¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

9 окт€бр€ 2016

ѕромышленный дизайн Ч не бантик на упаковке

Ћекторы семинара Ђѕроектирование, разработка и дизайн промышленного издели€ї рассказывают о том, что такое промышленный дизайн в истинном его значении.

ѕубликуетс€ по просьбе ÷Ќ“» ѕ–ќ√–≈——. ќригинал интервью.

ѕромышленный дизайн ƒмитрий ћареев

ƒмитрий ћареев

¬едущий дизайнер и сооснователь студии промышленного дизайна FORMA,
член —оюза дизайнеров —анкт-ѕетербурга,
золотой лауреат премии "ћодулор-2013" в категории Ђѕромышленный дизайн. ѕрофессионалыї.
—тарший преподаватель политехнического университета.

ѕромышленный дизайн  —ергей ’ельм€нов

—ергей ’ельм€нов

ƒизайнер, архитектор,
зав. кафедрой промышленного дизайна —ѕб√’ѕј.

„то входит в пон€тие Ђѕромышленный дизайнї? ¬ чем актуальность этого пон€ти€ сегодн€?
’ельм€нов: ѕромышленный дизайн Ч €вление многопрофильное и многосложное. Ќо одно в нем самое важное. ƒизайн Ч сфера гуманитарна€, а дизайнер Ч адвокат интересов потребител€ во всем цикле Ч от производства до утилизации изделий. » так будет всегда, пока человек пользуетс€ предметами. ќднако, сейчас именно промдизайн находитс€ в фазе больших технологических и институциональных изменений.

Ёта професси€ существует чуть больше 100 лет, и многие дес€тилети€ дизайнеры находились в авангарде, на самой вершине технологического цикла промышленного производства. » вдруг, в один момент, с наступлением информационной эры, вс€ эта Ђт€жЄла€ промышленностьї стала архаичным неповоротливым диплодоком, с трудом реагирующим на вызовы времени, и во многом опасающимс€ этих вызовов. ј промышленный дизайн начал стремительно трансформироватьс€, отрыва€сь от жесткой св€зки Ђпромышленность Ч промдизайнї... ¬ разных странах это происходит по-разному. ¬от в такое любопытное врем€ мы живем и работаем!

ћареев: ” каждого сейчас сво€ трактовка словосочетани€ Ђпромышленный дизайнї. я и мои коллеги из студии FORMA вкладываем в него изначальное значение Ч Ђпроектированиеї. ѕричем проектирование, повернутое лицом к человеку, став€щее во главу угла его комфорт, безопасность и продуктивность взаимодействи€ с объектом. ѕромышленный дизайн включает в себ€ основные стадии проектировани€: генераци€ идеи, эскизный поиск, трехмерное моделирование, выпуск  ƒ, создание прототипа и подготовка серийного производства.
 акое вли€ние оказывает промышленный дизайн на конкурентные преимущества при производстве и продвижении продукции?
’ельм€нов: —уществует расхожее заблуждение, что дизайн Ч это Ђкрасотаї. Ёто совсем не так. ѕервейша€ задача промышленного дизайна Ч формирование потребительских свойств продукта. » здесь эстетика и внешний вид Ч важна€, но не ключева€ и даже не первостепенна€ позици€. ¬тора€ по важности задача Ч создание добавочной стоимости.

„асто сталкиваюсь с таким представлением промышленности о дизайне: ну вот мы делаем, производим продукт, но он какой-то кондовый. ѕусть дизайнер красиво нарисует и сделает из этого конфетку. » сами промышленники не понимают, что в данном случае говор€т о совсем другой профессии, диаметрально противоположной сути промышленного дизайна.

ѕромышленный дизайн Ч это и есть тот самый продукт, который производит промышленность, а не его оформление. ƒизайн Ч это междисциплинарные св€зи внутри проектного процесса, это механизмы ответа на запросы потребител€, пользовател€... Ёто серьезный инструмент рынка. ѕредставьте, что промышленное предпри€тие выпускает первоклассный в технологическом плане продукт, отменный с точки зрени€ функциональности, эстетики и т.п., но не запускает механизм продажи этого продукта. ¬от так! ¬ыпускает и складывает в ангаре. јбсурд.

ƒизайн Ч така€-же неотъемлема€ часть промышленного производства, как и технологии, логистика, продажи, продвижение, реклама и т.п. ¬едущие компании владеют этим инструментом виртуозно, но часто наша промышленность считает дизайн избыточным бантиком на упаковке. Ќу вот и попробуйте соревноватьс€ с ƒенисом ћацуевым, когда вы первый раз сели за ро€ль.

‘илипп —тарк два года проектировал зубную щетку так, чтобы она была дешевле в производстве, чем щетки конкурентов. ƒобилс€ себестоимости в несколько центов, в итоге эта щетка стоит в магазине дес€тки евро. ј —тарк в прессе извин€етс€ перед потребител€ми за работу маркетологов.

ћареев: ѕромышленный дизайн дл€ производител€ Ч это повышенна€ добавленна€ стоимость товара и выход на новые рынки, в том числе, благодар€ возможности развести схожие продукты по рыночным нишам. ƒл€ потребител€ Ч это повышение эффективности работы, снижение риска травм, уважительное отношение к этому изделию
ѕромышленный дизайн “еплоход

ѕроект прогулочного теплохода, больше о проекте

Ќа ваш взгл€д, насколько велико на российских предпри€ти€х понимание важности промышленного дизайна?
’ельм€нов: Ќу тут не может быть обобщений. ѕредпри€ти€ разные, работают в разных сферах, и уровень развити€ компаний тоже очень разный.

ѕриведу несколько примеров из личного опыта, не называ€ имен. ≈сть несколько типов компаний, развивающих сейчас сферу промышленного дизайна.

1.  омпании, которые в советское врем€ имели передовые дизайн-отделы, которые потом в силу естественных причин погибли. » сейчас они пытаютс€ возродить дизайн на новом уровне. Ёто сложно. Ќо что важно: у руководства есть понимание, что дл€ выживани€ на рынке, где соперники по регате гребут дес€тью веслами, не хватит дев€ти вЄсел Ч нужно задействовать все возможные механизмы. » дизайн Ч один из них. ќднако возникает методологический вакуум: кто будет создавать этот отдел, как создавать, как ставить задачи, как управл€ть процессом, как интегрировать процесс дизайн-проектировани€ в процессы сложившегос€ предпри€ти€... ¬ общем, задач перед руководством ставитс€ очень много, а носителей компетенций дл€ решени€ просто нет.  ак правило это относитс€ к брутальной сфере т€желой промышленности (судостроение, транспорт, космос и т.д.)

2.  омпании, стремительно развивающие дизайн-сферу и наход€щиес€ даже в авангарде рынка.  ак правило это компании потребительского сегмента: бытова€ техника, электроника. Ќапример, несколько российских компаний по потребительской технике запускают такие революционные продукты, так смело оперируют дизайном, что европейские лидеры рынка могут только позавидовать. » самое интересное в данном случае, что эти компании не св€заны технологическими ограничени€ми, они проектируют не то что могут произвести, а то, чего действительно хочет потребитель. ј уж производить этот продукт можно где угодно, на самых лучших производственных площадках мира.

 стати, любопытно, что в этой части активны также компании сервисной сферы.  омпании, которые не производ€т продукт, но которые занимаютс€ его эксплуатацией и в св€зи с этим сталкиваютс€ с его потребительским несовершенством. Ёти компании станов€тс€ инициаторами многих дизайн-разработок.

3.  омпании, развивающие промышленный дизайн Ч это компании, собственно и продающие дизайн, остроумие, идеи. Ёто могут быть компании-обладатели уникальных технологий, например, композитных материалов и т.п.

Ќа самом деле компаний много, у каждой компании сво€ экосфера, свой рынок, свой потребитель. я привел лишь примеры из личного опыта последнего времени. Ёто далеко не полна€ картина.  онечно, есть компании, которые считают, что им дизайн не нужен. Ќу не нужен Ч так не нужен.

ћареев: –азные предпри€ти€ наход€тс€ на разном этапе понимани€ важности промышленного дизайна.  то-то уже вкладываетс€ и получает отдачу, но есть и те, кто полностью игнорирует эту отрасль. „аще всего это компании, которые не имеют конкурентов и работают исключительно на внутреннем рынке. «ачастую причиной нежелани€ работать с промышленными дизайнерами служат предубеждени€, либо негативный опыт работы с непрофессионалами, которыми могут быть, например, графические дизайнеры, делающие робкие попытки проектировать издели€. ¬се же професси€ промышленного дизайнера очень далека от других дизайнеров, хот€ и созвучна с ними.
Ќа каком уровне находитс€ рынок промышленного дизайна в –оссии?
’ельм€нов: ”ровень Ч пон€тие относительное. ќтносительно уровн€, на котором должен быть рынок дизайн-услуг в развитом обществе Ч у нас уровень, м€гко говор€, крайне невысокий (что многое говорит о нашем обществе). ќтносительно того, что было 10 лет назад Ч есть рост. Ќо этот рост возможно инерционный. —ложно представить, что во врем€ общего экономического падени€ именно дизайн будет расти. Ќо дизайн может быть драйвером экономического роста (как это происходило и происходит, например, в ‘инл€ндии).
ћареев: Ќа зачаточном. ќбъем рынка –оссии в 2015 году Ч $2 млн. Ёто примерно 0,0002% от рыночной капитализации самой крупной компании в мире, вкладывающейс€ в дизайн Ч Apple.
 акие факторы тормоз€т развитие рынка промышленного дизайна в –оссии?
’ельм€нов: ќб этом € уже вкратце упом€нул.

1. Ќезрелость потребительского рынка. –ынок просто пуст, не заполнен предложением товаров и услуг Ч с одной стороны. — другой Ч класс потребителей, как таковой, тоже пока не сложилс€.

2. —истемна€ отсталость. ” нас есть дизайнеры даже мирового уровн€, но у нас нет системы дизайна. Ќет профессиональных управленцев Ч компетентов в области строительства и управлени€ дизайн-индустрии.

3. ѕринудительное ограничение конкуренции за счет, например, Ђимпортозамещени€ї или в силу финансового провала, когда потребитель в принципе не может позволить себе мало-мальски пристойный продукт.

¬сЄ это требует времени, усилий, денег. Ќе только со стороны бизнеса, который как раз эту сферу, невзира€ ни на что развивает. Ќет государственной политики в сфере развити€ класса потребителей. Ѕолее того, само слово Ђпотребительї в устах чиновников имеет отрицательную каннотацию. ј без потребител€ нет и быть не может дизайна.

ћареев: ќтсутствие свободной конкуренции, ориентаци€ на экспорт сырь€, пресловутое Ђимпортозамещениеї, низкий уровень образовани€, отсталые технологии на производствах.
ѕромышленный дизайн 3 примера

ѕроект полозатирочной машины, больше о проекте

— чего начинаетс€ процесс дизайн-проектировани€ промышленных изделий?
’ельм€нов: Ёто вопрос дл€ отдельной полноценной лекции, а может даже и не одной. ќднажды, готов€сь к лекции, € решил посчитать, сколько мне известно методов дизайн-проектировани€. ѕосле п€тидес€ти € решил остановитьс€.  аждый метод предназначен дл€ решени€ определенных задач. —оответственно, с вы€влени€ и формулировани€ этих задач и должен начинатьс€ процесс предпроектного исследовани€. Ќо не все так просто.

 омпани€ –ено перед покупкой јвто¬ј«а заказала дизайн-исследование. я думаю, что маркетинговые и технологические исследовани€, бизнес-планирование шли своим чередом. ƒизайн-исследовани€ и аналитика Ч отдельна€ сфера профессии, которой занимаютс€ отдельные специалисты. ћетодов исследовани€ тоже дес€тки, в зависимости от поставленных задач...

≈сли подвести итог, дизайн-проектирование начинаетс€ с постановки задач, на основе результатов предпроектного анализа дизайн-исследовани€, которое начинаетс€ с постановки задач. » это только начало. √де-то в этот же период происходит формирование критериев оценки каждого из этаповЕ

ћареев:  ак и любое проектирование, с изучени€ производственных возможностей предпри€ти€ и составлени€ технического задани€.
ћожно ли справитьс€ своими силами или необходимо привлечение сторонних специалистов, дизайнеров?
’ельм€нов: —о всем можно справитьс€ своими силами. я, наверное, смогу при необходимости испечь каравай хлеба.  ачество не гарантирую. Ќо если пойти поучитьс€, попрактиковатьс€, изучить вопросы ингредиентов, отобрать и закупить лучшие, то тогда и € смогу по прошествие некоторого времени сделать сносную булку. Ќо мне-то всего лишь нужно позавтракать, а не устраивать из подготовки к завтраку процесс года на полтора... “ак и с дизайном.  аждый должен заниматьс€ своим делом. «адача руководител€ предпри€ти€ Ч не рисовать карандашом, а принимать кадровые решени€.
ћареев: ≈сть три модели работы с промышленными дизайнерами: вз€ть в штат, заказать услуги фрилансера или обратитьс€ к студии с выносом работ на аутсорсинг.  аждое из направлений имеет свои плюсы и минусы, нужно выбирать конкретно по ситуации. Ђƒелать дизайнї без дизайнеров Ч довольно рискованное и малоэффективное меропри€тие.
ћожете ли вы привести примеры российских компаний, успешно примен€ющих практические аспекты дизайн-мышлени€ в производственном процессе?
’ельм€нов: “ак называемый метод Ђƒизайн-мышлени€ї Ч не единственный свет в окошке. Ќе везде, не всем, и не всегда он подходит.  омпаний, которые используют инструментарий дизайна, много. ¬ инженерии есть такой Ђбезаналоговый метод проектировани€ї. ќн известен довольно давно. „асто именно этот метод, примен€емый нашими компани€ми, помогает им найти верные решени€. Ёто касаетс€ космоса, авиации и т.п. Ќо как только дело касаетс€ потребительского продукта, где самое место Ђдизайн-мышлениюї и Ђдизайн-исследовани€мї, тут компании начинают примен€ть тривиальный Ђаналоговый методї. Ќичего плохого в нем нет, и даже наоборот, часто без него просто не обойтись. „тобы продукт спроектированный аналоговым методом был адекватен поставленным потребительским задачам, требуетс€ большого объЄма дизайн-исследование, а это часто упускаетс€. » получаетс€ просто копи€ (пусть даже внешне не похожа€) ближайшего аналога, без соответстви€ внутренней сущности. ¬ культурологии этот процесс называетс€ Ђ ульт  аргої.

 омпании, которые делают грамотный потребительский дизайн, на рынке есть. »х знают многие: бытова€ техника Bork, кухонное оборудование ARTEKEY, бренд света Bezhko, TEXET, Yota... ≈сть дизайн-компании, которые создают успешные продукты дл€ различных заказчиков.

ћареев:  јћј«, ћортон Ёндо—тарс, Bork, Zencha, и многие другие.
 омплекс термического обезвреживани€

 омплекс термического обезвреживани€  “ќ-200.÷ на основе циклонного реактора, больше о проекте

¬ но€бре вы проведете в ÷Ќ“» ѕрогресс семинар на тему промышленного дизайна. „то интересного и полезного ждет участников?
’ельм€нов:  ак показала практика, в том числе и прошлого семинара, роль дизайна в промышленном производстве действительно четко не понимаема и не прописана. —умма спикеров, которые в этом семинаре будут принимать участие, дадут слушател€м сумму мнений. Ёто позволит сформировать свой собственный спектр понимани€ профессии и еЄ миссии.

я, в свою очередь, расскажу о сути и смысле российского дизайна, его специфике и корн€х. ѕокажу знаковые и значимые российские дизайн-проекты, расскажу о российских дизайнерах. ¬ одной из лекций расскажу и покажу на примерах систему методик дизайн-проектировани€, в рамках которой можно найти место и собственному дизайн-методу. Ќемножко отвлечемс€ и в развлекательном формате поупражн€емс€ на тему дизайн-метода Ђѕроектное моделированиеї. Ѕудет интересно!

ћареев: я и мои коллеги поделимс€ практическими советами, как сделать выпускаемую продукции лучше, а бизнес Ч эффективнее. —еминар будет полезен руководител€м бизнеса, конструкторам и самим промышленным дизайнерам.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: Ѕумажный isicad.ru?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

ARCHICAD: ќткрыва€ заново. IV. язык GDL: программирование дл€ уникальных задач [...] — —ветлана  равченко, практикующий архитектор (6 сент€бр€ 2017)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2017 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.