¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

19 июл€ 2012

 ак студенты станов€тс€ инженерами крупнейших автомобильных компаний в мире

ƒмитрий –ебров

ќб авторе:
»нженер автоматизированных систем управлени€ технологическими процессами ќќќ ЂћЁ« ёг –усиї Ћабинск. —оздатель и руководитель инженерного портала Ђ¬ масштабе.руї.

Ђ3D-моделированием увлекс€ сначала в игрушках на Unreal Engine и Maya. ѕосле этого был конструкторский факультет ƒонского √осударственного “ехнического ”ниверситета. —ейчас работаю с системами автоматизации производства Siemens, ICONICS и т.п. ”влекаюсь автомобил€ми, вообще нрав€тс€ все железки из области машиностроени€ї.

www.vmasshtabe.ru

Cоавтор и редактор:
—нежкова ≈катерина

–уководитель сектора маркетинговых коммуникаций «јќ ЂЌ≈ќЋјЌ“ї. Ќеравнодушный человек в части распространени€ —јѕ–-культуры среди студентов.

Ђ«накома с элементарными возможност€ми AutoCAD еще со студенческих времен, но не более того. –аботаю в компании ЂЌ≈ќЋјЌ“ї Ц межсистемном интеграторе, специализирующемс€ на разработке и внедрении PLM, BIM и —јѕ–. »нтересно вовлекать людей (как профессионалов, так и любителей) в рынок, расшир€€ при этом свои и их знани€. ¬торой год координирую проект ЂЅитва предсказателей в области —јѕ–, BIM и PLMї. Ќаверно, поэтому очень близка тема конкурсов, позвол€ющих развивать людей, превраща€ их из р€довых любителей в насто€щих профессионалов.ї

http://www.neolant.ru/cadbattle/

¬ насто€щее врем€ требовани€ к молодым специалистам, только что получившим диплом об окончании технического вуза, очень высоки. ѕросто окончить вуз, научитьс€ проектировать с помощью AutoCAD не всегда €вл€етс€ достаточным условием желаемого трудоустройства дл€ амбициозного молодого человека. —егодн€ начинать накапливать необходимую квалификацию можно уже в период обучени€ студента в вузе. ¬ этом будущим специалистам помогают администраци€ вуза, вендоры ѕќ, иницииру€ проведение различных отраслевых конкурсов.  рупные компании также не остаютс€ в стороне и провод€т собственные соревновани€, в которых €вл€ютс€ членами жюри и общаютс€ непосредственно с участниками. ќ том, какие двери открываютс€ перед студентами, участниками одного инженерного соревновани€, и пойдет речь в данной статье.

¬ далекие 80-ые, а если быть точнее, то в 1978 году в —Ўј коллективы из трех различных университетов “ехаса ради развлечени€ устроили гонки на переделанных в багги газонокосилках. ѕрофессор ’ьюстонского университета ћарк ћаршек, вдохновленный соревновани€ми, св€залс€ с —ообществом јвтомобильных »нженеров и предложил организовать серию студенческих соревнований класса ћини-Ѕаха (небольшой внедорожный автомобиль Ђбаггиї), в рамках которых студенты участвовали в гонках на автомобил€х, самосто€тельно сконструированных и изготовленных. ѕредложение нашло много единомышленников в —Ўј, готовых пополнить р€ды авантюристов. ”же на следующий год прошли первые официальные соревновани€, которые получили название ћини-»нди - гонки в классе ћини-Ѕаха.

ѕервоначально регламент участи€ команд в серии ћини-Ѕаха предусматривал использование одинаковых восьмисильных двигателей производства Briggs & Stratton со стандартными характеристиками. ќднако впоследствии многие участники стремились усилить мощность двигател€ за счет его модернизации, установки турбонагнетателей и других технических решений. ∆елание студентов расширить в своих проектах динамические возможности автомобилей привело к созданию нового класса соревнований, с новыми типами автомобилей, - Ђ‘ормула SAEї. ¬ таком конкурсе участие принимали уже не внедорожники, а болиды дл€ трека. ¬ св€зи с этим был создан новый регламент, в рамках которого ограничени€ в части проектировани€ двигател€ уже были минимальны. “ак, дл€ увеличени€ динамики, устойчивости и безопасности автомобил€ студенты стали использовать при проектировании своих болидов технологии, аналогичные технологи€м Ђ‘ормулы-1ї, что позволило в разы увеличить веро€тность выигрыша в гонках.

ѕостепенно ‘ормула SAE охватила молодое поколение ≈вропы. ”же в 1998-ом году в ¬еликобритании были организованы первые ≈вропейские соревновани€, в которых прин€ли участие всего четыре команды, по две из —Ўј и ¬еликобритании. Ќа текущий момент на трассе в ¬еликобритании соревнуютс€ до 80 команд со всех сторон света. —оревновани€ в рамках этого этапа символично проход€т в английском городе —ильверстоуне, где прошла перва€ гонка первого чемпионата Ђ‘ормулы-1ї. —егодн€ конкурс завоевал заслуженное признание по всему миру, и за ним закрепилось усто€вшеес€ название - Ђ‘ормула SAEї (в ≈вропе - ‘ормула —тудент). —оревновани€ можно разделить на следующие классы автомобилей:
  • ћини-Ѕаха - постройка небольшого внедорожного автомобил€;
  • ‘ормула SAE;
  • формула √ибрид Ц аналог ‘ормулы SAE, но с гибридной силовой установкой;
  • постройка беспилотных летательных аппаратов;
  • постройка снегоходов;
  • постройка сверхэкономичных автомобилей Supermileage;
  • новое перспективное направление Ц Formula Electric.
Ќесмотр€ на существенные изменени€, внесенные после 1978 года, конкурс до сих пор сохранил свою сутевую составл€ющую. Ќа врем€ проекта кажда€ команда становитс€ инженерной компанией, котора€ должна разработать, построить, испытать небольшой гоночный автомобиль и выиграть на нем гонку.  роме того, команды должны предоставить всю конструкторскую документацию на проект и доказать, что примен€емые технологические решени€ €вл€ютс€ оптимальными. «атем командам необходимо предоставить экономическое обоснование эффективности болида, а также представить бизнес-план мелкосерийного производства своего автомобил€. ¬ случае положительного решени€ при прохождении этих этапов участники допускаютс€ к финальной части соревнований Ц гонкам.

ѕобедители конкурса Ђ‘ормула SAEї в своем классе награждаютс€ кубком и различными пам€тными призами. —амое главное, что во врем€ проекта каждому участнику предоставл€етс€ шанс показать свои знани€, полученные при обучении, и продемонстрировать реальные навыки, требуемые дл€ будущей работы. »менно поэтому соревнование стало насто€щей "кузницей" кадров дл€ многих крупных компаний, поддерживающих проект (BOSCH, VVolkswagen, AUDI, BMW, Mahle, Brunel, DEKRA, Continental, Eaton, GKN, SolidWorks). “ак, бывших участников проекта ‘ормула SAE сегодн€ можно встретить в составе лучших команд Ђ‘ормулы-1ї.

Ќа сегодн€шний день в соревновани€х участвует более 500 университетов из 40 стран со всего мира, и число участников увеличиваетс€ с каждым годом! —оревновани€ состо€т из нескольких этапов и проход€т в нескольких странах: —Ўј, ¬еликобритани€, √ермани€, »тали€, јвстрали€, Ѕразили€, »нди€, япони€, ёжна€ јфрика и другие. “ак, в официальную серию Ђ‘ормулы SAEї сейчас вход€т три —евероамериканских этапа, самый большой из которых Ц этап на гоночном кольце в ћичигане, в котором участвуют до 120 команд и почти 2000 студентов. ¬ ≈вропе трассы наход€тс€ в јнглии, √ермании, »талии, јвстралии, Ѕразилии и японии. Ётап в √ермании Ц один из самых престижных, проводитс€ на легендарной трассе в городе ’оккенхаймринг, на этой трассе с 1970 года провод€т гран-при Ђ‘ормулы-1ї.  роме этого регул€рно провод€тс€ соревновани€, не включенные в официальную серию. ¬ списке таких соревнований есть трассы в »спании, ¬енгрии, Ёстонии и ‘инл€ндии.

ѕервооткрывателем Ђ‘ормулы SAEї в –оссии €вл€етс€ ћосковский јвтомобильно-ƒорожный √осударственный “ехнический ”ниверситет (ћјƒ»), где в 2005-ом году была основана студенческа€ инженерна€ команда SEG MADI ‘ормула —тудент. »де€ принадлежала —афроненкову —ергею ¬икторовичу, преподавателю кафедры Ђ»нженерной ѕедагогикиї, который в 2004-ом году впервые посетил соревновани€ ‘ормулы —тудент в ≈вропе. ¬оодушевившись этой идеей, он смог найти поддержку в своем институте и увлечь ею студентов. 2006-ом году команда ћјƒ» дебютировала на соревновани€х в √ермании. ѕолучив бесценный опыт и посмотрев на европейские команды, реб€та привезли на следующий год совершенно новый автомобиль. ¬ своем проекте команда из ћјƒ» использует непривычное дл€ гоночных автомобилей решение: коробка передач заменена на клиноременный вариатор от спортивного снегохода Yamaha, которое вызвало неподдельный интерес у судей и у зарубежных команд.

¬след за ћјƒ» эстафету перехватил и ћосковский јвто-ћеханический »нститут (ћјћ»).  оманда ћјћ» выступила в 2008-ом году со своим первым автомобилем на этапе в √ермании. — тех пор уже четвертый год подр€д она выступает в √ермании и улучшает свои результаты. “ретьей российской командой, выступившей на международном уровне, стала команда “оль€ттинского √осударственного ”ниверситета (“√”). ѕо сравнению с ≈вропой, в –оссии проект развиваетс€ гораздо медленнее. Ќесмотр€ на это, сейчас уже по€вились команды в Ќижнем Ќовгороде (Ќ√“”) и в ярославле (я√“”). Ќемного подробнее остановлюсь на новой команде из ћосквы российского университета дружбы народов.  оманда –”ƒЌ ЂFS-RUDNї новичок в соревновани€х, и активно перенимает опыт товарищей из –оссии и других стран. Ќапример, у команд ћјћ» и ћјƒ», которые собрали уже не один автомобиль и не раз их представл€ли за рубежом.

 оманда ‘ормула —тудент –”ƒЌ была создана в 2011. ¬ данном случае иде€ участи€ в конкурсе целиком принадлежит студентам кафедры "Ёксплуатаци€ автотранспортных средств" и благодар€ поддержке руководства университета и по€вилась команда FS-RUDN. —остав команды –”ƒЌ представлен студентами, лучшими в своей области: јлексей ћурзин, инженер по трансмиссии; јлександр ћедведев, инженер по рулевому управлению, ћихаил  апалин, инженер по подвеске; јнтон „умаков, инженер по подвеске;  ирилл ¬ишн€ков, инженер по раме; ¬ладислав ‘етисов, инженер по раме; јртем ¬етошников, PR- менеджер; Ќиколай  им, переводчик; ћари€ Ћевус, дизайнер; ≈катерина ‘едосеенко, Ѕухгалтер. –уководителем проекта и наставником €вл€етс€ јбу Ќиджим –амзи ’асан, заведующий кафедрой ЂЁксплуатаци€ јвтотранспортных средствї –”ƒЌ.

 оманда –”ƒЌ ставит перед собой задачи роста и развити€, повышени€ квалификации, как в командном, так и индивидуальном зачете. –еб€та хот€т за€вить о себе и показать достойные результаты в своем классе.  ак и всем командам Ц участникам соревнований ‘ормула —тудент, команде –”ƒЌ, на этапе проектировани€ дизайна автомобил€ помогает компани€ Autodesk, предоставл€€ возможность бесплатного обучени€ и лицензировани€ программного обеспечень€ дл€ студентов. “ак, средствами Autodesk Alias реб€та создают образ будущего автомобил€. ƒл€ проектировани€ самого автомобил€ команда использует SolidWorks. »менно это программное обеспечение, по словам участников команды, позвол€ет моделировать детали и узлы, и в дальнейшем проверить эти детали и узлы на прочность, указав соответствующие нагрузки. SolidWorks самое распространенное программное обеспеченье в этой отрасли у команд по всему миру. “ак же возможно использование и других —јѕ–, например, некоторые команды используют Autodesk Inventor, CATIA, Lotus Engeenering.

ѕри проектировании своего болида, команда –”ƒЌ выбрала стандартный вариант рамыЧ пространственную трубчатую раму из стальных труб.  онструкци€ будущего автомобил€ также укладываетс€ в рамки общеприн€тых норм - конструкци€ с двум€ ј-образными рычагами и толкающей штангой. “ака€ конструкци€ с небольшим ходом подвески (по регламенту, как минимум, 25 мм на сжатие и 25 мм на отбой при наличии водител€ в автомобиле) и малой массе (до 350 кг) позвол€ет добитьс€ очень хорошей кинематики.

ƒл€ расчетов подвески и инженерного анализа часто примен€ют программу Adams Car. — помощью нее быстро создаетс€ полностью параметризированна€ модель. ћодель можно построить или импортировать. ¬ результате расчета получаютс€ результаты идентичные результатам натурных испытаний. “аким образом, представление о работе подвески складываетс€ еще до начала изготовлени€ опытного образца. ¬ качестве силовой установки на болиде установлен четырехтактный поршневой ƒ¬— объемом 610 мл. Ќа двигатель разрешаетс€ установка нагнетателей любого типа: механических или турбин. ≈динственное требование, чтобы нагнетали были разработаны исключительно студентами.

“рансмисси€ болида –”ƒЌ Ц мотоциклетна€ коробка передач. ƒл€ сокращени€ времени переключени€ передач и ликвидации потребности задействовать сцепление, команда рассчитала и установила электронный переключатель передач.

ћасса болида команды –”ƒЌ не превышает 350 кг. “ака€ достаточно высока€ масса относительно привычной средней массы автомобилей европейских команд (от 180 до 220 кг) объ€сн€етс€ соответствию последним изменени€м в регламенте, повысивших требовани€ к безопасности болидов.

20-го €нвар€ команда FS-RUDN прошла регистрацию на этап соревнований в »талии. Ёто 8-ые соревновани€ ‘ормула SAE »тали€, которые проход€т на гоночной трассе the Varano de' Melegary Circuit. ƒата проведени€ соревнований 14-17 сент€бр€ 2012 года. Ќа этом этапе команда –”ƒЌ впервые примет участие в соревновани€х ‘ормула —тудент.

ќжидаетс€ по€вление команд и в некоторых других ¬”«ах нашей страны. ¬от как на сегодн€шний день выгл€дит полный список российских команд, участвующих в соревновани€х класса ‘ормула SAE:

  • ‘ормула —тудент ћјƒ» (SEG-MADI) - ћосковский автодорожный институт. ќснована в 2005г. ”частвуют с 2006 года. ¬ этом году будут участвовать в соревновани€х в √ермании.
  • ‘ормула —тудент ћјћ» (FS-MAMI) - ћосковский автомобильный институт. ќснована в 2007. ѕроектируют уже свой п€тый автомобиль. √ермании 2012.
  • ‘ормула “√” (SPC Formula TSU), “оль€ттинский государственный университет ќснована в 2008г. Ќа мировых соревновани€х не выступала.
  • ‘ормула я√“” - ярославский государственный технический университет. ќснована в 2010г. ¬ июне этого года показали свой первый автомобиль.
  • јћ»√ќ - Ќижегородский государственный технический университет. ќснована в 2010г. ѕланируют выступить в этом году в »талии.
  • ‘ормула —тудент –”ƒЌ(FD-RUDN) - ќснована в 2011г. –оссийский университет ƒружбы Ќародов. ѕервый раз участвуют в соревновани€х. Ётап »тали€ 2012.
  • —ердце ”рала - (HeartofUral) - „ел€бинска€ команда. ќснована в 2011г. ѕроектируют свой первый автомобиль.
–оссийским командам есть куда стремитьс€ и чему поучитьс€ у своих зарубежных коллег. ѕо€вл€ютс€ новые команды, а старые команды улучшают свои результаты. Ѕудем наде€тьс€, что через пару лет они смогут составить достойную конкуренцию ведущим зарубежным командам и по€витс€ этап ‘ормулы SAE в –оссии. —егодн€ Ђ‘ормула SAEї - это не просто гонки, это своеобразный инженерный чемпионат мира в области автомобилестроени€ среди студентов. —оревновани€ решений и идей, которые позвол€ют студентам со всего мира общатьс€ с инженерами ведущих автомобильных компаний международного уровн€.  то знает? Ѕыть может, такой шанс окажетс€ путевкой в жизнь многих талантливых и амбициозных молодых инженеров.

 омментариев: 5
id 6861     19 июл€ 2012, 15:59
 Lena Talkhina
была в двух университетах јнглии, где Formula Students ставитс€ во главу угла. я им очень завидовала, но уже не первый год слышу от Delcam и Autodesk об успехах и включении команд из –оссии в этот проект. —пасибо вам за статью!

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 6863     19 июл€ 2012, 17:49
 јлексей
 лассна€ стать€, радует, что в –оссии еще есть студенты заинтересованные в подобных проектах и преподаватели которые им в этом помогают.
ќтлична€ стать€, спасибо автору.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 6864     19 июл€ 2012, 18:15
 ƒмитирй
ќтвет Lena Talkhina

≈лена, а что Autodesk рассказывал об успехах?

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 6871     20 июл€ 2012, 8:22
 ¬ладимир “алапов
„ем раньше мы будем включать студентов в проектирование, тем выше получитс€ их квалификаци€ и тем полезнее будет дл€ проектировани€. ќчень хорошо, что есть люди, которые это понимают и реализуют на практике.

ќтветить   ÷итировать выделенное

id 8344     6 окт€бр€ 2012, 4:34
 adsfsad
ќтвет јлексей

в мами не только они есть , там насто€щий конкурс на места в команде , прибл 8/1

ќтветить   ÷итировать выделенное


ѕол€, помеченные * об€зательны дл€ заполнени€

  »м€ *

  e-mail

  web

¬ы можете ввести не более 3000 символов, осталось:

¬ведите
первые 3 символа:

 *

ќбновить



    


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: »нтернет вещей и искусственный интеллект приход€т в ≈лбань
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.