На первый, а то и на второй, взгляд публикуемое сегодня интервью — опять о ней, опять — маркетинг. Собственно, почему бы и не маркетинг: было бы что маркетировать... Однако, для меня общение с Владимиром Захаровым выходит далеко за пределы стандартных публикационных жанров. Если не верите, вспомните или познакомьтесь, например, с двумя частями одной из наших предыдущих бесед Почти все о программных разработках АСКОНа и Об инновациях, словах из трех букв и партнерстве между АСКОНом и Autodesk.
Короче: это не только о Renga, и даже - не только о AEC-BIM.
Знаешь, заношенные ярлыки раньше надежно вгоняли меня в тоску. Когда ты говоришь «наша девочка умеет строить красивые дома», а тебе отвечают «т.е. вы утверждаете, что являетесь одним из родителей самки человека дорепродуктивного возраста» – это грустно. Но теперь я понимаю, как много людей не может принять явление, иначе, чем сопоставив его с каким-либо упрощением, ярлыком, тэгом. Им никак не понять, что существуют неклассифицируемые вещи и что абсолютное большинство их в природе именно таково. Ты, кстати, писал об этом феномене и даже более одного раза. Но ведь это их проблема, а не моя и не нашей девочки, которой предстоит покорить мир, правда?
Другой пример – помощь пользователю в ортогональном черчении. Реализовав привязки отслеживания, ввод точных размеров и углов, мы считали, что сделали все, чтобы строить быстро и точно. Жизнь оказалась богаче. От бета тестеров стали приходить модели с такими, например, формулировками ошибок: «копирую группу окон из одной стены -> вставляю в другую -> часть окон не вставляется». Анализ этих моделей показал, что часто пользователь моделирует «на глаз» и те стены, которые он считает параллельными, на деле пересекаются. Отсюда снова появился ряд фич на летнее обновление, которое должно свести к минимуму такие проблемы или исключить их вовсе.
Первый чертеж, выполненный в Renga с подписями причастных, подаренный ими А. Голикову на релиз-пати
Общая же реакция большинства специалистов оказалась на удивление теплой. Поверь, мне есть с чем сравнивать. Безусловно, были и резко негативные высказывания. Но когда начинаешь обсуждать с людьми не эмоциональные оценки или искусственные примеры, а конкретные задачи и аргументы, выясняется, что обе стороны могут извлечь из диалога пользу. Само собой, это работает лишь если у собеседника есть желание обсуждать. У нас оно есть всегда просто по определению.
Предмет моей особой гордости – малая родина ребятишек. У нас творили и творят уроженцы Хабаровска, Улан-Удэ, Красноярска, Новосибирска, Нижневартовска, Тюмени, Омска, Тараза, Караганды, Кургана, Челябинска, Ижевска, Тольятти, Арзамаса, Сарова, Нижнего Новгорода, Дзержинска, Тулы, Москвы, Кинешмы, Пскова, Новгорода, Питера, Выборга, Мурманска, Архангельска, Луганска, Харькова, Днепропетровска, Николаева, Винницы... Уверен, именно эта интеркультурная смесь вкупе с жесткими требованиями к квалификации (и еще некоторыми «хитростями селекции») объясняет высочайшее качество технических решений.
Обалденный торт первому пользователю Renga Architecture, сделанный по спроектированной в ней модели и съеденный сотрудниками Воронежской Проектной Компании
Совсем отдельная и не менее захватывающая история – это как мы находим своих людей. Точнее, как мы с ними находим друг друга. Не погружаясь в подробности, скажу лишь, что каждый случай уникален и что здесь работает та самая непостижимая магия, о которой мы уже говорили сегодня.
Но это все «техника». Финансовые аспекты всегда заслуживают отдельного разговора, а в нашем случае – особенно. Одно дело – «лабораторные» бюджеты и совсем другое – «полный метр» коммерческого продукта. Далее идет моя версия происшедшего. У каждого из тех, кто стоял у истоков проекта, к тому моменту были за плечами одна-две-три неудачи разной степени тяжести. Кто-то скажет «опыт», а я называю это отсутствием страха. И с первой же итерации мы вместо макета начали делать продукт, как будто он был утвержден. В результате к моменту большой демонстрации у нас был не игрушечный концепт, а рабочая версия, имеющая хоть и минимальную, но ценность для проектировщика. Сделанная на смешные деньги, она умела ортогональные оси, прямые стены с такими же проемами и все это в свежем интерфейсе, с очевидными идеологическими преимуществами и хорошей производительностью. У нас даже появился первый пользователь.
Пока шла изнурительная подготовка к защите проекта и, собственно, защита, мы раз в две недели показывали новую сборку. Будущая Renga хорошела на глазах. Потом были многочисленные обоснования и ответы на вопросы лиц, принимающих решение. А потом, постепенно, очень не вдруг они поверили. Самое главное: поверил Саша Голиков (isicad.ru: основатель и первый генеральный директор АСКОНа). Возможно это проще, если у тебя перед глазами пример КОМПАСа, который начинался буквально тремя программистами, когда у Автодеска одних только бухгалтеров было 300 душ, как нам говорили? Не хочу додумывать, но в итоге бюджет разработки и частично продвижения был утвержден. Это все еще небольшие деньги по сравнению с расходами грандов, поэтому нам есть над чем работать, чтобы добиться сопоставимого эффекта. Хотя бы в отдельно взятой стране.
Пороги вхождения в САПР сейчас и впрямь высоки, как никогда. Но еще выше пороги, которые мы выстраиваем в своей голове, когда запрокинув ее наблюдаем за «великими». У великих – великие проблемы. Ни один из них не может вот так взять и создать новую продуктовую линейку. Максимум, что пока еще может – купить, но и это дается все тяжелее. Предложений почти нет, деньги дешевеют. Так и маются, горемыки.
Но здесь есть другой аспект, достойный сожаления. Я вижу, как засилье означенных пациентов вредит проекту isicad, например. Даже если новое событие побуждает ранее молчавших профессионалов высказаться, им быстро надоедает хамское неприятие инакомыслия, всегда отличавшее «новую общность людей». Как результат, меньше ярких авторов на портале, меньше дискуссий ради поиска истины, больше полемики вплоть до оскорблений во имя победы любой ценой. Впрочем, моя точка зрения не претендует на абсолютную правоту. Это твой проект и ты лучше знаешь, в каких пропорциях следует смешивать ингредиенты .
В интервью Ральфу Грабовски ты упоминал об иных смыслах, связанных с названием Renga, помимо известного всем кирпича и стихосложения. Можешь назвать некоторые навскидку?
Например, мне очень импонирует концепция «ладно пригнанного». Таковы, язык C в программировании или кирпич в строительстве. Достаточно простые, чтобы возводить совсем разные конструкции и достаточно универсальные, чтобы возводить их быстро. Эти вещи нельзя спроектировать в кабинетной тиши. Можно только подгонять руками. Долго. Десятки и сотни лет. Сначала выйдет слишком большая, затем слишком холодная, потом слишком маленькая, далее слишком дорогая или плохо обслуживаемая, или недостаточно красивая. Пока не получится полностью сбалансированная. Ни убавить ни прибавить. В самый раз. Потому они безумно, просто космически притягательны. Мы делали Renga такой.
Или вот еще. Известная лаконичность пользовательского интерфейса Renga. Она столь же обманчива, как краткие сцепленные строфы рэнга. Когда за перемежающимися ритмами и смыслами пытливому уму открывается вся полнота гармонии мироздания.
Процесс оформления перед отправкой приза продавцу первой в мире копии Renga Architecture — АСКОН-Воронеж. Кстати, это настоящий короткий традиционный японский меч вакидзаси, который по такому случаю достал из личной коллекции Сергей Евсиков, директор АСКОН-Системы проектирования