¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

5 ма€ 2016

Ђ√еометрических €дер мало, а параметрических решателей ещЄ меньше. ¬от почему C3D Ч это круто!ї

»стори€ одного €дра от јлександра јлахверд€нца

¬ этом году геометрическому €дру C3D исполн€етс€ 20 лет. –овно столько лет назад основатели компании ј— ќЌ пришли к единому мнению о необходимости создани€ собственной системы трехмерного моделировани€  ќћѕј—-3D. ¬ 1996 году была создана группа, которой было поручено написание программного обеспечени€ дл€ работы с точной 3D-геометрией Ц инструмента, который бы не уступал по удобству использовани€ и функциональности зарубежным аналогам. — этих дней начинаетс€ отсчЄт истории Ђколоменскогої геометрического €дра. Ќа прот€жении многих лет €дро посто€нно развивалось и дорабатывалось Ц по€вл€лись новые методы моделировани€, разрабатывались алгоритмы вычислений, создавались дополнительные модули: параметрический решатель, конвертор данных, модуль визуализации. » за всеми этими изменени€ми всегда сто€ли конкретные люди Ч разработчики геометрического €дра, обретшего со временем собственное им€ Ц C3D.

—егодн€ всЄ больше людей интересуютс€ геометрическим моделированием, многие из них активно след€т за тем, кто и как разрабатывает российское коммерческое 3D-€дро. ѕоэтому мы решили подготовить серию Ђюбилейныхї интервью с нашей командой разработки. ¬ первом выпуске мы общались с јнной Ћадиловой, поэтому, чтобы мужской части коллектива C3D Labs не было обидно, второе интервью мы решили вз€ть у јлександра јлахверд€нца. √олос Ђза кадромї принадлежит менеджеру по продукту C3D, јркадию  амневу.

C3D јлахверд€нц

јлександр јлахверд€нц, математик-программист в C3D Labs

—аш, откуда ты родом?
я вырос в  абардино-Ѕалкарии, в городе Ќальчике.
 ак ты оказалс€ в  оломне?
я поступил в ћосковский государственный университет имени ћ.¬. Ћомоносова на ‘изический факультет. ћо€ базова€ кафедра находилась в городе ƒубне. я занималс€ физикой элементарных частиц и после окончани€ университета осталс€ в ѕодмосковье - пошЄл учитьс€ в аспирантуру, а заодно начал работать в ќбъединЄнном институте €дерных исследований. ”же оттуда, неожиданно дл€ себ€, € перебралс€ в  оломну работать программистом.
я слышал, что ты стажировалс€ за границей по линии науки. Ёто правда?
¬ ƒубне € работал в составе научной группы по поиску кварк-глюонной плазмы в эксперименте STAR. Solenoidal Tracker At RHIC - это крупнейша€ экспериментальна€ установка ускорительного комплекса RHIC (коллайдер рел€тивистских т€желых ионов), который располагаетс€ в Ѕрукхейвенской Ќациональной лаборатории в Ћонг-јйленде, —Ўј. ”частники эксперимента разбросаны по всему миру, всего около 40 институтов. Ёто крупнейший эксперимент по физике элементарных частиц в ЅЌЋ, куда € дважды летал в служебные командировки по набору данных. ќбе командировки длились по 3-4 мес€ца.
C3D јлахверд€нц

ј. јлахверд€нц в составе международной группы ученых на дежурстве в BNL

»нтересно, как организована работа в лаборатории?
—перва все готов€тс€ к запуску коллайдера, потому что он потребл€ет очень много энергии и не может работать круглый год. –уководители Ћаборатории договариваютс€ с ƒепартаментом энергетики, чтобы ведомство обеспечило работу электростанции, питающей коллайдер. «атем производитс€ запуск, и коллайдер работает без остановки 4-5 мес€цев.  руглые сутки собираютс€ данные, нужно сидеть за компьютером и следить за множеством графиков дл€ того, чтобы контролировать корректность записи экспериментальных данных. ¬ажно, чтобы процессы протекали нормально: детекторы были исправны, давление газа в проекционной камере было на нужной отметке и т. д. ƒл€ этого приезжают ученые, сдают экзамены, получают различные допуски и заступают на свою смену, котора€ длитс€ неделю. –абота заключаетс€ в том, что 4-6 человек сид€т 8-ми часовую смену на рабочих местах, управл€ют записью экспериментальных данных и контролируют протекающие в детекторе процессы. ѕо истечении этого срока формируетс€ нова€ смена. «а командировку приходилось отработать 10-12 смен, поэтому удавалось познакомитьс€ с большим числом коллег. Ќепосредственно наука заключаетс€ в анализе полученных данных, который делаетс€ уже после в своЄм родном институте.
C3D јлахверд€нц

–абочее место ј. јлахверд€нца в лаборатории BNL

“ебе понравилось работать над экспериментом STAR?
 онечно!   сожалению, в –оссии не провод€тс€ эксперименты по моей специальности, поэтому дл€ ознакомлени€ с современной физикой элементарных частиц от университета нас возили на Ѕольшой адронный коллайдер в Ўвейцарию в ≈вропейский центр €дерных исследований CERN (фр. Conseil Européen pour la Recherche Nucléaire).
ѕисал ли ты какие-то научные работы?
я входил в список соавторов научной коллаборации эксперимента STAR. ¬се статьи, которые публиковались от коллабораций на прот€жении 5-6 лет, что € участвовал в эксперименте, выходили с моим соавторством. ѕубликации можно встретить в таких издани€х, как Physical Review, Physical Letters и др. “акже у мен€ было несколько личных публикаций.
„то больше всего понравилось в —Ўј в профессиональном плане и чего больше всего не хватало в –оссии?
√лавное отличие в том, что американцы изучают фундаментальную науку у себ€ дома, а нам дл€ этого приходилось ездить далеко за границу. ¬се, кто участвовал в более или менее серьЄзных научных проектах в ƒубне, так или иначе работали на разные зарубежные страны - —Ўј, Ўвейцарию, √ерманию, »талию, японию,  итай. “о есть мы работали практически по всему миру. ’от€, конечно, в –оссии тоже проводились эксперименты, но они были небольшие и очень специфичные.
ќбычно ученые, которые работают за рубежом, на –одину не возвращаютс€.  ак так случилось, что ты снова оказалс€ в –оссии?
я никогда не хотел жить за границей. —корее всего, именно из-за этого и ушЄл из науки, потому что выбор такой, если ты занимаешьс€ физикой элементарных частиц: либо ты уезжаешь за границу, либо уходишь из науки. Ќо это далеко не общее правило. ¬ той же ƒубне есть люди, занимающиес€ физикой элементарных частиц, про которых € могу говорить только в восторженных тонах. ѕросто дл€ себ€ € именно таким образом сделал выбор.
C3D јлахверд€нц

Ўахта Ѕольшого адронного коллайдера на глубине 100 м под землей

C3D јлахверд€нц

јлександр јлахверд€нц на фоне детекторной установки ATLAS в ÷≈–Ќ

ѕоговорим о работе в C3D Labs. ¬ каком году ты присоединилс€ к команде разработки C3D?
¬ 2011 году € пришел на работу в математическое подразделение ј— ќЌ.
»значально ты занималс€ геометрией или тебе сразу начали ставить задачи по параметризации в €дре?
–аньше мы не имели каких-либо подразделений, и был только один отдел математики. «атем уже создали группу конверторов и солвера.  огда нам сообщили, что нас раздел€ют на группы, то будущий начальник, —аша ћаксименко, подошЄл и спросил, хотел бы € работать вместе. я сразу согласилс€.
„ем разработка геометрического €дра C3D Modeler отличаетс€ от разработки параметрического €дра C3D Solver?
√руппа разработки геометрического €дра намного больше, чем группа, занимающа€с€ параметризацией. ѕоэтому там может сложитьс€ така€ ситуаци€, когда ты не до конца знаешь, что происходит с разными участками программного кода €дра. ј в нашем случае, мы вдвоЄм с —ашей разрабатываем код, и поэтому достаточно хорошо оба знаем весь новый функционал, который по€вл€етс€ в C3D Solver.
ѕровокационный вопрос. „ем параметрическое €дро круче геометрического?
“ем, что решателей намного меньше, чем геометрических €дер. “очнее даже вот так: €дер мало, а параметрических решателей ещЄ меньше! Ѕудем считать, что они сложнее, раз их меньше. «начит, этим и круче.
“еперь ты живЄшь в  оломне между ћосквой и –€занью. “ебе нравитс€ этот город?
Ќравитс€, с точки зрени€ исторических достопримечательностей. ”  оломны есть свои красоты и свой древний дух. ј с точки зрени€ бытовых удобств,  оломну всЄ-таки сложно сравнивать с малыми городами Ўвейцарии и јмерики.
„ем занимаешьс€ в свободное врем€?
я часто программирую дома, много читаю и занимаюсь самообучением. я же всЄ-таки не программист по образованию, а физик. ѕоэтому есть области информатики, которых € не знаю, и мне приходитс€ восполн€ть эти пробелы в образовании.
¬ыходит, что численные методы вам не преподавали в институте?
 онечно преподавали. Ќо одними численными методами программирование не исчерпываетс€. Ќа первом курсе университета мы проходили программирование, и был даже практикум по C++, где нас научили писать простые функции. Ётого было €вно недостаточно. ѕотом уже, когда работал ученым, € довольно много программировал, но делал это на таком уровне, что не вдавалс€ в пон€ти€ об архитектуре или, скажем, о сложных €зыковых концепци€х. √лавное было Ц это топорно написать работающий алгоритм и построить графики после обработки данных. ¬от и всЄ.
Ќа каких €зыках ты программируешь?  ак изучаешь новые €зыки?
ѕрограммирую на C++ и Python. »зучаю по книгам, смотрю видео лекции, многое коллеги подсказывают. Ѕез них никуда! ¬ C3D Labs работают большие профессионалы своего дела. ќсобенно в первое врем€ € очень многому у них научилс€, потому что ни в каких книгах нет того огромного опыта, который есть у коллег. ќни мне очень много дали! “еперь ещЄ и собственный опыт, Ђсын ошибок трудныхї, помогает мне самосовершенствоватьс€.
’обби, спорт, увлечени€?
—порту € всегда удел€л очень много времени, и в школьные годы, и в университете. ƒо 6 класса школы € занималс€ футболом и круглые сутки пропадал на улице с м€чом. –одител€м это не нравилось. ћама мне говорила: Ђ—аша, ты должен стать человеком, а не футболистомї, Ц и мне пришлось перейти на баскетбол. –одители посчитали, что двухметровым € всЄ равно не вырасту, а значит, можно не переживать за мою дальнейшую судьбу. ¬ ƒубне мы тоже занимались с коллегами мини-футболом в секции от института и даже участвовали с командой в городских соревновани€х. Ќо когда € переехал в  оломну, то забросил спорт. —перва € никого не знал, с кем можно было бы заниматьс€ вместе, а сейчас уже банально не хватает на это времени.
я знаю, что ты Ц фанат ÷— ј. ј за какие европейские футбольные клубы ты болеешь?
ќчень люблю италь€нские клубы! — детства болею за ёвентус и за сборную »талии по футболу. ћой самый счастливый день Ц это когда в 2006 году италь€нцы стали чемпионами мира. я тогда был в командировке в Ўвейцарии и жил в ∆еневе в италь€нском квартале. ѕоэтому € до самого утра отмечал победу с италь€нцами.
¬ соцсет€х ты часто постишь котиков. Ёто у теб€ хобби такое?
ƒа, без них как-то не программируетс€  я и на этот раз подготовил фото, где мо€ кошка проводит ревизию кода.
C3D јлахверд€нц

Ћюбимый питомец ј. јлахверд€нца редактирует только что написанный им программный код

ƒавай снова поговорим о работе.  акими задачами чаще всего приходитс€ заниматьс€ в C3D Labs?
— тех пор, как из команды выделили группу C3D Solver, € стал заниматьс€ 2D-решателем, в частности функционалом дл€ параметризации NURBS кривых. ћною были доработаны или созданы с нул€ ограничени€, вроде касаний или инцидентностей, добавлена возможность фиксации производных вплоть до 3-го пор€дка в любой точке сплайна, чтобы можно было гладко сопр€гать кривые, например, по G2. ¬ообще сплайн Ц это довольно сложный объект. –абота€ с ним, очень легко ошибитьс€, поэтому была больша€ головоломка Ц как сделать так, чтобы всЄ это работало хорошо и было реализовано просто и пон€тно дл€ окружающих. ќтдельна€ тема Ц драггинг сплайнов. ѕри разработке данной функции пришлось пересмотреть модель поведени€ сплайна, настроить и согласовать поведение большого числа объектов, из которых состоит сплайн и с которыми он взаимодействует. ¬ насто€щее врем€ мы переместили фокус на 3D-решатель. ѕоследн€€ мо€ работа Ц это создание паттернов.
Ќасколько € понимаю, паттерны Ц это массивы компонентов.  ак они могут быть использованы?
я и сам не знаю!  огда мы их создавали, € дл€ себ€ выработал требование, чтобы API паттернов предоставл€л разработчикам ѕќ как можно больше свободы, и каждый пользователь C3D Solver мог использовать их не только по пр€мому назначению (создание массивов однотипных компонент), но и как-то по-своему: создавать массивы из объектов разной природы, крутить-вертеть каждый элемент массива по отдельности, настраива€ его индивидуальное поведение, или просто использовать паттерн, например, дл€ создани€ средней точки на дуге. ≈щЄ когда мы обсуждали паттерны с моим руководителем —ашей ћаксименко, € сказал ему, что не хочу ограничивать использование массивов. ѕусть пользователи сами решают, дл€ какой задачи им будет удобно их применить, а мы только предоставим дл€ этого соответствующий инструментарий. ’очетс€, чтобы у нас это получилось.
C3D јлахверд€нц

ѕример использовани€ линейных и угловых паттернов в новой версии C3D Solver 2016

ƒа, кстати, как тебе работаетс€ под руководством јлександра ћаксименко?
ќтлично! я думаю, что мы друг друга довольно хорошо понимаем. —аша Ц профессионал очень высокого уровн€, очень многому мен€ научивший. ¬ообще, люблю людей, у которых посто€нно можно учитьс€ чему-то новому. » —аша именно такой человек!
–еб€та мне сказали, что ты Ц поклонник продукции Apple. ” теб€ даже ѕќ Visual Studio 2015 на дн€х отказалось устанавливатьс€ под Windows. —кажи, как ты согласилс€ компилировать €дро под Android?
ћен€ никто не заставл€л. ћожно сказать, что € сам на себ€ перет€нул об€занность по сборке C3D под Linux и Android. ѕросто потому, что мне это нравитс€. я даже, наверное, не столько поклонник Mac, сколько любитель Linux. ƒл€ интереса € сперва начал собирать €дро, затем написал систему автосборки на Python, чтобы не мучитьс€. ¬от так на прикладной задаче € решил изучить Python. ѕолучилось извлечь пользу не только дл€ себ€ лично, но и дл€ C3D Labs тоже. ј учитыва€, что у мен€ техпроцесс уже был налажен, то было не сложно написать скрипт, чтобы €дро собиралось и дл€ Android.
Ќе пробовал запускать тестовое приложение C3D на Android?
 огда SolidEng (корейский заказчик C3D Labs) испытывали наши технологии, они обращались с вопросами о том, как лучше организовать взаимодействие, потому что под Android обычно программируют на Java. “ак мне пришлось изучить азы Java, чтобы показать нагл€дно, как можно св€зать с этим €зыком программировани€ наше €дро, написанное на C++. ѕозже они попросили продемонстрировать, как прорисовывать графику, использу€ нашу триангул€ционную сетку, и € написал простенькое приложение под Android, демонстрирующее выполнение булевых операций и разные трансформации с получившимс€ телом. ’оть приложение и элементарное, но пришлось попотеть: € ведь раньше никогда не программировал ни на Java, ни, тем более, ничего не писал под Android.  роме того, работать надо было быстро, потому что у SolidEng истекал срок тестировани€ и близилось врем€ прин€ти€ решени€ о лицензировании или не лицензировании нашего €дра. Ќо всЄ получилось! » теперь этот пример доступен всем заказчикам, которые решат написать приложение под Android с использованием C3D.
ѕри общении с корейцами не было проблем с коммуникацией?
¬сЄ было довольно пон€тно.  орейцы Ц предельно корректные люди, они всегда очень вежливо общаютс€.  огда у них шЄл активный этап тестировани€, то почти каждый день мы с ними переписывались на английском. ќни просили мен€ что-нибудь объ€снить, € отвечал, и они снова задавали мне вопросы. ”же после того, как SolidEng лицензировал €дро, последовал только один вопрос по графическому отображению геометрии. Ќаверное, они довольно хорошо изучили C3D за врем€ тестировани€ и теперь полностью самосто€тельно разрабатывают свой софт на C3D.
„то тебе больше всего нравитс€ в рабочем процессе?
 ак и все, наверное, кто занимаетс€ наукой и математикой, € очень ценю моменты прозрени€. ¬от ты решаешь какую-то трудную задачу, мучаешьс€, не спишь ночами, всЄ врем€ думаешь о ней... ¬друг в голове что-то щЄлкает, и ты неожиданно понимаешь, что нашЄл решение. ¬ такие моменты € ощущаю себ€ самым счастливым человеком в мире! Ќадо мною даже жена иногда смеЄтс€. √оворит, что —аша отключилс€ от мира, а потом поздравл€ет с возвращением на «емлю.
ќткуда ты черпаешь вдохновение, новые идеи? ЂЌьютоновские €блокиї ведь не всЄ врем€ с неба падают?
я не знаю, как относитьс€ к вдохновению. Ѕлагодар€ университету, хорошим преподавател€м и научным руководител€м € был обучен различным методам решени€ задач. ѕоэтому € всегда стараюсь, в первую очередь, решать задачу самосто€тельно.  онечно, читаю и специализированные статьи. ≈сли говорить об иде€х, то есть вещь, котора€ мен€ не перестаЄт удивл€ть: ты какое-то врем€ решаешь задачу, а потом вдруг узнаЄшь, что где-то ещЄ в мире совершенно другие люди пришли к примерно такому же решению. — одной стороны, это всегда повышает самооценку Ц умные люди додумались, и ты тоже смог. ј с другой стороны, думаешь, что все эти знани€ бренны и ничтожны, раз уж так много людей приход€т к ним независимо друг от друга.
“ы очень много занималс€ наукой раньше. ќткуда така€ т€га к знани€м?
ћама с детства говорила мне, что главное Ц это знани€, поэтому нужно много учитьс€. —о временем € полюбил учЄбу. ќсобую роль в привитии мне любви к знани€м сыграла мо€ любима€ учительница по русскому €зыку и литературе ¬алентина Ќиколаевна —амохвалова. ќна научила мен€ одному золотому правилу: Ђ огда не знаешь, с чего начать Ц начинай с вопросаї. “огда она так учила нас писать сочинени€, а сегодн€ - это мой главный принцип решени€ задач. ≈сли € не знаю, что делать и с чего начинать, то € записываю в тетради вопрос и начинаю методично на него отвечать. я считаю, что правильно поставленный вопрос или сформулированна€ проблема Ц это уже половина решени€ сложной задачи. ¬от так преподаватель по русскому €зыку поучаствовала в моЄм становлении как математика.
 ака€ тво€ любима€ литература? „итаешь художественные произведени€?
—ейчас € уже гораздо меньше читаю, а было врем€ в школьные годы, когда € читал без остановки какими-то страшными запо€ми. Ћюблю русскую классическую литературу. ћногие произведени€ любимых ƒостоевского и √огол€ € перечитывал по многу раз. ≈сли говорить о произведени€х, то € обожаю ЂЅратьев  арамазовыхї, которые мне дались только с 3 раза, и Ђƒоктор ∆ивагої ѕастернака за удивительно красивый русский €зык!
 акие передачи смотришь?
я посто€нно смотрю футбол. ≈щЄ люблю посмотреть видео про науку с сайта http://postnauka.ru/
≈сть выпускники вузов, которые ещЄ только пригл€дываютс€ к различным професси€м. „ем их может привлечь разработка €дра C3D?
ƒумаю, что у всех есть свои интересы. Ћично мен€ всегда привлекала возможность решени€ сложных математических задач.
ядро C3D может конкурировать с зарубежными €драми?
Ќе Ђможетї, а Ђоб€заної. ¬ рабочем процессе должны присутствовать здоровые амбиции. ћне всегда хочетс€ делать что-то лучше всех в мире, ну или хот€ бы на уровне лучших. Ќе вижу никакого смысла делать поделки.
ѕочему разработчикам инженерного софтвера следует использовать C3D?
ћне хочетс€ верить, что €дро C3D быстрое, имеет разнообразный функционал, удобно в использовании, имеет очень хорошую поддержку, т.е. стоит в одном р€ду с лучшими €драми в мире. ј дальше уже дело вкуса каждого. Ќо € абсолютно точно уверен, что те, кто использует C3D в своей работе Ц не прогадали в своЄм выборе.
 ак параметризаци€ может изменить облик современной трЄхмерной системы моделировани€?
ќна его уже изменила.  ак и всЄ, что делаетс€ в области —јѕ–, параметризаци€ упростила выполнение р€да задач дл€ проектировщиков и инженеров, избавила их от ненужной рутины, а также увеличила р€д возможностей. ћне хочетс€, чтобы в будущем функционал параметризации различных поверхностей и кривых в 3D стал столь же богат и разнообразен, как функционал параметризации кривых в 2D. Ёто может дать много новых возможностей инженерам.
 акие тренды наметились в области —јѕ–?
—уд€ по публикаци€м, сейчас очень много пишут о пр€мом вариационном моделировании и гибридном моделировании. “о есть речь идЄт о более глубокой св€зи моделировани€, основанного на истории построени€ 3D-модели, с моделированием без истории построени€. Ќо пока, насколько € понимаю, Ђсеребр€ной пулиї нет, так как ещЄ не нашли такого решени€, которое бы позволило идеально скрестить эти две методологии проектировани€. Ќо это задача уровн€ —јѕ–, и над еЄ решением должны думать люди, которые занимаютс€ CAD-системами. ”же от них к Ђ€дерщикамї должны приходить задачи, которые требуетс€ решить, чтобы в CAD-системе можно было осуществить задуманное. Ќу, а наш собственные тренд Ц это как можно больше общатьс€ с заказчиками и узнавать, что им конкретно нужно, чтобы облегчить творческий процесс моделировани€ и уменьшить долю труда, уход€щую на написание кода.


***

„“ќ “ј ќ≈ C3D?
ѕодробнее о технологи€х C3D читайте в специальном разделе на сайте C3D Labs


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ѕумажный isicad.ru?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2017 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.