¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

29 ма€ 2014

ѕроект Ђ»нженеры будущегої: каждому району города Ц по 3D-лаборатории

≈лена ¬олкова, јнастаси€ ѕостика

¬олкова и ѕостика »–»—ќ‘“

јвторы Ц сотрудники компании Ђ»рисофтї: ≈. ¬олкова Ц начальник отдела маркетинга, ј.ѕостика Ц пресс-секретарь.
Ђ—овременные технологии в образовании: 3D-моделирование в школахї Ц под таким названием в —анкт-ѕетербурге прошла пресс-конференци€, в ходе которой были озвучены результаты трехлетней работы проекта Ђ»нженеры будущегої, представлены оснащенные лаборатории инженерного 3D-моделировани€, организованные в школах —анкт-ѕетербурга, и проведены первые в –оссии соревновани€ Scarlextric4Schools.

√лавное Ц начать

¬ 2011 году разработчик инженерного ѕќ дл€ машиностроени€ PTC Inc. (—Ўј) совместно с инженерно-консалтинговой компанией Ђ»рисофтї (—анкт-ѕетербург) запустили пилотный проект Ђ»нженеры будущегої, направленный на попул€ризацию технических специальностей среди школьников и Ђвзращиваниюї квалифицированных кадров.

√лавна€ цель проекта Ц обучение школьников передовым инженерным технологи€м и привлечение их в техническую сферу. ¬ рамках академической программы образовательные учреждени€ получают программные комплексы: —јѕ– Creo, систему управлени€ жизненным циклом издели€ Windchill и систему инженерных расчетов Mathcad; необходимые методические пособи€ и обучение учителей. ѕроект действует в нескольких регионах –оссии.

ќльга Ўартукова, руководитель академической программы компании Ђ»рисофтї, рассказывает: Ђ“ри года назад мы предложили —анкт-ѕетербургскому электротехническому университету ЂЋЁ“»ї изучить со старшеклассниками на летней практике основы работы в инженерной 3D —јѕ– Creo (прежнее название Pro/ENGINEER). –еб€та освоили методическое пособие –“— дл€ школьников за несколько часов. ћы предоставили преподавателю пособие по базовому курсу, которое используем дл€ подготовки специалистов промышленных предпри€тий. —таршеклассники успешно освоили и этот материал. —тало очевидно, что российские школьники готовы к изучению суперсовременных инженерных технологий. ¬ сент€бре 2011 года к проекту подключилс€ физико-математический лицей є30 —анкт-ѕетербурга, где желающие учащиес€ 8-11 классов в рамках дополнительного образовани€ проектировали модели гоночных автомобилей, использу€ дл€ 3D-моделировани€, расчетов и анализа, систему Creo и изуча€ на практике физику, математику, черчение и другие точные науки. Ўкольники работали совместно с учениками инженерного колледжа из Ћиверпул€, обменивались иде€ми и опытом на видеоконференци€х, практику€сь при этом в английском €зыке. ѕараллельно к проекту подключилс€ лицей є244. ћеньше чем через год обучени€ команда ‘ћЋ є30 показала результаты, победив в международном конкурсе по трассовому моделированию в ¬еликобритании в номинации Ђ«а лучшее инженерное решениеї.

¬ 2012 году между  омитетом по образованию —анкт-ѕетербурга и корпорацией PTC было заключено —оглашение о сотрудничестве по внедрению инновационных информационных технологий в образовательный процесс общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образовани€ в образовательных учреждени€х —анкт-ѕетербурга. “аким образом, спуст€ год своего существовани€ проект получил одобрение јдминистрации города.

Ђѕри знакомстве с проектом мы пон€ли, что это очень увлекательный образовательный процесс: это и освоение реального программного обеспечени€, которое используетс€ на предпри€ти€х, это и возможность реализовать свою идею в материальной форме, а затем защитить свой проект на международных и всероссийских конкурсах. ¬се это вместе - то самое активное обучение, которое пропагандируетс€ и реализуетс€ в образовательных учреждени€х, это самое насто€щее инженерное дело в образовательной форме.   тому же, те знани€ и навыки, которые получают реб€та в рамках проекта, могут примен€тьс€ в большом спектре школьных предметов Ц физике, математике, биологии, черчении и других предметахї, - сообщила Ќатали€ √убкова, главный специалист отдела развити€ образовани€  омитета по образованию —анкт-ѕетербурга.

»рисофт инженеры будущего Ўартукова ѕавлов √убкова

ќльга Ўартукова, ƒмитрий ѕавлов, Ќатали€ √убкова

—егодн€ специалистами компании Ђ»рисофтї уже разработан курс повышени€ квалификации специально дл€ учителей школ, желающих преподавать Creo. ѕрограмма обучени€ утверждена экспертной комиссией и включена в официальный реестр повышени€ квалификации педагогов, который ежегодно утверждаетс€ распор€жением  омитета по образованию. ”же сформирована группа педагогов, выразивших желание пройти повышение квалификации по так называемой персонифицированной модели, когда деньги за их обучение выдел€ютс€ из средств федерального бюджета. “акже утверждена учебна€ программа дл€ школ, котора€ может быть вз€та за основу при преподавании некоторых предметов в любом образовательном учреждении —анкт-ѕетербурга.

“аким образом, первый этап проекта сегодн€ не требует затрат и доступен любой школе. ƒл€ инженерного 3D-моделировани€ необходим компьютерный класс, который есть в любой школе, и учитель, который хотел бы этим заниматьс€. ѕрограммное обеспечение компани€ PTC Inc. предоставл€ет бесплатно, учебные и методические и методические материалы на русском €зыке можно получить в Ђ»рисофтї, обучение педагог может пройти в рамках повышени€ квалификации.

 аждому району по 3D-лаборатории

ѕроект Ђ»нженеры будущегої вошел в активную стадию в 2013 году, когда при составлении плана меропри€тий по модернизации региональной системы общего образовани€ руководством города было прин€то решение небольшую часть федеральной субсидии направить в несколько образовательных учреждений дл€ перехода на новые стандарты. ¬ частности, 18 районов города получили возможность создать нано-лаборатории и 3 района (¬асилеостровский, ÷ентральный и  ировский) Ц лаборатории инженерного 3D-моделировани€. Ќа каждую инженерную лабораторию было выделено 6 млн. рублей.
»рисофт инженеры будущего 3D-лаборатори€

Ћаборатори€ инженерного 3D-моделировани€ в лицее є244  ировского района —анкт-ѕетербурга

ѕрототипом 3D-лабораторий послужили классы проектировани€ и технологий, существующие в школах ¬еликобритании. ќснову лабораторий составл€ет специализированный программный комплекс —јѕ– Creo (компании PTC Inc.), который позвол€ет не только проектировать и моделировать будущие издели€, но и проводить сложные расчеты, как например тепловые и ветровые. ¬ ѕетербургские лаборатории подобраны аналоги станков, доступные в –оссии и отвечающие технике безопасности. Ќа данный момент школьники могут полноценно использовать фрезерный станок с „ѕ”, станок дл€ лазерной резки и станок 3D-печати. ћетодические материалы уже переведены и адаптированы дл€ российских школ.

Ђ онечно, в каждую школу закупить станки мы не сможем, в этом и заключалась задумка: сделать районные центры, куда смогут обращатьс€ коллеги из других школї, - добавл€ет Ќатали€ √убкова.

»дею обучени€ школьников современным технологи€м активно поддержали педагоги из образовательных учреждений города. ƒмитрий ѕавлов, преподаватель факультатива по 3D-моделированию в √убернаторском —анкт-ѕетербургском физико-математическом лицее є30, отметил: Ђѕервые полгода нашего спецкурса дл€ новоприбывшего ученика посв€щены базовой программе. —начала проектируем простые вещи Ц гаечный ключ, паровую машину и т.д. ¬торые полгода посв€щены более серьезным проектам Ц это уже автотрассовове моделирование на трассе Scarlextric4Schools (международный образовательный проект, поддерживаемый PTC Inc.). ”спех, конечно же, есть. “акой резкий скачок от состо€ни€ Ђнет ничегої к призам в международных конкурсах был совершен благодар€, во-первых, энтузиазму и поддержке  омитета по образованию, компаний PTC и Ђ»рисофтї, и, во-вторых, тому, что эти зерна были брошены в правильную почву, где физика и математика станов€тс€ чем-то первостепеннымї.

Ђѕоложительный опыт и международные победы наших коллег из физико-математического лице€ є30 очень заинтересовали нас и послужили стимулом к изучению программы. я написал программу дополнительного образовани€, благодар€ которой в 2012-2013 гг. открыли кружок по 3D-моделированию и вели его в течение всего прошлого учебного года.   тому времени у мен€ уже был самосто€тельный опыт работы, и € проходил обучение в центре компании Ђ»рисофтї. Ёти два событи€ совпали таким образом, что € мог подавать материал из первых уст, а реб€та в свою очередь его очень быстро схватывалиї, - поделилс€ мнением »ван √алкин, заместитель директора по »“ и руководитель лаборатории в лицее є244  ировского района.

»рисофт инженеры будущего ќрлов √алкин

ƒмитрий ќрлов, руководитель академической программы PTC в –оссии и странах —Ќ√, и »ван √алкин

Ўкольники, в свою очередь, тоже очень хорошо мотивированы, потому что они проход€т на уроках 3D-моделировани€ буквально то, что вчера узнали на математике или физике. ”чатс€ примен€ть полученные знани€ сразу, а не спуст€ некоторое врем€.

ƒмитрий ѕавлов подчеркивает: Ђћашинками можно заниматьс€ с упоением целый год, но потом, в 10-11 классе, хочетс€ своих проектов. «десь благодар€ тому, что программа достаточно функциональна, можно делать вещи, приближенные к реальному производству и к тому, что преподаетс€ в ¬”«ах. ¬ св€зи с этим можно отметить работы 11-классника из ‘ћЋ є30 по тепловому анализу, где подразумеваетс€ решение дифференциальных уравнений. Ёто в школах не проход€т. ќн освоил основы математического аппарата и получил математический расчет распространени€ тепла сначала на бумаге (с помощью уравнений), а потом в Creo (методом конечных элементов). –езультаты совпали. Ёто перва€ ступень к тому, чем занимаетс€ прикладна€ механика Ц расчетом свойств конструкций на компьютере до того, как эти конструкции реально произведеныї. ћолодой человек поступил в ѕолитехнический университет —анкт-ѕетербурга на кафедру Ђѕрикладной математики и механикиї, тесно св€занную с ЂЋабораторией компьютерной механикиї, котора€ выполн€ет заказы от Boeing, Airbus, BMW и др.

Ѕыть первыми

ѕосле пресс-конференции и завершени€ сессии вопросов впервые в –оссии состо€лись местные соревновани€ Scalextric4Schools между школами —анкт-ѕетербурга. √де участвовали 7 учеников, каждый со своей автомоделью, ранее спроектированной в Creo и изготовленной в школьной 3D-лаборатории.
»–»—ќ‘“ инженеры будущего машинки

јвтомодели-победители

ѕричем, ученики 5-7 классов лице€ є244 соревновались наравне с учениками 10-11 классов физико-математического лице€ є30. ѕравила были просты: каждый из семи участников, управл€€ своей собственной автомоделью, должен был проехать 10 кругов трассы за минимальное врем€.

–езультаты:

  • 1-е место: ћаксим ѕь€нков, 9-2 класс, ‘ћЋ є30
  • 2-е место: ¬адим ѕокатилов, 10-6 класс, ‘ћЋ є30
  • 3-е место + приз за лучший круг: ћихаил —ладков, 5-ј класс, лицей є244
»рисофт иинженеры будущего победители

 онструкторы-победители

Ќа наш взгл€д, это еще раз доказывает, что —јѕ– и технологии цифрового производства можно успешно осваивать в любом возрасте.
»рисофт инженеры будущего гонки

√онки

»рисофт инженеры будущего –емонт

ƒаже во врем€ соревнований, потер€в верхний корпус своей машинки, реб€та не сдавались и старались исправить ситуацию

—тена почета: достижени€ школьников

  • ¬ 2012 и 2013 гг. команды √убернаторского физико-математического лице€ є30 завоевывали призовые места на международных соревновани€х по автотрассовому моделированию Scalextric4Schools (Scalextric For Schools) в ¬еликобритании. ≈жегодно в соревновани€х принимают участие более 400 школ ¬еликобритании.
  • ¬ 2014 призерами разных номинаций ѕервого открытого всероссийского конкурса творческих работ школьников Ђ3D Boom!ї стали все 7 участников из ‘ћЋ є30 (в конкурсе принимали участие 170 школьников со всей страны).
  • ”чащиес€ лице€ є244 представили свои работы по 3D-моделированию и прототипированию на выставке достижений, приуроченной к отчету главы администрации  ировского района, а затем на ¬сероссийском фестивале в ћоскве Ђ–обофест 2014ї, где работами реб€т заинтересовались образовательные учреждени€ страны, ¬сероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники.

Ќапечатать органы на 3D-принтере

ƒмитрий ќрлов, руководитель академической программы PTC в –оссии и странах —Ќ√, поделилс€ планами на будущее: Ђќтклика€сь на потребности промышленных предпри€тий региона, мы вместе с Ђ»рисофтї сейчас работаем над новыми проектами дл€ школьников в области судомоделировани€ и авиамоделировани€. ќднако важно понимать, что автотрассовое моделирование Ц не единственное направление программы, которое может быть использовано, и св€зано со школьными предметами. —ейчас мы работаем над новыми курсами учебных пособий дл€ средней школы, одно из направлений которых будет охватывать биоинженерию. ћатериал абсолютно новый, на русском €зыке его пока еще нет, он находитс€ в процессе перевода. Ёто уже новый виток проекта Ђ»нженеры будущегої, его следующий шаг. ¬недрив эту программу, мы сможем говорить о создании искусственного клапана сердца, зубных протезов, суставов. Ёто направление на данный момент очень интересно научным институтам, центрам здоровь€ и медицины и другим учреждени€мї.
»рисофт инженеры будущего 3D-принтер

3-D принтер печатает корпус ветр€ной мельницы

Ђ“акже в ближайшей перспективе, создание возможностей дл€ дистанционного участи€ детей-инвалидов и детей с ограниченными возможност€ми здоровь€ї, - добавила ќльга Ўартукова.

Ђ–еализу€ проект Ђ»нженеры будущегої, мы стремимс€ восстановить престиж –оссии в области инженерных разработок и подготовки кадров. ¬ажно понимать, что дл€ нас образовательна€ сфера не €вл€етс€ сферой коммерческих интересов. Ёто наш взгл€д на будущее. Ќужно признать, что инженерна€ и научна€ школа в ———– была одной из лучших в мире. », к сожалению, многое мы потер€ли. Ќапример, основатель корпорации PTC Ц это бывший ученик Ћенинградского университета, который уехал в —Ўј и основал там компанию Ц ныне всемирно известного разработчика ѕќ дл€ промышленностиї, - резюмировал јлександр —айгин, член совета директоров Ђ»рисофтї.

Ѕытует мнение, что молодому специалисту, который приходит на производство, требуетс€ еще дополнительных 5 лет, чтобы пройти Ђкурсы повышени€ квалификацииї и стать полноценным специалистом. ¬ случае участников проекта Ђ»нженеры будущегої, которые обучаютс€ по программе, они, приход€ на предпри€тие, уже имеют 7-летний опыт работы в программе, что значительно сокращает затратную часть предпри€ти€ и упрощает сам процесс адаптации специалиста в компании.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора:  огда доходы Bright Machines превыс€т доходы Autodesk?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2018 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.