¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

15 августа 2018

 ак с помощью решений ј— ќЌ ЂЅалтийский заводї строит самые большие в мире атомные ледоколы

Ѕеседовала ≈катерина ћошкина

 ат€ —тремление 2017

ќригинал этой статьи под заголовком Ђ—ломать лЄд автоматизацииї опубликован в выпуске 19 корпоративного журнала ј— ќЌ —тремление.
Ћедоколы Ѕалтийский завод


ќсвоение строгой, непредсказуемой јрктики всегда было испытанием возможностей человека, науки, техники. ј строительство флота дл€ работы в арктических широтах, особенно флота атомного, Ч вызов дл€ инженеров. ЂЅалтийский заводї, вход€щий в ќбъединенную судостроительную корпорацию, давно прин€л этот вызов и сегодн€ строит самые передовые по техническим характеристикам атомные ледоколы в мире. ќни могут служить без дозаправки несколько лет, работать во льдах толщиной в 2,9 метра и открывают перед –оссией новые перспективы по изучению и освоению јрктики. — 2015 года на предпри€тии в несколько этапов проходит проект автоматизации подготовки машиностроительного производства с помощью систем Ћќ÷ћјЌ:PLM и ¬≈–“» јЋ№. ћы побеседовали с директором по »“ ЂЅалтийского заводаї ƒенисом  оротких и начальником отдела автоматизации подготовки производства јлександром Ќазаровым о том, как завод реализует »“-проекты в суровых, как сама јрктика, услови€х Ч сжатые сроки, отраслева€ специфика, сложные бизнес-процессы и ответственность перед всей страной.


 оротких
Ќазаров

ƒенис  оротких,

директор по »“
јќ ЂЅалтийский заводї

јлександр Ќазаров,

начальник отдела автоматизации
подготовки производства


ћы не раз проводили дл€ читателей виртуальные экскурсии по предпри€ти€м –оссии, знаковым в своих отрасл€х, Ч в том числе и по судостроительным: ѕќ Ђ—евмашї, ——« Ђ¬ымпелї... „то выдел€ет ЂЅалтийский заводї среди коллег по отрасли и по промышленности в целом?

ƒенис  оротких: ¬о-первых, ЂЅалтийский заводї Ч это одно из немногих комплексных судостроительных производств, которое объедин€ет в себе и верфь, и машиностроительный завод. ¬торой и ключевой момент Ч мы производим суда с атомной энергетической установкой, на что в –оссии способны лишь единицы.

¬ свое врем€ ЂЅалтийский заводї разрабатывал и выпускал как надводные, так и подводные суда, но сейчас основна€ наша специализаци€ Ч надводный атомный флот. Ќа данный момент, например, мы работаем по заказу Ђ–осатомаї над трем€ ледоколами нового проекта 22220, самыми большими в мире атомными ледоколами.

»менно этого от нас ждет страна в рамках программы развити€ јрктики. Ќо у ЂЅалтийского заводаї есть еще одно уникальное направление Ч плавучие атомные электростанции, совершенно инновационна€ вещь, которую до нас никто в мире не делал. ќни нужны, чтобы обеспечивать энергией газовые и нефт€ные платформы, расположенные в открытом море, удаленные промышленные предпри€ти€, портовые города. ќдна така€ станци€, Ђјкадемик Ћомоносовї, будет сдана заказчику в 2019 году, а в этом году ее ждет отправка в ћурманск дл€ швартовых испытаний и пуска атомного реактора. Ђјкадемик Ћомоносовї станет самой северной в мире атомной станцией, расположенной в зоне вечной мерзлоты.

Ћедоколы Ѕалтийский завод

ѕлавуча€ атомна€ электростанци€ Ђјкадемик Ћомоносовї

ј какими инженерными ноу-хау располагает ЂЅалтийский заводї? —амо собой, помимо специфики, которую накладывает на все процессы работа с атомной энергией.
ƒ. .: Ќу если брать машиностроение, то мы одно из трех предпри€тий –оссии, которое умеет производить винтовое оборудование различной сложности. ¬ судостроительной отрасли ЂЅалтийский заводї €вл€етс€ центром компетенций по изготовлению валопроводов дл€ судов и кораблей на —еверо-«ападе. ѕочти все судостроительные заказы на верф€х в —анкт-ѕетербурге и  алининграде получают валы нашего производства.
¬ чем сложность этих изделий?

ƒ. .: ƒл€ их производства нужны одновременно и инженерные компетенции, и соответствующее оборудование. —удовой вал Ч это очень сложное и массивное изделие, и без специфических знаний, опыта их изготовлени€ не обойтись никак. ” нас на ЂЅалтийском заводеї такой центр компетенций есть: технологии, знани€, опыт, вплоть до специалистов-станочников, которые занимаютс€ определенными операци€ми на валах.

јлександр Ќазаров: —мотрите, вал состоит из нескольких частей. ƒлина одной части достигает 20 метров, обща€ длина вала Ч свыше 40 метров. » это одно изделие. ƒиаметр большого винта может доходить до четырех метров. ќни могут быть сборные, обрабатыватьс€ целиком... Ёто огромные размеры, сумасшедший вес, соответственно, сложность обработки тоже очень серьезна€.

Ћедоколы Ѕалтийский завод

ƒ. .: Ћопасть от винта Ч это сложна€ поверхность, ее обработка требует и высокоточных станков, и хорошей подготовки производства, умени€ и квалификации мастера, который работает на станке. ” нас есть все три компонента.
— преимуществами разобрались, давайте поговорим про преп€тстви€. —анкции дл€ ЂЅалтийского заводаї оказались зоной роста или все же ограничением?  ак работа под санкци€ми сказалась на процессах автоматизации?

(—екторальные санкции против ќбъединенной судостроительной корпорации, куда входит ЂЅалтийский заводї, были введены в 2014 году.)

ƒ. .: ≈сли говорить про судостроительную отрасль вообще, то санкции, конечно, определенное сдерживающее вли€ние оказали. Ќо, к счастью, все издели€, которые сейчас производит ЂЅалтийский заводї, в том числе атомные ледоколы, Ч это проекты совершенно инновационные. Ќова€ система электродвижени€, нова€ система вентил€ции и кондиционировани€ Ч всЄ новое. —егодн€ на самом судне используетс€ менее 5% импортных изделий. “о есть ледокол более чем на 95% состоит из продукции российского производства. „то касаетс€ сферы »“: да, безусловно, у нас есть зарубежные программные продукты, которые на данный момент невозможно заменить отечественными решени€ми Ч просто нет такого российского софта. Ќо при этом мы все же успешно занимаемс€ импортозамещением в »“, и €ркий пример тому Ч внедрение решений ј— ќЌ. “ак что дл€ предпри€ти€ в целом санкции не стали проблемой.

—егодн€ на самом судне используетс€ менее 5% импортных изделий. “о есть ледокол более чем на 95% состоит из продукции российского производства

—ейчас 5% импортных изделий, но раньше было больше?

ƒ. .: Ѕыло больше. ћы работаем в мировом рынке, и надо понимать, что в изготовлении технически сложных изделий Ч будь то самолеты, космические или морские корабли Ч всегда присутствует коопераци€, в том числе международна€. »з-за рубежа поставл€ютс€ радиоэлектронные компоненты и много чего еще. Ќо страна вз€ла курс на импортозамещение, стараетс€ возродить производство сложных изделий, замещать комплектующие иностранного производства на отечественные. Ќе все удаетс€, но тем не менее. ≈сли мы говорим, например, о судовых двигател€х, то крупнейшие игроки на этом рынке Ч Rolls-Royse, Hyundai и прочие компании с большой линейкой моделей, обкатанных на практике. —ейчас, после введени€ санкций, отрасли пришлось дожидатьс€, когда наше двигателестроение дойдет до нужного уровн€, когда нам скажут: Ђƒа, можем, подобрали, произвели, устанавливаем, все работаетї.


Ћедоколы проекта 22220

√оловной ледокол проекта 22220 Ђјрктикаї был заложен в но€бре 2013 года. ќн стал самым большим и самым мощным (60 ћ¬т) атомным ледоколом в мире, оснащенным двухреакторной энергетической установкой с основным источником пара от реакторной установки –»“ћ-200 мощностью 175 ћ¬т. ƒвухосадочна€ конструкци€ судна позвол€ет использовать его как в арктических водах, так и в усть€х пол€рных рек.

¬ мае 2015 года был заложен первый серийный ледокол проекта 22220 Ђ—ибирьї. ќсновные характеристики: длина Ч 173,3 м, ширина Ч 34 м, водоизмещение Ч 33,54 тыс. тонн, назначенный срок службы Ч 40 лет, экипаж универсального атомного ледокола Ч 75 человек. ѕредельна€ толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваема€ ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5-2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составл€ет 2,8 м.

јтомный ледокол предназначен дл€:

  • самосто€тельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), круглогодичного лидировани€ караванов в «ападном районе јрктики;
  • ледокольной проводки судов на мелководных участках ≈нисе€ (ƒудинском направлении) и ќбской губы;
  • буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде;
  • оказани€ помощи судам и выполнени€ спасательных работ в ледовых услови€х и на чистой воде.

√лавное отличие ледоколов с атомной силовой установкой Ч огромна€ энерговооруженность. јтомный ледокол может работать без Ђдозаправкиї несколько лет.  роме того, запасы топлива не занимают места на судне, что позвол€ет увеличить полезную нагрузку и длительное врем€ (более года) работать без захода в порт. ћощность атомного ледокола дает возможность работать во льдах толщиной 2,9 метра, что существенно выше максимальных возможностей по толщине ледового покрыти€ дл€ дизельного ледокола.

»сточник: ќ— 

Ћедоколы Ѕалтийский завод

ƒенис, по вашему опыту, что должно случитьс€ на предпри€тии, чтобы автоматизаци€ бизнес-процессов стала осмысленной и комплексной, а не лоскутной?
ƒ. .: Ќа ЂЅалтийском заводеї произошла проста€ вещь: мы написали стратегию развити€ информационных технологий. „уть позже она по€вилась и у всей ќ— . —тратеги€ Ч это необходимый и самый очевидный шаг. я считаю, что предпри€тие такого масштаба, как ЂЅалтийский заводї, не может существовать без стратегии планового развити€ »“ Ч если внедрение систем будет хаотичным, ничего хорошего из этого не выйдет. Ќа данный момент мы избавились от самописных и устаревших систем.
¬ информационном пространстве любого предпри€ти€ используютс€ продукты разных вендоров. ¬идите ли вы задачу в сокращении их числа? »ли это вообще не €вл€етс€ проблемой?
ƒ. .: Ќикакой проблемы в этом € не вижу. ƒл€ нас важнее иметь грамотную, качественную интеграцию между системами, чем пользоватьс€ продуктами одного вендора.   тому же € себе слабо представл€ю такое развитие событий. Ќабор ѕќ, используемого на сложном судостроительном предпри€тии, настолько широк, что ни один вендор не сможет закрыть всю линейку. ” Siemens, например, мощные решени€ по технологической подготовке производства, но а) санкции, б) у них нет ни одного коробочного ERP-продукта. ¬ области ERP лидерами выступают другие вендоры, по финансовому планированию Ч третьи. ¬ общем, € не верю, что все »“-сегменты мог бы закрыть один разработчик. ¬ каждом отдельно вз€том »“-проекте на ЂЅалтийском заводеї большой пласт задач касаетс€ интеграции того или иного продукта со всеми остальными информационными системами, которые есть на заводе.

Ёкономический эффект можно косвенно посчитать через объемы замороженных денег, неверно купленного или лишнего материала. » если всЄ перевести в материальные затраты и финансовые потоки, то выгода многократно перекрывает затраты на внедрение »“-систем

ј как на уровне »“-систем организованы внешние св€зи Ч с проектантами, подр€дчиками, заказчиком?  ак далеко в этом смысле зашел цифровой прогресс на ЂЅалтийском заводеї?
ј.Ќ.: ѕерспективы полного перехода в цифру, конечно, есть, но процесс это довольно длительный. ќщутимый результат напр€женной работы в этом направлении можно будет получить лишь через несколько лет. ¬ силу того что приемка, контрагенты, проектанты Ч это разные юридические лица, со своими цел€ми и бизнес-процессами, вопрос построени€ единого информационного пространства на таком уровне решить сложнее, чем в рамках одного предпри€ти€. “ам, на другой стороне, ровно такой же разнородный ландшафт информационных систем, да и с качеством данных, которые хран€тс€ и рождаютс€ в этих системах, тоже бывают проблемы. “ак что пока всем нам приходитс€ искать компромиссы и удобные дл€ всех варианты взаимодействи€. ¬от совсем недавно завершилс€ один из важных этапов: мы с проектантом закончили работу по налаживанию автоматической передачи данных по рабочей конструкторской документации. “еперь наступила друга€ фаза Ч мы понимаем, что по качеству это не совсем те данные, которые мы бы хотели. ќтладка таких процессов занимает врем€, а вопрос передачи информации о 3D-модел€х, которую можно использовать дл€ технологической подготовки или производства, по цепочке проектант-завод-контрагент пока остаетс€ перспективным. Ёто большое поле дл€ развити€.

ƒ. .: ¬ свое врем€ мы внутри системы подготовки производства по судостроению развили инструмент Ђ нига вопросов и ответовї, который позвол€ет технологам и мастерам адресовать вопросы “ехнической дирекции ЂЅалтийского заводаї, а также проектанту и довольно оперативно получать ответы. ѕлюс мы контролируем врем€ реакции. ¬ прошлом году мы распространили эту практику и на контрагентов. —ейчас субподр€дчики, которые занимаютс€ электромонтажом, Ђќ Ѕћ јфрикантовї, которое выполн€ет работы по атомной части ледокола, Ч все они подключены к этому инструменту и прекрасно общаютс€ с нашими технологами, с проектантом и между собой в электронном пространстве. ƒо этого подобное общение велось на бумаге.

ј.Ќ.: ѕока массив данных поступает от всех по-разному Ч и в цифре, и на бумаге. ћы постепенно уходим от бумаги, и с регламентированным электронным взаимодействием всЄ становитс€ гораздо проще. » хот€ в ближайшее врем€ завод вр€д ли откажетс€ от архива бумажной документации, дл€ оперативной работы бумажный поток данных уже сейчас становитс€ вторичным по отношению к электронному.

Ћедоколы Ѕалтийский завод

ј пресловутое Ђцифровое производствої дл€ ЂЅалтийского заводаї Ч ближайшее будущее, как считаете?
ƒ. .: ƒавайте говорить про отрасль. —удостроение движетс€ в этом направлении, но дл€ более уверенного движени€ необходимо согласовать р€д документов, в том числе нормативных, которые касаютс€ взаимодействи€ между проектантом и заводом. Ќи дл€ кого не секрет, что на текущий момент используютс€ стандарты заключени€ договоров, где рабоча€ конструкторска€ документаци€ учитываетс€ в листах. —оответственно, при разработке электронно-цифровой модели издели€ потребуетс€ пересмотр стандартов.  огда будет достигнут консенсус по тому, как закрывать эти этапы, что вообще €вл€етс€ этапом в проектировании, тогда, мне кажетс€, отрасль сможет перейти на электронно-цифровые модели.

—овсем светлое будущее Ч это электронно-цифрова€ модель издели€, котора€ подразумевает не только полноценное 3D-моделирование, но и повсеместно использующиес€ PDM- и PLM-системы, которые этот цифровой облик издели€ поддерживают. ¬ принципе последовательна€, комплексна€ автоматизаци€ помогает стремитьс€ к этой цели.

 стати, о последовательных действи€х. ѕроект внедрени€  омплекса решений ј— ќЌ на ЂЅалтийском заводеї стартовал в 2015 году и был разбит на два этапа. ѕервый Ч это переход инженерных служб и цехов на систему управлени€ инженерными данными Ћќ÷ћјЌ:PLM и технологическа€ подготовка производства на уровне маршрутов. ¬торой Ч внедрение —јѕ– “ѕ ¬≈–“» јЋ№ и пооперационные технологии. ѕочему пор€док автоматизации был именно таким?
ј.Ќ.: “ехнологическа€ подготовка производства подразумевает выпуск некоторого набора технологических документов, без которых производство не может начать свои работы. ≈сть документы укрупненные, как на любом машиностроительном производстве, есть маршрутные технологии, есть операционные. ƒокументом, отражающим маршрутную технологию на ЂЅалтийском заводеї, €вл€етс€ технар€д. ѕо сути, это состав издели€, с которым св€заны маршрут изготовлени€, нормативы расхода материалов и трудоемкость. ѕо простым издели€м технар€да достаточно дл€ производства Ч конечно, при наличии высококвалифицированного рабочего персонала. ≈сли такого персонала нет, то без операционных технологий не обойтись. —оответственно, вообще не обойтись без них при выпуске сложного издели€. —делав первый шаг Ч решив задачу по выпуску укрупненной техдокументации, технар€дов, мы перешли на следующий уровень и углубились в сам процесс технологической подготовки производства.

Ћќ÷ћјЌ:PLM и ¬≈–“» јЋ№ мы запустили с разницей в год, хот€ изначально хотели сделать это одновременно. ќднако в св€зи со сложностью бизнес-процессов завода и с тем, что переход на новые решени€ происходил не в лабораторных услови€х, а на живых проектах, внедрение состо€лось в два этапа. Ћќ÷ћјЌ:PLM мы запустили в €нваре 2017 года, а промышленна€ эксплуатаци€ ¬≈–“» јЋ№ стартовала в апреле 2018 года. —ейчас обе системы полностью решают задачи выпуска технологической документации по машиностроительной части.

 акой эффект от внедрени€ Ћќ÷ћјЌ:PLM и ¬≈–“» јЋ№ вы получаете сегодн€ и на какой рассчитываете в будущем?
ј.Ќ.: јвтоматизаци€ технологической подготовки производства Ч это, конечно, не ноу-хау. Ќо вне вс€ких сомнений, она позволила вывести на принципиально другой уровень качества данные процессов, которые всегда существовали на заводе. ¬сегда были технар€ды, всегда были маршрутные карты в цехах, другое дело, что писались они от руки, не использовались справочники, не примен€лись единые алгоритмы расчета нормативов и так далее.  ачество данных, которое было у нас раньше, несопоставимо с тем, что мы получаем сейчас. Ѕолее того, мы имеем возможность собрать все эти данные в одном месте. “оже не инноваци€, но это возможность, которую необходимо использовать. ≈сли мы аккумулируем данные в одном месте, перед нами открываютс€ новые перспективы по планированию, например, дорогих материалов. ¬ частности, если мы используем в больших объемах медь при производстве ключевых деталей на судне (а этих деталей очень много), то при планировании литейного производства нам необходимо специфическим образом считать литейные заготовки. „ем больше объем первоначальных данных, тем точнее мы сможем посчитать расход меди, а значит Ч и периодичность ее восполнени€, закупок.

≈сли говорить об операционных технологи€х, то мы просто приводим в пор€док то, что происходит на заводе. Ќапример, мы перевели на единые формы техпроцессы всех цехов Ч было чрезвычайно т€жело, но сейчас это работает. ѕерешли на единые алгоритмы расчета материалов, в том числе и вспомогательных. —коро будут введены единые алгоритмы расчета потребности в инструменте. » все это дает контролируемую картинку по любому изделию и по заказу в целом. ¬опросы нормировани€ и планировани€ расходов средств, которые выдел€ютс€ на изготовление того или иного издели€ и весь заказ, при наличии упор€доченных данных в ¬≈–“» јЋ№ и Ћќ÷ћјЌ:PLM решаютс€ проще и точнее.

“ак что экономический эффект можно косвенно посчитать через объемы замороженных денег, неверно купленного или лишнего материала. » если всЄ перевести в материальные затраты и финансовые потоки, то выгода многократно перекрывает затраты на внедрение »“-систем.

ј в чем была сложность перевода цехов на единые формы техпроцессов, о котором вы упом€нули?
ј.Ќ.: ѕроблема так или иначе в люд€х. ћы должны, мен€€ процессы, изменить привычки людей, которые работают по сложившимс€ законам уже много лет. Ђ«ачем мне ваши новомодные средства, когда все и так хорошо работаетї, Ч говор€т они. ѕричин не мен€тьс€ Ч миллион. ƒл€ конкретного человека, который участвует в процессе автоматизации, безусловно, всЄ в какой-то момент, особенно поначалу, становитс€ хуже, т€желее. ¬недрение новых инструментов воспринимаетс€ негативно, как что-то, нав€занное сверху. ќценить изменени€, позитивно вли€ющие на качество работы самого предпри€ти€ можно, лишь наблюда€ целостную картину, сравнива€, как было до, как стало в процессе и что осталось в результате. ѕоэтому о том, что при подобного рода технологических изменени€х все счастливы, говорить не приходитс€. Ќарод нужно переубеждать.

—ейчас цеха используют ¬≈–“» јЋ№ и Ћќ÷ћјЌ:PLM дл€ получени€ и предоставлени€ данных. »нформаци€ о том, сколько нужно материалов, идет от технологов. “ехнологи, которые разрабатывают укрупненную технологию, никогда не оценивают объемы необходимого инструмента, вспомогательных материалов, в том числе сварочных. ¬се это делают технологи по направлени€м, цеховые специалисты или ответственные за определенные технологии. ѕолучаетс€ такое двунаправленное движение. ќсновные материалы рассчитываютс€ при разработке укрупненной технологии, а потом операционные технологии дополн€ют ее необходимым набором данных.

Ћедоколы Ѕалтийский завод

 аково ваше отношение к кастомизации »“-продуктов? ќна неизбежна? Ќе €вл€етс€ ли кастомизаци€ формой возвращени€ к самописным системам, от которых предпри€ти€ стрем€тс€ уйти?
ƒ. .: я не считаю, что кастомизаци€ софта Ч это возврат к самописным инструментам, совершенно нет. ¬опрос в уровне этой кастомизации. Ќа крупных предпри€ти€х никогда не используютс€ коробочные решени€. ¬з€в коробочную версию системы даже уровн€ SAP, оно делает донастройку инструмента под свои нужды. Ёто св€зано со многими причинами, в первую очередь со спецификой каждого предпри€ти€, и ничего страшного в адаптации продуктов нет. √лавное, чтобы сам продукт позвол€л реализовывать необходимые изменени€ и чтобы была команда, котора€ может их поддерживать.
 акие Ђдонастройкиї потребовались Ћќ÷ћјЌ:PLM и ¬≈–“» јЋ№ и дл€ каких задач?

ј.Ќ.: ќсновополагающа€ доработка Ћќ÷ћјЌ:PLM заключалась в следующем. Ќа машиностроительном предпри€тии, которое придерживаетс€ стратегии не индивидуального изготовлени€ заказов, а мелкой или крупной серии, присутствует высокий уровень унифицированности компонентов Ч детали могут входить в разные сборочные единицы и в абсолютно разные издели€. Ёта степень унифицированности в судостроении очень низка. ќдно и то же изделие здесь используетс€ в разных заказах и зачастую может разрабатыватьс€ и производитьс€ по разным технологи€м, что подразумевает огромный объем технологической работы. ѕрежде всего, это св€зано с тем, что такие издели€ производ€тс€ в разные периоды времени Ч а в разные периоды времени и конъюнктура рынка разна€. я имею в виду закупаемые материалы, требовани€ по выходным характеристикам издели€ и так далее. “о есть на одном серийном, казалось бы, изделии может быть одно, на другом Ч почти то же самое, а вот технологи€ может помен€тьс€. Ёто означает, что дл€ другого заказа нам необходимо перевыпустить техдокументацию на то же самое изделие. „тобы это было возможно в среде Ћќ÷ћјЌ:PLM, пришлось ввести в систему контекст заказа и Ђпрот€нутьї его через весь процесс изготовлени€ технологического документа. —делать это было непросто, но необходимо. Ёто самое большое изменение, которое мы внесли в продукт.

¬о-вторых, нам потребовалось подружить конструкторский контекст с технологическим. я описал ситуацию, когда технологи€ изготовлени€ одного и того же издели€ имеет несколько вариантов, но конструкторска€ часть в этом случае не мен€етс€. Ёто означает, по сути, что у нас есть один конструкторский и некоторое количество технологических объектов. ќни должны быть друг с другом св€заны и зависеть друг от друга. »зменение конструкторского объекта влечет за собой изменение технологии, причем последующего заказа.

—тепень унифицированности в судостроении очень низка. ќдно и то же изделие здесь используетс€ в разных заказах и зачастую может разрабатыватьс€ и производитьс€ по разным технологи€м, что подразумевает огромный объем технологической работы

— ¬≈–“» јЋ№ было попроще Ч система базировалась на той структуре, которую мы уже выстроили в Ћќ÷ћјЌ:PLM. ƒоработки касались в основном структуры хранени€ данных в системе, автоматизации самого процесса коллективной распределенной разработки техпроцессов и отчетных форм. “ак как технологическа€ документаци€ €вл€етс€ основным продуктом, который используетс€ напр€мую в цехе, на конкретном рабочем месте, конкретном станке, она идет вместе с деталью или партией деталей как сопроводительный документ. ¬се это, естественно, на бумаге. ћы плотно взаимодействовали с нашими внутренними и внешними контролирующими органами (военной приемкой, бюро стандартизации, подразделением метрологии и техники безопасности) на предмет доведени€ выпускаемой документации до почти идеального состо€ни€. Ѕыла проделана больша€ работа.

≈ще один специальный модуль к ¬≈–“» јЋ№ закроет в ближайшее врем€ очень интересный блок задач. ѕо нашему заказу был доработан механизм создани€ типовых параметризованных технологических процессов. ≈го иде€ очень проста€. ” нас есть издели€, детали, либо элементы изделий, которые можно считать типовыми, но они могут отличатьс€ некоторым набором входных параметров, например типоразмерами. ¬ызвав типовую технологию и задав на входе набор параметров, мы получаем готовую технологию. —оответственно, скорость разработки технологии вырастает в дес€тки раз. „ем больше типовых технологий, тем выше производительность и качество выпускаемых технологий.

Ћедоколы Ѕалтийский завод

¬ ходе проекта на ЂЅалтийском заводеї специалистами ј— ќЌ был разработан уникальный модуль Ч ј–ћ металлурга. ¬ чем его особенность?
ј.Ќ.: ’орош он тем, что позвол€ет в едином интерфейсе собрать все вариации технологий литейного производства, которые специфичны именно дл€ наших технологий лить€. –анее эти задачи решались в локальных программных продуктах, либо просто пр€мыми расчетами с помощью справочников, Excel и заполнени€ бумажной пустографки в виде технологической карты. ¬се это было перенесено в модуль, который берет данные из —правочника ћатериалы и —ортаменты и Ћќ÷ћјЌа и возвращает снова в Ћќ÷ћјЌ:PLM. ѕостановщиками задачи выступили технологи из литейного производства, и мы даже не особо погружались в процесс Ч программисты ј— ќЌ и технологи договаривались самосто€тельно. ¬ результате получилс€ новый продукт, не идеальный с точки зрени€ структуры данных, но абсолютно нормально работающий и, главное, решающий поставленные задачи.
Ќедавно ј— ќЌ выпустил новую систему ѕќЋ»Ќќћ:MDM, котора€ позвол€ет управл€ть справочниками, классификаторами, стандартами, регламентами и другой информацией в едином интерфейсе и по единым правилам. ќдна из опций продукта Ч многопользовательский ввод данных Ч была реализована в том числе с учетом требований ЂЅалтийского заводаї к работе с Ќ—». ѕочему дл€ вас важен такой функционал?
ј.Ќ.: ” нас на заводе используетс€ много »“-систем, и они должны быть интегрированы на уровне основных справочников. —тратеги€ работы с нормативно-справочной информацией должна быть единой. —ейчас мастер-системой, из которой информационные потоки направл€ютс€ во все подразделени€, €вл€етс€ специализированна€ PDM дл€ судостроени€. ¬се данные из нее попадают в остальные системы, за исключением —правочника ћатериалы и —ортаменты, который мы используем в машиностроительном производстве.

¬ силу того что —правочник ћатериалы и —ортаменты довольно сложен по структуре, наладить бесшовную интеграцию с другими инструментами не так-то просто. »значально предполагалось, что он и должен стать мастер-системой, правильно уложенные данные из которой будут поступать во все остальные места. Ќо дл€ этого необходимо соблюдение двух условий. ƒл€ запуска такой схемы работы нам нужно либо внести туда свои данные и потом их корректировать, либо сразу правильно вводить их вручную и затем пользоватьс€. » при том, и при другом подходе требуетс€ большое количество специалистов, которые бы сели и одновременно начали вносить данные. Ѕез многопользовательского режима эту работу не выполнить. ѕростой пример: за два года интенсивной работы в Ћќ÷ћјЌ:PLM количество элементов в —правочнике ћатериалы и —ортаменты составило около 10 000. ќбщее количество элементов, которые используютс€ на заводе, Ч 50 000. „тобы привести эти объемы в соответствие, должны работать много людей на прот€жении многих мес€цев. Ќадеюсь, MDM поможет нам решить эту задачу.

Ћедоколы Ѕалтийский завод

≈ще немного о перспективах. –асскажите, как будет развиватьс€ проект автоматизации подготовки машиностроительного производства дальше? ≈сть ли конкретные планы?
ј.Ќ.: Ёто даже не планы Ч уже сейчас идет третий этап проекта автоматизации с помощью продуктов ј— ќЌ. √лавна€ цель Ч создание архива конструкторско-технологической документации в Ћќ÷ћјЌ:PLM. ¬ыгл€деть это будет примерно так. ¬ архиве на базе Ћќ÷ћјЌ:PLM будет хранитьс€ вс€ конструкторска€ и технологическа€ документаци€. ¬се изменени€, касающиес€ документации, будут попадать туда же, а наполн€тьс€ архив будет в большинстве случаев автоматизированно из внешних информационных систем Ч как систем проектанта, так и наших инструментов проектировани€ документации, в том числе технологической. Ёто означает, что в архиве будет содержатьс€ большой массив структурированной информации с высокой степенью достоверности. Ёто позволит нам в конечном счете подбирать комплекты документации в совершенно разных разрезах.

Ќу например, дл€ текущего производственного процесса необходимо подобрать всю свежую документацию Ч чертежи, все извещени€ об изменени€х, все оперативные решени€, которые касаютс€ какого-то конструктивного объекта внутри судна. ƒопустим, это помещение внутри судна. ѕомещение, по сути, описываетс€ энным количеством чертежей, по каждому из которых было энное количество изменений и оперативных решений, и каждый из этих документов прошел свою технологическую подготовку. „тобы собрать полный комплект документов на помещение (а он будет довольно увесистым) и предоставить производству, работает масса специалистов. Ётот неудобный и неэффективный процесс ручного подбора, поиска, звонков, пересылок мы сможем полностью исключить с помощью простого инструмента: заходишь, вводишь интересующие теб€ критерии, в разрезе которых нужно подобрать комплект документов, нажимаешь кнопку Ч и он готов в виде набора файлов. ј дальше делаешь, что хочешь: пересылаешь, сохран€ешь, печатаешь, передаешь. ѕон€тно, что доступ к комплекту будет разграничен. Ќо основные задачи, которые требуютс€ дл€ собственного производства, будут решены именно таким образом.

Ѕолее того, ровно така€ же проблема присутствует у наших технологов. „тобы создать технологию производства того или иного объекта или набор технологий, им необходимо подобрать комплект. » начинаетс€ та же канитель. ¬ “ехнической дирекции завода огромна€ команда занимаетс€ подбором, хранением, структуризацией всего этого хоз€йства. Ќа производстве та же ситуаци€. ƒес€тки людей выполн€ют сумасшедшую работу, совершенно непродуктивную, с большим количеством ошибок, которые привод€т к ошибкам в технологии, в производстве. “ак что умный архив, а точнее электронный инструмент, в основе которого лежат данные архива, Ч это наша задача на ближайшие полгода.


ўербинин

ѕавел ўербинин,
руководитель проекта,
ј— ќЌ-—еверо-«апад

–абота в команде

–абота с судостроительной отраслью, конечно, имеет свои особенности. Ќачина€ от терминологии, строительных практик и заканчива€ тем, что два экземпл€ра одного и того же издели€ могут отличатьс€ более чем наполовину. ¬се эти отраслевые тонкости должны учитыватьс€ при автоматизации производственных процессов, что накладывает дополнительные требовани€ к проектной команде, ее компетенци€м. ¬ажнейшей составл€ющей успеха проекта на ЂЅалтийском заводеї, как мне кажетс€, стал опыт всех участников проектной команды Ч и со стороны ј— ќЌ-—еверо-«апад, и со стороны ЂЅалтийского заводаї Ч в реализации амбициозных »“-проектов на предпри€ти€х судостроени€ и машиностроени€: в филиале јќ ЂјЁћ-технологииї Ђѕетрозаводскмашї, ѕјќ Ђ«вездаї (—анкт-ѕетербург), јќ Ђ«–“ќї Ђјлмаз-јнтейї, јќ Ђѕќ Ђ—≈¬ћјЎї, јќ Ђјдмиралтейские ¬ерфиї, јќ Ђ÷ентр cудоремонта Ђ«вездочкаї и других).  аждый проект дает нам новый опыт, знани€ и позвол€ет справл€тьс€ со сложнейшими техническими задачами. ћы учимс€ слаженно работать друг с другом и с различными заводскими службами, решать организационные вопросы, что, по моему опыту, оказываетс€ иногда даже более ценно, чем техническа€ проработка задани€ї.

ј сколько человек сегодн€ работают в Ћќ÷ћјЌ:PLM и ¬≈–“» јЋ№?
ј.Ќ.: јктивно Ч около 100 человек, количество потребителей информации доходит до нескольких сотен. ј скоро будет больше 1000, как только мы запустим третий этап по созданию архива.
–аз уж мы коснулись оптимизации человеческих ресурсов, насколько остро стоит перед ЂЅалтийским заводомї вопрос трудового нормировани€? ¬ чем его специфика?

ƒ. .: Ќормирование работ по судостроению и по машиностроению Ч это совершенно разные подходы. ≈сли с машиностроением все пон€тно: нормативы, потом уточнени€, съем времени, мониторинг оборудовани€, то у судостроени€ есть сво€ специфика. Ќапример, корпусные работы по центральной и бортовой секци€м нормируютс€ от тоннажа. –овно так же, от веса, нормируютс€ работы по изготовлению трубопроводов. „ем крупнее секци€, тем точнее получаетс€ нормирование, как ни странно. ≈сть и другие подходы Ч нормирование от водоизмещени€. ¬се это отраслевые особенности. –аботы в судостроительном процессе, действительно, неодинаковые Ч резка металла, сварка плоских секций, сборка секции в объеме, зачистка швов. ”нифицировать все процессы нормировани€ Ч как машиностроительные, так и судостроительные Ч нельз€.

»так, первые два этапа проекта внедрени€ ѕќ ј— ќЌ завершены. ќт чего, по-вашему, зависит конечный результат, каковы критерии успеха »“-проекта?
ƒ. .:  ритерии успеха комплексной автоматизации Ч глобальные и оттого размытые. ” нас есть цели. ƒл€ их достижени€ мы разбиваем каждую цель на задачи. » вот как раз у задач есть маркеры успешности. ѕоэтому, конечно, в рамках большого проекта автоматизации подготовки производства машиностроительной части на ЂЅалтийском заводеї у нас была масса подпроектов, самые крупные из которых Ч это Ћќ÷ћјЌ:PLM и ¬≈–“» јЋ№. ƒл€ перевода обоих программных продуктов в опытную, а затем и в промышленную эксплуатацию мы формировали перечень необходимых и достаточных условий, которые согласовывались с “ехнической дирекцией, производством, утверждались первым заместителем генерального директора и исполнение которых об€зательно провер€лось. “ак что постановка четких целей и контроль каждой задачи Ч только так это работает.

я не считаю, что кастомизаци€ софта Ч это возврат к самописным инструментам, совершенно нет. ¬опрос в уровне этой кастомизации. √лавное, чтобы продукт позвол€л реализовывать необходимые изменени€ и чтобы была команда, котора€ может их поддерживать.

 акую роль играет состав проектной команды?
ƒ. .: ” нас есть проектна€ команда и руководитель проекта Ч по Ћќ÷ћјЌ:PLM и ¬≈–“» јЋ№ руководителем €вл€етс€ как раз јлександр Ќазаров. Ќесмотр€ на то что он представл€ет »“-подразделение, в его распор€жении всегда есть помощники от “ехнической дирекции и производства. “ак что совещани€ по проекту проход€т, что называетс€, на троих: производство, »“, технологи Ч все заинтересованы в достижении успеха.

ј.Ќ.: ќт проекта к проекту состав команды сильно мен€етс€. ѕо проектам Ћќ÷ћјЌ:PLM и ¬≈–“» јЋ№ люди практически не пересекались. ≈сли решаютс€ вопросы кросс-проектные, то, безусловно, участвуют все, но, как правило, в команду проекта вход€т выделенные специалисты Ч и со стороны бизнес-подразделений это каждый раз новые люди. «ачастую мы сталкивались с тем, что руководитель подразделени€ относитс€ к »“-проекту как к очередной инициативе, которую можно игнорировать, и тогда она умрет сама собой. Ќа первом этапе люди набираютс€ в проект формально, а в процессе становитс€ пон€тно, что кого-то нужно мен€ть. Ѕывает, нет результата, человек может не т€нуть по уровню квалификации или личным качествам, либо людей просто не хватает. ѕреобразовани€ команд идут посто€нно Ч в ходе проекта по ¬≈–“» јЋ№ мы выпускали приказ об изменении состава рабочей группы раза четыре. ¬ нее в том числе попадали и новые люди, которые недавно пришли на завод и вт€нулись.

ƒ. .: Ѕывают очень интересные повороты. Ќапример, самый активный участник команды по Ћќ÷ћјЌ:PLM со стороны “ехнической дирекции получил колоссальный карьерный рост и сумел вырасти с позиции цехового технолога до начальника сектора маршрутных технологий Ч в том числе за счет своей вовлеченности в общее дело.

ј.Ќ.: ¬ общем, самое сложное Ч сдвинуть с мертвой точки рабочую группу.  ак только она начинает генерировать результат, все остальные подт€гиваютс€ сами.


ѕетров

јлександр ѕетров,
куратор ј— ќЌ
по судостроению

—удостроение и ј— ќЌ

¬ насто€щий момент около 80 предпри€тий судостроени€ используют в своей работе решени€ ј— ќЌ Ч более 8 000 лицензий различных программных продуктов. ¬ число заказчиков вход€т Ќ»ѕ“Ѕ Ђќнегаї, јќ Ђѕќ Ђ—≈¬ћјЎї, јќ Ђјдмиралтейские ¬ерфиї, јќ Ђ÷ентр cудоремонта Ђ«вездочкаї, —ѕќ Ђјрктикаї, ѕјќ Ђ«вездаї (—анкт-ѕетербург), —« Ђ¬ымпелї, «еленодольский завод им. √орького и многие другие. –азвивать ѕќ с учетом специфики и потребностей судостроительной отрасли Ч это профессиональный вызов дл€ нас, и мы его с готовностью принимаем. ¬ 2018 году в  ќћѕј—-3D v18 по€в€тс€ новые встроенные инструменты дл€ расчетов по гидродинамике (созданные совместно с компанией “≈—»—, нашим партнером по консорциуму разработчиков инженерного ѕќ), на пор€док вырастет производительность и скорость системы при работе с большими сборками, что, конечно, особенно важно дл€ инженеров судостроителей.  роме того, по€витс€ новый функционал по работе со сложными поверхност€ми (стыковка поверхностей по G-2). ƒополнительные сортаменты дл€ судостроени€, оптимизированные расчеты в —јѕ– “ѕ ¬≈–“» јЋ№ по трудовому нормированию с учетом опыта управлени€ издели€ми верфи в Ћќ÷ћјЌ:PLM и другие отраслевые наработки ј— ќЌ, € уверен, тоже будут прин€ты на вооружение на предпри€ти€х судостроени€ї.


»ллюстрации предоставлены пресс-службой јќ ЂЅалтийский заводї



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

ќбзор новостей:  ќкт€брь

ƒавид Ћевин:

ѕроводишь —јѕ–-форум Ц следовательно существуешь

  • ANSYS: партнЄрство с PTC?
  • јнастаси€ ћорозова жжЄт
  • Ёрик де  ейзер: BricsCAD теперь не клон, а циклон
  • јлександр √оликов: дл€ нашего роста нет никаких ограничений
  • ћаксим Ѕогданов: BIM уверенно мчитс€ по рельсам –ос“»ћ
  • —ергей  ураксин отвечает на вопрос ребром
  • √лава DS SOLIDWORKS: строительству нужен не BIM, а 3DEXPERIENCE
  • NVIDIA: очередной суперкомпьютер с возможност€ми »»

¬се номера       

ѕодписатьс€ на рассылку isicad

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ѕользователь Ц далеко не единственный источник истины дл€ вендора
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2018 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.