¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

20 феврал€ 2011

BIM в –оссии: новое здание ћариинского театра

¬ладимир “алапов

ƒанна€ стать€ продолжает цикл авторских публикаций об информационном моделировании зданий (BIM). — предыдущей статьей цикла можно ознакомитьс€ здесь.

¬ладимир “алапов Ќекоторые люди, наход€сь, видимо, в плену Ђсказочныхї впечатлений от чтени€ исключительно положительных рекламных буклетов, думают, что BIM Ц это така€ больша€ кнопка, нажатие которой приводит к по€влению нового, выполненного по всем современным требовани€м, проекта.

¬ жизни же информационное моделирование особо важных объектов Ц колоссальный высокопрофессиональный труд целых коллективов, но результат получаетс€ тот же, что и в сказке Ц современнейший проект с огромной перспективой на будущее.

»стори€ создани€ нового здани€ √осударственного академического ћариинского театра (¬тора€ сцена) в —анкт-ѕетербурге началась в 2002 году, когда правительством –оссии было прин€то решение о его строительстве. ћесто дл€ постройки естественным образом определили р€дом со старым зданием театра Ц под новый комплекс была выделена территори€ снесенного дл€ этих целей так называемого Ћитовского квартала (рис.1).


–ис. 1 »нженерна€ подготовка территории под строительство.

–азработка проекта здани€ осуществл€лась долго и сложно, она проходила через многочисленные и периодически повтор€ющиес€ конкурсы, обсуждени€ и дискуссии. ¬ разное врем€ к ней имели отношение многие известные российские и зарубежные архитекторы. ¬ частности, первоначальный вариант театра разрабатывалс€ под руководством француза ƒоминика ѕерро, а затем над его совершенствованием работал канадец ƒжек ƒаймонд (рис.2).


–ис. 2 –азличные виды одного из первоначальных вариантов здани€ ¬торой сцены ћариинского театра. јрхитектор ƒоминик ѕерро.

ѕо своей оригинальности, а порой и вызывающей агрессивности, первоначально предлагавшиес€ варианты были один революционнее другого, порожда€ каждым своим по€влением новый виток как восхищений, так и сомнений в бурл€щей страст€ми творческой среде. “ак что специалисты и архитектурна€ общественность долго не могли прийти к единому и окончательному мнению о том, каким же должно быть новое здание театра.

ѕоэтому итоговый, в некотором роде Ђсинтетическийї, вариант проекта здани€ ¬торой сцены ћариинского театра стал результатом большого количества долгих и весьма жарких споров и дискуссий, частично не затухающих и по сей день. Ќо подавл€ющее большинство специалистов разных направлений де€тельности ныне реализуемый вариант здани€ театра все-таки устроил (рис.3).


–ис. 3 ¬тора€ сцена ћариинского театра: различные наружные виды и интерьеры будущего здани€.

 ак это часто бывает при возведении столь общественно значимых объектов, строительство здани€ началось еще до того, как был окончательно определен его внешний облик, поскольку многие общестроительные, инженерно-технические и конструктивные решени€, предложенные еще в первых вариантах проекта, сомнений не вызывали. ѕри этом почти неизменным оставалс€ срок ввода здани€ в эксплуатацию - в соответствии с общим графиком работ, в 2012 году строительство театра должно быть полностью завершено (рис. 4).


–ис. 4 –азличные этапы строительства здани€, 2009 - 2010.

»так, особенностью ¬торой сцены ћариинского театра €вл€етс€ то обсто€тельство, что строительство началось и значительное врем€ велось при отсутствии окончательного проекта. ¬ такой обстановке в июне 2008 года у здани€ по€вилс€ новый (третий по счету) генеральный проектировщик Ц Ђ Ѕ ¬ысотных и подземных сооруженийї ( Ѕ ¬иѕ—) из —анкт-ѕетербурга, выигравший конкурс, проведенный ‘√” Ђ—еверо-«ападна€ дирекци€ по строительству, реконструкции и реставрацииї ћинистерства культуры –‘. ≈му пришлось в кратчайшие сроки, вз€в за основу все положительные разработки проекта ƒоминика ѕерро, разобратьс€ в том, что уже запроектировано и построено, перепроектировать те разделы, которые этого требовали, и обеспечить высокие темпы строительства. ѕри этом в части проблемных и недостающих решений новый генпроектировщик должен был руководствоватьс€ заданием на проектирование и технологическими задани€ми, разработанными компанией Ђ“еатрально-декорационные мастерскиеї (“ƒћ) вместе со специалистами ћариинского театра.

ѕроектирование театра, особенно национально значимого, да еще в —анкт-ѕетербурге Ц ответственейша€ задача. ≈е успешное решение не только делает честь каждому, кто в этом участвует, но и требует от всех проектантов огромных усилий, а также Ц новых подходов к создаваемому объекту и нестандартных решений. ѕри этом, как и полагаетс€, предлагаемые решени€ только тогда будут эффективными, когда они опираютс€ на весь предшествующий мировой опыт.

  тому же современный театр Ц это не только храм искусств, но еще и спр€танный от взгл€дов посетителей целый завод с огромными машинами, логистическими комплексами, технологическими лини€ми и посто€нно идущими производственными процессами. Ёто - сложнейший в техническом отношении проект, поскольку здание насыщенно самым современным инженерным оборудованием и системами, обеспечивающими как театрально-постановочные процессы (механизаци€ сцены, хранение, транспортировка и монтаж декораций, постановочное освещение общей мощностью более 10 ћвт, телевидение, акустика и т.п.), так и непосредственно жизнеде€тельность самого здани€ (системы вентил€ции, кондиционировани€, освещени€, безопасности, мониторинга и управлени€ инженерными системами, а также контрол€ инженерно-технических сооружений и конструкций и т.п.).

Ќа режиссерский замысел, например, работают сотни механизмов грузоподъемностью в 50 тонн каждый, а комфорт и правильный микроклимат в зрительном зале и других помещени€х театра обеспечивает система вентил€ции, ежесуточно откачивающа€ из воздуха пор€дка 70 тонн воды. ќсобые требовани€ предъ€вл€ютс€ и к архитектурной акустике зрительного зала, без которой проект театра просто тер€ет смысл.

—ложность проекта ¬торой сцены ћариинского театра также была св€зана с большими размерами здани€ (площадь застройки Ц более 11000 квадратных метров, обща€ площадь здани€ Ц почти 73000 квадратных метров, строительный объем с учетом подземной части (заглубление 11 метров) Ц более 450000 кубических метров), особенност€ми места его расположени€ и необходимостью соответствовать многочисленным требовани€м федерального и городского законодательства.

¬се работы по проектированию и возведению здани€ ведутс€  Ѕ ¬иѕ— в тесном взаимодействии с государственным заказчиком Ц ‘√” Ђ—еверо-«ападна€ дирекци€ по строительству, реконструкции и реставрацииї. —овременное театральное здание Ц проект комплексный. Ќовому генпроектировщику удалось дополнительно привлечь к созданию ¬торой сцены 26 известных международных и российских компаний, специализирующихс€ на различных аспектах как конструктивно-строительной де€тельности, так в проектировании, организации и оснащении театральных зданий.

¬ частности, архитектурными решени€ми сооружени€ занимаютс€ известна€ канадска€ фирма Diamond & Shmitt Architects и не менее известна€ американска€ FDA, разработкой сценического оборудовани€ и специализированных театральных технологий - российска€ компани€ “ƒћ, а акустическими параметрами зрительного зала Ц немецка€ Muller-BBM, инженерным оборудованием и организацией Ђинтеллектуального здани€ї - российские ЂЅалтийска€ климатическа€ компани€ї (Ѕ  ) и Ђќбъединенные инженерные системыї (ќ»—).

“акое количество участников проекта Ц верный путь к созданию Ђ¬авилонской башниї, когда строители просто не смогли договоритьс€ друг с другом. Ќо с новой ћаринкой этого не произошло, и во многом благодар€ унификации компьютерных подходов в проектировании, основанных на BIM.  онсалтинг по использованию программного обеспечени€ (BIM-консультант) вз€ла на себ€ санкт-петербургска€ компани€ Ђѕетро—трой—истемаї (ѕ——). ¬ ”чебном центре компании ѕ—— было проведено обучение новым технологи€м и программам BIM компании Autodesk всех сотрудников  Ѕ ¬иѕ—, участвующих в проекте. Ѕыла оказана также помощь в установке программ и организации их использовани€ в процессе проектировани€ и взаимодействи€ (рис.5).


–ис. 5 ѕодготовка специалистов в учебном классе компании ѕ—— в —анкт-ѕетербурге.

”читыва€ международный опыт внедрени€ BIM-программ, ѕ—— организовала посто€нно действующую Ђгор€чую линиюї сопровождени€ пользователей. „то касаетс€ самой технологий проектировани€, то, принима€ во внимание многочисленные особенности места возведени€ театра (плотна€ историческа€ застройка, сложна€ геологи€, близость воды и т.п.), напр€женный временной график и большую веро€тность посто€нных изменений проекта, с самого начала  Ѕ ¬иѕ— был вз€т курс на максимальное использование технологии информационного моделировани€ зданий и электронный документооборот.

–ешающим в этом вопросе было то обсто€тельство, что технологи€ BIM может гибко и быстро учитывать как непосредственно в проекте, так и в генерируемой многочисленной документации все вновь по€вл€ющиес€ объективные факторы, многочисленные изменени€ и новые требовани€, предъ€вл€емые к зданию.

¬ качестве основных инструментальных средств, реализующих BIM, был выбран комплекс программ Autodesk Revit, а именно: Revit Architecture - дл€ архитектурного раздела, Revit Structure - дл€ строительных конструкций, Revit MEP Ц дл€ инженерного оснащени€ здани€, Navisworks Ц дл€ согласовани€ и моделировани€ различных ситуаций, и некоторые другие продукты компании Autodesk, в том числе AutoCAD дл€ уточнени€ рабочих чертежей и Civil 3D дл€ моделировани€ рельефа и генплана. “акже использовалась программа MagiCAD и хорошо известные в нашей стране своей эффективностью расчетные комплексы SCAD, Plaxis, Ћ»–ј и SOFiSTiK. ƒл€ визуализации архитектурных замыслов, а также отработки и анимационной проверки взаимодействи€ механизмов управлени€ сценой и монтажом декораций была задействована программа Autodesk 3ds MAX.

 ак и положено, реализаци€ проекта началась с разработки генплана, котора€ проводилась с использованием классического AutoCAD и разработанной на его основе специализированной программы Civil 3D. ќсобенностью применени€ последней стала возможность установлени€ интеллектуальных св€зей между объектами, позвол€юща€ динамически обновл€ть все св€занные таким образом компоненты при внесении изменений в результаты изысканий или проектные решени€.

¬ результате получилась 3D модель, показывающа€ расположение нового здани€ в пределах участка, границы зоны благоустройства, подъезды и подходы к зданию, площадки дл€ погрузки-разгрузки декораций, хранени€ мусорных контейнеров, въезд на подземную автосто€нку, входы в театр и т.п. “ака€ модель, например, позвол€ла оценить дл€ последующего проектировани€ возможности создани€ пешеходной зоны вокруг театра, кругового объезда дл€ пожарных машин и расширение проезжей части дл€ разворота трейлеров с декораци€ми, решить вопросы отвода поверхностных вод, благоустройства территории и т.п. ¬ частности, узкий тротуар перед будущим зданием не позвол€л запроектировать полноценный парадный вход в классическом исполнении. ѕоэтому было прин€то нестандартное решение - делать главный вход в театр с угла здани€, перепланировав и существенно увеличив в этом месте искусственными конструкци€ми (перекрыв сверху часть канала) всю прилегающую пешеходную зону (рис.6).


–ис. 6 ¬ид на ¬торую сцену ћариинского театра со стороны главного входа.

„то касаетс€ самого театрального здани€, то программы комплекса Autodesk Revit (а именно, Revit Architecture, Revit Structure и Revit MEP) позволили за короткое врем€ построить саму модель сооружени€ со всеми конструкци€ми, системами и коммуникаци€ми, а затем посто€нно ее дополн€ть, уточн€ть и совершенствовать. ¬плоть до стадии рабочего проектировани€ модель €вл€лась дл€ всех участников проекта общей базой дл€ совместной разработки, а также обмена информацией между ними (рис.7).


–ис. 7 ќдин из рабочих моментов моделировани€ здани€ в программе Revit Architecture.

“рехмерное проектирование зрительного зала, пространства фойе, холлов и других общественных и служебных помещений, в том числе технического управлени€ и подготовки сцены, значительно ускорило процесс прин€ти€ решений при завершении формировани€ архитектурного облика здани€ (рис.8).


–ис. 8 »нформационна€ модель театра: объемный разрез.

“ехнологи€ BIM позволила проектировщикам не просто быстро смоделировать то, что уже имелось, но и, учитыва€ описанные выше особенности сложившейс€ вокруг здани€ ситуации, пойти дальше, наход€ новые оптимальные решени€ и посто€нно корректиру€ проект (рис.9).


–ис. 9 ќбъемные разрезы модели театра в районе зрительного зала.

¬ процессе работы над проектом посто€нно приходилось перерабатывать, измен€ть, согласовывать и заново утверждать горы проектной документации. ѕоскольку здание театра €вл€етс€ уникальным общественным объектом и возводитс€ на деньги федерального бюджета, проект регул€рно проходит об€зательную государственную экспертизу. –азова€ парти€ проектной документации, отправл€емой в ћоскву в органы проверки (об€зательно в бумажном виде), могла доходить до 200 томов, что требовало дл€ перевозки небольшого микроавтобуса. » здесь неоценимую пользу также принесли быстра€ реакци€ на все изменени€, реализованна€ в технологии BIM, и многократно проверенный в деле AutoCAD, использовавшийс€ дл€ Ђдоводкиї чертежной документации до строгих и неумолимых (иногда, возможно, чрезмерных) требований государственной экспертизы по ее оформлению (рис.10).


–ис. 10 ѕлан п€того этажа на отметке 20.740 и продольный разрез здани€.

¬ процессе проектировани€ было так организовано взаимодействие специалистов, что одновременно над единым проектом могло работать до 250 сотрудников. »спользовавшиес€ BIM-программы позвол€ли именно одновременно работать над всей моделью с ограничением уровн€ доступа к ее отдельным компонентам, а не раздел€ть модель на самосто€тельные части, а затем сшивать их в единое целое св€з€ми или внешними ссылками, хот€ и такие подходы тоже были возможны и примен€лись. ј это уже требовало мощной компьютерной техники и надежной, хорошо организованной компьютерной сети, что в сочетании с BIM в таких масштабах в нашей стране было реализовано впервые.

 ак часто бывает в подобных ситуаци€х, в первое врем€ практически на глазах сотрудников  Ѕ ¬иѕ— количество возникавших технических проблем перерастало в качество. ¬ернее, та техника и программы, которые нормально работали в небольшом числе и объеме, в большом количестве давали совершенно непредсказуемые сложности и сбои.  онечно, на сегодн€шний день все возникавшие проблемы так или иначе решены, но полученный  Ѕ ¬иѕ— опыт информационного моделировани€ столь сложного объекта просто уникален.

ѕри проектировании здани€ ¬торой сцены особо остро вставал вопрос правильного взаимодействи€ различных программ и работающих с их помощью специалистов, своевременного обнаружени€ и устранени€ возможных проектных нестыковок и коллизий. ¬ решении этих проблем основную роль сыграла программа Navisworks компании Autodesk (рис.11).


–ис. 11 ¬тора€ сцена ћариинского театра: вверху - объемный разрез на отметке +12.940; внизу - продольный разрез подземной части здани€.  Ѕ ¬иѕ—, —анкт-ѕетербург, 2008.

 ак уже прин€то дл€ театрально-концертных сооружений, особое внимание при проектировании удел€етс€ сцене и зрительному залу. ¬ нашем случае, поскольку здание театральное, принципиальное значение имеет не только акустическое, но и зрительское воспри€тие действи€ (рис.12).


–ис. 12  омпьютерна€ модель театра: различные виды на сцену и со сцены в зрительный зал.

јкустику человечество уже как-то умеет рассчитывать, хот€ опыт последних лет убеждает, что в этом вопросе итоговую точку пока лучше став€т люди с хорошим слухом, а не компьютерные программы. „то касаетс€ воспри€ти€ сцены со стороны зрителей, то здесь все несколько иначе. ƒл€ оценки качества видимости в каждое кресло компьютерной модели (с использованием программы Navisworks) был УпосаженФ компьютерный манекен (имитаци€ наполнени€ зала), а затем проектировщики смоделировали взгл€д на сцену от каждого такого Ђзрител€ї. ¬ случае если полученный вид имел изъ€ны, производилась некотора€ корректировка модели зрительного зала, в результате которой чаще всего мен€лось расположение кресла или окружающих предметов.“ак что без преувеличени€ можно сказать, что все зрительские места в зале ¬торой сцены ћариинского театра подобраны индивидуально (рис.13).


–ис. 13 ѕроверка вида на сцену с различных зрительских мест.

ѕо мнению специалистов  Ѕ ¬иѕ—, на сегодн€шний день проект театрального здани€ полностью отвечает предъ€вл€емым к нему требовани€м. ѕри заданном бюджете, локализации объекта и городских ограничени€х можно совершенно уверенно говорить о его оптимальности (рис.14).


–ис. 14 “ак будет выгл€деть новое здание ћариинского театра в существующей застройке города.

–абота по новому театральному зданию еще не закончена, но уже сейчас можно безо вс€кого преувеличени€ сказать, что в целом технологи€ BIM при проектировании столь сложного объекта себ€ полностью оправдала. ј опыт и методика, наработанные участниками проекта при моделировании здани€ ¬торой сцены ћариинского театра, будут весьма востребованы на дальнейших объектах.

÷икл публикаций ¬ладимира “алапова о BIM продолжаетс€ статьей "ћноголикий BIM".

 омментариев: 15
id 1061     13 ма€ 2011, 18:01
 ¬ладимир “алапов
ќтвет —тудент

ƒа, именно так. ј первые внедрени€ идут через собственный опыт. » через посильную помощь разработчиков.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 2637     22 декабр€ 2011, 19:59
 ƒмитрий
“ут много примеров проектов BIM. —деланы в –оссии.
http://topengineer.ru

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 8320     5 окт€бр€ 2012, 11:44
 юрий
3-го окт€бр€ был на “еатральной площади и увидел новое здание второй сцены ћариинского театра.–азочарован.—еро и безлико.ќчень обидно за ѕетербург.“акое здание могло быть построено где-нибудь в  упчино , но не на “еатральной площади.јрхитекторы возвели пам€тник бюрократии и чиновничеству.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 8322     5 окт€бр€ 2012, 12:22
 ¬ладимир “алапов
ќтвет юрий

ќно уже сдано в эксплуатацию? я об этом ничего не слышал.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 10568     17 апрел€ 2013, 8:40
 ¬ладимир “алапов
ѕервое представление в новом здании намечено на начало ма€ 2013 года!

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 10582     25 ма€ 2013, 0:45
 ¬ладимир “алапов
Ќовое здание ћариинки наконец открыто!

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: —емь советов молодым инженерам
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.