¬аше окно в мир —јѕ–
 
Ќовости —татьи јвторы —обыти€ ¬акансии Ёнциклопеди€ –екламодател€м
—татьи

7 августа 2019

Ёволюци€ проектировани€ объектов железнодорожной инфраструктуры с помощью BIM-технологий Autodesk

јртем ƒурасов

ƒурасов јртем

јртем ƒурасов Ч начальник BIM-лаборатории департамента технического регулировани€ и стандартизации BIM-технологий, ќќќ Ђ»нститут проектировани€ инфраструктуры транспортаї (институт имеет статус BIM-лидера 2019 в области инфраструктуры, присуждаемый Autodesk).
я проектирую железные и автомобильные дороги уже более дес€ти лет, причем последние семь Ц с помощью информационного моделировани€ и продуктов Autodesk Civil 3D, InfraWorks и Revit. «а это врем€ € пришел к мысли, что цифровые технологии и BIM Ц это эволюци€ в проектировании инфраструктурных объектов.

 роме того, занима€сь непосредственно внедрением BIM-технологий и обучением использованию Civil 3D, € обратил внимание на то, что мало кто знаком с современными решени€ми дл€ проектировани€ объектов железнодорожной инфраструктуры. ¬ результате € решил написать статью, основыва€сь на своем опыте применени€ BIM-технологий и программного обеспечени€ Civil 3D. ¬ качестве примера внедрени€ € вз€л практику нашего проектного института.

¬ данной статье пойдет речь о следующем:

  1. ћодуль Ђ∆елезна€ дорогаї
  2. ћодуль Autodesk Subassembly Composer дл€ Civil 3D
  3. Dynamo дл€ Civil 3D
  4. Civil 3D и Revit. CivilConnection 2020
  5. ѕроверка на междисциплинарные коллизии
 ак известно, главным инструментом Autodesk дл€ автоматизации проектировани€ линейных инфраструктурных объектов (в моем случае Ц железных дорог) €вл€етс€ Civil 3D. ќн обладает большим количеством встроенных функций, а также динамическими св€з€ми дл€ черчени€, проектировани€ и создани€ различной документации.

я не буду подробно останавливатьс€ на всех изменени€х, которые были представлены в Civil 3D за эти годы, а только вкратце опишу возможности данной программы дл€ проектировани€ раздела документации Ђѕути железнодорожныеї.

«а последние несколько лет Autodesk интегрировал инструменты проектировани€ железных дорог в его основной функционал. ≈сли у вас есть подписка на 2019 версию, то вы увидите, что на ленте Civil 3D по€вилась вкладка Ђ∆елезна€ дорогаї (Rail). –анее данный функционал необходимо было устанавливать с помощью дополнительных обновлений. —ейчас работать с ним стало намного удобнее и быстрее. ¬се под рукой.

1. ћодуль Civil 3D Ђ∆елезна€ дорогаї

ћодуль Ђ∆елезна€ дорогаї объедин€ет инструменты дл€ проектировани€ таких объектов в одной вкладке. —лева направо каждый инструмент выполн€ет следующие функции (рис. 1):
Autodesk ∆ƒ

–ис. 1. ¬кладка ленты Civil 3D Ђ∆елезна€ дорогаї

ѕанель Ђ“рассаї:

1. Ђ»нструменты создани€ї Ц —оздание трассы железной дороги с помощью инструментов компоновки трасс (команда _AeccCreateRailAlignmentLayout);

2. ЂЌа основе объектовї Ц —оздание трассы железной дороги с помощью выбранных линий, кривых и полилиний (команда _AeccCreateRailAlignEntities).

ѕанель Ђ ромка платформыї:

3. Ђ—оздатьї Ц —оздание кромки платформы из выбранной трассы железной дороги (команда _AeccCreatePlatformEdge);

4. Ђ–едактироватьї Ц –едактирование параметров характерной линии, которые определ€ют кромку платформы (команда _AeccEditPlatformEdge);

5. ЂЁкспортї Ц Ёкспорт данных кромки железнодорожной платформы в формат csv (команда _AeccExportPlatformEdge).

¬ Civil 3D инструментарий создани€ кромок платформы по€вилс€ с установкой обновлени€ Civil 3D 2019.1 Update.  ромка платформы рассчитываетс€ на основе заранее заданных стандартов ширококолейной железной дороги или простой геометрии вагона. ƒалее вы можете вз€ть готовые элементы конструкции, например Ђ∆елезнодорожна€ платформа с двум€ пут€миї (островна€ платформа) Dual_RailPlatform (рис. 2), и в качестве целей использовать созданные характерные линии кромок платформы.

ѕри необходимости вы сами можете создать свои конструкции платформ в Autodesk Subassembly Composer for Civil 3D, например, по “иповому проектному решению є 501-7-014.91 ѕлатформы пассажирские низкие железобетонные, јльбом 1.

Autodesk ∆ƒ

–ис. 2. ѕалитра с примерами элементов конструкций дл€ проектировани€ железных дорог

ѕанель Ђ¬озвышение наружного рельсаї:

6. Ђ–асчетї Ц ќпределение метода вращени€ железной дороги, колеи, а также метода отгона дл€ расчета возвышени€ наружного рельса (команда _AeccCalcEditCant);

7. Ђѕоказать табличный редакторї Ц ¬вод данных, просмотр и редактирование данных возвышени€ наружного рельса дл€ каждой кривой (команда _AeccCallCantTabularViewOnAlign);

8. Ђ—оздать вид возвышени€ наружного рельсаї Ц определение компонентов дл€ создани€ вида возвышени€ наружного рельса (команда _AeccCreateCantView).

ѕанель Ђѕереездї (имеетс€ в виду Ђ∆елезнодорожный съездї):

9. Ђ—оздатьї Ц —оздание трассы и стрелочных переводов дл€ соединени€ двух параллельных железнодорожных путей (команда _C3D_RailConnection);

10. Ђ–едактироватьї Ц »зменение стрелочных переводов, трассы и меток созданных съездов (команда _C3D_RCEdit);

11. Ђ—теретьї Ц ”даление съездов из чертежа (команда _C3D_RCErase).

ѕанель Ђ—трелкаї (—трелочные переводы)ї:

12. Ђ—оздатьї Ц —оздание стрелочного перевода и трассы железной дороги с ответвлением от указанной трассы (команда _C3D_TurnOut);

13. Ђ–едактироватьї Ц »зменение стрелочного перевода, трассы железной дороги и маркировки созданных стрелочных переводов (команда _C3D_TurnOutEdit);

14. Ђ—теретьї Ц ”даление стрелочного перевода из чертежа (команда _C3D_TurnOutErase).

—ледует учитывать, что инструменты Ђ—трелочные переводыї и Ђ—ъездыї выполнены по нормам —Ўј, а не по российским. “ак что без знани€ €зыков программировани€ вам не обойтись. ѕоэтому мы дали задание нашему программисту по разработке данного функционала с учетом наших норм. ¬ результате мы создали удобный дл€ проектировани€ и, в первую очередь, правильный функционал под наши региональные стандарты (рис. 3Ц4), в который заложили вставку стрелочного перевода с выбором следующих параметров:

  • “ип стрелки Ц обыкновенный, симметричный, несимметричный;
  • ѕроектный или существующий;
  • “ип перевода Ц автоматический или ручной;
  • ћарка крестовины Ц 1/11, 1/9, 1/6, 1/18;
  • ѕроект Ц 2750, 2726, 2768, 2882, 2764, 2830, 2751, 2771, 2773 и др.;
  • “ип рельса Ц –65, –50.
Autodesk ∆ƒ

–ис. 3. ѕанель на ленте Civil 3D Ц —трелочные переводы

ћожно вводить номер стрелочного перевода и различные параметры и примечани€ (рис. 4).
Autodesk ∆ƒ

–ис. 4. »нструментарий создани€ стрелочных переводов по нормам –оссии

–асстановка стрелочных переводов

— помощью команды Ђѕросмотр свойств стрелочных переводовї (см. рис. 5) можем:

  • просматривать различные параметры созданных стрелочных переводов в модели;
  • выполн€ть фильтрацию по различным свойствам;
  • выполн€ть выбор и зуммирование требуемого стрелочного перевода;
  • выполн€ть экспорт данных по стрелочным переводам в Excel;
  • выполн€ть редактирование марки крестовины стрелочного перевода.

ѕросмотр свойств стрелочных переводов

 орректировка марки крестовины стрелочного перевода

Autodesk ∆ƒ

–ис. 5. »нструментарий дл€ просмотра параметров стрелочных переводов

— помощью созданной команды Ђ¬едомость стрелочных переводовї (рис. 6) автоматически получаем таблицу существующих или проектируемых стрелочных переводов по √ќ—“ 21.702-2013 —ѕƒ—. ѕравила выполнени€ рабочей документации железнодорожных путей.
Autodesk ∆ƒ

–ис. 6. »нструментарий дл€ создани€ ведомостей стрелочных переводов по нашим региональным нормам

—оздание ведомости стрелочных переводов железнодорожной станции

ѕанель Ђ“аблицаї:

15. “аблица стрелок Ц размещение табличной информации, относ€щейс€ к железнодорожным стрелкам в чертеже.

ѕанель Ђ омпонентыї:

16.  аталог стрелок Ц отображение библиотеки доступных стрелочных переводов и съездов.

17. Ёлементы конструкций Ц открытие палитры инструментов с конструкци€ми дл€ создани€ железной дороги.

2. ћодуль Autodesk Subassembly Composer дл€ Civil 3D

ѕриложение Autodesk Subassembly Composer for Civil 3D (далее Subassembly Composer) устанавливаетс€ вместе Civil 3D. ќно используетс€ дл€ создани€ элементов в дополнение к стандартным конструкци€м, которые имеютс€ в Civil 3D.

Subassembly Composer предоставл€ет простой в использовании интерфейс дл€ визуального создани€ сложных конструкций, при этом не требует глубокого знани€ программировани€. — продуманностью и изобретательностью пользователи могут создавать конструкции дл€ решени€ своих конкретных задач, в соответствии со своими нормами, которые могут примен€тьс€ снова и снова после их импорта в Civil 3D Ц начина€ от элементов верхнего и нижнего строени€ пути и заканчива€ рельсами, шпалами, скреплени€ми, укреплени€ми откосов, платформами.

ѕри установке Civil 3D в комплекте есть семь примеров конструкций дл€ проектировани€ железных дорог (рис. 2):

  • ∆елезнодорожна€ платформа с двум€ пут€ми (островна€ платформа);
  • ¬нутренний элемент конструкции многоколейного пути;
  • Ћевый элемент конструкции многоколейного пути;
  • ¬озвышение наружного рельса двухколейной железной дороги с дополнительными сло€ми;
  • ∆елезнодорожна€ платформа;
  • ¬озвышение наружного рельса одноколейной железной дороги с дополнительными сло€ми;
  • ѕравый элемент конструкции многоколейного пути.
Ќо следует учитывать, что эти конструкции выполнены не по нашим региональным стандартам.  ак € писал ранее, дл€ того чтобы создавать собственные конструкции, необходимо примен€ть программу Subassembly Composer.

“ак мы и сделали. Ќаша BIM-Ћаборатори€ по заказу производственного отдела Ц —ектора железных дорог Ц создала различные конструкции и инструкции к их применению согласно следующим основным типовым решени€м и нормативной документации:

1) —ери€ 4.501-122 —ери€ 4.501-122 ѕоперечные профили земл€ного полотна железных дорог колеи 1520 мм;

1.1) ¬ыпуск 0-1. Ќовые железные дороги (материалы дл€ проектировани€);

1.2) ¬ыпуск 0-2. ¬торые пути (материалы дл€ проектировани€);

2) —ѕ 32-104-98 ѕроектирование земл€ного полотна железных дорог колеи 1520 мм;

3) јльбом чертежей верхнего строени€ железнодорожного пути;

4) јльбом конструкций креплений откосов земл€ного полотна железных и автомобильных дорог общей сети ———–. јльбом инв. є750.

Ѕыла проделана больша€ работа со специалистами сектора, чтобы учесть все технические подробности проектировани€. ¬ конструкции были заложены сотни различных параметров, чтобы проектировщик мог в любой момент внести изменени€ в конструкцию. ѕримеры созданных конструкций представлены на рис. 7Ц9.

Autodesk ∆ƒ

–ис. 7.  онструкци€ верхнего строени€ пути, выполненна€ в Subassembly Composer, дл€ однопутного участка пути с дерев€нными или железобетонными шпалами, с возможностью расчета возвышени€ наружного рельса в кривом участке пути

Autodesk ∆ƒ

–ис. 8.  онструкци€ земл€ного полотна, выполненна€ в Subassembly Composer. ќн позвол€ет определ€ть наличие берм, геоматериалов, срезку торфа, расчета осадки насыпи и прочих параметров

Autodesk ∆ƒ

–ис. 9.  онструкци€ рельса с учетом всех геометрических размеров, выполненна€ в Subassembly Composer

ѕриходько
¬€чеслав ѕриходько, ведущий инженер —ектора железных дорог отдела транспортной инфраструктуры института ќќќ Ђ»ѕ»“ї:

¬ процессе работы мы заложили в конструкции сотни различных параметров. Ќапример, добавлена возможность расчета возвышени€ рельса как вручную, так и в автоматическом режиме. ћожно выбирать тип рельса Ц –65 или –50; тип шпалы Ц железобетонные или дерев€нные; тип скреплений и много других измен€ющихс€ при проектировании параметров. Ёто позволило нам автоматизировать создание поперечных профилей, быстро выполн€ть вывод объемов работ, в более короткие сроки выпускать проектную и рабочую документацию по проектированию железнодорожных объектов по нашим стандартам. ј самым необыкновенным было знакомство с Autodesk Vehicle Tracking и Dynamo for Civil 3D. ¬озможности данных программ как раз пригодились нам при выполнении различных задач.

Autodesk ∆ƒ

–ис. 10. »зображение экрана Civil 3D с выводом TIN-поверхности, поперечных профилей, плана и 3D-модели земл€ного полотна и верхнего строени€ пути

ўербак ≈катерина
≈катерина ўербак, инженер 2-й категории —ектора железных дорог:

–уководство института как-то поставило нам интересную задачу Ц с помощью попикетного метода расчета вы€снить, насколько BIM-технологии повышают точность расчета объемов земл€ных работ по сравнению со стандартными методами. ћы проконсультировались с јртемом ƒурасовым, чтобы узнать, как эту задачу можно сделать в кратчайшие сроки и с большой точностью рассчитать объемы земл€ных работ. ƒл€ этого мы построили коридор в Civil 3D из конструкций, созданных ранее в Subassembly Composer. «атем разделили коридор на пикеты по сто метров, извлекли поверхности из коридора. —ледующим шагом был расчет объемов с помощью пульта управлени€ объемами. ¬ычисление происходит путем сравнени€ двух поверхностей: базовой (÷ћћ) и поверхности сравнени€ (проектной поверхности земл€ного полотна). ѕри этом расчете учитываютс€ все неровности земл€ного полотна, которые засн€ли с помощью лазерной геодезической съемки. ¬ результате мы вы€снили, что строительной организации дополнительно на одном километре пути необходимо было привезти за свой счет 8439 м3 дренирующего грунта, а это в исчислении 2019 года около 8 млн рублей.

»спользование метода вычислени€ объЄмов путЄм сравнени€ поверхностей коридора даЄт более точный вариант за счЄт использовани€ большего количества исходных данных, но такой расчЄт нельз€ приложить в качестве основы дл€ экспертизы. ” эксперта должна быть возможность проверить расчЄт на любом пикете, как это делалось раньше, когда ещЄ не было программного обеспечени€ и высокоточного лазерного оборудовани€, а были карандаш, счЄты, планиметр, курвиметры.

≈сли необходимо включить более точные объемы земл€ных работ в сметную документацию, поперечные сечени€ стоит сделать чаще Ц не через 100 метров, а, например, через 10.


“аблица 1. –езультат расчета отклонени€ объЄмов земл€ных работ стандартным методом и по информационной модели объекта в Civil 3D


ѕ  –асчет стандартным методом –асчет объемов в BIM-модели –азница между расчетом объемов стандартным способом и с помощью BIM-модели
ќбъем насыпи на ѕ , м3 ќбъем насыпи на ѕ , м3 –азница в м3 –азница в %
5618 39155.00 39105.00 +50.00 +0.1277
5619 42905.00 42377.16 +527.84 +1.2303
5620 38393.00 42641.38 -4248.38 -11.0655
5621 34660.00 34763.62 -103.62 0.2990
5622 31466.00 32822.96 -1356.96 -4.3125
5623 27542.00 29801.32 -2259.32 -8.2032
5624 23676.00 24702.03 -1026.03 -4.3336
5625 20079.50 20090.30 -10.80 -0.0538
5626 17010.00 17031.83 -21.83 -0.1283
5627 13460.50 13450.72 +9.78 +0.0727
»того: 288347.00 296786.32 -8439.32 -3,6


¬ результате применени€ модул€ Subassembly Composer и Civil 3D вы сможете автоматизированно выпускать документацию по вашим региональным требовани€м, а также динамично вносить изменени€ в случае необходимости.

3. Dynamo дл€ Civil 3D

—ледующее в моем обзоре Ц это Dynamo дл€ Civil 3D. ƒанна€ платформа предназначена дл€ визуального (графического) программировани€, с помощью которого можно автоматизировать различные повтор€ющиес€ задачи в Civil 3D. Dynamo еще больше расшир€ет возможности Civil 3D, обеспечива€ доступ к Civil 3D API в более пон€тной форме дл€ пользовател€, не владеющего €зыками программировани€.

ѕричины, по которым стоит начать изучать и использовать Dynamo дл€ Civil 3D в своей де€тельности:

  1. јвтоматизаци€ повтор€ющихс€ задач;
  2. ƒоступ к данным Civil 3D;
  3. ѕреобразование данных Civil 3D под собственные нужды;
  4. »сследование нескольких вариантов решений;
  5. Ёкспорт данных из программы;
  6. —в€зь с другими программами;
  7. ƒоступ практически к любым сторонним приложени€м, имеющим API-интерфейс;
  8. –асширение возможностей программного обеспечени€.
  тому же платформа бесплатна.

ћен€ часто спрашивают, где скачать Dynamo дл€ Civil 3D, где находитс€ на ленте команда Dynamo дл€ Civil 3D или как работает Dynamo дл€ Civil 3D.

 ак установить Dynamo дл€ Civil 3D
Dynamo дл€ Civil 3D устанавливаетс€ отдельно от Civil 3D 2020 с помощью приложени€ Autodesk дл€ ѕ  или учетной записи на портале Autodesk Account. ѕосле установки команды Dynamo отображаютс€ на вкладке ленты Ђ”правлениеї в Civil 3D (рис. 11).

Ѕолее подробную информацию вы можете прочитать в справке по Autodesk Civil 3D 2020, перейд€ в раздел ЂAutodesk Dynamo дл€ Civil 3Dї.

Autodesk ∆ƒ

–ис. 11. ќткрытие окна Dynamo на ленте вкладки Ђ”правлениеї

 ак работает Dynamo дл€ Civil 3D
ќб этом € расскажу на примере использовани€ Dynamo дл€ Civil 3D при проектировании железных дорог. Ќо сперва давайте рассмотрим основные пон€ти€ и типичные рабочие процессы в Dynamo.

ќбычно дл€ программировани€ дополнительных возможностей к решению необходимо писать код, который требует серьезных знаний в области программировани€. ѕоэтому либо приглашаетс€ опытный программист, либо инженеру приходитс€ тратить много времени на простые повтор€ющиес€ процессы.

Ќо теперь разработчики Dynamo создали своего рода блоки (nodes), выполн€ющие определенные операции и не требующие написани€ сложного кода. —оедин€€ эти ноды друг с другом в определенном пор€дке, вы определ€ете им отношени€ и последовательность действий, которые и составл€ют пользовательские алгоритмы. — их помощью можно производить обработку данных, создавать геометрию, производить экспорт и импорт данных Ц и все это в реальном времени без написани€ сложного кода. ¬ результате совокупность нодов создает пон€тные правила, по которым и будет работать программа.

ј если необходимо создать свой собственный алгоритм или скрипт, которого нет в списке готовых нодов? ƒл€ этого можно написать скрипты на €зыке Design Script и IronPython, что надел€ет Dynamo еще большими возможност€ми.

Ќоды имеют входы (Input) и выходы (Output). ¬ыходные данные из одного нода к другому как бы перетекают через Ђпроводаї (св€зи). –езультатом €вл€ютс€ графически представленные действи€, необходимые дл€ достижени€ определенного результата.

Autodesk ∆ƒ

–ис. 12.  раткое описание построени€ визуальной программы в Dynamo

ј теперь давайте рассмотрим три примера применени€ Dynamo на практике проектировани€ железных дорог.
ѕервый пример: –аскладка шпал по оси трассы
ƒанна€ задача заключаетс€ в том, чтобы разложить 3D-блоки шпал с заданной эпюрой Ц 2000 штук на километр. — помощью команды Ђќпределить наборы характеристикї к каждой шпале была прив€зана и проектна€ информаци€ по таким техническим параметрам, как размеры, нормативна€ документаци€, номер пути и эксплуатационные характеристики.

Ќапример, в моем примере Ц 3754 штук шпал на участке (рис. 13). ƒлина участка Ц 1876.88 м. ¬ результате с помощью нодов, представленных в Dynamo дл€ Civil 3D, € собрал программу дл€ раскладки шпал по определенной траектории и Z-координате. » данна€ задача у мен€ зан€ла менее одной минуты.

√де это может пригодитьс€? ¬ своей практике мне часто приходилось раскладывать поэлементно горловины станций. Ќужно каждую шпалу разложить вручную, а также выводить объемы по типам примен€емых шпал в ведомость объемов работ. — данным инструментом раскладка производитс€ намного быстрее. ƒела€ это вручную, даже с использованием массивов и извлечением атрибутов, € мог потратить на эту задачу дес€тки часов. “еперь, име€ скрипт Dynamo, € выполн€ю раскладку за 10 минут.

 роме этого, можно выполнить нумерацию каждой шпалы отдельно, вывести координаты по каждой из них и по их количеству. ѕри необходимости шпалы, рельсы и скреплени€ можно сгруппировать в рельсо-шпальную решетку длиной по 25 метров, а также вывести необходимые данные в таблицу Excel.

 ратко опишу созданный алгоритм в Dynamo (рис. 14):

  1. ”казываем, что работаем с текущим чертежом.
  2. ѕроизводим выбор коридора по указанному имени коридора.
  3. ѕолучаем список всех базовых линий в коридоре.
  4. ѕолучаем список всех областей базовой линии.
  5. ѕолучаем значение начального и конечного пикета области.
  6. —оздаем последовательность чисел в заданном диапазоне. ¬ моем случае это 0.5. ≈сли один километр поделить на эпюру шпал, то получим, что центр шпалы располагаетс€ через полметра.
  7. ѕолучаем систему координат по ранее созданной последовательности чисел. ¬ моем случае это пикеты базовой линии.
  8. ѕроизводим вставку 3D-блока шпалы в определенный слой по заданным координатам и углу поворота блока относительно оси пути.
ќднако стоит иметь ввиду, что данный пример не учитывает возвышение наружного рельса в кривом участке пути. я думаю, вас не затруднит разработать свой собственный алгоритм на основе примеров, приложенных к программе, и создать то, что необходимо.  роме того, вы можете создать совсем другую логику алгоритма раскладки шпал. ћой пример не постулат.

—качать примеры файлов Dynamo вы можете по данной ссылке.

Autodesk ∆ƒ

–ис. 13. ÷ифрова€ модель железнодорожного пути, созданна€ в Civil 3D

Autodesk ∆ƒ

–ис. 14. јлгоритм раскладки шпал вдоль оси трассы железной дороги

–аскладка шпал вдоль оси трассы железной дороги

¬торой пример: –аскладка скреплений по оси трассы
Ётот пример похож на раскладку шпал. ќн отличаетс€ только тем, что раскладка подкладок производитс€ на определенном смещении слева и справа от оси трассы.

–азмеры смещени€ € вычисл€ю с помощью нодов, которые получают список всех конструкций на указанных пикетах, а затем всех параметров и значений из конструкции. ƒалее самосто€тельно указываем индекс элемента из полученного списка параметров и вводим это значение дл€ показател€ смещени€.

–аскладка подкладок вдоль оси трассы со смещением

“ретий пример: Ёкспорт координат пикетов трассы в Excel
— данной задачей очень часто приходитс€ сталкиватьс€ тем, кто выполн€ет проектирование оси трассы. ј этот пример поможет выполн€ть экспорт координат трассы по определенному диапазону в Excel.

 ратко опишу созданный алгоритм визуальной программы в Dynamo (см. рисунок 15):

  1. ”казываем, что работаем с текущим чертежом.
  2. ѕроизводим выбор трассы по указанному имени.
  3. ѕолучаем значение начального и конечного пикета трассы.
  4. ƒалее создаем последовательность чисел в заданном диапазоне. ¬ моем случае это 100. ѕикет равен 100 метрам.
  5. ƒалее получаем систему координат по ранее созданной последовательности чисел, в моем случае через 100 метров вдоль оси трассы.
  6. ѕолучаем координаты точек по X и Y оси трассы и значение пикета.
  7. ѕроизводим запись данных в формате электронной таблицы Excel.
Autodesk ∆ƒ

–ис. 15. Ќод дл€ записи данных в Excel

Ёкспорт координат пикетов трассы в Excel

4. ѕакет нодов CivilConnection 2020 дл€ св€зи Civil 3D с Revit

—ледующий интересный пример св€зки программного обеспечени€ Ц это применение пакета CivilConnection 2020 дл€ Dynamo for Revit (рис. 18). ƒанный пакет позвол€ет производить обмен информацией между Civil 3D, Dynamo и Revit. ≈го по€вление позвол€ет более тесно ув€зать инфраструктурное проектирование с архитектуно-строительным проектированием.

¬ пакете CivilConnection имеютс€ ноды дл€ получени€ данных из трасс, конструкций, коридора, характерных линий, профил€, вида профил€ и еще много других инструментов, на которые рекомендую обратить внимание.

ѕример из практики BIM-инженера:

¬ процессе проектировани€ объекта была поставлена задача: оптимизировать земл€ные работы, вывести данные и статистику по высотам насыпи. Ёта информаци€ должна динамично выводитьс€ после изменени€ проектного продольного профил€. ¬ этом случае нам помог пакет CivilConnection 2020 дл€ Dynamo for Revit. ћы собрали из нодов алгоритм, который выводит данные отметок по проектному продольному профилю и по профилю черной земли. — помощью математических нодов получили разницу на каждом пикете и переломе профил€ Ц так называемые рабочие отметки. ƒалее с помощью нодов сортировки выполнили сортировку данных по высоте. «атем данные выводились автоматически в Excel. ќни размещались в облачном хранилище, где с ними работал руководитель проекта и вносил свои замечани€.

Autodesk ∆ƒ

–ис. 18. ѕакет нодов CivilConnection 2020 дл€ св€зи Civil 3D с Revit

5. ѕроверка на междисциплинарные коллизии

—ледующа€ очень важна€ BIM-задача Ц это проверка на междисциплинарные коллизии.

— помощью продукта Navisworks €, как начальник BIM-лаборатории, об€зательно выполн€ю проверку проектов на междисциплинарные коллизии и вывожу это все в отчет.

 ак показала практика, ручна€ проверка большого количества разделов занимает много времени и трудозатрат. » не факт, что все коллизии удастс€ найти. ¬ результате кака€-нибудь из них может привести к большим непредвиденным затратам.

¬ качестве примера € покажу проверку на междисциплинарную коллизию между земл€ным полотном железнодорожного пути и опор линии электропередач (рис. 19). ¬ данном случае опоры должны были находитьс€ не ближе 20 метров от низа откоса насыпи.

»нструмент Navisworks Ђƒиспетчера конфликтовї (Clash Detective) позволил нам выполн€ть поиск по всей модели проекта и еще на ранних этапах проектировани€ вы€вл€ть взаимодействи€ (конфликты) между различными разделами проекта.

Autodesk ∆ƒ

–ис. 19. ¬ы€вленные с помощью Autodesk Navisworks междисциплинарные коллизии между земл€ным полотном железнодорожного пути и опорами линии электропередач с назначенным допуском 20 метров

¬ заключение

“ак все-таки происходит ли сейчас эволюци€ проектировани€ железных дорог? — моей точки зрени€ Ц да. ќсновной продукт Autodesk дл€ проектировщиков объектов транспортной инфраструктуры, Civil 3D, за последние два года существенно нарастил функционал в части ∆ƒ.  ак давний пользователь продукта, € хорошо вижу эти изменени€ и отмечаю качественные сдвиги в сторону интеграции Civil 3D и Revit. Ёто очень важно в инфраструктурных проектах, где взаимодействует большое число смежников и необходимо посто€нно провер€ть междисциплинарные коллизии при ув€зке линейной и архитектурно-строительной части в трехмерном пространстве.

ѕоддержка визуального €зыка программировани€ Dynamo дл€ Civil 3D Ц ещЄ одно доказательство в пользу того, что проектирование действительно эволюционирует. Ёто принциально новый уровень автоматизации проектировани€. ¬ нашем проектном институте мы уже начали изучать способы применени€ Dynamo дл€ железнодорожной инфраструктуры, так как видим в этом возможность ускорить выпуск документации, повысить качество создани€ информационных моделей и точность расчета объемов работ и материалов.



¬акансии:

јктуальное обсуждение

RSS-лента комментариев

-->

ƒавид Ћевин
ƒавид Ћевин
ќт редактора: ќднажды на isicad.ru: искусство легких касаний темы искусственного интеллекта в —јѕ–
ѕроект ЂЌародное —јѕ–-интервьюї

—лучайна€ стать€:

isicad Top 10

—амые попул€рные материалы

   ‘орумы isicad:

isicad-2010 isicad-2008
isicad-2006 isicad-2004

ќ проекте

ѕриглашаем публиковать на сайте isicad.ru новости и пресс-релизы о новых решени€х и продуктах, о проводимых меропри€ти€х и другую информацию. јдрес дл€ корреспонденции - info@isicad.ru

ѕроект isicad нацелен на

  • укрепление контактов между разработчиками, поставщиками и потребител€ми промышленных решений в област€х PLM и ERP...
ѕодробнее

»нформаци€ дл€ рекламодателей


¬се права защищены. © 2004-2019 √руппа компаний «Ћ≈ƒј—»

ѕерепечатка материалов сайта допускаетс€ с согласи€ редакции, ссылка на isicad.ru об€зательна.
¬ы можете обратитьс€ к нам по адресу info@isicad.ru.