¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

13 ма€ 2011

 ак преподавать —јѕ–?

¬опрос обучени€ —јѕ– всегда остаетс€ актуальным, без его обсуждени€ не обходитс€ ни одна конференци€. –едакци€ isicad обратилась с вопросами по этой теме к люд€м, занимающимс€ обучением —јѕ– профессионально Ц преподавател€м ¬”«ов. Ќекоторые из них занимаютс€ этой де€тельностью на 100% основе, другие - совмещают преподавание с работой в компани€х, разрабатывающих ѕќ —јѕ–. ¬ Ђзаочномї круглом столе прин€ли участие:

  • ¬ладимир “алапов, заведующий кафедрой архитектурного проектировани€ зданий и сооружений Ќовосибирского государственного архитектурно-строительного университета (—ибстрин)
  • јлексей ¬иноградов, старший преподаватель кафедры газодинамических импульсных устройств Ќовосибирского государственного технического университета
  • јнтон ¬асильев, преподаватель кафедры теории и систем автоматизированного проектировани€ механизмов и машин (“ћћи—јѕ–) Ќационального технического университета Ђ’арьковский политехнический институтї (Ќ“” Ђ’ѕ»ї).
  • јлександр ўел€ев, менеджер по маркетингу и продажам компании Ђ“≈—»—їЕ
  • ¬ладимир ћалюх, директор по инженерному консалтингу компании ЂЋ≈ƒј—ї, по совместительству - преподаватель кафедры автоматизации физико-технических исследований Ќовосибирского государственного университета.

1. —тоит ли студентов-первокурсников учить сразу мощным профессиональным пакетам, или имеет смысл Ђкурс молодого бойцаї с использованием пакетов легкого, но быстро осваивоемого класса, с последующим переходом (на 2-3 курсах) на системы среднего и т€желого класса?

¬. “алапов: ”чить надо от простого к сложному, поэтому сначала лучше поработать в каком-нибудь более простом пакете. ” нас цепочка PhotoShop - SketchUp - AutoCAD - Revit, можно начинать с AutoCAD - тоже хорошо.

ј. ўел€ев: Ќадо пл€сать от конечной цели и смежных дисциплин, чтобы знани€ выдаваемые студенту при изучении CAD-системы не забегали вперед смежных дисциплин.

≈сли есть заказ на студентов от предпри€ти€, то предпри€тие само говорит, что им нужно и там всегда идет некий базовый курс в стиле Ђэскиз-деталь-сборка-документаци€ї. Ћюба€ дальнейша€ специфика свойственна конкретному предпри€тию и эта специфика постигаетс€ только на предпри€тии. ¬ таком разрезе, разницы между т€желой системой и легкой системой не существует. Ётот изучаемый базовый функционал на 99% одинаков. ј если нет разницы, то зачем усложн€ть?

≈сли же речь идет просто об абстрактном современном образовании, то в первую очередь нужно учить основам трехмерного моделировани€ без прив€зки к какой-либо системе. ƒа, неизбежно прив€зка к системе будет, т.к. все равно будем педагогировать на базе какой-либо системы. Ќо изначальна€ иде€ здесь - учить общим основам моделировани€, которые основаны на принципах мышлени€ человека. ј они глас€т, что любой сложный объект можно разложить на структуру более простых объектов: сборку на детали; деталь на набор операций; операцию на эскизы; эскиз на набор кривых. », разложив на составные части, начинаем постигать взаимосв€зи и его устройство. «десь можно увидеть, что учим определенному образу мышлени€.

ј. ¬иноградов: »нтересный вопрос. –анее, € полагал, что Ђкурс молодого бойцаї необходим, т.к. легкие системы позвол€т меньше времени тратить на изучение инструмента, а больше на предметную де€тельность. ¬ насто€щее врем€, ситуаци€ существенно изменилась: 1) «начительно выросла компьютерна€ грамотность абитуриентов. Ћикбез больше не нужен. ¬се 100% студентов владеют мышью, клавиатурой и понимают, что такое кнопка на экране. ¬се видели 3D графику. 2) »нтерфейсы средних CAD (как SolidWorks, так и SolidEdge) стали значительно пон€тнее, методики обучени€ улучшились.

¬ результате, нет какого-либо отторжени€. 3D моделирование студентами усваиваетс€ лучше, чем проективна€ геометри€.

ѕоэтому, на мой взгл€д, вопрос смещаетс€ в область потребностей рынка труда. ƒело в том, что человек, освоивший проектную работу в стиле средних и т€желых систем, с большим трудом переходит на легкие. «адача же высшей школы подготовить востребованного специалиста, который сам будет адаптироватьс€ к различным услови€м. ¬остребованность легких CAD на рынке говорит о необходимости и таких навыков.

ј. ¬асильев: Ќа данный момент практически уже без разницы. »нтерфейс и базовые подходы отличаютс€ не слишком. ќба варианта имеют свои плюсы и минусы.

—лучай поэтапного изменени€ программ, подходит дл€ тех случаев когда студентов изначально готов€т под несколько систем, например чтобы было проще с дальнейшим трудоустройством.

” нас на кафедре исторически сложилось, что на младших курсах идет SolidWorks, на старших Pro/E. ¬ последние пару лет, пытаемс€ осилить NX, но пока в рамках курсовых дипломных.

¬. ћалюх: я убежден, что начинать нужно об€зательно с простых систем, возможно, это нужно делать еще в школе. ¬ мои школьные годы был даже такой предмет Ђ„ерчениеї, вот его (может быть факультативно) стоило бы реинкарнировать в виде Ђ омпьютерной графикиї, на базе простых пакетов типа SketchUp. ¬ вузе € бы тоже не бросал студентов в первом же семестре на амбразуры SolidWorks, Inventror и, тем более, NX и CATIA. ѕервый-второй семестр вполне можно обойтись системами попроще Ц Rhino 3D, Space Claim,  ќћѕј—-LT, дл€ 2D Ц AutoCAD LT или его клоны, тем более, что их нынче в достатке.

2. Ќужно ли давать студентам теоретический курс, разъ€сн€ющий основы устройства —јѕ–, виды обеспечени€, классификацию и т.д. и т.п., или достаточно практического освоени€ приемов работы в конкретных системах?

¬. “алапов: “еоретический курс давать надо. ќбъем и врем€ такого курса завис€т от специальности и специализации студентов. Ќо в любом случае у них должно быть общее понимание, что речь идет о системе, а не о конкретной программе. «автра программа может изменитьс€, а система останетс€.

ј. ўел€ев: «десь хорошо бы определитьс€ с терминологией. —јѕ– или CAD? ѕервое пон€тие всеобъемлющее и специфичное дл€ каждой отрасли. ¬ итоге получитс€ некий а-л€ фундаментальный курс, который будет проблематично применить в практике и годитс€ больше дл€ теоретического интереса отдельных специальностей.

≈сли CAD, то здесь, на мой взгл€д, нужно прежде всего показать студентам, что за красивой картинкой на экране стоит конкретна€ математика со своими особенност€ми. ѕро эти особенности желательно знать, т.к. в насто€щее врем€ у нас в стране набирает обороты интерес к дисциплине контроль качества геометрии, котора€ на западе местами уже давно €вл€етс€ рутиной. » в рамках этой дисциплины очень полезно знать внутреннее устройство геометрического €дра, особенности хранени€ данных, особенности описани€ геометрических примитивов и топологии. » как все это объедин€етс€ с теми инструментами геометрического моделировани€, которые имеютс€ в CAD-системе. “.к. учеба нацелена на то, чтобы студент как можно реже приходил к ошибочному решению, то знать природу по€влени€ ошибок важно.

ј. ¬иноградов: “акой курс необходим. —овременные облегченные интерфейсы привод€т к тому, что студенты перестают адекватно воспринимать компьютерную модель. ќни настолько отождествл€ют ее с реальностью, что ничего не могут сделать, когда отличи€ про€вл€ютс€. «нани€ о —јѕ–, как системе, о видах обеспечени€ и их необходимости (особенно организационного и методического обеспечени€) им просто вз€ть не откуда. ¬ то же врем€, студентов, особенно второго уровн€, мы об€заны готовить, как потенциальных руководителей коллективов. Ѕолее того, такой курс должен быть шире —јѕ– и давать представление о всех информационных системах предпри€ти€ и, особенно, непосредственно касающиес€ работы инженера. Ётот курс может быть продолжением курса Ђ»нформатикаї, развитие его раздела Ђѕрикладное программное обеспечениеї.

ј. ¬асильев: 2. и 3. во многом пересекаютс€, потому отвечу совместно.

ƒл€ этого —јѕ– должен сопровождать все основные дисциплины (ƒетали машин, —опромат, “ћћ, Ќачертательную геометрию и инженерную графику) дл€ увеличени€ практического опыта, но и необходимо, чтобы был отдельный предмет, в котором хот€ бы рассказываетс€ о том, что сейчас делаетс€ в мире.

ѕредпосылка: ¬ данный момент на наших предпри€ти€х с системами автоматизированного проектировани€ очень плохо. ≈сли CAD часто есть, CAM/CAPP тоже не редко, то с CAE, RE, и многими другими триграммами гораздо хуже. Ќет не только понимани€, что это нужно, но и знани€ что это вообще есть. ƒл€ того чтобы сейчас перебороть эту систему выпускаемые специалисты должны быть не только хорошими в конкретном направлении, но и знать много чего около.

” нас така€ информаци€ даетс€ на первом курсе в рамках предмета Ђ¬ведение в специальностьї (обзорно) и дисциплины Ђќсновы автоматизированного проектировани€ї весна третьего курса.   третьему курсу студенты уже достаточно много видели геом. моделировани€, обычно успели Ђувидетьї CAE и написать первые макросы под SW. —тараемс€ чтобы задани€ были совместными. „асть заданий одновременно выполн€ютс€ в рамках дисциплин фундаментальных и сапровских. «адани€ по теормеху на определение масс.инерционных характеристик, курсовик по “ћћ, курсовик по ƒћ, выполн€ютс€ совместно с SW. «адачи решаемые в рамках теории упругости, теории колебаний и численных методов паралельно выполн€ютс€ в Maple и CosmosWorks.

¬. ћалюх: Ќу, собственно, мо€ книжка Ђ¬ведение в современные —јѕ–ї €вл€етс€ ответом Ц да, безусловно, нужно систематично объ€сн€ть, что такое —јѕ– вообще, какие они бывают, как и почему так, устроены. Ќужно с ранних лет прививать понимание, что —јѕ– Ц это не только CAD, не только геометрическое моделирование и черчение, но и CAM/CAE/PDM и т.д и т.п. я читаю подобный курс студентам Ц будущим разработчикам ѕќ, дл€ них это уместно на старших курсах, а будущим инженерам, полагаю, целесообразно дать такой курс уже во 2-м или 3-м семестрах.

3. Ќужен ли отдельный курс, посв€щенный именно —јѕ–, либо Ц не будет ли целесообразнее и эффективнее ввести —јѕ– как сквозную дисциплину, в рамках общеинженерных курсов, таких как Ђƒетали ћашинї, Ђ“еори€ машин и механизмовї, Ђ—опроматї, возможно даже Ђ“еоретическа€ механикаї и курсовых работ по специальност€м?

¬. “алапов: ћожно и так, и так. Ќо сквозной курс, мне кажетс€, лучше - его отдельные разделы будут встречатьс€ студентами с большим пониманием. ¬ообще, чем больше взаимосв€заны курсы, тем лучше.

ј. ўел€ев: „то же имеетс€ в виду под —јѕ–? :)

¬идимо все-таки CAD. “о бишь система геометрического моделировани€.  онечно же будет эффективно ввести в учебный курс применени€ современного инструмента. ’от€ бы на том основании, что это будет официально узаконено и изменены учебные программы под это. »бо сейчас все зиждетс€ на энтузиазме самих студентов, которые же в итоге от этого и справедливо страдают. »деальным бы вариантом была ситуаци€, когда при помощи CAD системы закрепл€ютс€ недавно полученные знани€.

Ќапример, те же производные из курса матана! ƒал задание по сопр€жению двух кривых и объ€сн€ешь нагл€дно, в чем отличие.

»ли выполнил по “ћћ задание и потом его повторил уже в CAD-системе. “.к. CAD-система €вл€етс€ элементом инструментари€ математического моделировани€, то необходимо закладывать основу дл€ ее грамотного использовани€. “е Ђрукопашныеї методики, что описаны в методичках каждого ¬”«а в современную эру Ђplug-n-playї позвол€ют провести предварительный быстрый черновой расчет, чтобы последующую трудоемкую задачу математического моделировани€ решать наиболее кратчайшим путем.

Ёто хороша€ проверенна€ практика и нужно смотреть на это именно в таком контексте Ц не зачеркивать старое, а использовать то, что наиболее подходит к решению конкретной задачи, и чтобы имеющиес€ в арсенале средства дополн€ли друг друга.

ј. ¬иноградов: —м. п.2. ¬се эти дисциплины поддержат и разовьют практические навыки.  онцептуальными вопросами и даже практическими приемами на этих дисциплинах заниматьс€ некогда. ’ватает проблем самих дисциплин.

¬. ћалюх: ƒумаю, что моменту изучени€ инженерных дисциплин студенты должны иметь определенные практические навыки компьютерного черчени€ и моделировани€ и использовать их дл€ выполнени€ курсовых проектов типа “ћћ и Ђƒеталей ћашинї. “акже, очень желательно, чтобы, например освоение компьютерного моделировани€, входило в состав того же сопромата, нар€ду с классическим содержанием.

4. Ќасколько сегодн€ актуально преподавание и обучение приемам проектировани€ в 2D и на бумаге?

¬. “алапов: „ерчению (компьютерному) в 2D надо учить на начальной стадии - специалист должен уметь все. „ертить на бумаге - только дл€ того, чтобы студент пон€л, что на компьютере это делать лучше. ѕоэтому - только на начальной стадии (1 курс) и немного (времени и так не хватает).

ј. ўел€ев:  ак нас учили в свое врем€ Ђконструктор мыслит на кончике карандашаї. ”бежден, что прежде всего учебное заведение должно Ђпрокачиватьї мозги студента и учить его ими пользоватьс€. я всегда прошу студентов изложить свою идею на бумаге, проговорить все особенности и только потом допускаю к созданию трехмерной модели. ≈сли нет понимани€ в голове, то дальше будет только хуже. — этой стороны € за старые методики.  роме того, за Ђкарандашом и ластикомї отрабатываетс€ навык усидчивости и терпени€. √рамотный специалист всегда был силен п€той точкой. ;)

— другой стороны: если посмотреть на первые два года обучени€, то в его рамках есть цела€ гамма предметов, которые, по сути, прививают студенту навыки осмысленного пространственного мышлени€. Ёто »нженерна€ графика, Ќачертательна€ геометри€ и Ћинейна€ алгебра с аналитической геометрией. ¬ рамках курса Ђинженеркиї мы честно вертим в голове детали и сборки. Ќо может случитьс€ так, что мы от природы не обладаем развитым пространственным мышлением. “огда на помощь приходит Ђначерталкаї, где особо не вника€ в пространство, соблюда€ набор правил, можно решать множество геометрических задач. «амыкает эту тройку аналитическа€ геометри€, где нам объ€сн€т, что цилиндр, пересекший плоскость, создаст линию пересечени€ в виде двух пр€мых, окружности или эллипса. ¬ итоге студент получает в свое распор€жение целый арсенал инструментов дл€ мысленной работы с геометрией. Ќо ведь можно и сразу начать рисовать в 3D, и тогда пространственное мышление очень просто Ђпрокачатьї за не очень долгий срок.

ј. ¬иноградов: ѕроектирование 2D - это вопрос к бизнесу, а не к ¬”«ам. ћое мнение. Ќа предпри€ти€х вовсю черт€т в 2D. ¬ыходна€ документаци€ в 2D на бумаге будет востребована еще очень долго, если не всегда. ”читыва€ это и то, что 2D - это основа 3D - начинать нужно с 2D построений и делать чертежи.

— бумагой вопрос отдельный. ѕо-моему инженер должен уметь набросать эскиз. Ёто обычное дело на стадии проектировани€, прикидок, когда совершенно не €сно, что нужно. Ёлектронна€ бумага, пока, до нужной кондиции не дошла. ƒойдет - эскизы будут делать на ней.

ј. ¬асильев: јктуально. ¬ бумаге исправлени€ внос€тс€ т€желее, поэтому если студент выполн€ет (а не покупает) работу на бумаге это во многом его дисциплинирует. „асть заданий должны быть бумажными. «адани€ по фундаментальным знани€м.  ак только народ осиливает, он с радостью и толком (причем гораздо большими, чем если бумаги вообще не будет) перейдет на более современные методы.

 роме того, многие методы стандартные методы проектировани€ устройств (например, гидравлику) проще изначально разрабатывать в 2D, чем в 3D. ƒругое дело, что тут, как и в архитектуре с их BIM, необходима корректна€ св€зь между Ђупрощеннымиї вариантами проектировани€ в основе которых лежит 2D и эмпирические формулы, и трехмерным проектом с уточненными расчетами с помощью тех же современных CAE.

¬. ћалюх: Ќаверное, в объеме семестра Ц будет и полезно и достаточно почертить и на бумаге. „тобы было затем пон€тнее, что именно автоматизируют —јѕ–, а что делаетс€ самим человеком. “акже, дл€ последующего понимани€, в чем разница между электронной моделью и чертежом.

5. Ќужно ли давать студентам свободу выбора —јѕ–, в которой они будут выполн€ть свои самосто€тельные курсовые работы, или нужно регламентировать использование —јѕ– по выбору ¬”«а или кафедр?

¬. “алапов: —тудент должен глубоко овладеть изучаемой программой. ѕоэтому лучше свободы не давать (даже если он уже что-то другое хорошо знает), тогда глубоко изучит то, что надо. Ќа выполнение дипломной работы можно давать свободу.

Ќо в этом правиле всегда могут быть исключени€. Ќапример, студент давно и параллельно с учебой где-то работает в чем-то конкретном. “огда целесообразнее пойти навстречу.

ј. ўел€ев: Ќа практике этот вопрос лежит вне компетенции студента, т.к. зав€зан на формирование учебных планов, необходимость поддерживать мультбрендовый парк CAD-систем и т.д. и т.п. «автра студент принесет файл на проверку, выполненный в какой-нибудь новой системе и никто не сможет ему помочь. Ќа практике студенты работают в том, в чем их учат, и в этом вопросе, на мой взгл€д, плюрализм мнений не к месту, как и в вопросе чем оснащать прочие лаборатории. :)

ј. ¬иноградов: ¬ыбор студента - только в пределах возможности обеспечить его ¬”«ом. ¬ообще, выбирать и согласовывать должна выпускающа€ кафедра. ќтклонени€ у студентов могут носить индивидуальный характер. ћассовые отклонени€ возможны при наличии заказа на подготовку. — согласи€ студента.

–азнобой же приведет к неоправданной загрузке преподавателей, усложнению обмена опытом между студентами.

ј. ¬асильев: “ака€ свобода в общем случае резко портит учебный процесс в его классическом понимании. ќна порождает большое количество проблем с формализацией оценки, проверке выполнени€, консультаци€х, и многих других моментов. ¬ то же врем€ отсутствие свободы выбора тоже не всегда хорошо. “акже есть вопросы - даютс€ ли —јѕ– в рамках учебного процесса или изучаютс€ самими студентами на свой страх и риск.

≈сли конкретные —јѕ– изучаютс€ в рамках учебного процесса, то более подход€щим вариантом, наверное, €вл€етс€ назначение кафедрой системы из уже изученных в учебном процессе, плюс поощрение, если студент все это задание, или часть выполнил в дополнительной системе. ¬ этом случае система может быть люба€ на выбор студента.

¬о втором случае, вопрос требований конкретных —јѕ– €вл€етс€ просто глупым. ≈сли студент изучает нечто вне программы, чисто из собственного интереса, когда это не требуетс€ и не поощр€етс€, то он сам и определ€ет в чем ему работать.

¬. ћалюх: Ќа младших-средних курсах, думаю, что решение должно быть унифицированным. Ќа старших курсах и, тем более, при выполнении дипломной работы можно и нужно предоставить определенный выбор, обусловленный спецификой заданий, требовани€ми предпри€тий.

6. Ќасколько вам предоставл€етс€ возможным организаци€ коллективных студенческих проектов, хот€ бы на старших курсах?

¬. “алапов:  оллективные проекты - возможно (уже делалось и делаетс€), нужно и полезно (учит студентов коллективной работе и ее особенност€м, чего в обычном индивидуальном подходе они не получают). Ќадо делать об€зательно. Ќо не всех на один проект, а небольшими группами. ћы это делаем, в том числе и дипломах, по 2-3 работы в год (это 10%). »сполнители идут на комплексную работу осознано, проблем нет.

ј. ўел€ев: Ёто пр€мо зав€зано на возможности руководител€ проекта. ≈сли не будет слаженного контрол€ над работой группы, то сроки выполнени€ раст€гиваютс€ и, в итоге, или задание не выполн€етс€ или на защиту проекты выставл€етс€ посредственность.—реди моих наблюдений есть разные примеры как успешные так и не очень.

»з наиболее нагл€дных и €рких хотел бы отметить совместную защиту дипломного проекта по теме вертикально-взлетающего палубного истребител€, выполненного под руководством проректора ћј»  уприкова ћихаила ёрьевича (в те годы доцента кафедры ѕроектировани€ самолетов).  стати, одним из исполнителей был јртем јведь€н, еще недавно один из ведущих менеджеров компании ƒассо —истем. Ѕлагодар€ изначальному пониманию руководителем сути проекта работа была выполнена в срок и оценена комиссией на отлично (ќлег —ергеевич —амойлович, будучи заведующим кафедры, лично возглавл€л комиссию).

ј. ¬иноградов: Ќужны студенческие  Ѕ. — реальными задачами. “огда - возможно. »наче - серьезные проблемы с исполнительской дисциплиной. Ќо, даже в этом случае, это не массовый, а индивидуальный подход. ѕока нет крупного посто€нного потребител€ кадров, многие студенты просто получают общее образование. »х невозможно замотивировать настолько, чтобы они делали работу по проекту регул€рно и к сроку.

ј. ¬асильев: Ёто делать можно и нужно, хот€ задача не из простых. Ќеобходимы нормальные средства по разделению ответственности между теми, кто выполн€ет совместный проект. ѕотому как часто в группе работают отнюдь не все. ѕлюс это гораздо больша€ нагрузка на преподавател€.

¬ принципе у нас на кафедре с принципами командной работы студенты знаком€тс€ в рамках курса Ђќбъектно-ориентированного проектировани€ї в осеннем семестре второго курса. Ёто называетс€ Ђ»гровое проектированиеї. ƒалее в рамках курсовых стараемс€ не только поощр€ть совместную работу, но и некоторыми вещами об€зывать. ѕри выполнении курсового по Ђƒетал€м машинї которое идет параллельно с "основами параметризации" студенты обмениваютс€ зубчатыми колесами. ѕри сдаче экзамена по параметризации задание выдаетс€ на двух человек, их задача разделить задание на двоих, сделать свои детали по отдельности, а потом каждому сделать сборку.   этому их готов€т с начала семестра, но экзамен все равно проходит под аккомпанемент ругательств.

¬. ћалюх: на старших, преддипломных курсах Ц просто об€зательно, опыт коллективной работы необходим, трудно представить насто€щую инженерную практику в одиночку. ¬ идеале, конечно, организаци€ студенческих  Ѕ с реальными проектами, либо Ц ранн€€ стажировка на предпри€ти€х.

7. »меет ли смысл организовывать хранение, архивирование, контроль выполнени€ студентами курсовых и дипломных проектов с использованием PDM-систем на уровне факультетов и кафедр?

¬. “алапов: ƒумаю, это имеет смысл только по одной причине - научить этому студентов. Ќаш опыт показывает, что польза от старых проектов - только дл€ истории и педагогики (рассказываешь на конкретных примерах, какие раньше студенты были умные, чтобы стимулировать нынешних на еще более высокий уровень работы).

ј. ўел€ев: ≈сли это облегчит бюрократию, то да. ¬купе с теми технологи€ми виртуализации, что сегодн€ доступны становитс€ возможной концепци€ предоставлению учащимс€ широкого перечн€ услуг. Ќапример, после поступлени€ в учебное заведение, студенту заводитс€ виртуальна€ машина, котора€ в течении всех лет обучени€ видоизмен€етс€ по своему содержимому. ¬ соответствии с текущим учебным планом студенту предоставл€ютс€ те или иные инструменты дл€ выполнени€ учебных работ. ј после окончани€ учебы данна€ виртуальна€ среда раствор€етс€ в никуда, откуда и пришла.

ј. ¬иноградов: Ёто было бы замечательно! —ложности:

1) ќтсутствие квалифицированных кадров (и средств на их оплату) по обслуживанию таких систем. ѕерсонал, который обслуживает терминальные классы и поддерживает функционирование отдельных рабочих мест - не справл€етс€.

2) ќтсутствие понимани€ у руководства факультетов и кафедр отличи€ системы от отдельных мест.

3) ѕовышенные требовани€ к надежности аппаратного обеспечени€ вступают в противоречие с действующей системой закупок.

4) Ќеобходима ув€зка с действующими информационными системами уровн€ ¬”«а (это, скорее, задача второго этапа).

ј. ¬асильев: ƒа. ƒа. ƒа. Ќа уровне кафедр точно. ѕричем с младших курсов. “акже как и электронна€ почта, чтобы люди привыкали с ранних этапов к правильной линии поведени€. Ёто может внедр€тьс€ даже без CAD, еще на информатике, основах программировани€. “огда к старшим курсам, у них уже будет достаточно опыта, дл€ самосто€тельной коллективной работы.

Ќасчет факультетов. — одной стороны точно также. — другой, то, что группы принадлежат одному факультету не всегда значит, что они занимаютс€ смежными задачами, и очень часто не слишком дружат между собой. ¬ случае PDM уровнем выше кафедры, возможны организационные проблемы, св€занные с авторством, с оценками и пр. “о, что PDM имеет возможность отслеживать эти св€зи, на деле в ¬”«ах не всегда решает подобные вопросы.  роме того разные кафедры часто используют разный набор. ¬ данный момент у нас это организовано грубо. „ерез доменную систему и службы google. Ќадеемс€ осилить Teamcenter.

¬. ћалюх: считаю, что это должно быть просто об€зательным. ¬о-первых, это дисциплинирует, упрощает контроль за ходом выполнени€ заданий. ¬о-вторых это дает практический опыт использовани€ PDM, прививает определенную техническую культуру, которую выпускники затем принесут на предпри€ти€ Ц известно, что пока внедрение PDM представл€ет собой довольно хаотичный процесс и происходит со скрипом.

„то-то еще, что мы упустили?

ј. ¬иноградов: ѕроблема лицензировани€ ѕќ. ¬ общем - все складываетс€ хорошо. Ќаконец-то требовани€ наличи€ лицензионного ѕќ прописано в государственных стандартах и без лицензий ¬”« не пройдет аккредитацию. ” нас лицензии есть, сопровождение есть, но и проблемы тоже есть.

1) —ама€ трудноразрешима€. «аочное обучение. ¬се лицензии действуют в пределах 50-мильной зоны вокруг вуза. „то тут делать? ѕереходить на бесплатное ѕќ? ≈сть интересные –оссийские продукты, но там несовместимость с их же коммерческой версией, котора€, естественно, действует в самом ¬”«е. ¬се решаемо, но обмен опытом - не повредит.

2) –абота студента дома. “ут несколько проще. ¬озможны разные подходы. Ќачина€ от Ђдома нужно отдыхатьї и заканчива€ выдачей персональных студенческих лицензий с регистрацией и т.п.

3) «начительна€ часть вузовских лицензий базируетс€ на серверах, на которых она прив€зываетс€ к оборудованию сервера (к его сетевой карте, обычно). » та от каждого программного продукта. Ќе только —јѕ–. ¬озникают конфликты в ѕќ и маршрутизации. Ќо это еще ничего, а вот когда сгорает сетева€ карта! —рок получени€ нового лицензионного файла 1-2 ћ≈—я÷ј! ¬ прошлом году у нас сгорел сервер лицензий в конце декабр€...

ј. ¬асильев: ≈динственное что тут не отражено, так это широта пон€ти€ —јѕ– и специфики специальностей, кафедр и регионов.

ѕо —јѕ– те же математические пакеты можно успешно использовать как эффективные средства автоматизации проектировани€, как и многое другое ѕќ.

 онструкторские общемашиностроительные специальности, технологические, химические и многие другие имеют свои специфики. Ќапример ’имикам не так важны все эти CAD, зато без SCADA никуда. “ехнологам мех.обработки не нужны большие сборки, и так далее.

ѕочему речь идет о важности специфики: если конструкторска€ работа хорошо параллелитс€, то задача разработки техпроцесса уже гораздо хуже. «адачи расчетчиков параллел€тс€ между людьми только если дл€ единой геометрии нужно сделать разные по смыслу расчеты. –аспараллелить задачу между студентами технологами, конструкторами, расчетчиками скорее всего не получитс€, даже при наличии нормального руководител€. ѕотому как это будут студенты принципиально разных кафедр и даже факультетов, и тут уже идет больше местна€ политика и подковерна€ борьба кафедр и факультетов, чем совместна€ работа студентов.

–асчетчикам от 2D часто нужно только умение читать чертежи, да считать примитивные схемы, конструктору специфических вещей без 2D часто не обойтись. “ехнолог, при составлении технологических эскизов также опираетс€ на 2D. онструктора реже св€заны с зоопарком CAD, чем те же расчетчики.

я уже молчу про специальности, в рамках которых учат разрабатывать —јѕ– системы. ј ведь такие есть и нужны.

ѕо регионам, такой момент. ≈сли в регионе есть одно-несколько предпри€тий, на которые исторически ориентировано обучение ¬”«а, то ¬”« обычно пл€шет под дудку предпри€ти€, и что там как хочет это отдельный вопрос.

¬. “алапов: Ќадо создавать студентам стимулы в виде выставок работ, конкурсов и т.п. на различных уровн€х, чтобы они могли сравнивать себ€ с другими, обмениватьс€ опытом и делать выводы. Ќаш опыт показывает. что это оказывает огромную поддержку обучению.

 омментариев: 41
id 2271     19 окт€бр€ 2011, 22:42
 инкогнито

÷итата из ¬ладимир “алапов, id 2263:

Ѕыть экспертом в предмете плюс уметь учить.


≈щЄ ни кому не удавалось опровергнуть принцип "ƒелай как €!"

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 2273     20 окт€бр€ 2011, 7:29
 ѕавел »шмулкин
ќтвет инкогнито

÷итата из инкогнито, id 2262:

ƒл€ того чтобы учить нужно самому быть экспертом в предмете обучени€. ѕо статистике с этим труднее всего.


ƒа, Ќќќќќќќ судьи то кто???

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 2274     20 окт€бр€ 2011, 10:40
 ¬ладимир ћалюх

÷итата из »шмулкин ѕавел, id 1156:

√де ¬ы были ¬ладимир, 20 лет назад? ћожет у мен€ меньше было бы проблем=)



20 лет назад € был лишь начинающим сапристом 25 лет от роду   ј что касаетс€ матана - к концу первого курса студент уже должен знать все, что необходимо дл€ понимани€ книжки.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 2284     21 окт€бр€ 2011, 22:34
 инкогнито

÷итата из ѕавел »шмулкин, id 2273:

ƒа, Ќќќќќќќ судьи то кто???



¬ вопросе судейства исходим из принципа: " то платит, тот и заказывает музыку". ј заказывают кадры с навыками работы в CAD-системах обыкновенно главные конструктора предпри€тий, соответствующих профилю высшего учебного заведени€. Ќапример, если университет научит молодого специалиста нажимать кнопки в  ќћѕј— и ProE без вс€кой прив€зки к собственно специальности, то такое пополнение придетс€, как минимум доучивать. ≈сли же на предпри€тии внедрена кака€ ни будь друга€ система, то вообще переучивать заново.
¬ общем, в качестве идеального преподавател€ —јѕ– чЄтко просматриваетс€ профессиональный конструктор с большим положительным опытом практического применени€ CAD-системы.  стати сказать, этот же человек может быть и тестером, и контрреселлером, и консультантом дл€ IT, и Ђпалочкой-выручалочкойї в масштабах предпри€ти€, и наукой заниматьс€, а главное Ц преподавать по специальности своего диплома.
–азумеетс€, переход действующего конструктора высокого класса на преподавательскую работу это всегда печально, но это не худшее продолжение классических конфликтов серии Ђведущий Ц главныйї или Ђконструктор Ц управленецї.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 2288     22 окт€бр€ 2011, 11:26
 ѕавел »шмулкин
ќтвет инкогнито

... «наете, на рубеже конца 90, начала 2000 годов √енеральные конструктора авиационных ќ Ѕ,ну и (наверное) главные конструктора автомобильных (основных судостроительных) заводов «ЌјЋ», что им нужно, в плане - кака€ платформа и примерно организаци€ проектных работ. ј вот все остальные...??? я могу судить по нашему заводу. “ак вот, ни один главный конструктор, ни один главный технолог, ни один главный специалист Ќ≈ «Ќјё“  ј  ƒ≈–∆ј“№ ¬ –” ≈ ћџЎ ”, а уж тем более им невдомек, что им нужно -  омпас или Creo! ј главное они не хот€т (или не могут) посетить ведущее профильное предпри€тие в мире и узнать/разузнать/разведать/скоммуниздить/...что еще забыл...как организовано Ё“ќ у них. «атем осмыслить, а главное определить "сторону арбуза" за которую —Ќј„јЋј кусать, потому как весь арбуз не проглотить!
.. ѕримерно така€ ситуаци€ была у нас после войны, когда несколько главных конструкторов проектов возглавили кафедры в политехническом институте...

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 2292     22 окт€бр€ 2011, 12:18
 инкогнито

÷итата из ѕавел »шмулкин, id 2288:

я могу судить по нашему заводу. “ак вот, ни один главный конструктор, ни один главный технолог, ни один главный специалист Ќ≈ «Ќјё“  ј  ƒ≈–∆ј“№ ¬ –” ≈ ћџЎ ”, а уж тем более им невдомек, что им нужно -  омпас или Creo!



≈сть така€ беда, собственно отсюда зачастуютс€ и рождаютс€ противосто€ни€ "ведущий - главный", вернее сказать "конструктор - управленец". ќтсюда же идЄт и общее технологическое отставание государства, а как с этим боротьс€? ѕопробуйте предложить что либо лучшее из доступного ведущему специалисту, кроме правильного обучени€ следующего поколени€ специалистов.

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    

„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: „то можно назвать Ђчудо-оружиемї отрасли —јѕ–?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.