¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

11 ма€ 2015

ѕрименение Tekla Structures в проектировании объектов метрополитенов. ќпыт ‘инл€ндии

јнтон јнтонов, ѕавел ’рапкин

ќт редакции isicad.ru: –ади более широкого распространени€ €вно интересного опыта, по согласованию со всеми заинтересованными сторонами, мы воспроизводим статью, первоначально опубликованную в журнале Ђ—јѕ– и √рафикаї, апрель, 2015 года. ¬ оригинале указано, что в статье использованы материалы с сайта www.tekla.com.

јвторы Ц сотрудники Ѕюро ESG: ј.јнтонов Ц начальник отдела внедрени€ —јѕ– в ѕ√—, ѕ.’рапкин Ц директор по развитию.

—троительство линии метро из ’ельсинки в Ёспоо стало одним из крупнейших инфраструктурных проектов в ‘инл€ндии, объединившим в работе над одним проектом тыс€чи людей. ¬ общей сложности проект состо€л из 8 станций, 15 вертикальных шахт, 28 км железнодорожных тоннелей, 5 км служебных тоннелей, полна€ прот€женность тоннелей составила 33 км. ќчевидно, что без 3D-модели разобратьс€ в таком сложном проекте не представл€лось возможным.

ѕроектирование и строительство станции метро Ћауттасаари стало одним из этапов этого большого проекта. 3D-модель станционного узла в 2013 году была номинирована на получении премии Tekla BIM Awards и отмечена в номинации Ђ—пециальный проектї. ¬ данной статье будут рассмотрены особенности реализации проекта.

ѕри выборе программной платформы, позвол€ющей работать над проектированием наземных и подземных объектов метрополитена, решено было остановитьс€ на программном продукте Tekla Structures. –аботы велись несколько лет, в процессе проектировани€ были использованы различные версии Tekla Structures (с 12 по 18).   участию были привлечены специалисты из разных мастерских, однако работа с единой моделью не вызывала никаких нареканий и группова€ работа, по оценкам инженеров из проектной компании Design Ltd., прошла весьма успешно.

Tekla ‘инл€нди€ 1

–ис.1. ћодель станции Ћауттасаари

¬ проекте использовались как сборные, так и монолитные железобетонные конструкции, заливаемые на месте. ƒополнительно использовались стальные и дерев€нные конструкции. —троительство преимущественно осуществл€лось под землей, частично открытым способом, что значительно усложнило проектирование, особенно в части несущих конструкций. —ущественные особенности проекта св€заны с тем, что станци€ и тоннель располагались на скальных породах, нагрузки на которые необходимо было учитывать. ƒруга€ особенность прокладывани€ линии метрополитена через горы Ч скальные породы источают влагу, что также должно было быть учтено в проекте.  роме этого, в расчет принимались нагрузки, св€занные с пассажиропотоком. ¬ проекте строго соблюдались требовани€ безопасности. ÷ель состо€ла в том, чтобы спроектировать и построить самое безопасное метро в мире.
Tekla ‘инл€нди€ 2

–ис.2. Ќаземна€ станци€

 ак уже отмечалось, кажда€ из восьми проектируемых на ветке станций имела собственную модель. ∆елезнодорожные тоннели были разделены на п€ть отдельных моделей. »нформаци€ о пространственных координатах железнодорожных путей, полученна€ из Tekla Civil, была использована при моделировании железнодорожных тоннелей. — помощью Tekla OpenAPI было разработано приложение, позвол€ющее автоматически загрузить в модель информацию о пространственных координатах путей.
Tekla ‘инл€нди€ 3

3D-визуализаци€ наземного вестибюл€ станции Ћауттасаари. »сточник.

”частвовавшие в проекте проектировщики инженерных сетей обменивались информацией со специалистами по несущим конструкци€м через форматы IFC и DWG.
Tekla ‘инл€нди€ 4

–ис. 3. 3D-модель станции в Tekla

“еоретическа€ поверхность скальных пород была предоставлена архитекторами, однако окончательна€ модель по€вилась на более поздней стадии работ, когда стали доступны данные 3D-сканировани€. »менно результаты 3D-сканировани€ использовались при проектировании опалубок.

¬ажно отметить, что все дисциплины использовали свои собственные локальные системы координат, это породило дополнительные сложности при решении задачи совместного использовани€ разных моделей.

Tekla ‘инл€нди€ 5

–ис.4. ”часток с шахтой

 омплексна€ конструкторска€ модель сыграла решающую роль в координации между разными част€ми проекта. Ѕлагодар€ нагл€дности такой модели при обсуждении критических участков все участники совещаний могли €сно видеть и понимать предмет обсуждени€. Ќапример, конструкторска€ модель помогала при обсуждении с архитекторами устройства тех или иных архитектурных и конструкторских элементов.

—тоит добавить, что модель Tekla Structures все более становилась востребованной на стройплощадке по мере того, как подр€дчики узнавали о ее возможност€х. ¬ насто€щее врем€ при проектировании различных конструкций используютс€ обмеры поверхности горных пород, сн€тые на стройплощадке подр€дчиками.

Tekla ‘инл€нди€ 6

–ис. 5. ѕодземный участок

“от факт, что BIM-технологии повсеместно примен€ютс€ в ≈вропе при проектировании на всех этапах, от пред-проекта до стройки и эксплуатации, давно не вызывает удивлени€, информаци€ о таких проектах по€вл€етс€ регул€рно. ћы привыкли, что запад опережает –оссию в этих вопросах, и часто ссылаемс€ на то, что, будучи созданными Ђтамї, эти технологии приспособлены дл€ Ђихї рынка и никогда не приживутс€ в наших реали€х. Ѕолее того, находим аргументы, подтверждающие такую точку зрени€. ќднако внимательное рассмотрение проектов западных коллег и изучение ситуации в российских проектных компани€х и на российской стройплощадке неизбежно подвод€т нас к пониманию того, что оперативное перенимание их опыта Ч в интересах всех участников процесса.

—пецифичен ли представленный в примере опыт дл€ ≈вропы, применим ли дл€ наших условий? ѕроведЄнные специалистами компании InterCAD работы по использованию Tekla Structures при решении задач проектировани€ метрополитенов позвол€ют заключить, что да, вполне применим.

Tekla ‘инл€нди€ 7

–ис. 6. ѕроект Tekla. ќбщий вид

Ќесущие конструкции метрополитенов Ч это, в первую очередь, железобетонные конструкции (монолитные и сборные), а в TeklaStructures достаточно инструментов дл€ детального проектировани€ таких конструкций любой степени сложности. ѕричЄм речь идЄт о стадии рабочей документации, когда от проектировщиков требуетс€ полна€ проработка проекта: опалубочные чертежи, армирование, разработка  ∆». ƒовольно сильно сокращают врем€ инструменты автоматизированной генерации чертежей, с помощью которых можно получить, нет, не полностью готовую документацию, но заготовки чертежей с достаточно высокой степенью готовности.

¬ажно понимать, что ѕќ Tekla предназначена дл€ проектировани€ именно несущих конструкций, смежные разделы разрабатываютс€ при помощи другого программного обеспечени€. »менно поэтому ѕќ Tekla обладает широкими возможност€ми по взаимодействию со сторонними —јѕ–. ƒл€ этого используютс€ различные форматы передачи информации, как то IFC, IGS, DGN, STP, CIS/2, SKP, DWG или DXF.

Ќапример, в проект Tekla Structures можно загрузить проект инженерных сетей, выполненный в MagiCAD или Autodesk Revit MEP. ѕричЄм, если формат передачи предполагает сохранение атрибутивной информации (формат IFC), то внутри проекта Tekla мы можем получить доступ к этой информации. ќднако, в первую очередь, такие возможности по загрузке сторонних проектов используютс€ дл€ координации работы смежных отделов и поиска междисциплинарных коллизий (см. –исунок 7).

Tekla ‘инл€нди€ 8

–ис. 7. »спользование опорных моделей

—пециальный механизм внутри ѕќ Tekla позвол€ет находить пересечени€ между несущими конструкци€ми и объектами опорных моделей. ƒополнительно проектировщики могут отслеживать изменени€ в опорных модел€х. “аким образом, при обновлении, скажем, модели сетей ќ¬ и ¬ , конструктору не придЄтс€ каждый раз тратить врем€ на то, чтобы найти места, где произошли изменени€. ѕрограмма сама выделит новые или изменЄнные объекты.

ќтдельно стоит отметить возможности взаимодействи€ ѕќ Tekla Structures с ѕќ Autodesk. Ќе секрет, что именно это программное обеспечение сейчас наиболее распространено в нашей стране.  роме возможности подгружать проекты Revitв Tekla Structures как опорные модели в формате IFC, имеетс€ возможность преобразовывать объекты IFC в объекты Tekla. “акже верно и обратное, при необходимости можно преобразовать модель или часть модели Tekla в формат IFC и загрузить его в проект Revit.

ƒанный механизм, конечно, €вл€етс€ вспомогательным. ¬ ходе такого переноса возникают определЄнные трудности, необходимость в нЄм возникает не каждый день, но он работает. ¬ качестве примера приводим модель станции мелкого заложени€, выполненной в Revit и перенесЄнной дл€ дальнейшей деталировки в проект Tekla через формат IFC (см. –исунки 8 и 9).

Tekla ‘инл€нди€ 9

–ис. 8. ћодель в Revit

Tekla ‘инл€нди€ 10

–ис. 9. ћодель в Tekla

≈сли в организации уже выстроена технологи€ проектировани€ на базе продуктов Autodesk, то встроить Tekla Structures в эту цепочку не представл€ет проблем. ”же упом€нутый формат IFC позвол€ет подгрузить проект Tekla в Autodesk Navisworks дл€ получени€ комплексной модели проекта. „ертежи, выполненные в Tekla Structures, могут быть преобразованы в формат DWG. ¬ свою очередь, файлы DWG могут быть использованы внутри проекта Tekla как в пространстве модели, так и на листах в качестве внешних ссылок.

«адачи координации проекта можно решать и на базе программного обеспечени€ компании Tekla. Tekla BIMSight, аналогично Autodesk Navisworks, позвол€ет собирать разнородные модели в едином пространстве с целью поиска коллизий, контрол€ хода работ над проектом, дл€ проведени€ совещаний и прин€ти€ проектных решений. Ётот продукт позвол€ет сохран€ть виды модели с пометками, сделанными в режиме Ђкрасного карандашаї, и отсылать эту информацию по электронный почте. ѕри этом стоит отметить, что Tekla BIMSightЧ бесплатное ѕќ, доступное дл€ свободного скачивани€ с сайта Tekla.

Tekla ‘инл€нди€ 11

–ис. 10. »нтерфейс Tekla BIMSight

ѕредставленный в этой статье пример проектировани€ метрополитена города Ёспоо и опыт специалистов InterCAD по применению ѕќ Tekla позвол€ют однозначно заключить, что не существует принципиальных преп€тствий в использовании этих продуктов дл€ решени€ любых конструкторских задач по проектированию метрополитенов. ѕри этом не стоит забывать, что процесс внедрени€ технологии информационного проектировани€ (BIM) Ч это серьЄзный вызов дл€ любой проектной организации, длительный процесс, требующий вовлечени€ в него как специалистов проектных отделов, так и руковод€щего состава.



„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ƒл€ реального внедрени€ »», облаков, BIM и любых инноваций требуетс€ посто€нна€ всеобща€ коррекци€ менталитета
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

ѕроцесс создани€ челюстного импланта с применением технологий конвергентного [...] — ћаксим Ќехорошев, специалист IDEAL PLM по конструкторской подготовке (12 сент€бр€ 2019)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.