¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

11 декабр€ 2014

Autodesk хочет сделать проектирование естественным с помощью искусственного интеллекта

ƒавид Ћевинƒавид Ћевин

ќтражение таких много-много-тыс€чных тусовок как Autodesk University в Ћас-¬егасе Ц безусловна€ необходимость дл€ нашего издани€, но и Ц больша€ проблема. ¬се было бы просто, если бы произошла кака€-то €вна€ сенсаци€, типа: Ђ арл Ѕасс ушел в отставку, чтобы открыть магазинчик по продаже сувениров, напечатанных на 3D-принтерахї или ЂЋинн јллен внезапно освоила русский €зык и перешла на работу в isicad.ruїЕ —обирать и сбалансированно комбинировать многочисленные мнени€ и отзывы у нас нет достаточной мотивации. ‘ормально воспользоватьс€ официальным блогом меропри€ти€ Ц значит излишне поддатьс€ естественной рекламеЕ Ќадо полагать, что ещЄ по€в€тс€ обобщающие публикации от вызывающих доверие аналитиков или/и официальные пресс-релизы, а пока € решил просмотреть видеозаписи открывающей и закрывающей пленарной сессии, выделить из них только то, что мне (по любым причинам) интересно, и представить читател€м.

–азумеетс€, такие пленарные сессии всегда Ц шоу, это всегда гипнотические пассы начальников, это всегда ассоциирование достижений человечества и главных трендов рынка со своей фирмойЕ “ем не менее, если сохран€ть спокойствие и чувство юмора, просмотр таких весьма квалифицированно организованных шоу может, во-первых, доставить зрелищное удовольствие, и, во-вторых, позвол€ет в какой-то мере запеленговать (на основе произносимых начальниками ключевых слов) настроение компании, еЄ приоритеты и вектор еЄ развити€.

ћоЄ изложение, безусловно, субъективно. Ќапример, было при€тно увидеть и показать вам некоторых знакомых мне персонажей. »ли познакомитьс€ с какими-то любопытными штучками, ранее мне не известными. »ли убедитьс€ в том, что стиль компании Autodesk примерно одинаково про€вл€етс€ и в Ќеваде, и в —ибири.

‘актическое открытие AU2014 было доверено хорошей знакомой портала isicad.ru Ц оба€тельной AutoCAD-евангелистке Ћинн јллен (например, см. одно из наших самых живых интервью, в котором Ћинн сообщила, что параметризаци€ Ц еЄ любима€ функциональность):

Ћинн јллен AU2014
Ћинн сменил профессор из фильма ЂЌазад в будущееї, который представил как бы своЄ изобретение Ц двадцатиствольную установку, котора€ тут же обстрел€ла зал сувенирными футболками (что вдруг напомнило мне автодесковский дневной салют на новосибирском форуме 2006 года ):
AU14 Back to future 2 AU14 Back to future gun

Ёто только мне кажетс€, что на футболке профессора изображЄн  арл Ѕасс?

¬ыступление ƒжеффа  овальски (Jeff Kowalski), главного технолога компании, мне захотелось передать сравнительно подробно. AU Jeff Kowalski ѕричина в том, что ƒжефф пр€мо или косвенно отразил отношение компании Autodesk к главным и модным трендам: интернету вещей, облакам, Ѕольшим ƒанным и Experience Ч пусть и без подразумеваемого 3D. (—разу скажу, что облака и, разумеетс€, 3D-печать были отданы  арлу Ѕассу). Ёти тренды и пон€ти€ были удачно преподнесены ƒжеффом в сочетании эмоциональной художественности (учитьс€ проектированию у природы) с многообещающими намЄками на практическое внедрение некоторых технологий искусственного интеллекта (»» - Artificial Intelligence - AI).

ƒжефф  овальски благоразумно ни разу не употребил словосочетание AI или более профессиональную терминологию этой области, но справедливо отметил, что охарактеризованные в его докладе подходы уже давно рассматривались в академической науке (в computer science и в еЄ вышеупом€нутом разделе Ч AI). ѕричЄм и в науке, и в некоторых еЄ приложени€х эти подходы рассматривались в гораздо более конкретном и операционном смысле, чем упом€нутый докладчиком generative design. ќднако, не буду ревниво комментировать и уточн€ть каждый абзац высказываний CTO Autodesk Ч хот€ бы потому, что мне при€тно ощущать сто€щие за его словами профессиональные пон€ти€ Ч такие, как семантические сети, экспертные системы, базы знаний, непроцедурное программирование, нейронные сети, генетическое программирование, активные типы данных, недоопределЄнные вычислени€, генераци€ алгоритмов по спецификаци€м задачи, сохранение намерений проектировщика, вариационное пр€мое моделирование и многое другое, с чем приходилось и приходитс€ в той или иной мере иметь дело и в далЄком академическом прошлом, и в нынешней практике близких мне команд. ’орошо, если высказанное ƒжеффом  овальски выйдет за пределы (в любом случае - полезного) маркетинга и в небольших, оправданных реальным бизнесом, дозах войдЄт в практику инженерного софтвера. ¬прочем, кое-что из упом€нутого главным технологом Autodesk можно обнаружить в некоторых дозах уже реализованным в решени€х разных компаний: но это уже совсем друга€ истори€...

 стати, на мой взгл€д, доклад CTO Autodesk может служить образцом ораторского мастерства и вн€тности английского €зыка (по крайней мере, дл€ русско€зычного уха). —оветую посмотреть и послушать: ссылки привожу в конце этой статьи.

AU14 CTO 1

Ќазвание доклада ƒжеффа  овальски можно перевести как ЂѕривнесЄм жизнь в то, как мы проектируемї или ЂЌаучимс€ проектировать у природыї и т.п.

√оворит ƒжефф  овальски:
¬се прекрасные объекты, которые вы видите вокруг себ€ Ц автомобили, здани€, мебель, мосты,Е все они Ц скорее мертвые, чем живые. ќни не способны как следует реагировать на изменени€ окружающей среды и не умеют сотрудничать друг с другом.

AU14 CTO 1-1

ќднако, такое положение вот-вот изменитс€.

Ќачина€ с первых каменных орудий, созданных человеком, мы всЄ дальше и дальше уходим от конструкторского поведени€ природы: мы создаЄм параллельную реальность. ћы делаем это с помощью чудес технологии, но недавно осознали, что развива€ технологии, мы двигаемс€ в направлении, противоположном тому, что задумано природой. » мы в Autodesk задумались о том, как строить и развивать новые технологии, вид€ их глазами природы: в противоположность тому, как традиционно природу вид€т глазами технологий. ћы стараемс€ видеть процесс проектировани€ как жизненный процесс так, чтобы создаваемые нами объекты были живыми, так чтобы во всЄм создаваемом нами принципы живой природы интегрировались с технологи€ми.

√лавный вопрос: как проектирует и конструирует сама природа?  аждый следующий шаг она всегда делает на основе рассмотрени€ всего лучшего, что уже создано Ц в отличие от нас, всегда проектирующих заново. ѕрирода всегда двигаетс€ вперЄд. Ќам необходимо всегда помнить, что у каждого нашего нового проекта всегда есть огромный набор предшествующих ему полезных примеров. ѕредставьте себе, что мы Ц подобно природе Ц имеем возможность всегда иметь доступ ко всем релевантным примерам изделий, когда-либо созданных до нас.

ћы стараемс€ расширить дл€ наших пользователей такого рода доступ. ¬ частности, мы хотим иметь возможность среди миллионов 3D-моделей находить похожие и полезные дл€ данного случа€. ƒл€ этого необходимо уметь классифицировать модели, определ€ть отношени€ между объектами и соотносить всЄ это с контекстом применени€. — каждым объектом соотнос€тс€ его типовые применени€ и его поведени€ в тех или иных контекстах (интеллектуальна€ таксономи€). ≈сли, например, речь идЄт о шестерне, она должна знать, кто еЄ родственники: какие другие компоненты и детали сочетаютс€ с ней в тех или иных механизмах, и как именно они сочетаютс€. ≈сли мы собираемс€ использовать передаточные механизмы, система должна знать все их типы, особенности, уместные случаи применени€, сочетаемость и т.д.

AU14 CTO Gear AU14 CTO Transmits

¬се такие объекты должны быть описаны с точки зрени€ функциональности и отношений с другими объектами, а соответствующие алгоритмы должны обладать способностью самообучени€.

” природы есть ещЄ один фундаментальный принцип конструировани€: в свои создани€ она закладывает возможность эволюции. ќна принимает во внимание все успешные варианты развити€, которые ранее были опробованы еЄ создани€ми, и выбирает оптимальный.

 акова же наша цель? ћы хотим, чтобы вы, инженеры, сфокусировались на своих конструкторских намерени€х, замыслах, а не на детал€х достижени€ результата. Ќе будем говорить компьютеру, что ему следует делать, а будем формулировать ему задачу, которую мы хотим решить:

AU14 CTO 2

ѕусть компьютер сам строит путь к желаемому вами результату, использу€ огромный объЄм релевантных знаний. »менно на такой основе мы строим свои новые технологии. “акой подход называетс€ порождающее проектирование, generative design (см. Wikipedia).
AU14 CTO Generative Design

Ётот подход известен довольно давно Ц прежде всего, в фундаментальной науке. ќднако, только сейчас по€вились реальные возможности дл€ практической реализации этого подхода: благодар€ возникшим достаточным вычислительным мощност€м, которые, в первую очередь, обеспечиваютс€ безграничными возможност€ми параллельных облачных вычислений. “о, что получаетс€ на основе таких средств, намного превышает прежние конструкторские возможности человека. ѕрактические примеры применени€ средств типа generative design, разработанных в Autodesk Labs, уже имеютс€, в том числе, в одном из проектов, который ведЄтс€ совместно с NASA.

AU14 CTO 7-1-2

AU14 CTO 8 GD NASA

»так, речь идЄт о двух принципах, которые Autodesk примен€ет в развитии новых (Ђкак в природеї) технологий: интеллектуальна€ таксономи€ и порождающее проектирование.

ћы должны создавать продукты, которые будут аккумулировать большие объЄмы данных об окружающей среде. ќднако, сбора и хранени€ данных, даже big data, недостаточно. ѕродукты должны реагировать на изменени€ среды. Ќо и это Ц не всЄ, они должны взаимодействовать, сотрудничать с другими издели€ми и на этой основе Ц поставл€ть нам новый опыт, не предусмотренный заранее. ƒругими словами, надо создавать не только умные издели€, не только умные издели€, умно взаимодействующие со средой, но и новый опыт, новые знани€.

AU14 CTO 3

Ќекоторые скажут, это Ц »нтернет ¬ещей. ќднако, пока это можно назвать не »нтернетом ¬ещей, а »нтернетом ќдной ¬ещи: ведь сегодн€ умна€ стиральна€ машина или холодильник могут общатьс€ только со своим хоз€ином, но не друг с другом. Ѕолее того, общени€ вещей между собой вовсе недостаточно: мы хотим, чтобы они не просто общались, а были осведомлены о возможност€х друг друга и могли само-организоватьс€ дл€ решени€ задач в определенной окружающей среде. ¬ообще, правильнее называть цель этого направлени€ Ђ—ообщество ¬ещей (Community of Things)ї, то есть вещи, которые проектируютс€ нами, должны сразу проектироватьс€ так, чтобы они могли иметь общую цель и совместно работать над еЄ достижением:

AU14 CTO 4 AU14 CTO 6 Comm Things

ѕредставьте себе город, наполненный вещами, которые обладают нужной полнотой знаний друг о друге, знани€ми о возможност€х интеграции, знани€ми об окружающей среде и т.д. Ќапример, они контролируют городской траффик, способны предсказывать по€вление узких мест и создавать новые возможности дл€ новых маршрутов: фактически реорганизовывать городскую инфраструктуру. —кажем, без вс€кого вмешательства человека может быть построен новый мост.

AU14 CTO 5 Bridge

«вучит как фантастика, однако, именно сегодн€ мы уже находимс€ на том технологическом уровне, который позвол€ет создавать такие возможности.

ƒавайте уже сегодн€ стремитьс€ ориентироватьс€ именно на тот уровень вышеупом€нутой синей пирамиды, который соответствует опыту (experience), даже, если наша текуща€ задача Ц создать обычные вещи.

¬озвраща€сь к началу доклада, можно повторить: традиционный путь, когда мы нав€зываем природе искусственные мЄртвые технологии, ведЄт в тупик; следу€ ему, мы не только не сможем создавать новые поколени€ продуктов, но даже не сможем эффективно совершенствовать нынешние продукты.

ѕримером Ђприродногої подхода к решению проблем может служить отказ от перемещени€ радиоактивных отходов в специальные места, где им предстоит хранитьс€ сотни лет, и использование микробов, которые способны тут же на месте очищать такие отходы.

ѕривнесение принципов и подходов природы в проектирование и создание вещей Ц это уже сегодн€шний день.


«атем по€вилс€ сам  арл Ѕасс.

AU Bass 1

ќн объ€вил о подарках, которые Autodesk решил преподнести своим пользовател€м и всему миру:
  • ”частникам AU2014 предоставл€етс€ годовой бесплатный доступ к ј360,
  • ¬водитс€ нова€ модель подписки: одна едина€ оплата (пока не определЄнна€) за доступ ко всем продуктам Autodesk,
  • ¬сем образовательным учреждени€м во всех странах предоставл€етс€ бесплатный доступ ко всем образовательным верси€м продуктов Autodesk.

 арл Ѕасс фактически сделал обзор текущих достижений компании, например, Ђ¬сЄ о 360ї, у которого очень много пользователей:

AU Bass 360

ќтмечу замечание  арла Ѕасса: ЂBIM 360 Ц самый быстрорастущий продукт из когда-либо имевшихс€ у Autodeskї.

», конечно,  арл Ѕасс рассказал о своЄм супер-хобби, о 3D-печати. Ќе буду воспроизводить неплохо представленную на isicad.ru информацию о платформе Spark и о 3D-принтере Ember, но приведу две цитаты и одну картинку:

  • ћы хотим стимулировать вклады в развитие 3D-печати со стороны всех, кто пожелает. ѕоэтому наш подход: открытый софт, открыта€ аппаратура, открытый набор материалов (аплодисменты),
  • 3D-печать примен€етс€ и дл€ создани€ уникальных, разовых объектов, как, например, дл€ создани€ 70 000 уникальных панелей дл€ здани€ в —ан-‘ранциско:
AU Bass print building

»з-много-чего-сказанного и показанного президентом и —≈ќ мне понравилс€ эпизод, в котором роль умных роботов была проиллюстрирована примером ветерана - дизайнера мебели, который на старости лет (80+) на новом этапе своей работы бодро пользуетс€ услугами промышленных роботов:
AU Bass robots

 арла Ѕасса на сцене сменила Ёмили ѕиллотон (Emily Pilloton), представивша€ проект H Ц создание жиль€ дл€ остро нуждающихс€ и дл€ фермерских хоз€йств. Ётот проект особенно интересен тем, что его участники Ц дети от дев€ти до шестнадцати лет, дл€ которых этот проект, как видно, имеет большое воспитательное и образовательное значение:

AU project H


јмар ’анспал заполн€л и вЄл заключительную сессию, прошедшую под лозунгом Ђ„то, если?ї (What If), под лозунгом, который олицетвор€ет творческое любопытство Ц движущую силу вс€кого прогресса.

AU What IF

ƒл€ иллюстрации, было представлено несколько проектов.

ќдин из них, ЂMade in Spaceї, воплотилс€ в первом в мире 3D-принтере, работающем в космосе, и в первой детали, напечатанной в космосе:

AU made in space 1 AU made in space 2

ƒругой что-если-проект Ц Ђ«ависающа€ (пар€ща€) ƒоскаї, описание которой есть и в русско€зычной сети, там, в частности, написано: Ђ—ейчас встать на ховерборд можно разве что на поверхности из алюмини€ или меди, он неуправл€ем, издает громкий пронзительный звук, из-за чего в целом бессмысленен, но его создатель √рег ’ендерсон верит, что принцип работы Hendo Hoverboard может спасать целые дома от природных катаклизмов, поднима€ их в воздух, и стать заменой магнитной подушки у современных поездовї:

AU Hover 1 AU Hover 2

Ќа втором снимке јмар ’ансхал и здание как бы защищены магнитной подушкой от имитируемого на сцене землетр€сени€

AU2014 закрылс€ словами јмара ’анспала:

  • Autodesk видит свою миссию в том, чтобы демократизировать следующее поколение средств моделировани€, совместной работы, визуализации, —јћ, симул€ции,Е
  • ¬сЄ врем€, хот€ бы раз в день, старайтесь придумывать нечто новое, про€вл€йте любопытство (Ђчто, еслиЕї)
  • ѕомните слова Ёйнштейна:
    ” мен€ нет каких-то особых способностей. ” мен€ есть только страстное любопытство.
AU Amar-Einstein


¬идеозапись сессии открыти€
¬идеозапись сессии закрыти€


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ќе CAD, а HAD?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2017 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.