¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

8 июн€ 2018

ќбследование предпри€ти€ как часть консалтинга

»ван ћихеев, руководитель группы бизнес-анализа, √руппа компаний SWR

»ван ћихеев

ќт редакции isicad.ru: –анее стать€ была опубликована в журнале "Ёлектроника", N4, 2018.
—м. также ЂЅывшее SolidWorks Russia и Ќанософт: теперь партнЄры.ї
ƒанной статьей √руппа компаний SWR начинает цикл публикаций, посв€щенных консалтингу при разработке и внедрении интеллектуализированных информационных систем, направленных на оказание поддержки инженерам предпри€ти€ при прин€тии ими решений в области конструкторско-технологической подготовки производства.

“ребовани€ к издели€м и современное состо€ние информационных систем

—овременное изделие Ц это наукоемкое и сверхтехнологичное устройство, которое дл€ сохранени€ конкурентоспособности на рынке должно удовлетвор€ть множеству требований, список которых растет с каждым годом. Ќекоторые из них станов€тс€ всЄ жестче, а к уже ставшим традиционными требовани€м к массе, габаритам, надежности, экологичности, быстродействию, точности, эргономичности добавл€ютс€ другие самые разнообразные функциональные требовани€.

≈сли в прошлом дл€ создани€ некоего нового издели€ требовалс€ год работы коллектива из сотни специалистов, то сейчас, следу€ тенденции к повышению эффективности и минимизации затрат, с этим могут справитьс€ небольшое конструкторское бюро и опытное производство в объеме цеха за несколько мес€цев несмотр€ на увеличение сложности изделий. “акой прогресс был бы невозможен без информационных технологий и специализированных интеллектуальных инструментов. “о, что еще несколько дес€тилетий назад мы видели только в научно-фантастических фильмах и сериалах, сейчас стало обыденностью благодар€ труду инженеров и внедрению таких инструментов.

ќбследование SWR

 оличество классов инструментов и систем на сегодн€шний день превысило отметку дес€ти, а число наименований как свободного, так и проприетарного программного обеспечени€ (ѕќ) составл€ет несколько сотен. ѕодобные инструменты нацелены на решение узкого спектра задач и работают в рамках изначально заложенных в них разработчиками ограничений. Ёти ограничени€ существуют как дл€ отдельного программного продукта, так и дл€ семейства продуктов или платформы. ќдин продукт хорош там, где другой примен€ть совершенно недопустимо.

  данным ограничени€м относ€тс€ возможности €дра системы, форматы и технологии управлени€ данными (хранение, обмен), технологии совместной работы, поддержка новых версий и т. д. » это только технические ограничени€ конкретной реализации. ѕомимо них существуют и лицензионные, и региональные ограничени€, св€занные с поддержкой нормативной базы.

ќбычно на предпри€ти€х существует определенный информационный ландшафт, сформировавшийс€ за годы его существовани€. ќн определ€етс€ историей предпри€ти€ и его спецификой. Ётот ландшафт может иметь неоптимальную структуру и каждый год устаревать. “аким образом, нар€ду с основными задачами по разработке и выпуску продукции, на предпри€тие ложитс€ еще и об€занность по отслеживанию состо€ни€ внутренней »“-инфраструктуры в части, относ€щейс€ к процессам разработки изделий.

Ќередки случаи, когда архитектура информационной системы была построена неправильно и требует перестроени€ дл€ обеспечени€ эффективности решени€ возложенных на нее задач при реализации бизнес-процессов, либо возникает бизнес-потребность, которую имеюща€с€ система уже не способна удовлетворить.

Ѕизнес-задачи предпри€ти€

ќсновной целью любого предпри€ти€ €вл€етс€ выпуск продукции заданного качества в кратчайшие сроки и с минимальными издержками. »сход€ из этого, предпри€тие сталкиваетс€ с задачами посто€нной оптимизации внутренних бизнес-процессов дл€ сокращени€ времени их выполнени€, стандартизации и унификации примен€емых технологий и конструкторских решений, создани€ и поддержки единой, сквозной по предпри€тию базы справочной информации, организации рабочего информационного пространства и т. д.

ƒл€ решени€ этих задач необходимы определенные компетенции, а также выполнение большого объема исследований, которые, в том числе, включают выбор программных решений и поиск наилучшей методологии, объедин€ющей ѕќ, мировые практики и процессы.

–оль системного интегратора

≈сли собственных ресурсов и компетенций, имеющихс€ у предпри€ти€, недостаточно, оно обращаетс€ к системному интегратору, который помогает ему снизить затраты путем консалтинга на экспертном уровне. ќн обеспечивает корректное взаимодействие между множеством программных модулей дл€ достижени€ наибольшей эффективности работы, выстраивает систему из набора разрозненных приложений.
ќбследование SWR

—оздаваема€ в результате система объедин€ет в себе:
  • программные средств, как совокупность программ обработки данных;
  • кадровые ресурсы, а именно группы администрировани€ и пользователей;
  • проектные процессы, направленные на управление выполнением работ, его контроль и регулирование;
  • автоматизированные процессы, такие как поисковые (поиска данных), производственные (создание данных), информационные (использование имеющихс€ данных);
  • информационное обеспечение пользователей системы в виде справочников и стандартов;
  • методическое обеспечение в виде ролевых инструкций и общей методологии работы в системе;
  • организационное обеспечение в виде регламентирующей документации.
Ќаличие всех указанных пунктов делает систему Ђживойї, то есть самоорганизующейс€, воспроизвод€щейс€ при вовлечении новых сотрудников, взаимодействующей с окружающими системами и требующей минимального контрол€. »гнорирование же хот€ бы одного компонента влечет к ее саморазрушению, пусть даже и отсроченному. ¬ данной статье намеренно не упоминаетс€ конкретный класс или наименование ѕќ, поскольку приведенные соображени€ справедливы дл€ любой системы независимо от ее сложности или архитектуры. ќднако всЄ это ждет только в самом конце процесса внедрени€.

≈сли рассмотреть жизненный цикл системы в целом как программного обеспечени€, в нем можно выделить р€д этапов:

  • этап формировани€ требований, определени€ потребностей заказчика в функциональных возможност€х системы;
  • этап разработки описани€ дл€ создаваемой системы, то есть фиксаци€ требований и определение архитектуры;
  • этап опытной эксплуатации, а именно развертывание и тестирование системы в рамках базового функционала;
  • этап масштабировани€ системы от объема пилотного проекта до окончательного объема и ее подготовки к работе на всех планируемых рабочих местах;
  • этап промышленной эксплуатации, гарантийного и послегарантийного сопровождени€, модульного развити€.

ќбследование

¬ данной статье мы хотели бы уделить основное внимание именно первому этапу создани€ на предпри€тии комплексной информационной системы, поскольку именно на этом этапе осуществл€етс€ планирование всего проекта и допущенна€ ошибка приобретает очень большой вес ближе к концу процесса его реализации.

Ћюба€ система должна создаватьс€ исход€ из конкретной цели и об€зана решать поставленные перед ней задачи, поэтому в начале любой разработки, любого внедрени€ всегда стоит бизнес-потребность. ѕо сути, бизнес-потребность Ц это ответ на вопрос Ђзачем нужны организационные изменени€?ї. Ќо вообще говор€, это ответ, рождающий дополнительные вопросы.

ѕервый из них Ц Ђкакова цель?ї, или, иными словами, Ђчего хочет добитьс€ предпри€тие в результате изменений?ї ƒостижение цели может быть рассчитано на долгосрочную перспективу, и тогда этот процесс раздел€етс€ на несколько задач, которые, так же как и цель, должны быть корректно сформулированы.

¬торой вопрос Ц Ђкакие проблемы система должна решить или какие возможности предоставить?ї

Ќаконец, последний вопрос звучит так: Ђкакой желаемый результат или выгоду должно получить предпри€тие в итоге?ї ќтвет на этот вопрос об€зательно должен быть количественным.

ќбозначенные вопросы €вл€ютс€ внутренними дл€ компании, но чтобы было легче на них ответить, целесообразно привлечь квалифицированных консультантов. Ёти ответы также выступ€т в качестве исходной информации дл€ начала обследовани€ и подготовительных меропри€тий.

ƒалее наступает одна из самых значимых фаз Ц собственно, обследование. ” обследовани€ есть несколько типовых задач, которые привод€тс€ ниже.

“очечный анализ бизнес-процессов (совокупности действий или работ направленных на создание ценностей, продуктов или услуг) предпри€ти€, который позвол€ет оценить уровень автоматизации и определить целевое состо€ние.

ќбследование SWR

Ѕизнес-потребность, как правило, €вл€етс€ следствием того, что бизнес-процессы на предпри€тии частично или полностью отсутствуют, не определены или функционируют некорректно. »менно поэтому перед внедрением изменений необходимо определить, какие проблемы существуют, и выбрать наиболее оптимальный план перехода таким образом, чтобы изменени€ прошли безболезненно.

ѕосле анализа бизнес-процессов должна по€витьс€ €сность в отношении следующего:

  • какие бизнес-процессы и в какой последовательности выполн€ютс€ на предпри€тии;
  • какие механизмы и инструменты примен€ютс€ дл€ выполнени€ каждого бизнес-процесса;
  • что €вл€етс€ вход€щими и исход€щими данными дл€ каждого бизнес-процесса;
  • какими регламентами регулируютс€ бизнес-процессы;
  • с помощью каких показателей определ€етс€ эффективность выполнени€ бизнес-процесса;
  • какие роли в бизнес-процессе играют подразделени€ предпри€ти€.
“акже должны быть определены перечень и очередность проведени€ изменений.

ƒл€ выполнени€ анализа бизнес-процессов используетс€ широкий спектр методик. ѕриведем несколько из них в качестве примера.

  • јнализ проблем бизнес-процессов. Ќа укрупненной модели бизнес-процессов выдел€ютс€ проблемные зоны дл€ определени€ возможных причин и их последующего устранени€ при реализации системы путем задани€ соответствующих требований.
  • –анжирование процессов по типам и степени важности. Ёта методика позвол€ет определить пор€док изменени€ процессов по приоритетам в ходе создани€ и внедрени€ системы.
  • Ѕенчмаркинг или эталонное тестирование. јнализ процесса на основе существующих идеальных показателей.
  • јнализ непрерывности процесса. јнализ разрывов в выполнении операций и передачи данных.

јнализ организационно-распор€дительной документации Ц тщательное изучение документов, к которым могут относитьс€ инструкции, регламенты, стандарты предпри€ти€ в области выполнени€ процессов, рабоча€ документаци€. «адачами данного анализа €вл€ютс€:

  • определение объема изменений в регламентирующей документации: после внедрени€ системы р€д документов потребуетс€ аннулировать, р€д изменить или создать;
  • определение дополнительного контекста выполнени€ бизнес-процесса, то есть бизнес-правил, сущностей или атрибутов, вли€ющих на бизнес-процесс;
  • определение требований.
¬ыполнение такого анализа позвол€ет лучше разобратьс€ в сложившейс€ на предпри€тии ситуации.

¬ы€вление и анализ требований Ц одна из самых сложных и ответственных задач нар€ду с анализом бизнес-процессов, поскольку требовани€ определ€ют форму и вид будущей системы. ѕодзадачами дл€ нее €вл€ютс€:

  • ¬ы€вление бизнес-требований. Ёто высокоуровневые цели заказчика, которые напр€мую коррелируют с бизнес-потребностью. ¬ обозначенном выше вопросе о желаемом результате или выгоде предпри€ти€ в результате выполнени€ проекта в качестве ответа предполагалс€ данный вид требований.
  • ¬ы€вление функциональных требований. ƒанные требовани€ определ€ют состав наименований и классов внедр€емых программных средств системы, а также необходимые настройки и доработки. ‘ункциональные требовани€ опираютс€ на бизнес-процессы.
  • ¬ы€вление нефункциональных требований. Ёто атрибуты качества и ограничени€ системы, например масштабируемость, модульность, надежность и т. д.
“ак же как и дл€ анализа бизнес-процессов, дл€ выполнени€ данной задачи существует р€д методик, таких как:
  • —пецифицирование требований. —опоставление задачи и функций каждого требовани€, приоритезаци€.
  • јнализ осуществимости требований. “ребовани€ должны быть правильно сформулированы, выполнимы и непротиворечивы.

ќпределение заинтересованных во внедрении сторон. ѕроект получит больше шансов стать успешным, если будет обеспечено необходимое взаимодействие с заинтересованными во внедрении сторонами. «аинтересованной стороной в контексте проекта €вл€етс€ лицо, вли€ющее или способное вли€ть на достижение цели проекта. ќсновной задачей здесь €вл€етс€ разработка или выбор правильной модели взаимодействи€ с заинтересованными сторонами, дл€ чего требуетс€ сначала их вы€вить, а затем классифицировать.

¬ыполнение приведенных задач позвол€ет сформировать окончательное представление о проекте и получить информацию дл€ того, чтобы начать планирование его реализации.

«аключение

¬ данной статье был подн€т вопрос важности начальной проработки проекта внедрени€ CAD/PDM/MES/ERP-систем в рамках обследовани€ предпри€ти€, а также описаны типовые задачи, выполн€емые на данном этапе. ¬ последующих стать€х будут рассматриватьс€ методологические подходы к выполнению других этапов внедрени€ данных систем.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ќ пользе разводов (в области —јѕ–!)
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2018 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.