¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

21 феврал€ 2019

Ќовые рабочие процессы в проектировании мостов

јлла «емл€нска€, технический эксперт по направлению Ђ»нфраструктураї, Autodesk

јлла «емл€нска€

¬ недавно опубликованном обзоре конкурса AEC Excellence Award 2018 перечислено несколько интересных примеров, демонстрирующих специфику современных больших инфраструктурных объектов: высокую сложность, огромное количество данных, прот€жЄнность, часто стеснЄнные услови€ из-за существующей застройки и городской инфраструктуры, а также большое число участников, согласовывающих сторон и мультидисциплинарность (дороги, мосты, тоннели, архитектура, транспортное моделирование и так далее).

Autodesk понимает, что успех таких комплексных проектов зависит не только от уровн€ автоматизации отдельных задач, но и от того, насколько удобным и быстрым будет взаимодействие внутри большой команды специалистов. ѕоэтому компани€ удел€ет большое внимание развитию рабочих процессов дл€ организации совместной работы.

1. Civil 3D + Revit + Dynamo

ѕервый рабочий процесс фокусируетс€ на св€зке Civil 3D и Revit, двух флагманских продуктов из коллекции Autodesk дл€ проектировани€ и строительства промышленных и гражданских объектов. ¬ Revit проектируют железобетонные и металлические конструкции, разрабатывают архитектурный облик одиночных сооружений, в то врем€ как Civil 3D хорош дл€ работы с линейно-прот€жЄнными объектами, так как позвол€ет отрабатывать изменени€ параметров объекта вдоль оси Ц уширени€, виражи на кривых. ѕродукты построены на разных платформах и предназначены дл€ работы с разными модел€ми, но если в основе Ц одни и те же данные, значит можно выстроить св€зный процесс.
Autodesk новые рабочие процессы

–абочий процесс предполагает выполнение линейной части в Civil 3D и передачу геометрической информации в Revit, где моделируютс€ конструкции и элементы могут быть дополнены необходимой информацией. ¬ общем виде последовательность шагов выгл€дит так:
  • ѕодготовка модели дороги в Civil 3D:
    • проектирование трассы;
    • проектировани€ профил€;
    • создание набора поперечников (конструкций);
    • присвоение кодов (либо в Subassembly Composer в момент создани€ пользовательского элемента, либо при использовании элементов из стандартной библиотеки в момент добавлени€ в конструкцию);
    • создание коридора;
    • экспорт точек коридора в Excel.
  • ќбработка данных коридора в Dynamo:
    • импорт точек коридора как точек Dynamo;
    • создание дополнительной геометрии (если нужно) в Dynamo.
  • —оздание геометрии Revit посредством скриптов Dynamo.
ћост €вл€етс€ частью дороги, и при моделировании его пролЄтов и опор важно, чтобы они были св€заны с плановым и высотным положением оси. «апроектировать искусственное сооружение, расположенное на кривых, напр€мую в Revit Ц не така€ проста€ задача. ј когда ещЄ трасса посто€нно смещаетс€ туда-сюда, ув€зка вручную этих смещений оси со смещением всех остальных линейных элементов моста, путепровода или эстакады становитс€ просто наказанием. ¬от почему важно, чтобы эти линейные элементы генерировались геометрией оси и кодами коридора. ƒл€ этого прекрасно подходит Civil 3D, потому что, в отличие от Revit, он понимает условную систему координат дороги в виде Ђпикет-смещениеї.

ѕару слов о кодах. ≈сли вы используете базовые элементы конструкций, то код точки задаЄтс€ в момент добавлени€ элемента к конструкции либо редактируетс€ потом в свойствах. ≈сли вы строите собственные элементы конструкций в визуальном редакторе Subassembly Composer (что более веро€тно), то код либо жЄстко прописываетс€ в элементе без возможности редактировани€, либо определ€етс€ как параметр.

Autodesk новые рабочие процессы

ѕосле того как вы разобрались с кодированием точек в поперечниках, строим коридор.  огда программа будет вставл€ть конструкции, соседние точки с одинаковыми кодами соедин€тс€ лини€ми, которые и определ€т всю геометрию. “ут важно понимать, что, когда мы запускаем извлечение данных из коридора Civil 3D с помощью инструмента Corridor Points Report на ѕанели инструментов, утилита будет перемещатьс€ в каждый пикет, где вставлена конструкци€, и вытаскивать все закодированные точки, которые в этой конструкции есть.
Autodesk новые рабочие процессы

—оответственно, настраива€ частоту коридора, мы можем управл€ть количеством данных, которые станут исходными дл€ скриптов Dynamo.
Autodesk новые рабочие процессы

»так, у нас есть таблица, представл€юща€ собой описание геометрии дороги по поперечникам. ¬ самом простом варианте это Excel (второй по попул€рности инструмент проектировщика, ха), но может быть любой структурированный файл. ѕример отчЄта по коридору, полученный из Civil 3D:
Autodesk новые рабочие процессы

ƒл€ скриптов Dynamo совершенно не важно, в какой последовательности идут столбцы и сколько их, потому что то, какие цифры что обозначают и как программа должна их понимать, вы определ€ете самосто€тельно. ¬нутри Dynamo есть большое число уже преднастроенных штук, например чтение файлов Excel:
Autodesk новые рабочие процессы

¬от так выгл€дит начало скрипта:
Autodesk новые рабочие процессы

„то в переводе на человеческий €зык означает: Ђќткрой файл Excel вот по такому пути и посмотри в лист с таким именемї. ”злы соедин€ютс€ между собой Ђпроводамиї, чтобы сформировать однозначную инструкцию, что после чего делать. ¬ нашем сценарии после импорта всех точек отчЄта можно восстанавливать геометрию с помощью узлов BeamByCurve (создание балок), PolyCurve (создание замкнутых контуров сечений по точкам) и SolidByLoft (создание твЄрдых тел по сечени€м).
Autodesk новые рабочие процессы

 роме готовых узлов можно пользоватьс€ библиотекой пакетов Ц отлаженных скриптов, решающих те или иные задачи. Ќапример, пакет Dynabridge от Andrzej Samsonowicz можно скачать и использовать как минимум дл€ изучени€.
Autodesk новые рабочие процессы

2. √лавный здесь Ц InfraWorks

¬о втором сценарии драйвером €вл€етс€ InfraWorks Ц приложение дл€ концептуального проектировани€ Ц и это совсем другой подход. —ильна€ сторона InfraWorks и главна€ его отличительна€ особенность заключаетс€ в использовании контекстной модели. ѕроект начинаетс€ не с модели сооружени€ или его элементов, а с воссоздани€ окружающей обстановки: рек, гор, полей и домов.  онечно, ничего революционного в таком начале нет. “ыс€чи лет назад инженеры, начина€ работу над мостом, также первым делом изучали ландшафт, климат и любые другие особенности местности. ѕросто InfraWorks выводит эту работу на принципиально другой визуальный и функциональный уровень. ¬ отличие от больших классических —јѕ–, он прост в освоении и использовании и потому доступен дл€ специалистов из разных отделов. ќн может выступать в качестве платформы как дл€ взаимодействи€ между участниками проектной команды, так и дл€ обсуждени€ решений с согласующими сторонами.
Autodesk новые рабочие процессы

¬ этом рабочем процессе инженер создаЄт модель моста непосредственно в контексте места, собира€ еЄ из параметрических элементов. ¬ изначальной поставке InfraWorks библиотека состоит из очень базовых элементов, но может быть расширена неограниченным числом настраиваемых опор, балок, ограждений, созданных в Inventor. Ётот изначально машиностроительный продукт Ц очень мощный инструмент дл€ трЄхмерного моделировани€, и он идеально годитс€ дл€ подготовки параметрических моделей.  ак и в случае с семействами Revit, практика компаний, внедр€ющих у себ€ BIM, показывает, что этим обычно занимаютс€ выделенные инженеры, хорошо знающие специальность и свободно владеющие софтом. ќни формируют контент, который остальные сотрудники используют в разных проектах.

ѕосле того как концепци€ утверждена, модель моста из InfraWorks отправл€етс€ напр€мую в Revit и детальное проектирование ведЄтс€ именно там. јрмирование, расчЄты, чертежи и спецификации на основе модели Ц это то, что все давно научились делать в Revit на тыс€чах проектов зданий. ѕроблемой долгое врем€ оставалось именно проектирование линейных объектов, и сейчас есть способ с этим разобратьс€. ƒавайте рассмотрим этот рабочий процесс чуть подробнее.

— помощью  онструктора модели получаем модель рельефа и открываем еЄ в Civil 3D. “ам мы можем уточнить модель в месте перехода, использу€ имеющиес€ в распор€жении данные (геодезическую съЄмку, облака точек, да даже растровые подложки). “ам же, в Civil 3D, проектируютс€ трасса и профиль Ц это привычно, там больше инструментов дл€ создани€ точной геометрии, плюс есть проверки на соответствие —Ќ»ѕам. “расса возвращаетс€ в InfraWorks через ѕанель подключени€ данных и остаЄтс€ св€занной с исходным файлом DWG.

Autodesk новые рабочие процессы

“ам, где должен находитьс€ мост, мостовое полотно Ђраскатываетс€ї от пикета до пикета Ц так в модели дороги по€вл€етс€ объект Ђмостї, составл€ющие элементы которого могут быть настроены по отдельности благодар€ расширенному функционалу —оставных дорог.
Autodesk новые рабочие процессы

«десь арка была добавлена как типовой элемент. ¬нутри InfraWorks создать такой элемент не получитс€ Ц он слишком сложный, к тому же требует добавлени€ параметров, поэтому создавалс€ в Inventor. ќтдельно там же проектировались подвески. ќтдельно, во-первых, потому, что добавление их к арке потребовало бы более сложного моделировани€; во-вторых, использование отдельного типового элемента даЄт больше свободы при выборе разных видов. ¬ версии 2019.3 станет возможным типовые элементы объедин€ть в наборы и управл€ть расстановкой с помощью параметров набора.
Autodesk новые рабочие процессы

—оздание BIM-контента или типовых элементов, которые могут быть использованы при проектировании мостов, Ц это ещЄ один новый рабочий процесс, но его € предлагаю рассмотреть отдельно в следующей части.


„итайте также:


¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: „то можно назвать Ђчудо-оружиемї отрасли —јѕ–?
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.