¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

19 феврал€ 2017

«аха ’адид, архитектура будущего и параметризаци€

ќт главного редактора isicad.ru: ¬ тыс€чах наших публикаций на темы AEC мы, конечно, упоминали «аху ’адид, но, к сожалению, недостаточно отразили вклад этой замечательной женщины в развитие архитектуры. —егодн€ по€вилась возможность в какой-то степени восполнить это упущение: в ЂЌаучно-производственной компании Ђ»нтегралї была подготовлена и недавно опубликована основательна€ и богато иллюстрированна€ стать€, которую, благодар€ полученному нами любезному разрешению, мы имеем возможность сегодн€ представить нашим читател€м.

Ўирока€ специализаци€ томской компании Ђ»нтегралї, безусловно, заслуживает подробного представлени€, и € надеюсь, что мы сможем подготовить соответствующую публикацию. —ейчас ограничусь цитированием нескольких фраз из хорошо разработанного сайта компании: ЂЌаучно-производственна€ компани€ Ђ»нтегралї Ц это современна€ многопрофильна€ организаци€, сформированна€ по принципу инженерно-технологического холдинга полного цикла...  омпани€ берет свое начало с бренда ЂЌѕ ÷ Ђ»нтегралї, который был основан в 2004 году военными инженерами Ц выпускниками физико-технических факультетов “омского государственного и “омского политехнического университетов...ї.

ќсмелюсь высказать своЄ сугубо непрофессиональное (в смысле архитектуры) мнение относительно €вно выдающегос€ творчества «ахи ’адид. ќно вызывает у мен€ ассоциации с высокой модой (haute couture): нельз€ не восхищатьс€ креативностью, фантазией, красотой, мастерством и т.д., а также нельз€ не признавать пр€мое и косвенное, немедленное и долгосрочное вли€ние на формировании массовых вкусов и развитие всей индустрии. ќднако из этого не следует, что некоторые конкретные произведени€ оптимальны и комфортны в их непосредственном повседневном использовании в реальной среде, окружающей обычного человека... »так, давайте восхищатьс€.

«ахи ’адид

«аха ’адид (1950, Ѕагдад, »рак Ч 2016, ћайами, —Ўј)

јрхитектура обладает очень важным свойством Ч считываемостью. ќна всегда олицетвор€ет врем€, развитие общества, наши стремлени€ и мечты. ќна создаетс€ людьми и дл€ людей, и именно архитектура позвол€ет ощутить множество культурных особенностей различных стран, народов, витиеватость истории. Ћюбое событие накладывает свой отпечаток на архитектуру. Ќо иногда она уходит далеко вперед, отража€ футуристические мечтани€, опережающие свое врем€. Ёта архитектура ждет своего часа на бумаге множество дес€тилетий, прежде чем обрести форму и переродитьс€ из идеи в здание.

“ак и произошло с иде€ми самой вли€тельной женщины в мире архитектуры Ч «ахи ’адид. ≈е идеи домов будущего распространились по всему миру, вдохновл€€ и поража€ фантазии миллионов людей.

«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

ЂЅумажныйї архитектор

ѕолучив математическое образование в јмериканском университете Ѕейрута (Ћиван), «аха ’адид переезжает в Ћондон ради обучени€ в архитектурной школе јрхитектурной ассоциации. ≈е наставником станет великий голландский архитектор –ем  олхас. «аметив талантливую студентку,  олхас приглашает ’адид сразу же после окончани€ школы стать партнером его архитектурного бюро OMA. “ам она проработает три года и уйдет прокладывать свой путь.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

јрхитектурное бюро OMA –ема  олхаса. ќбложка первого издани€ художественного журнала Viz (1978)

¬ 1980 году «аха создаст свое архитектурное бюро, но ее карьера не сразу стремительно пойдет вверх. ≈е проекты выигрывают конкурсы по всему миру, но сталкиваютс€ с множеством проблем, начина€ от невозможности реализации идей технологически и заканчива€ политическими или экономическими сложност€ми. ’адид не улыбаетс€ удача. «а несколько дес€тилетий и до мирового признани€ ей удастс€ реализовать лишь несколько проектов.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

ѕроект оперного театра залива  ардифф (Cardiff Bay Opera House, 1994) трижды выигрывал конкурс на строительство, но в итоге был отклонен из-за конфликта с заказчиком, который скептически воспринимал дизайн ’адид

Ќачало успеха

ѕервое здание ей удалось построить лишь в 1993 году Ч маленькую пожарную часть дл€ мебельной компании Vitra, напоминающую бомбардировщик Stealth. Ћет€щие козырьки-крыль€ напоминают павильон в стиле советских авангардистов 1920-х годов.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

ѕожарна€ часть компании Ч производител€ дизайнерской мебели Vitra. ¬айль-на-–ейне, √ермани€ (1994)

—ледующий реализованный проект Ч жилой комплекс Spittelau Viaducts в ¬ене (1994Ч2005). ¬есь дом буквально напичкан интересными решени€ми: сквозь него идет эстакада с пешеходной дорожкой, а под ним по всей длине здани€ расположена лини€ метрополитена, выход€ща€ на поверхность земли пр€мо из-под здани€.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

∆илой комплекс Spittelau Viaducts. ¬ена, јвстри€ (1994Ч2005)

ƒругой проект стал символом современности и благополучи€ јрабских Ёмиратов Ч мост Ўейха «айда, первого президента ќјЁ, который правил страной 38 лет Ч с 1971 года. ƒизайн моста ’адид создала под вдохновением от песчаных дюн јрабских Ёмиратов.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

ћост Ўейха «айда. јбу-ƒаби, ќјЁ (1997Ч2010)

ƒлина моста Ч 842 метра, высота Ч 60 метров, пропускна€ способность Ч 60 тыс€ч автомобилей в час. ћост очень прочный и способен выдержать порывы ветра со скоростью 160 километров в час.

Ќа стыке тыс€челетий «аха ’адид начинает получать все больше заказов. “огда были реализованы проект автосто€нки и вокзала в —трасбурге и трамплин ЂЅергизельї в австрийском »нсбруке, вход€щем в олимпийскую арену. Ќа строительство трамплина ушло 15 мес€цев и пор€дка 15 миллионов евро. «а эту работу «аха ’адид получила австрийскую государственную архитектурную премию.

«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

¬окзал Hoenheim-North и паркинг. —трасбург, ‘ранци€ (1998Ч2001)

«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

Ћыжный трамплин Bergisel. »нсбрук, јвстри€ (1999Ч2002)

ѕерва€ женщина-архитектор в истории

ѕеред тем как ’адид получила премию ѕритцкера, у нее был реализован лишь один масштабный проект Ч ÷ентр современного искусства –озентал€ в провинциальном ÷инциннати. Ќачало строительства этого центра стало поворотным моментом в карьере ’адид и первым проектом в —Ўј.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

÷ентр современного искусства –озентал€ в ÷инциннати. ќгайо, —Ўј (1997Ч2003)

—текл€нный фасад первого этажа здани€ заманивает загл€нуть внутрь, а бетонный пол холла стирает границу между тротуаром и закрытым помещением. Ђ”рбанистический коверї Ч так ’адид назовет концепт здани€, который вовлекает каждого посетител€ в игру лестниц, €русов и пандусов. ¬ этом помещении ощущение пространства совсем иное, из-за его необычности очень сложно пон€ть, где пол, потолок и стены.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

¬итиеватые лестницы ÷ентра современных искусств –озентал€

»менно этот Ђурбанистический коверї стал дл€ ’адид пропуском на Ђкрасную ковровую дорожкуї современной архитектуры, превратив ее в самого востребованного архитектора мира. ¬ 2004 году она стала первой женщиной, получившей ѕритцкеровскую архитектурную премию. ѕосле этого ее архитектурное бюро Zaha Hadid Architects было обеспечено заказами на несколько лет вперед. ”же через дес€ть лет на ’адид будет работать штат из 500 архитекторов, который сможет реализовать более тыс€чи проектов в 44 странах мира.

ќт деконструктивизма к параметризму

√овор€ о своем стиле, «аха ’адид отмечала, что ощущала т€желовесность традиционных зданий. ћонолитность и Ђгеометризмї их облика вызывал у нее протест. ¬ своих работах она старалась создать естественные плавные линии, повтор€ющие природные силуэты.  аждый проект она рассматривала индивидуально, учитыва€ особенность пейзажа и ландшафта.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

Ђ¬згл€д на ћадридї. –исунок «ахи ’адид (1992)

≈сли все ее работы до 2000-х относились к деконструктивизму, то позже ее здани€ получили плавные гибкие формы, дизайн которых просчитываетс€ на компьютере, словно сложное уравнение, св€зывающее все части здани€. «а эту часть работы отвечал соавтор ’адид и директор ее бюро ѕатрик Ўумахер, главный теоретик параметрической архитектуры. »менно внедрение технологий поспособствовало воплощению в жизнь множества проектов, которые не могли быть реализованы до этого и пылились на полках. “ак по€вилась цифрова€ архитектура, тесно св€занна€ с программированием, где формообразование зависит от математических алгоритмов и формул, автоматически преобразует объем, дела€ его технически и экономически выполнимым.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

Ёскиз ÷ентра √ейдара јлиева в Ѕаку

“еперь архитектура ’адид становитс€ сложным математическим уравнением, создающим идеальные формы и изгибы. ‘ункциональность ее творений ставитс€ под сомнение, но сами здани€ и его элементы живут своей жизнью, создава€ уникальное и самобытное пространство. ѕрактическа€ сторона отходит на второй план, в то врем€ как дизайн и сама архитектура выступает во главе всего, на правах неприкосновенной идеи.

“акой подход к работе позвол€ет создать Ђидеальноеї здание, без изъ€нов, недочетов. Ќо только внешне. —пуст€ пару лет это направление становитс€ настолько попул€рным, что скопировать и растиражировать его не представл€ет никакого труда. ѕостепенно така€ архитектура превратилась в слишком предсказуемую и обыденную.

ѕуть наверх Ч Ђантигравитационна€ї архитектура

¬ 2010 и 2011 годах ’адид стала дважды подр€д обладательницей престижной британской премии —терлинга за здани€ Ќационального музе€ искусств XXI века в –име и средней школы Evelyn Grace Academy в Ћондоне.
÷ентр водных видов спорта в Ћондоне
ѕроект, построенный специально дл€ ќлимпийских игр, стал одним из самых попул€рных творений ’адид. Ќо главное очарование этого сооружени€ совсем не в дизайне, а в его возможност€х. ¬о врем€ ќлимпиады-2012 оно было ареной, вмещающей 17 500 зрителей, с трем€ бассейнами; после нее превратилось в компактное строение дл€ легкоатлетических соревнований вместимостью до 2500 человек.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

ќлимпийский комплекс дл€ водных видов спорта, Ћондон, ¬еликобритани€ (2005Ч2010)

“ехнологии зданий-трансформеров очень дорогосто€щи, но в случае с олимпийскими объектами такие затраты вполне разумны. —троительство олимпийских объектов очень редко окупаетс€, а срок эксплуатации очень часто не превышает продолжительность соревнований. Ќо этот центр стал исключением из правил и будет использоватьс€ еще очень много лет.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

—хема трансформации центра после ќлимпийских игр Ч 2012 в Ћондоне

 ультурный центр √ейдара јлиева в Ѕаку
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

 ультурный центр √ейдара јлиева. Ѕаку, јзербайджан (2007Ч2012)

—троительство этого центра повысило привлекательность Ѕаку дл€ туристов со всего мира. ÷ентр получил премию Design of the Year Ч 2014 в категории Ђјрхитектураї. ѕри строительстве здани€ использовалось максимально возможное количество стекла, отчего уменьшилась необходимость в искусственном освещении.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

ѕроект культурного центра √ейдара јлиева

«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

‘асады, сечени€ и форма кровли-обертки

¬ залитых солнцем пространствах культурного центра располагаетс€ музей √ейдара јлиева, выставочные залы, аудиториум, административные офисы, ресторан и кафе.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

¬место заключени€.  ритика архитектуры ’адид

ѕоследние годы карьеры ’адид были переполнены скандалами и спорами о полезности и гуманности ее архитектуры. ≈е начинают ругать за то, что пространство в здани€х используетс€ неэффективно. Ќапример, самое первое построенное ей здание оказалось непригодным дл€ эксплуатации по назначению, поэтому превратилось в выставочный павильон. ѕомимо этого, проекты очень дороги в постройке и поддержании.  ритиковали даже тот факт, что ’адид строила здани€ преимущественно в  итае и в нефт€ных деспоти€х Ѕлижнего ¬остока, где не соблюдаютс€ права человека.
«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

ћногофункциональный комплекс Galaxy SOHO. ѕекин,  итай (2008Ч2012)

ѕроект торгово-развлекательного комплекса Galaxy SOHO в ѕекине получил награду  оролевского института британских архитекторов, но вызвал возмущение местных жителей: исторический центр из-за постройки был практически разрушен.

ƒругой проект ’адид дл€ ќлимпийских игр 2020 года в “окио некоторые называют Ђвелосипедный шлем, который плюхнулс€ на €понскую столицу с небесї.

«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

ѕроект Ќационального стадиона к ќлимпиаде 2020 года. “окио, япони€

«аха ’адид параметризаци€ архитектура будущего

—тадион Ђјль-¬акраї дл€ чемпионата мира по футболу Ч 2022.  атар (2013 Ч не достроен)

“очкой кипени€ дл€ ’адид становитс€ гибель рабочего на строительстве стадиона в  атаре. јрхитектора обвинили в том, что она ответственна за этот случай и должна понести наказание. Ќа что ’адид и Ўумахер за€вили, что архитектор должен хорошо выполн€ть свою работу и не думать о социальной справедливости. »х необычные пространства мен€ют коммуникацию между людьми, и именно здани€ помогут обществу в будущем стать прогрессивнее и гуманнее. ј за само строительство (и в том числе за технику безопасности) отвечают компании, которые выполн€ют заказ.

¬ конце 2015 года «аха ’адид попала в список 100 самых вли€тельных людей в художественном мире по версии ресурса artnet.com, а журнал Wired включил ее в число 100 мировых лидеров идей. ¬ феврале 2016 года она стала первой женщиной, удостоившейс€ золотой медали  оролевского института британских архитекторов (RIBA), высочайшей национальной награды. ѕротиворечива€ легенда современной архитектуры скончалась от сердечного приступа в ћайами 31 марта 2016 года.

»сточники
”мерла архитектор «аха ’адид
”дивительные здани€, созданные женщинами
Zaha Hadid, 1950Ч2016: an appreciation
«аха ’адид окончательно стала легендой


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ÷ифровой тройник
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.