплектация, территориальные перемены, поступает без задержек, то работы выполняются более качественно, и запланированные сроки не двигаются.
Решить указанную задачу позволяет то, что несколько лет назад в концепцию продуктов AVEVA была заложена концепция дата-центричности, согласно которой, главное – это данные, а не приложения.
В AVEVA провели анализ работы проектировщиков, который показал, что, независимо от того, используют они 3D-проектирование или нет, все равно 70% времени тратится на поиск информации. Но если они внедряют еще и систему обмена инженерными данными на основе единой БД, то этот показатель сокращается до 49%. Правда в таком случае сначала приходится затратить время для организации совместной работы, структурирования данных и настройки взаимодействия, зато потом, когда в проектах будут появляться изменения, их будет проще контролировать, и трудозатраты сократятся.
Дмитрий Проклашкин
«Фактически мы хотим предоставить пользователям виртуальную строительную площадку, где люди занимаются проектированием и строительством в единой среде, получая доступ к одной и той же информации, но представленной в разном виде, в таком который им нужен для работы», - сказал Дмитрий Проклашкин.
Чтобы реализовать такую площадку нужны инструменты, позволяющие генерировать из одной и той же информации разные документы и наоборот, распознавать документы, выделять данные и забирать их в структурированную электронную среду. Кроме того важно понимать, на какой стадии находится проект или его часть в каждый момент времени. Для этого предназначена система статусов и ревизий позиций, которая позволяет проследить жизненный цикл не только всего проекта, но и отдельных подсистем и элементов.
Но это еще не все. «Информационные технологии без внедрения процессов – это деньги на ветер», - сказал Дмитрий Проклашкин. А процессы – это самое сложное. Ведь изменения проводить тяжело, так как это затрагивает многих сотрудников, ведет к перераспределению обязанностей и ответственности. Поэтому должен быть управляющий, который уполномочен принимать решение по таким вопросам.
Дмитрий Проклашкин сослался на опыт компаний, который говорит, что текущее управление и внедрение изменений – это две отдельные задачи, и крайне важно, чтобы внедрением технологий и изменений бизнес-процессов занимался отдельный руководитель со своей командой. При этом он рекомендовал подходить к изменениям, как к проекту, и использовать лучшие практики.
От теории к практике. Действовать директивно, ломая устаревшую психологию?
Одно дело – рекомендации вендора, другое – опыт, которым поделились пользователи во время дискуссии. Прежде всего, участники обсудили процесс внедрения изменений, который, как уже было сказано, проходит небыстро и сопряжен с трудностями. Как проектные организации справляются с этими проблемами?Михаил Лебедской-Тамбиев, генеральный директор ООО «Ленгипронефтехим», сказал, что нужно поставить жесткие условия и переключиться на 3D-проектирование: «Если начинать тестировать, смотреть что может получиться, то так не работает. Мы на 3D переходили сразу на живом проекте и строителей подключили тоже на живом проекте".
С ним согласен Александр Шишкин, начальник управления трехмерного моделирования и автоматизации проектирования ООО «Лукойл-Нижегородниинефтепроект», который отметил, что действовать нужно директивно, ломая психологию, так как проектировщики всегда против, а вот заказчики становятся более активными и хотят 3D не только в строительстве, но и на этапе эксплуатации.
Олег Дроботущенко, директор АО «Тулагипрохим», тоже считает, что единственный способ – это сделать внедрение изменений неизбежным, но не разделяет мнения насчет активности заказчиков: «В нашей отрасли производства минеральных удобрений у заказчика еще нет понимания необходимости информационного моделирования. 3D вроде нужно и то не очень, а про информационное моделирование и речи не идет. Даже собственники и то только-только к этому приходят».
При этом заказчик хочет, чтобы к нему выходили с инвестиционным проектом, его нужно убедить, сравнивая, что было и что будет, нужны измеряемые показатели, а с этим большой вопрос. Но, например, вопрос о переделках можно выразить в деньгах. Хозяину все равно сколько давать, ему нужна оценка срока окупаемости. «Нам необходимы реальные статистические данные от отраслевых заказчиков и от международных аналитических компаний», - подвел итог Олег Дроботущенко.
Своим опытом убеждения заказчиков поделился Александр Шишкин, Начальник управления трехмерного моделирования и автоматизации проектирования ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегородниинефтепроект": «Единственный измеряемый вариант – сделать градацию коллизий, выделить наиболее существенные переделки, средние и мелкие. Мы собрали такую статистику у заказчика и посчитали сколько денег понадобится на переделки в конкретном проекте с 3D и без. И в результате сэкономили компании деньги. Заказчики постепенно приходят к мысли, что что-то надо добавить. Сначала было отторжение 3D, говорили, зачем нам эта красивая картинка. Мы объясняли, что это для вас бесплатно, это повышает качество проекта. Люди сопротивлялись, но сейчас процесс пошел. Мы прорабатываем методики, чтобы заказчик мог выставлять задания своим подрядчикам».
Дискуссия на тему практики внедрения 3D-моделирования
BIM в исполнении AVEVA. Но – не псевдо-BIM!
Раньше AVEVA не позиционировала себя в качестве поставщика технологии BIM (Building Information Modeling), но теперь решила выйти этот на этот рынок. По словам Александры Мирошниченко, технического директора ООО «Авева», компания предпочитает взвешенный подход: «Недавно на базе наших продуктов был реализован проект, который соответствует стандарту BIM 2, и поэтому мы решили, что пора заговорить про BIM более предметно».Александра Мирошниченко
Хотя методология BIM изначально была ориентирована на гражданское строительство, в AVEVA считают, что ее можно применять и в строительстве промышленных объектов. По словам Александры Мирошниченко, BIM – это методология, при которой каждому физическому объекту соответствует его цифровая модель, позволяющая более точно планировать работы, организовать эффективное взаимодействие, обеспечить эффективность на стадиях сдачи-приемки проекта и эксплуатации, рассматривать весь жизненный цикл объекта.
BIM в исполнении AVEVA? – Да!
Такой подход сулит значительные преимущества. По оценке компании McGraw Hill Construction, количество ошибок снижается на 41%, число переделок - на 31%, затраты на этапе строительства - на 23%, сроки проекта - на 19%, процессы взаимодействия с заказчиком улучшаются на 35%, а процессы управления - на 21%. Но добиться таких результатов непросто. Александра Мирошниченко предостерегла от использования так называемого «Псевдо-BIM», т.е. подхода, который выдается за BIM, но в реальности на проекте используется традиционный процесс работы в CAD .Работе над ошибками такого рода был посвящен отдельный доклад. Идея состоит в том, что внедрять необходимо систему, а не программное обеспечение, и при этом комплексно подходить к внедрению, включая в состав работ мероприятия по изменению организации, не ждать полный автоматизации всего, выстраивать процессы взаимодействия, формализовать цели проекта, постоянно выполняя контроль и, что очень важно, не забывать про обучение и развитие персонала. Таким образом, главное в BIM - это стандарты, единая информационная среда, процессы и люди.
Дискуссия о практике внедрения BIM
Сессия для специалистов судостроительной отрасли