¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

12 июл€ 2018

–оль  ќћѕј—-3D в судьбе самолетов-амфибий успешной самарской Ђјэро¬олгиї

≈катерина ћошкина, PR-менеджер ј— ќЌ

 ат€ —тремление 2017

ќригинал этой статьи под заголовком Ђƒве стихииї опубликован в выпуске 19 корпоративного журнала —тремление.


ќщущение полета дарит не самолет, а возможность заниматьс€ тем, что тебе интересно и что ты действительно любишь. Ќа производственной площадке самарской компании Ђјэро¬олгаї, разработчика самолетов-амфибий, эта мысль витает повсюду: в деловой атмосфере конструкторского бюро, в гулких и шумных цехах, на ветреной взлетно-посадочной полосе. «десь становитс€ пон€тно, что суть авиации Ч не в самолетах, а в люд€х, которые их создают.

јэро¬олга

 омпани€, чь€ истори€ началась с желани€ человека быть свободным и летать на охоту и рыбалку без лишних хлопот, сегодн€ единственна€ в –оссии поставл€ет на зарубежный рынок самолеты-амфибии собственного производства. ¬ авиаотрасли эту категорию машин относ€т к general aviation Ч она подразумевает все виды гражданского применени€ за исключением регул€рных воздушных рейсов: чартеры, патрулирование, перевозку грузов, спасательные работы, туризм, да в конце концов дл€ удовольстви€. Ћј-8 (LA-8) и ЂЅорейї (BOREY), самолеты Ђјэро¬олгиї, соответствуют самым строгим международным требовани€м и летают по всему миру. Ќо придумывают, конструируют и испытывают их в селе  расный яр под —амарой. —юда мы и отправились, чтобы расспросить основател€ Ђјэро¬олгиї —ерге€ јлафинова и главного конструктора предпри€ти€ ƒмитри€ —услакова о высоких инженерных стандартах малой авиации, роли  ќћѕј—-3D в судьбе самолета-амфибии, ответственности в жизни и бизнесе и о том, почему важно летать на самолетах, которые ты проектируешь.

‘юзел€ж, обстановка и другие инженерные тонкости

јэро¬олга

Cамолеты-амфибии Ч это аппараты, которые должны одинаково хорошо работать и с земли, и с воды, что и определ€ет их конструктивные особенности и сложности дл€ конструкторов. ¬се машины спроектированы так, чтобы выдерживать огромные нагрузки, которые возникают при движении по воде. ¬ода в 800 раз плотнее воздуха, и с этим инженерам Ђјэро¬олгиї приходитс€ считатьс€. ” самолета-амфибии специально подобранна€ Ч и проектно, и технологически Ч форма, и чтобы обеспечить необходимую геометрию днища, приходитс€ разрабатывать непростые алгоритмы построени€ поверхности. ѕо объему построений, количеству переменных, объему и сложности вычислений фюзел€ж пассажирского самолЄта »ркут ћ—-21 в несколько раз проще, чем фюзел€ж двухместного ЂЅоре€ї.


јэро¬олга

ƒмитрий —услаков, главный конструктор Ќѕќ Ђјэро¬олгаї: Ђ‘юзел€ж Ч действительно сама€ сложна€ часть модели самолета. —пецифика его проектировани€ заключаетс€ в большом количестве выглаженных поверхностей, которые требуют точного математического описани€. ћодель самолета ЂBOREYї Ч предмет нашей гордости, она создана в точном соответствии с проектным теоретическим контуром, который разработал, пожалуй, лучший в мире специалист по проектированию корпусов Ч Ѕорис ¬алентинович „ернов. ѕо его исходным данным был построен теоретический чертеж, который в нашем случае €вл€етс€ описанием алгоритма построени€ модели. «атем выстраиваетс€ теоретическа€ модель. ћетодика построени€ наших моделей довольно оригинальна€: мы строим набор пространственных кривых, и их пересечение с выбранной плоскостью сечени€ дает совокупность точек-полюсов, которые затем соедин€ютс€ сплайнами по полюсам, формиру€ сечение. “аким образом удаетс€ получить Ђвыглаженныеї поверхности; кроме того, наша методика позвол€ет оперативно добавл€ть необходимое дл€ гладкости построени€ количество сеченийї.

¬тора€ конструктивна€ особенность самолетов Ђјэро¬олгиї Ч большое количество сложных составных частей и сборочных единиц, геометри€ которых определ€етс€ обстановкой. ќбстановка занимает чуть ли не 50% от проекта самолета. ЂЌапример, чтобы спроектировать элементарный кронштейн, который ставитс€ на пилон (пилон Ч стойка или ферма в фюзел€же самолета, служаща€ дл€ установки крыла над корпусом самолета или гондолы двигател€ над крылом или под ним Ч прим. редакции), приходитс€ строить сборку в обстановке, использу€ компоновочную геометрию. “о же относитс€ и к построению моторамы Ч дл€ ее проектировани€ используетс€ компоновочна€ геометри€ пилона и двигател€. ѕоэтому дл€ нас очень важно, что  ќћѕј—-3D дает возможность работать с компоновочной геометрией. ƒл€ авиастроителей это незаменима€ функци€. ¬ажнее может быть только возможность симметричного отображени€ компонентов, реализованна€ в V16ї, Ч подчеркивает ƒмитрий —услаков.

≈ще одна отличительна€ черта Ч больша€ номенклатура составных частей, включа€ стандартные и готовые издели€. Ђјэро¬олгаї не пользуетс€ библиотеками стандартных изделий, так как, например, используемый в самолетостроении крепеж по стандартам ќ—“ 1 в них не входит, как и широко используемые в конструкци€х самолетов-амфибий издели€, изготавливаемые по зарубежным стандартам. Ќа предпри€тии прин€т внутренний регламент дл€ моделировани€ стандартных изделий и стандартизованных элементов.

“ы должен сто раз подумать, какой болт поставить и сколько он стоит. Ќужно посто€нно балансировать между стоимостью и эффективностью. “ак что у нас даже конструктор мыслит в разрезе бизнеса

≈сли основна€ масса гражданских воздушных судов изготавливаетс€ из алюмини€, то самолеты Ђјэро¬олгиї Ч это композитные материалы. ќсобенности моделировани€ и выпуска рабочей конструкторской документации изделий из композитов также требуют определенной регламентации. “ак как композиты, по своей сути, структуры многокомпонентные, нужно грамотно определ€ть, где кончаетс€ деталь, а где начинаетс€ сборочна€ единица. Ќе менее важны принципы построени€ моделей изделий из композиционных материалов. ¬ частности, внутреннюю структуру композитных изделий в Ђјэро¬олгеї не моделируют и не отображают Ч они представлены в виде так называемых Ђтеоретических моделейї, которые имеют все массоинерционные свойства готового композитного издели€, но €вл€ютс€ изотропными и сплошными. —ами же композиционные материалы, изготавливаемые Ђјэро¬олгойї, внесены в корпоративный —правочник ћатериалы и —ортаменты. Ётот принцип позвол€ет сильно экономить ресурсы оборудовани€ и рабочее врем€ проектировщиков.

јэро¬олга

¬ общем, объем документов, регламентирующих создание моделей и выпуск конструкторской документации в среде  ќћѕј—-3D, у Ђјэро¬олгиї достаточно большой: 13 внутренних стандартов, обеспечивающих разработку, если не считать некоторые не кодифицированные правила. Ќо на то есть причины Ч здесь у проектной ошибки очень высока€ цена. ѕоэтому-то самым сложным в своей работе ƒмитрий —услаков называет написание регламентов: Ђ— одной стороны, нужно реализовать все возможности системы проектировани€, с другой Ч не сковать человека веригами правил по рукам и ногам. Ёто возможно только в том случае, если сам в совершенстве владеешь предметом. «наете, мой подход по жизни такой Ч если € проектирую самолет, € на нем летаю: вдвоем с директором Ђјэро¬олгиї —ергеем јлафиновым мы летаем на каждой серийной машине, которую выпускаем. “о же касаетс€ регламентов: если € пишу правила, € должен осознанно прогнать все эти вещи через свои рукиї.

3D: полет нормальный

ѕереход на 3D-моделирование в Ђјэро¬олгеї произошел в 2007 году. «аказов стало много, пришлось выпускать конструкторскую документацию в большом количестве, но единого инструмента проектировани€ не было. ƒмитрий —услаков, тогда еще заместитель главного конструктора, предложил внедр€ть  ќћѕј—-3D: Ђјргументы мои были такие: первое Ч  ќћѕј—-3D как нельз€ лучше отвечает требовани€м ≈— ƒ, на базе которого мы выпускаем свою документацию, второе Ч соотношение цена-качество. ¬опрос сто€л ребром: Ђ то-то хочет, чтобы мы купили одну лицензию западной CAD-системы, но уволили 9 конструкторов из 10?ї. Ќикто не хотел, так как пон€тно, что один человек, вооруженный даже самой совершенной —јѕ–, не заменит дес€терых. Ёто финансова€ сторона дела, а с функциональностью разбирались эмпирическим путем. ћы с коллегами рассчитали полный цикл проектировани€ в разных —јѕ–. «адача конструкторского бюро Ч не только в том, чтобы сделать 3D-модель, а в том, чтобы пройти путь от концепции издели€ до комплекта  ƒ. » на этом пути  ќћѕј—-3D показал абсолютную эффективность. » даже несмотр€ на то что в другой —јѕ– работу по построению, например, модели корпуса можно выполнить в несколько раз быстрее, на весь цикл проектировани€ меньше времени уходит в  ќћѕј—е. » дл€ нас он стал именно инструментом полного циклаї.

ЂBOREYї Ч первое изделие Ђјэро¬олгиї, полностью спроектированное в  ќћѕј—-3D, включа€ теоретический чертеж и обводы корпуса, по которым на станках с „ѕ” и 3D-принтерах изготовлены мастер-модели дл€ получени€ рабочих матриц

¬ообще Ђјэро¬олгаї начинала еще с двухмерного  ќћѕј—-√рафик, но переходу в 3D способствовало по€вление в 12-й версии моделировани€ поверхностей. ¬ V14 этот функционал был отточен, а V16 дала возможность выполн€ть зеркальные сборки. Ђƒл€ нас зеркальное отображение критически важно, самолет-то симметричный. ¬  ќћѕј—-3D V14 этой опции не было.  огда, после моделировани€ правого полукрыла LA-8, мы вз€лись за левое, симметричное, полукрыло Ч мы, м€гко говор€, все прокл€лиї, Ч смеетс€ ƒмитрий. Ч Ђ“ак что с по€влением 16-й версии  ќћѕј—-3D, на мой взгл€д, стал вполне приличным инструментом с точки зрени€ проектировани€ самолетовї.

ƒизайн или техническа€ эстетика?

Ќалюбовавшись компактным и будто игрушечным ЂBOREYї и побывав в кабине элегантного LA-8, мы не могли не спросить, важны ли дл€ Ђјэро¬олгиї и ее заказчиков дизайн и внешн€€ красота самолета. ќказалось так: что функционально Ч то и будет красиво.

Ђѕроектиру€ автомобиль, разрабатыва€ его дизайн, силуэт, вы должны придумать что-то такое, чтобы потребитель сказал: Ђ¬ау!ї. ¬ самолете Ђ¬ау!ї может стать смертным приговором. «а проектные ошибки плат€т слишком дорого, об этом нужно помнить. “ак что дизайн дл€ самолета не главное. ≈сть определенные правила эргономики (в основном на уровне физиологии, анатомии и физиопсихологии), которые должны обеспечивать, например, неутомл€емость, Ч говорит ƒмитрий —услаков. Ч ¬ том же автомобиле приборы Ч это элемент декора, у нас Ч средство выживани€. —оответственно, предъ€вл€ютс€ особые требовани€ к их расположению и конфигурации, чтобы все работало корректно. Ќу а если говорить о технической эстетике, у нас позици€ така€: делай функционально Ч и будет красиво. ѕосмотрите на ЂBOREYї: там нет ни одной декоративной панельки, а посмотреть при€тної.

јэро¬олга

–аботать в рынке

Ќо общие черты с автомобилестроением все же есть.  ак и у автомобил€, у самолета-амфибии нет конкретного заказчика. «аказчик Ђјэро¬олгиї самый жесткий, требовательный, непредсказуемый Ч это рынок. —начала компани€ опрашивает дилеров, вы€сн€ет, что нужно рынку, потом формируетс€ облик самолета, по нему выполн€ютс€ проектные исследовани€. Ќо бизнес-решени€ приходитс€ принимать на свой страх и риск.

Ђ„ем работа конструктора и хороша, и плоха Ч у нашей задачи нет правильного ответа. “очнее, ответ такой Ч работает или не работает, удовлетворен рынок или нет. »менно рынок дает нам оценку, но его реакци€ идет с задержкой, поэтому ты должен сто раз подумать, какой болт поставить и сколько он стоит. Ќужно посто€нно балансировать между стоимостью и эффективностью. “ак что у нас даже конструктор мыслит в разрезе бизнесаї, Ч по€сн€ет ƒмитрий.

јэро¬олга

–абота€ на такого потенциального заказчика, конструкторам Ђјэро¬олгиї приходитс€ быть готовыми к определенным капризам, каждому клиенту надо угодить. “ут, кстати, разработчикам на выручку приходит функционал управлени€ исполнени€ми в  ќћѕј—-3D. ¬ –оссии многие компании делают самолеты-амфибии, но на мировой рынок не выходит никто Ч слишком серьезную специфику приходитс€ учитывать даже на этапе проектировани€.

Ђ»ностранный рынок Ч это не просто перевести на другой €зык надписи на кнопках, это работа в определенной системе координат, котора€ охватывает все процессы Ч от разработки авиатехники до крайнего часа эксплуатации, Ч говорит ƒмитрий. Ч ≈сли зарубежный заказчик открывает капот и не видит там противопожарной перегородки (как на многих наших самолетах Ч ведь в –оссии такого правила нет), он такую машину дальше рассматривать не будет. —амолет Ђјэро¬олгиї соответствует международным стандартам качества по всему жизненному циклу машины Ч нормам проектировани€, организации, изготовлени€, эксплуатации, вплоть до последних версий циркул€ров ‘едеральной авиационной службы —Ўј и ≈вропейского јгентства по авиационной безопасности. ѕоэтому когда российские заказчики спрашивают: Ђѕочему так дорого?ї, € отвечаю: Ђ ак раз недорого! ѕо цене меньшей, чем у мировых производителей, ты получаешь самолет с европейским качеством. Ќе нравитс€ европейское качество, хочетс€ технического экстрима Ч добро пожаловать к другим производител€м!ї.


ѕроект
ЂBOREYї
јэро¬олга

«аказчиком проекта двухместного самолета ЂBOREYї стали немецкий и италь€нский аэроклубы, которым была нужна недорога€ и эффективна€ машина, обладающа€ хорошей мореходностью и взлетно-посадочными характеристиками дл€ летного обучени€. √еометрию корпуса выполнил легендарный авиаконструктор Ѕорис ¬алентинович „ернов, в честь которого и был назван новый самолет. » конечно, Ѕорей Ч им€ сурового северного ветра.

ЂBOREYї Ч первое изделие Ђјэро¬олгиї, полностью спроектированное в  ќћѕј—-3D, включа€ теоретический чертеж и обводы корпуса, по которым на станках с „ѕ” и 3D-принтерах изготовлены мастер-модели дл€ получени€ рабочих матриц. Ќа этой машине Ђјэро¬олгаї смогла обкатать все внутренние процедуры и регламенты сквозного проектировани€, начина€ от трехмерной модели, заканчива€ выпуском комплекта рабочей и эксплуатационной документации и каталога составных частей. —амолет может вз€ть на борт груз больше своего веса, оборудован приборами дл€ ночных визуальных полетов, взлетна€ дистанци€ на воде и на суше Ч от 140-150 метров в зависимости от опыта пилотов.

ЂBOREYї по€вилс€ на свет в 2017 году и уже стал серийным изделием Ч на данный момент в производстве Ђјэро¬олгиї машины дл€ заказчиков за рубежом и в –оссии, вплоть до серийного номера 018, и на все заказы уже поступил аванс. ¬ дни нашего визита на аэродроме сто€л заводской экземпл€р ЂBOREYї, который используетс€ европейским ‘ондом помощи больным рассе€нным склерозом. Ёта машина участвовала в репетиции кругосветного перелета по —еверному пол€рному кругу и, несмотр€ на свой юный возраст, успела много где побывать Ч летала на реки ѕечору, ¬ычегду, в ѕермь, —ыктывкар и другие города.

 онструкторы Ђјэро¬олгиї посто€нно провод€т функциональные улучшени€ машины: недавно в  ќћѕј—-3D, с максимальным использованием компоновочной геометрии двигател€, моторамы, пилона, крыла и фюзел€жа, была спроектирована система отоплени€.

Ќа взлетной полосе

ƒл€ самолетов Ђјэро¬олгиї Ђполетелї Ч еще не признак готовности издели€. √отовность Ч это когда есть товар с комплектом эксплуатационной документации, комплектом и каталогом запасных частей, с руководством по летной эксплуатации, с документами, подтверждающими все необходимые испытани€ и тесты. »спытани€, конечно, проход€т в соответствии с законодательством. ≈сть определенна€ процедура, сертификационные центры, дипломированные летчики-испытатели, которые выполн€ют облеты техники и дают заключение о ее годности. ќбслуживанием самолета после его покупки занимаютс€ в основном дилеры. Ђ≈сли заказчик купил самолет в √ермании, он обслуживает его у дилера. ¬ы представл€ете, если бы € звонил напр€мую разработчикам  ќћѕј—-3D в  оломну или в ѕитер каждый раз, когда мне что-то нужно? я звоню в ј— ќЌ-—амара Ч это гораздо удобнее, реб€та р€дом и решают все вопросы! Ч сравнивает ƒмитрий. Ч ≈ще у нас есть Ђјэро¬олга-—ервисї, это служба эксплуатации, котора€ отрабатывает эксплуатационные процедуры, протоколирует их и рассылает ведомствам и владельцам самолетов.  стати, они в своей работе тоже используют результаты моделировани€ в  ќћѕј—-3D.  ачественна€ эксплуатационна€ документаци€ Ч это тоже одна из причин, почему мы перешли на 3D-моделированиеї.

Ќа Ђјэро¬олгеї работа идет сразу над несколькими заказами, а некоторые проекты наход€тс€ в стадии разной степени обдумывани€ и реализации. ¬ том числе поэтому предпри€тию так важна жестка€ регламентаци€ всех конструкторских работ. ј вот управление заказами, по признанию ƒмитри€, пока Ч головна€ боль. “иповые PLM-системы Ђјэро¬олгеї не подход€т: огромна€ номенклатура и малые партии требуют экземпл€рного, поштучного учета каждой составной части Ч а составных частей около 12 тыс€ч единиц.

јэро¬олга

Ќа борту с поставщиками

” Ђјэро¬олгиї пор€дка 20-40 поставщиков, половина из них зарубежные Ч —Ўј, „ехи€, √ермани€, ¬еликобритани€: пилотажно-навигационный комплекс Garmin, комплекс контрол€ двигателей Ч фирма GPI, радиокомпас Ч Bendix King, грозоотметчик дл€ грозовой локации Ч Insite Corp, метеолокатор Garmin. ќбщение конструкторов с контрагентами происходит в формате STEP или Parasolid, но от некоторых приходитс€ получать и отсканированные чертежи. Ќапример, в английской фирме CKT, котора€ делает выхлопные системы, работают инженеры, которым по 70-80 лет, Ч они рисуют на кульмане и присылают сканированные чертежи, по которым в Ђјэро¬олгеї готов€т 3D-модели.

–оссийских поставщиков тоже много. ј кое-какие компоненты авионики Ђјэро¬олгаї делает самосто€тельно Ч например мощные полупроводниковые коммутационные устройства, автомат блокировки реверса, логический контроллер управлени€ триммерами. ¬ том числе дл€ таких задач конструкторы сейчас осваивают приложение ќборудование:  абели и ∆гуты 3D.

ƒо всего есть дело

¬ конструкторской команде Ђјэро¬олгиї есть специалисты по 3D-моделированию, по конструкторской документации, есть те, кто специализируетс€ на прочности Ч но каждый человек здесь может выполнить практически любую работу: от расчета узла до выпуска иллюстраций к рекламному проспекту.

” нас держатс€ не узкие специалисты, а те, кому интересно всЄ, кому до всего есть дело Ч это важный психологический момент. ¬ Ђјэро¬олгеї к профессии и зарплате прилагаетс€ ответственность

ƒмитрий —услаков: ЂЋюбое авиастроение требует серьезных компетенций. ≈сли на крупном предпри€тии конструктору приходитс€ вставл€ть болты и гайки, про болты он должен знать все Ч из чего они, зачем, да хоть вли€ние фаз луны на их механические свойства. ” нас требуютс€, может, и менее глубокие познани€, но более широкие. Ќаш конструктор должен примен€ть болты, которые можно купить, а не заказывать вагонами впрок с единственного в мире завода. Ќаш конструктор должен уметь найти покупное комплектующее изделие, должен на уровне беглого чтени€ документации знать английский €зык, обладать знани€ми в области прочностных, аэродинамических, нагрузочных расчетов. ¬от когда у мен€ спрашивают, в какой программе мы проводим расчет на прочность своих самолетов, € отвечаю: Ђ¬ программе третьего курса аэрокосмического университетаї. ≈ли ты не знаешь ее, то никака€ друга€ тебе не поможет. ќдному и тому же сотруднику у нас приходитс€ сегодн€ чертить и сдавать  ƒ, завтра моделировать, а послезавтра выполн€ть параметрические исследовани€, примен€ть знани€ численных методов. ¬ общем, больше знать и уметь. ѕоэтому у нас держатс€ не узкие специалисты, а те, кому интересно всЄ, кому до всего есть дело Ч это важный психологический момент. ” нас к профессии и зарплате прилагаетс€ ответственность. “ы отвечаешь за то, что делаешь. Ёто отсеивает 60-70% соискателей, зато остаютс€ самые талантливые, и каждый ощущает свой вклад в результат. «наете, во всем мире бизнесом в general aviation занимаютс€ не больше 10 тыс€ч человек. ќн дает возможность заниматьс€ любимым делом и вести образ жизни, который поднимает духї.


јэро¬олга

—ергей јлафинов: ЂЅизнес родилс€ вместе с желанием пилотировать свой самолетї


ѕредседатель —овета директоров Ќѕќ Ђјэро¬олгаї —ергей јлафинов рассказывает о вдохновении и амбици€х

—ергей, расскажите, с чего началась истори€ Ђјэро¬олгиї?
 ак частный пилот € начал летать в 1997 году. — друзь€ми по аэроклубу мы купили я -40, чтобы летать на нем на охоту, рыбалку. ÷ена на керосин была низкой Ч можно было летать далеко. Ќо эта машина не позвол€ла добиратьс€ до отдаленных, диких мест: из јрхангельска, Ќорильска нужно было заказывать вертолет. » у мен€ возникла мысль заменить я -40 на самолет, на котором можно было бы из ћосковской области прилететь в  арелию, на ”рал и добратьс€ пр€мо до места базировани€. –ынок показал, что с этой задачей может справитьс€ только американский гидросамолет Ђ аталинаї, которому на тот момент было уже 70 лет. ќн стоил дорого, но главное Ч его дорого было содержать. –аз нельз€ купить, надо сделать! » в 2002 году € организовал предпри€тие Ђјэро¬олгаї. ћы начинали с арендованного на одном из местных предпри€тий цеха: гр€зь, холод Ч зато дешево и военна€ охрана Ч поэтому пронести с собой компьютер было невозможно. ¬ 2004 году мы подн€ли первый самолет-амфибию LA-8 и начали искать новое место. Ќаш шеф-пилот, генерал-майор и летчик-испытатель ћихаил ћихайлович ≈манов выбрал площадку под —амарой, в  расном яре. Ќачали потихоньку строить предпри€тие. —ейчас у нас есть 600 метров асфальтовой взлетно-посадочной полосы и 800 метров грунтовой, производственные площади, которые позвол€ют нам работать и развиватьс€.
ѕолучаетс€, бизнес родилс€ из вашего увлечени€ авиацией?
ѕонимаете, мы росли, когда не было гаджетов, компьютерных игр, Ч нас привлекали небо и самолеты.  огда € закончил школу, € записалс€ в ƒќ—јј‘ на курсы пилотов, но так как мне не было еще 18 лет, они сказали, что попробовать € себ€ могу только в роли парашютиста. ћен€ это не устраивало.  ак ни странно, € до сих пор ни разу не прыгал с парашютом, хот€ и летаю с ним, когда надо. ѕарашют Ч это аварийное средство, пилот не должен его использовать, он должен посадить самолет. ¬ общем, уже в зрелом возрасте, когда мне пошел п€тый дес€ток, мой при€тель, зна€, как € мечтал летать, привел мен€ на аэродром в ѕодмосковье. — тех пор € летаю. » бизнес родилс€ вместе с желанием пилотировать свой самолет. —амое лучшее, когда вы выполн€ете работу, котора€ €вл€етс€ вашим хобби. ≈сть и обратна€ логика: чтобы продукци€ была успешной, те, кто ее создают, должны ее сами и использовать. ѕроизводители машин в –оссии должны ездить на российских автомобил€х. –азработчики софта Ч использовать его. “огда будет результат.
јэро¬олга

ЋЄтчик-космонавт ¬алерий “окарев и —ергей јлафинов пилотируют LA-8. ѕерелет на Ѕайкал, 2016 г.

ѕочему у самолетов Ђјэро¬олгиї так мало заказчиков в –оссии?
—егодн€ в нашей линейке два варианта самолета-амфибии LA-8, которые мы выпускаем серийно. ќн рассчитан на частных пилотов: это либо восьмиместный самолет эконом-класса, либо вариант дл€ шести человек, позвол€ющий вз€ть с собой оборудование, электростанцию, собаку, лодку, туристическое снар€жение Ч что хотите. ¬от сравните: у нас в –оссии свидетельства частного пилота имеют менее 10 тыс€ч человек, а в —Ўј, например, 600 тыс€ч Ч рынок отличаетс€ более чем на пор€док. ƒруга€ причина Ч цена: LA-8 дл€ российских потребителей дорогой. —ейчас мы запускаем в серийное производство ЂBOREYї, маленький Ђантикризисныйї самолет. ќн действительно был задуман в конце 2014 года, когда началс€ кризис и мы пон€ли, что покупательна€ способность падает. Ётот бюджетный самолет мы продвигаем на ƒальний ¬осток, в —ибирь, надеемс€, он там найдет своих покупателей. ¬се машины LA-8 идут на «апад. 70% заказов ЂBOREYї тоже, и только 30% пока остаетс€ в –оссии.
 ак происходит выпуск каждого готового самолета? Ђјэро¬олгаї празднует?
¬ыход самолета дл€ всего коллектива, конечно, событие, все смотр€т первый полет, даже если это серийна€ машина.  огда самолет совсем новый, как это было с ЂBOREYї, Ч это еще более волнительно, потому что это труд огромной команды, два-три года плотной работы. ƒо первого полета мы не можем быть уверены во всем на 100%, это всегда риск. ѕерва€ машина делаетс€ по-русски Ч размеренно в процессе и со спешкой в финале.

 ак бы мы ни просчитывали, как бы профессионально ни моделировали, жизнь вносит свои коррективы. » если данные первого полета близки к расчетным Ч это большой успех. Ќо выпустить один самолет и поставить его в серию Ч две большие разницы. «атем самолет нужно продать, обеспечить обслуживание. ћы с интересом следим за машинами, которые отдали в руки эксплуатантов. √идросамолет, выпущенный нами в 2004 году, все еще летает в районе ѕерсидского залива у наших клиентов. ѕодходит срок его списани€, но все эти без малого 15 лет он отлетал без проблем.

Ђјэро¬олгаї и так единственна€ негосударственна€ российска€ компани€, поставл€юща€ свои самолеты-амфибии за рубеж. ј какие еще у вас амбиции Ч инженерные и рыночные?
” любого производител€ амбици€ Ч стать монополистом в своем сегменте. ћы тоже ставим большие цели: например, мы вполне можем иметь треть мирового рынка в категории легких самолетов-амфибий. Ќо достижение этой цели зависит не только от Ђјэро¬олгиї. ≈сть проблема Ч большинство важных комплектующих не производитс€ в –оссии. ѕоэтому себестоимость наших машин априори выше, чем продукци€ наших конкурентов в тех же —Ўј.  огда больше комплектующих элементов будет производитьс€ в –оссии, когда таможенные платежи, св€занные с закупкой импортных комплектующих, не будут поднимать стоимость сложной продукции, мы станем ближе к нашей глобальной цели. —ейчас мы запускаем в серийное производство ЂBOREYї, готовим глубокую модернизацию LA-8. —егодн€шние машины в сравнению с первыми образцами претерпели много изменений внутри, но внешне не слишком изменились. ” клиентов тоже есть потребности, которые нужно учитывать: улучшение характеристик по грузоподъемности, экономичности, удобству размещени€ пассажиров и багажа и безопасности на воде.

≈сть и действительно амбициозна€ задача Ч проект новой Ђ аталиныї. —амолету почти 80 лет, а потребность в машине этого размера есть. Ќас знают во всем мире, заказчики из ≈вропы, »ндии спрашивают, не можем ли мы предложить самолет на 19 мест. —ейчас мы прорабатываем такую возможность, но есть проблема. ћы пользуемс€ чешскими, американскими двигател€ми. » если с легкими частными самолетами все хорошо, то что делать с двигател€ми в весовой категории Ђ аталиныї, € не знаю. «ападные производители типа Rolls-Royce, General Electric не хот€т работать с новыми игроками на рынке самолетов. ѕоставка двигател€ от них (а это двигатели двойного назначени€) Ч это потенциальна€ проблема.


ѕилот или конструктор:

блиц-опрос дл€ ƒмитри€ —услакова

„то вы больше любите Ч проектировать самолеты или летать?
я занималс€ авиамоделизмом еще в детстве, в юности попал к энтузиастам-самодельщикам Ч там мен€ научили летать. ѕри этом € много занималс€ научной работой, св€зал свою жизнь с проектированием и строительством самолетов. ƒл€ мен€ это как вопрос Ђ“ы кого больше любишь Ч маму или папу?ї. я люблю все одновременно Ч и летать, и строить.
јэро¬олга

¬ы можете пилотировать любой самолет?
“олько в соответствии с квалификацией. я пилот одно- и многодвигательных сухопутных самолетов, также одно- и многодвигательных гидросамолетов. Ёто позвол€ет мне выполн€ть полеты на машинах типа LA-8.  ак обычный частный пилот € проходил соответствующее обучение, курсы повышени€ квалификации и каждый год прохожу медкомиссию.
ј хотели бы иметь свой личный самолет?
 онечно. ѕредставл€ете, как удобно: п€тница, вечер, € сажусь в самолет, товарищ р€дом, летим на ¬олгу, у мен€ в самолете надувна€ лодка, палатки, котелки... ѕрилетели, утром идем ловить рыбу. ¬ понедельник просыпаюсь, собираю палатку, сажусь в самолет, прилетаю на работу, ставлю самолет на сто€нку и работаю. Ќу ради такого стоит жить!
—колько стоит самолет?
 ак €хта. ÷ена ЂBOREYї Ч цена хорошего прогулочного катера, на этот год 115 тыс. долларов в базовой комплектации, включа€ Ќƒ— и дл€ российского покупател€. LA-8 Ч цена хорошей 12-метровой €хты, более 1 млн долларов.
 ак далеко можно улететь на ЂBOREYї и LA-8 без дозаправки?
Ѕазова€ дальность ЂBOREYї Ч 800 км, на серийном LA-8 Ч 1200 км, с дополнительными баками 1400 км, на специальной модификации RS, котора€ не пойдет в серию, Ч до 4000 км, нова€ серийна€ модификаци€ на двигател€х Lycoming (300-315 лошадиных сил) планируетс€ с дальностью до 2500 км.
—амое далекое место, куда вы летали в качестве пилота на самолете-амфибии?
Ќа юго-запад: Ќицца, ћонте- арло. ћы вылетели отсюда, из  расного яра, через Ѕр€нск Ч там граница Ч до —редиземного мор€. Ќа обратном пути приземл€лись в »талии, на горном озере  омо, смотрели сверху на ѕадую, каналы ¬енеции... Ќа восток Ч по –оссии на озеро Ѕайкал до Ѕаргузинского залива, на север Ч до —оловецких островов, Ѕелое ћоре.  онечно, √еленджик, „Єрное море. ј вообще самолет-амфиби€ приземл€етс€ или... как говорить правильно? ¬се-таки приземл€етс€. ¬ английском €зыке есть такой идиоматический термин Ђlanding to waterї, посадка на воду.
јэро¬олга

—колько весит самолет?
LA-8 Ч эта машина собственным весом 1800 кг, максимальна€ взлетна€ масса 2720 кг, допустимый перегруз до 5%. Ќаверное, это равноценно Dodge Ram Ч он ест примерно столько же. ’от€ вообще лучше сравнивать не с автомобилем, а с €хтой. “ак что наш самолет Ч это 12-метрова€ €хта, но легче в шесть раз.
„то самое сложное при пилотировании самолета-амфибии?
ћаневрирование на воде. “ут важно чувствовать инерцию. ¬ы идете к причалу, и на определенном рассто€нии вам нужно отработать реверсом винтов. ≈сли сделаете это рано, в конце потер€ете ход и управл€емость Ч руль работать не будет. ≈сли поздно Ч врежетесь в причал, что тоже нехорошо. ”мение швартовать крупное судно Ч сродни умению посадить самолет.
¬аша перва€ 3D-модель в  ќћѕј—е?
ј она до сих пор летает! Ёто гнутый кронштейн крыла самолета LA-8, достаточно сложный по форме Ч вот что € первое освоил в 3D, в 2007 году.
ѕри спуске судна на воду о корму разбивают бутылку шампанского. ј есть ли у Ђјэро¬олгиї свои традиции, св€занные с выпуском самолета?
¬ каждом гидросамолете у нас живет корабельна€ крыса. ѕравда-правда! ¬ 1996 году в университете мы строили Ѕорису „ернову самолет по его чертежам. Ёто был год ќгненной  рысы по восточному календарю, и мне сестренка подарила в€заного зверька. » € подумал: гидросамолет Ч это ж судно? ѕлохо, если на судне нет крысы, Ч ведь крысы не должны бежать с корабл€. — тех пор в каждую летающую лодку мы селим симпатичную плюшевую корабельную крысу. » она живет там незаметно дл€ всех, в носовом отсеке, в Ђтрюмеї.


‘отографии предоставлены Ќѕќ Ђјэро¬олгаї



„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: “€желые —јѕ–ы идут на рекорд
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

ѕродукт как услуга в эпоху четвертой промышленной революции — ƒарь€ “юльпа (ћиллионщикова) (16 сент€бр€ 2018)
isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2018 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.