¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

13 ма€ 2013

ѕо€вились люди, которые пон€ли, что такое 3DExperience от Dassault Systemes

√лавный редактор DEVELOP3D производит раскопки в концепции, которую Dassault Systemes называет следующим шагом после PLM

Ёл ƒин

ќт главного редактора isicad.ru: Ќаша редакци€ честно старалась разобратьс€ в смысле объ€вленной год назад пост-PLM-концепции Dassault Systemes: примерами доказательств служат €ркий отчет Ќиколай —нытникова от непосредственного наблюдени€ им Ѕернара Ўарлеса «‘орум Dassault Systemes: многомерные впечатлени€ от 3DExperience» и мое окололингвистическое исследование «“рудности перевода: 3DExperience, Experience economy, 360Experience...» ќднако, было бы большим преувеличением сказать, что смысл новой концепции был нам достаточно €сен.

“еперь, прочитав статью главного редактора DEVELOP3D Ёла ƒина, мы можем вздохнуть с облегчением: с одной стороны, Ёл достаточно четко передает идеологию 3DEXPERIENCE и приводит пон€тные примеры поддерживающей ее технологии, с другой стороны, как мы узнали, топ-менеджмент DS недвусмысленно признает, что точную рыночную спецификацию и значимость пост-PLM еще предстоит уточнить... самому рынку. ¬о всем этом € вижу грандиозный тренд социализации. –ечь идет не только о том, что 3DEXPERIENCE — это включение в управление жизненным циклом продукта (=PLM) потребителей как представителей затронутого этим продуктом части социума, но и о том, что в процесс реального формировани€ самой концепции также включаетс€ релевантна€ часть социума.

ќригинал статьи «Digging into 3D experience» опубликован 18 апрел€ в DEVELOP3D.

Ёл ƒин ≈сли бы пришлось определить вопрос, который мне чаще всего задавали на прот€жении прошедшего года, € выбрал бы такой: «¬ы можете объ€снить, что такое 3DExperience от Dassault Systèmes?»

»нтересный вариант трактовки пон€ти€ 3DExperience возникает, если ориентироватьс€ на крупнейших долгосрочных заказчиков DS — таких как Boeing, Ford, BMW. ј вот клиентов SolidWorks, которым стратегию компании представл€ют на меропри€ти€х типа SolidWorks World, нова€ концепци€ до некоторой степени сбила с толку и даже породила у таких клиентов озабоченность.

√рубо говор€, 3DExperience — это крупна€ веха в стратегии DS, котора€ отражает переход компании от PLM к следующему этапу.

Ќо все-таки, точнее, что же это такое?

3D — чего?

ѕри обнародовании в 2012 году новой концепции, было за€влено, что «она преобразует инновационные процессы, подключа€ к ним пользователей, и объедин€€ пон€тием „нового социального предпри€т舓 проектировщиков, инженеров, маркетологов и даже конечных пользователей». Ёта фраза дает возможность вообразить, что имеет в виду DS, но, когда € слышу расширенные комментарии самой компании, смысл 3DExperience € перестаю улавливать или, во вс€ком случае, начинаю ощущать себ€ глупым, потому что не понимаю, что имеетс€ в виду.
3DEXPERIENCE

¬от замечательный пример такого рода, вз€тый из приглашенного доклада Ѕернара Ўарлеса на конференции, состо€вшейс€ в мае 2012 года в  орее: «¬иртуальный мир расшир€ет и обогащает возможности реальности. ћы сформулировали мечту. ƒумаю, что каждой компании важно иметь свою мечту. Ёто дает ощущение свободы. Ёто устран€ет границы и ограничени€ повседневности. », когда, работа€ в любой компании, вы терпите неудачу, вы возвращаетесь к своей мечте. ћечта нужна в вашей жизни, в вашей семье, в любой компании, в любой социальной структуре. ћечта компании Dassault Systemes — с помощью мира 3DExperience гармонизировать продукты, природу и жизнь в целом. Ёто очень амбициозна€ мечта».

„естно говор€, все это кажетс€ немного абстрактным. ќднако мне повезло пообщатьс€ с ѕаскалем ƒалузом (Pascal Daloz) — вице-президентом DS по стратегии и маркетингу.

я начал с просьбы — описать разницу между V5 и V6. ѕаскаль ответил так: «V5 — это технологи€, а не пакет пользовательских возможностей.  аково назначение этой технологии? Ёто технологи€ клиент/серверного типа, в которой клиентом служит Windows. V6 — это все еще облачна€ технологи€, в которой клиентом €вл€етс€ Java». Ќу, что же, это пон€ть можно, но все стало интереснее, когда ƒалуз начал объ€сн€ть различие между PLM и 3DExperience.

Pascal Deloz

«ѕо сути дела, PLM — это не более, чем цифровое макетирование (Digital Mock Up, DMU) в приложении в продуктам и операци€м. DMU объедин€ет только профессионалов — людей, которые участвуют в цикле разработки: профессионалов из расширенного предпри€ти€», — объ€снил ѕаскаль. «ј с помощью 3DExperience мы хотим включить в цикл еще и потребителей продуктов. ѕричем, включить не только в начале процесса (в фокус группах) и его конце (тестирование продукта), но и на каждой существенной стадии жизненного цикла».

ј вот это уже интересна€ иде€. «а последние несколько лет произошли огромные изменени€ по части вовлечени€ в процесс проектировани€ тех, кто находитс€ за стенами проектных подразделений. ќднако, как DS определ€ет пон€тие «потребитель» с учетом того, что основна€ де€тельность клиентов DS лежит за пределами традиционного рынка потребительских товаров?

DS воспринимает потребител€ как человека, пользующегос€ конечным продуктом, но вовсе не об€зательно человеком, который продукт покупает. ≈сли речь идет об очках, потребитель — не оптик, а тот, кто очки носит. ѕотребитель грузоподъемника — это его оператор, а не менеджер отдела закупок складской компании. ѕотребитель автомобил€ BMW — водитель, а не дилер или управл€ющий гаражом.

’ороший пример

¬ ходе одной из встреч в компании Proctor and Gamble (P&G), ƒалуз узнал, что процессы разработки продукта в этой компании сильно тормоз€тс€ на стадии их пользовательской обкатки и из-за необходимости сообщени€ разработчикам об обнаруженных в ходе обкатки недочетах. «ƒл€ разработки простой бутылки шампуни порой требовалось больше времени, чем требуетс€ BMW дл€ разработки целого автомобил€».

 азалось бы простой процесс разработки емкости дл€ шампун€ требует пользовательских испытаний практически на каждой стадии: это касаетс€ не только формы емкости, но и этикетировани€, окраски, дизайна, художественных аспектов и др. ƒл€ прин€ти€ каждого решени€, P&G формирует потребительские фокус группы, которые осуществл€ют испытани€ разрабатываемых продуктов. Ёто подразумевает либо организацию специальных точек продажи, либо использование существующих магазинов. ѕри этом, те или иные торговые точки реально оснащаютс€ товарами — как своими, так и товарами конкурентов, — которые подвергаютс€ реальному тестированию — по различным параметрам и в разных конфигураци€х. ¬се подобные сценарии реализуютс€ по всему миру в течение 48-мес€чного цикла. ”чтите: здесь речь не идет о химических формулах шампуни, мы говорим лишь о бутылочках.

≈сли прин€ть во внимание, что у P&G по всем континентам разбросано 200 производ€щих предпри€тий, работающих по принципу «≈диный продукт — повсеместно», станет €сно, что проблему вовлечени€ потребител€ в цикл производства необходимо решить до того, как начинают тратитьс€ производственные ресурсы.

 ак же информаци€ от P&G повли€ла на стратегию DS? «ќна раскрыла нам глаза», — признаетс€ ƒелуз. «ћы подумали о том, что подобные проблемы есть и в других отрасл€х. » что, веро€тно, пришло врем€ разобратьс€ с возможностью включени€ потребител€ на разные стадии жизненного цикла продукта». ¬ то же самое врем€, мы продолжаем разрабатывать продукты и св€занные с ними маркетинговые мессиджи. ѕри этом, мы хотим как можно раньше получать обратную св€зь, так что все это должно стать итеративным процессом.  огда € впервые встретилс€ с главным технологом P&G, он сказал мне, что хочет оцифровать все: от химических формул до полок с продуктами. “еперь € понимаю смысл сказанного тогда. —обственно говор€, это и есть 3DExperience. ј все остальное — маркетинг«.

„то же это такое на самом деле?

јбстрактные маркетинговые мессиджи и забавные истории о совещани€х с компани€ми-гигантами — это хорошо, но нам все-таки нужна по-насто€щему вн€тна€ картина того, что собираетс€ делать DS, как компани€ намерена про€вить себ€ не только в производстве продуктов, но и в сфере их жизни на рынке и в использовании. —егодн€ де€тельность DS затрагивает не только пользователей Catia, Enovia и Simulia, но и огромное сообщество SolidWorks. Ёто обсто€тельство никогда не было таким значимым как сейчас, когда компани€ объ€вила планы развити€ SolidWorks на платформе V6.

ƒавайте начнем с конкретного рассмотрени€ того, что 3DExperience означает по сравнению с PLM.

Ќа мой взгл€д, в своей сердцевине, PLM — это использование такого технологического решени€, которое позвол€ет всем вовлеченным в разработку продукта вносить свой вклад и вли€ть на весь процесс: от разработки концепции до продажи продукта. “акое решение позвол€ет всем работающим в маркетинге, продажах, производстве (буквально всем) быть активными и в какой-т остепени управл€ть процессами.

PLM тесно св€зано с циклами, включающими обратную св€зь. ≈сли жизненный цикл продукта можно контролировать (от начальной разработки концепции до конечного использовани€), это дает возможность получени€ и анализа данных, которые можно использовать при разработке следующего поколени€ продукта, извлекать уроки из ошибок и совершенствовать последующие проекты. ¬ажно отметить, что PLM относитс€ к тем, кто непосредственно вовлечен в создание продукта, т.е. — к профессионалам, работающим в одной организации или в организаци€х единой цепочки поставок.

ќтличие 3DExperience от PLM начинаетс€ с идеи о том, что учет потребительской обратной св€зи на всех стади€х жизненного цикла продукта €вл€етс€ источником огромных преимуществ. Ёто нечто такое, что обычно не делаетс€ в промышленности и определенно не используетс€ в любых бизнес-системах, которые примен€ютс€ в проектных и производственных процессах.

ћне кажетс€, мы получили неплохое представление о том, что это такое и почему это необходимо, так что теперь настало врем€ обратитьс€ к тому, как это делаетс€.

¬ моем рассказе о «как» фигурируют три ключевые технологические составл€ющие.  аждую из них полезно рассмотреть детально потому, что они демонстрируют, как DS стремитс€ превратить 3DExperience из высокоуровневой концепции в рыночный продукт, который способен погрузить потребител€ в жизненный цикл продукта.

#1 —оциальна€ аналитика и Netvibes

 огда пару лет назад DS поглотило Netvibes, многие без большого успеха пытались пон€ть, зачем это было сделано. ќбратившись к обычной корпоративной демагогии, вы узнаете, что «Netvibes — это »нтернет-платформа, с помощью которой можно строить целостные отображени€ любой важной информации, относ€щейс€ к вашей компании или к вам персонально».
NETVIBES

—редства концентрации социальных данных системы Netvibes предоставл€ют организации обратную св€зь, касающуюс€ ее продуктов и конкурентов

—оциальна€ интернет-платформа? ¬едь это нечто не укладывающеес€ в рамки де€тельности компании DS, не так ли? ќднако в контексте 3DExperience не надо забывать о том, что сегодн€ потребители все чаще выражают себ€ цифровым образом: будь то рассчитанное на друзей ворчливое замечание в Facebook, критическа€ реплика в “виттере относительно плохого качества услуги, рецензи€ на продукт в Amazon и т.п. Netvibes как раз и собирает всю подобную информацию на единой панели.

Ќадо сказать, что использование такого инструмента может развлечь каждого человека: в конце концов, кто из нас не гуглил свою фамилию? ќднако, дл€ корпораций — это совсем друга€ истори€: ведь если у вас есть возможность собирать всю информацию о вашем торговой марке, компании, продуктах — причем, глобально, по любым регионам, по любым социальным группам. ¬ы получите в свое распор€жение колоссальный объем данных дл€ разнообразного анализа, который может оказатьс€ чрезвычайно ценным дл€ внесени€ коррекций в текущее производство или дл€ разработки продуктов следующего поколени€.

»звестен хороший пример, касающийс€ общеизвестного производител€ оборудовани€ дл€ ухода за полом и половыми покрыти€ми. Ёта фирма выпустила на рынок легкий прибор, име€ в виду, что малый вес будет удобен дл€ тех, кто хочет вычистить ковровое покрытие ступеней. ќднако вскоре на компанию обрушилс€ шквал критических комментариев на Amazon, в которых покупатели жаловались на то, что шланг и кабель — слишком короткие. ѕон€тно, что производитель хотел сэкономить вес, однако дл€ потребител€ это обернулось заметным неудобством. ќбычно такие неудобства, если и станов€тс€ известны производител€м, то — спуст€ мес€цы после выпуска продукции на рынок. ¬р€д ли покупатели будут предъ€вл€ть такого рода претензии самому производителю; возможно, они сдадут товар в магазин и больше не будут покупать товары этого производител€. Ќо компани€, о которой идет речь в нашем примере, имела в своем распор€жении средство сбора релевантной информации в сет€х, уловила критику, оперативно внесла коррективы в проектирование и производство, и восстановила уровень продаж своего ранее критикуемого прибора.

Netvibes предназначен как раз дл€ того, чтобы всю такого рода информацию из интернета концентрировать на единой панели в нагл€дном виде и, на ее основе, способствовать прин€тию решений или, по меньшей мере, обнаруживать источники тех или иных €влений.

“ак вот: DS строит систему, посредством которой вс€ релевантна€ информаци€ улавливаетс€, концентрируетс€ и становитс€ доступной каждому участвующему в разработке и производстве продукта. ѕричем, речь идет не о создании отдельно сто€щей программы, а о возможност€х, встроенных в средства создани€ продукта, его вывода на рынок и управлени€ его жизненным циклом. ј если вы осознаете, что подобна€ система способна собирать информацию не только о собственных продуктах, но и о продуктах конкурентов, вы поймете, что речь идет о чем-то подлинно интересном.

#2 »нтеграци€ профессиональных команд на основе 3DSwYm

Ќа целевом рынке, который относитс€ к описанному выше типу технологий, можно обнаружить несколько интересных €влений, которые св€заны с работой команд, непосредственно не участвующих в создании продукта. Ќа огромном рынке потребительских товаров действуют, в частности, люди, занимающиес€ оптовой и розничной торговлей.   ним относ€тс€ и уличные продавцы вс€кой вс€чины.
3DSwYm

 огда отзывы потребителей встраиваютс€ в инструменты управлени€, эффект может достигатьс€ мгновенно

–ассмотрим дл€ примера Mikli — одного из клиентов DS, один из бизнесов которого — производство и широка€ продажа разного рода очков.  ак известно, очки — весьма персонализированный продукт и дл€ их успешной продажи необходима посто€нна€ творческа€ активность, создание новых концепций и нового дизайна, адаптаци€ к трендам — как глобальным, так и региональным. «аметим, что Mikli использует, в том числе, розничную торговлю в глобальном масштабе.  омпани€ стремитс€ разрабатывать продукты, относ€щиес€ к категории роскошных, однако, не упуска€ возможности успеха в других нишах рынка. ƒл€ того чтобы св€зать команды продавцов с разработчиками продуктов, компании потребовалась централизованна€ система отслеживани€ наполненности складов, показателей попул€рности и т.п. — в сочетании с механизмом, который позвол€ет каждому человеку, общающемус€ с потребител€ми, сообщать свои мнени€, комментарии и предложени€, которые могли бы быть использованы разработчиками.

–ечь не идет о коллективной разработке, речь о том, что, если обнаружилс€ плохо продаваемый продукт, необходимо учесть это при последующих разработках. ¬ качестве такой св€зующей системы используетс€ 3DSwYm — онлайновый сервис, предназначенный дл€ управлени€ взаимодействием профессиональных групп, участвующих в жизненном цикле продукта.

#3 ѕользовательска€ апробаци€ и цифровые полки товаров

Ётот раздел возвращает нас к рассказу ƒалуза о проблемах, с которыми сталкиваетс€ P&G, когда фирме необходимо гораздо быстрее, чем обычно, получить обратную св€зь от потребителей и фокус-групп.

≈сли бы соответствующие компании могли пользоватьс€ цифровыми средствами дл€ св€зи с потребител€ми, дава€ им возможность опробовать различные варианты формы продукта непосредственно в реалистичной — но виртуальной — обстановке выбора у магазинной полки с товарами, все это могло привести к серьезной экономии затрат.

Perfect Shelf

Perfect Shelf — это обстановка дл€ накоплени€ виртуального покупательского опыта

«начительна€ экономи€ будет достигнута уже потому, что при виртуальном тестировании не потребуетс€ производить и поставл€ть в магазины материальные прототипы. –азумеетс€, затраты сниз€тс€ еще и потому что управление всем процессом пользовательского тестировани€ может производитьс€ централизовано, а данные (например, какие из товаров пользуютс€ успехом, а какие — нет, и при каких услови€х) станов€тс€ доступными немедленно и могут тут же и гораздо эффективнее быть использованы в процессе разработки товаров. »менно такие возможности реализуютс€ в DS с помощью решени€ Perfect Shelf.

ѕользу€сь этим решением, компании могут создать многочисленные параллельно работающие виртуальные точки продажи, с одной стороны, поддерживающие обычную обратную св€зь с покупателем, однако, позвол€ющие мгновенно извлекать релевантные данные. “акой механизм имеет разнообразные применени€. ћожно еще получать и изучать данные о региональной специфике продаж (в том числе — данные за различные отрезки времени), сравнивать варианты размещени€ товаров на полках, сопоставл€ть данные с данными о продуктах конкурентов и др.

ѕрогресс с помощью туманных объ€снений?

¬се это кажетс€ мне увлекательным. ƒа, надо признать, что подобные инструменты предназначены не дл€ всех: скорее всего, позволить себе такое могут только большие компании. ќднако, некоторые полезные элементы могут в уместных случа€х примен€тьс€ достаточно широко. — этой точки зрени€, 3DExperience выгл€дит вполне действенным подходом. Ќо € не могу пон€ть, почему DS кажетс€ не способным вн€тно объ€снить свой новый подход.

 огда € пр€мо спросил об этом ƒелуза, он ответил честно и откровенно: «¬ы же знаете Ѕернара и его стиль поведени€. ќн выдвигает идеи и дает рынку возможность самому освоить эти идеи и определить границы их применимости. »менно поэтому Ѕернар не хочет, чтобы своими точными формулировками мы ограничивали свои идеи. ѕусть определение остаетс€ неполным и открытым, пусть рынок сам определит и уточнит, что такое 3DExperience. ’от€ с технологической точки зрени€, это уже вполне пон€тно».

“акое высказывание по€сн€ет, к какому воспри€тию на рынке стрем€тс€ в DS. ƒалуз говорит об этом так: «≈сли вы хотите раздвинуть свои рыночные границы, иногда может помочь невн€тность. ’удшее, что может произойти, это когда к вам приклеиваетс€ €рлык: „¬ы производите инструменты —јѕ–, вы — PLM“. Ќапример, все, что относитс€ к управлению отношени€ми с покупател€ми, обычно поступает и обрабатываетс€ в CRM Salesforce. ќднако почему бы нам не обеспечить ввод некоторой информации от покупателей в наши собственные системы? ќтвет состоит в том, что в Salesforce создали подход€щий инструмент. Ќу и что? ƒавайте назовем такой инструмент ‘Experience’ — вот и все».

¬ ответ на вопрос, не означают ли такие туманные формулировки, что в компании просто-напросто не хот€т, чтобы люди понимали, чем занимаетс€ DS, € получил небезызвестное галльское пожимание плечами: такой жест никогда нельз€ пон€ть однозначно, но € восприн€л его как подтверждение своего предположени€.

ј когда € спросил, не €вл€етс€ ли DS одной из тех больших компаний, которые занимаютс€ абсолютно всем, ответ стал чуть более вн€тным: « огда бы хотите осуществить на рынке прорыв, нужно дать рынку самому определить границы возможностей. Ќасто€щие подтверждени€ правильности наших действий придут от пользователей, пользующихс€ нашими технологи€ми и получающими результаты. »менно пользователи скажут нам, что у них получаетс€, а что — нет».

«аключение

 азалось бы, 3DExperience — абсолютно разумна€ концепци€ в сочетании с набором решений — особенно, дл€ больших компаний. ¬ то же врем€, вы€сн€етс€, что DS сознательно затуманивает свои планы, не жела€ навсегда прослыть поставщиком специфического набора инструментов. я способен пон€ть такую логику, но проблема состоит в том, что, поступа€ так, компани€ подвергает себ€ опасности отчуждени€ своих традиционных клиентов.

Ќапример, пользователи DS SolidWorks испытывают обоснованную тревогу, слыша, что используемый ими в течение многих лет продукт начинают переводить на платформу DS V6. я не уверен в том, что, даже при надлежащем вн€тном объ€снении, концепци€ 3DExperience заинтересует значительную часть сообщества SolidWorks. ’от€ надо признать, что в мире есть немало очень больших компаний, использующих SolidWorks в качестве основного инструмента проектировани€, дл€ которых некоторые воплощени€ 3DExperience прекрасно подойдут и окажутс€ вполне доступными. ќднако, дл€ всех остальных фирм, до которых доход€т сигналы о новых средствах моделировани€ в SolidWorks, идеи долгосрочной стратегии на основе 3DExperience могут оказатьс€ слишком радикальными.

3DExperience требует огромных инвестиций — как финансовых, так и св€занных с подготовкой персонала, работой с поставщиками и клиентами, а также — работой с новыми данными: если компани€м окажетс€ непросто освоить все новые средства, они задумаютс€ над своим будущим.

—ам € уже привык к тому, что маркетинг DS несколько оторван от реальности, но думаю, что ему уже пора стать более €сным в своих объ€снени€х планов компании и направлении ее развити€. “ака€ €сность может возникнуть только тогда, когда одновременно про€сн€тс€ планы развити€ SolidWorks — основного продукта с точки зрени€ доходности. ≈сли эти планы синхронно не станут пон€тны рынку, компании не помогут никакие стратегические PowerPoint презентации, которые она демонстрирует нам на своих конференци€х.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ÷ифровой тройник
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.